Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное
Учреждение Детский сад №21
Конспект НОД по развитию речи
в старшей группе
«Весна в наших краях».
Воспитатель Толасова Б.А.
Владикавказ 2016г.
Актуальность: Речь – основной инструмент общения между людьми, который дети начинают осваивать уже впервые годы жизни. Способность четко и последовательно выражать свои мысли положительно сказывается на психологическом развитии ребенка, формирует общительность, интеллект и общий прогресс мышления. Развитие речи в старшей группе детского сада является важным и неотъемлемым инструментом совершенствования дошкольников и имеет свои особенности.
Речевое развитие в старшей группе направлено в первую очередь на совершенствование уже имеющихся знаний и умений детей, которым в скором времени предстоит отправиться в школу. Занятия способствуют формированию необходимых для данного возраста знаний и умений, обогащают словарный запас дошкольника, обучают правильной форме общения. Ребенок, который свободно и хорошо разговаривает, имеет возможность высказываться и поддерживать интересный диалог, что положительно сказывается на интеллекте, логике и фантазии маленького человечка.
Цель: Совершенствовать навыки грамотно строить предложения, используя все части речи; рассуждать, высказывать свое мнение; знать устойчивые фразы и выражения; объяснять значение слов.
Задачи:
Речевое развитие: Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. Совершенствовать умение владеть речью, как средством общения.
Познавательное развитие. Дать представление о весенних цветах, полях весной; познакомить с новыми перелётными птицами нашего края, дать понятие слову «горы», «просторы», «ущелья», «Бекан», «Красная книга»; расширить и активизировать словарный запас по теме. Развивать воображение, творческую активность; системность мышления в процессе расширения знаний о родном крае, о весенних изменениях.
Художественно-эстетическое развитие. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, любовь к своей родине.
Социально-коммуникативное развитие. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, умение договариваться, учитывать мнение партнера, формировать доброжелательность в общении
Физическое развитие. Развивать двигательную активность детей, мелкую моторику обеих рук.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация, иллюстрации о весне, письмо.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
1.Этюд «Улыбка»
Здравствуйте ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день.
Я вам улыбаюсь, и вы мне улыбнитесь! Улыбнитесь, как вы улыбаетесь своей маме, а теперь как улыбается хитрая лисичка, а сейчас как будто, вам подарили маленького котёнка, улыбнитесь от всей души!
2.Письмо от жителей севера
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на почту детского сада пришло письмо от мальчика Вадима и девочки Нади . Послушайте, что они нам пишут.
Здравствуйте дорогие ребята! Мы пишем вам письмо с севера. У нас за окошком идёт снег, а у вас весна. Вчера по телевизору показывали вашу республику и ваш город Владикавказ, он очень красивый весной. И нам бы очень хотелось узнать о весне в вашем крае. Какая она у вас, весна!
Мы надеемся, что вы много интересного знаете, и напишете нам. Большое вам спасибо!
Вадим и Надя
Воспитатель: Ребята, мы с вами поможем Вадиму и Наде узнать о весне в нашем городе и республике
Дети: Да
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашим родным просторам! И все, что мы с вами сегодня увидим и услышим, мы обязательно напишем Вадиму и Наде. Вы согласны со мной?
Дети: Да
3.Остановка «Наши горы»
Слайд №1. Перед нами раскинулись наши горы и долины.
А что же за слово такое «горы и долины »?
Как бы вам хотелось назвать эту картину?
Придумайте ей имя.
Какими красками одарила весна наши поля?
Какими цветами?
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю составить рассказ по картине,
Слайд №2 «Горы и ущелья Северной Осетии -Алании», а я буду внимательно слушать ваш рассказ, и писать письмо для Вадима и Нади.
Дети: Составляют рассказ по картине.
Воспитатель: Молодцы, какой замечательный рассказ у вас получился. А сейчас давайте мы с вами на минутку превратимся в весенние листочки.
4.Дыхательная гимнастика «Весенние листочки».
Текст произносит только воспитатель.
Дует легкий ветерок
И качает так листок.
(Выдох спокойный, ненапряженный).
Дует сильный ветерок
И качает так листок.
(Сила выдоха постепенно увеличивается).
Весенние листочки на веточке сидят,
Весенние листочки детям говорят:
Осиновый – А-А-А,
Рябиновый – И-И-И,
Березовый – О-О-О,
Дубовый – У-У-У.
(Пропевание гласных).
Подуй на одуванчик
Дети 3-4 раза дуют на руки-«одуванчики», не раздувая щек.
5.Встреча пернатых друзей.
Воспитатель: Кода наступает весна, к нам в Северную Осетию -Аланию возвращаются наши пернатые друзья. Кто они?
Дети: Птицы.
Правильно ребята. Перелётные птицы к нам возвращаются весной, а не перелётные встречают весну на своей родине. Сейчас я вам расскажу о перелётных птицах нашего края, а после моего рассказа вы мне расскажете о птицах, которые у нас живут и не улетают.
Перелётные птицы:
Слайд № 3 Ласточка - живёт в гнезде. Для строительства домов применяют сухие веточки растений, щепки, соломинки. В качестве основного материала используют землю или глину. Скрепляя все составляющие при помощи слюны, образуют шарообразные гнезда
Слайд №4 Кукушка- немного больше голубя . Оперение её серое с поперечными полосами, длинный хвост и короткие лапки. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в тёплые страны в конце лета.
Слайд № 5 Соловей – маленькая птица с длинными ногами и большими глазами, которая давно уже стала певческим символом нашей большой Родины. Перья у соловья с бурым оттенком, а хвост – рыжеватый.
Слайд № 6 Жаворонок -ранней весной, когда на полях лежит снег, но уже кое-где образовались темные проталины, прилетают и начинают петь весенние гости – жаворонки. Полевой жаворонок питается различными насекомыми и их личинками, пауками, червями, семенами и зеленой частью растений.
Слайд №7 Стрижа можно увидеть как в городе, так и за его пределами Летом эти птички носятся в воздухе с громкими, напоминающими визг криками. у стрижа голова крупная, глаза темные, клюв короткий и острый. Крылья изогнутые и длинные, хвост вильчатый или прямой. Ноги маленькие и слабые. Пальцы направлены вперед, когти острые
Слайд №8 Ласточка - живёт в гнезде. Для строительства домов применяют сухие веточки растений, щепки, соломинки. В качестве основного материала используют землю или глину. Скрепляя все составляющие при помощи слюны, образуют шарообразные гнезда.
Воспитатель: А сейчас, я вас попрошу рассказать о неперелётных птицах нашего края, а я буду внимательно вас слушать, чтобы потом написать все ваши слова в письмо.
Слайд №9 Воробей
Слайд №10 Сорока
Слайд №11 Ворона
Слайд №12 Синица
Слайд №13 Орел
Дети: Рассказы по картинкам про неперелётных птиц.
Воспитатель: Молодцы ребята, а вы знаете ,что к нам на озеро Бекан ( слайд №14)слетаются серый гусь, лебедь, кряква, нырок – тысячи перелетных птиц . Здесь каждую зиму пернатые находят себе временное пристанище, когда на Кайспийском море наступают заморозки. Пищу птицы добывают на соседних полях и на берегу озера. В республике птицы бывают около четырех недель, а затем продолжают свой путь. Это единственное место, где перелетные птицы останавливаются перезимовать, а они здесь самые разнообразные: от диких уток до занесенных в Красную книгу египетского пеликана или черного аиста.
В Северной Осетии встречается около 230 видов птиц, большая часть их пролётные, некоторые из них находятся на грани исчезновения.
Чёрный аист, беркут, бородач, беркут, дрофа, тетерев, дятел, кеклик- куропатка, сапсан- беркут, летучие мыши и т. д.- занесены в Красную книгу России и Северной Осетии, они нуждаются в защите и заботе.
.
6.Физминутка «Птицы»
/загибаются пальцы обеих рук/
Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам.
/руки за спину/
Воспитатель: Отдохнули, продолжаем наш путь. И сейчас мы с вами поиграем в игру.
7.Речевая игра: Какой, какая, какие?
Слайд №15
Что это? (улицы нашего города Владикавказа …)
Какие они? (красивые, чистый, широкие .…)
Слайд №16
А это кто? (жители нашего города, люди, дети….)
Какие они? (весёлые, красивые, добрые….)
Слайд №17
На картинке изображён символ Осетии
Кто это? (Снежный барс)
Какая он? ( красивый, рыжий с черными пятнами ,живот без пятен ,белого цвета )
Воспитатель : Сколько хороших и красивых слов вы знаете о своём любимом городе, о его жителях, о родном крае.
Воспитатель: Я сейчас я вам хочу предложить разгадать загадки. Согласны?
Дети: Да
8. Разгадывание загадок.
Воспитатель:
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня ...
(Весна)
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
— Заглянул к нам месяц ...
(Март)
Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
Напевает у воды.
"Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!"
Далеко слышна свирель.
Это будит всех ...
(Апрель)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
(Май)
Воспитатель: Вы наверное догадались, о чём были все наши загадки?
Дети: О весне.
9.Рефлексия
Воспитатель: Как замечательно, мы с вами сегодня попутешествовали. Я записала все ваши ответы, рассказы, и каждое ваше слово. Посмотрите, какое мы с вами написали интересное письмо для Вадима и Нади . Я думаю, что Вадим и Надя очень обрадуются, когда получат наше письмо. Потому, что из нашего письма они узнают много интересного о весне в нашем городе и крае.Вы ребята сегодня все были молодцы. Что вам сегодня больше всего понравилось? Кому мы сегодня помогли? Что бы вы хотели пожелать Жителям севера?