Конспект НОД «Витаминная семья».
Цель:
формирование у детей потребности в здоровом образе жизни и правильном (в том числе, витаминизированном) питании.
Задачи:
1.Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека;
2. Познакомить с понятиями «витаминизированное питание»; с полезными продуктами, в которых содержатся витамины;
3. Развиваем познавательный интерес, воображение, мелкую моторику, умение выделять правила здорового питания;
4. Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих, стремление вести здоровый образ жизни, употреблять в рацион питания «здоровую» пищу.
Предварительная работа:
1.Разучивание стихов, пословиц, поговорок;
2. Беседа, рассматривание иллюстрации, использование дидактических игр;
Оборудование:
1. Набор иллюстраций - “Продукты питания”
2. Плакат «Витамины»;
3. Куклы из кукольного уголка;
4. Книги, иллюстрации о питании, витаминах.
Активизация словаря: витамины, «правильное» питание, «здоровое» питание, «витаминизированное» питание.
Структура занятия и методические приёмы по структуре:
1. Начало занятия. Методические приёмы: беседа, поговорка, рассказ.
2. Ход занятия. Методические приёмы: беседа, рассказ, пословицы, напоминание, игра.
3. Итог занятия. Методические приёмы: беседа, похвала.
Подготовка воспитателя:
1. С.Н. Николаева «Юный Эколог».
2. Э. Н. Вайнер «Валеология», 2001.
3. Конспект занятия «Витамины и здоровый организм»
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня такое красивое, солнечное утро, что мне вспомнились стихи:
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
Подскажите мне, пожалуйста, а какое волшебное слово говорят при встрече?
Ответы детей (здравствуйте, доброе утро, привет)
Воспитатель: А вы всегда здороваетесь со своими со своими друзьями, знакомыми, родственниками? Может быть, кто-то зашёл сегодня в группу и забыл поздороваться? Давайте исправим это и скажет всем «Здравствуйте»!
Воспитатель: А знаете, вы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали «Здравствуйте!», «Здоровья желаю!».
Русская народная поговорка говорит:
«Здороваться не будешь, здоровья не получишь!»
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какого человека вы считаете здоровым?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а вы умеете беречь свое здоровье?
Я вот каждое утро делаю зарядку и умываюсь холодной водой.
Что вы делаете, чтобы быть здоровыми? Как заботитесь о нем?
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы! Я рада, за вас, вы умеете заботиться о своем здоровье!
Для нашего здоровья необходимо здоровое питание. Как вы думаете, для чего необходима человеку пища?
Ответы детей.
Воспитатель: Чтоб быть сильным, здоровым, бодрым, еда дает всем живым существам строительный материал для роста, снабжает их энергией. Эта энергия согревает нас, приводит в движение сердце, мышцы, заставляет работать мозг.
Воспитатель: Без еды мы не можем расти, двигаться, сохранять тепло, поправляться после болезни и вообще жить.
Нам нужно очень много разнообразной пищи, чтобы быть здоровыми. Для того чтобы вы росли крепкими и здоровыми, вам необходимо употреблять разнообразную пищу, а не только сладкое и вкусненькое. Это называется «правильным», или «здоровым питанием». С этим мы с вами разобрались!
А подскажите, а что же такое «витаминизированное питание»?
Ответы детей.
Воспитатель: «Витаминизированное питание» - это еда, богатая витаминами!
Ребята, сегодня мы поговорим с вами про Витамины и выясним их значение для здоровья человека!
Я принесла с собой некоторые продукты питания.
(Воспитатель вносит корзину с продуктами)
Давайте рассмотрим их и найдём те, в которых есть витамины? Для этого я приглашаю вас подойти ко мне.
(В корзине лежат – тыква, помидоры, огурцы, лук, зелень (петрушка, укроп), морковь, свекла, перец болгарский, картофель, бананы, лимоны, яблоки, груши, чёрный хлеб, Кола, конфеты, сухофрукты).
Дети с воспитателем рассматривают продукты из корзинки.
Воспитатель:
Кто такие витамины?
Для чего проникли в лук,
В молоко и в помидоры,
В черный хлеб, в морковь, в урюк?
Рассмотрю-ка их в картошке,
Через дедовы очки
(Дети одевают очки без стёкол, берут лупу)
Кто они? Соринки? Мошки?
Человечки? Паучки?
Может в перце и петрушке,
Незаметные на взгляд,
Очень маленькие пушки
По бактериям палят?!
Если так, то Витамины
Мне нужны наверняка -
Съем на полдник мандарины,
На ночь выпью молока!
Воспитатель: Дети, подскажи мне, так что же такое витамины?
Дети: Ответы (предположения, догадки)
Воспитатель: Во многом, вы правы! Витамины — это такие полезные компоненты, которые жизненно необходимы каждому человеку, но они не видны человеческому глазу. И даже если мы оденем очки и возьмём лупу, мы витамины не увидим. В это мы с вами убедились?
«Вита» в переводе с греческого означает жизнь, значит витамины очень ценные вещества.
Витамины - ценные вещества,
Без них мы никуда.
Чтоб здоровым, сильным, крепким быть,
Нужно с витаминами дружить.
Воспитатель: Мы с вами будем дружить с витаминами?
Обязательно будем!
Воспитатель: Витамины живут в продуктах питания. У витаминов, так же как и у людей, есть свои имена.
Я предлагаю вам сейчас познакомиться с дружной Витаминной семьёй!
Будем знакомиться?
(Воспитатель рассаживает 5 кукол на стульчики в центре группы перед детьми)
Воспитатель: Дети, как вы думаете кто это?
Ответы детей (куклы).
Воспитатель: Всё верно. Это наши с вами куклы, но не простые, а волшебные. Этой ночью все витамины детского сада из кухни узнали про нашу с вами сегодняшнюю встречу и попросили кукол поподробнее рассказать детям про витамины. Ведь витамины не могут разговаривать с людьми, а с игрушками могут.
Как вы думаете, куклы согласились помочь витаминам?
Воспитатель: Ну, конечно, согласились! Ведь все игрушки на свете, в том числе куклы нашего сада, вас – детей, очень сильно любят и ценят!
Воспитатель: Но вы спросите меня, как же мы услышим кукол? Если хорошенько прислушаться… (палец у рта!), ты обязательно услышим! Не знаю, как вы, а вот я отлично слышу наших кукол, потому что с утра съела много витамин! Вы пока прислушивайтесь, а я начну наше знакомство!
Итак, перед нами Витаминная семья:
Это Витамины А, В, С, Д и Е.
Красивые имена, правда?
Воспитатель: Что бы мы с вами смогли узнать, кто какой витамин, послушайте меня сейчас внимательно! Когда я буду называть продукты питания вы по очереди по 3 человека, будете выкладывать продукты из нашей с вами корзины перед куклами.
В процессе прочтения стихотворения, Воспитатель показывает на одну из кукол.
Витаминов много - всех не перечесть,
Но самые главные среди них есть.
Без них не может организм существовать,
Учиться, работать, отдыхать.
Витамин С - аскорбиновая кислота, (Кукла в жёлтом платье)
Польза организму от нее велика.
Она иммунитет повышает,
Болезни прочь прогоняет.
Витамин С есть в фруктах,
Он есть и во многих овощах.
Шиповник, сладкий перец, черная смородина -
главные источники,
А еще облепиха, яблоки и лимончики.
Витамин А нужен для зрения, (Кукла в красном платье)
Для нормального организма состояния.
Много его в рыбе и морепродуктах,
А также в красных, оранжевых,
Овощах и фруктах.
В морковке, тыкве, помидорах,
Петрушке, перце, абрикосах.
Витамин В, (Кукла в голубом платье)
Такой полезный господин.
Он все системы человека укрепляет,
Память отличную сохраняет.
Много его в гречке, картошке и бобах,
В грецких орехах, рисе, овощах.
Кушайте смородину, фасоль, шпинат,
Бананы, мясо, рыбу и яйцо.
И не будет болеть у вас ничего.
Витамин Д укрепляет зубы, кости, (Кукла в оранжевом платье)
Отгоняет от нас все напасти.
Употребляйте рыбу, яйца и икру.
Располагайте свой организм к добру.
Витамин Е укрепляет наш организм, (Кукла в зелёном платье)
Защищает от болезней и прочих катаклизм.
Замедляет процессы старения,
Предупреждает болезней сердца развитие.
Кушайте мясо, яйца, молоко, орехи,
Зелень, черешню, бобы и злаки.
Воспитатель: Вот какие вы внимательные! Всё верно разложили!
Ребята, а что у нас осталось в корзинке, давайте посмотрим!
А как вы думаете, в Пепси и конфетах витамины есть? И считаются ли они полезными продуктами?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, нет, в них очень много сахара, много химии, которые разрушают зубы, плохо воздействуют на наш организм и появляются различные заболевания.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Что полезно, а что вредно».
Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!». А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.
1. Ешь больше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить,
Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.
4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.
И Денису и Софии всем полезны витамины.
5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.
6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь больше витаминов, с болезнями не знайся!
Воспитатель: Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что бы обязательно брали вас собой в магазины! Ведь вы умеете выбирать полезные продукты!
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним пословицы, поговорки о здоровье.
Дети: /рассказывают пословицы/
«Здоровье дороже богатства»
«Ешь чеснок и лук - не возьмет недуг»
«Яблоко в день - доктор за дверь»
Воспитатель: Дети, вы теперь будете кушать еду, богатую витаминами?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, вот и подходит к завершению наша беседа про волшебную витаминную семью!
Мне очень хотелось бы узнать у вас, а что вам больше всего запомнилось?
Что вы понравилось?
Что нового узнали?
Воспитатель: Молодцы ребята! Хорошо вы сегодня потрудились, мне понравились ваша активность, внимательность, любознательность.
А теперь давайте похлопаем нашим куклам за их помощь нашим друзьям – витаминам!
Дети хлопают в ладоши и расставляют кукол в кукольный уголок, складывают продукты в корзину.
В группе после сна для закрепления организуется выставка рисунков «Витаминная семья».
В группе в книжном уголке организуется литература о правильном питании, о еде. Это книги для чтения, иллюстрации, энциклопедии.