Конструктивные и деструктивные способы психологического воздействия.
Жизнь человека довольно-таки многогранна, поэтому конфликты могут возникать во всех сферах человеческой деятельности. Так, ссора может базироваться на эмоциональной неприязни, на непринятии каких-либо форм поведения, возникать при определенных ситуациях. В общем, поводов для разногласий достаточно.
Цитата: «Настоящая сила — не в умении спорить, а в способности убедить без единого крика.» — И.П. Тихонов, 1887–1946, советский педагог, преподаватель
Психологическое воздействие — это социально-психологическая активность одних людей, направленная на других людей и их группы с целью преобразования или изменения психологических характеристик личности (её взглядов, мнений, отношений, ценностных ориентаций, настроений, мотивов, установок и стереотипов поведения), групповых норм, общественного мнения или переживаний людей, опосредующих их деятельность и поведение.
Также психологическое воздействие можно определить как преднамеренное или непреднамеренное влияние человека или группы людей на психическое состояние, мысли, чувства, поступки другого человека.
Механизмы психологического влияния:
- Убеждение-элемент мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности.
Любое убеждение состоит из трёх компонентов:
Когнитивный - включает мысли, принципы, идеи, на которых основано убеждение. Отражает восприятие мира и оценку реальности.
Эмоциональный - отражает эмоциональные реакции, которые связаны с данным убеждением. Это отношение личности к своей идее, а также вытекающим из неё последствиям.
Поведенческий - этот компонент включает действия, которые формируются под влиянием убеждений.
- Внушение-это передача человеку или группе людей каких-либо установок, убеждений, ощущений, представлений, побуждений, эмоциональных и вегетативных состояний, при которой используются приёмы, направленные на ослабление критического осмысления и осознанной оценки внушаемого содержания.
На научном языке данный механизм называется суггестией .
Основным средством внушения является речь, однако суггестивные приёмы могут содержаться также в невербальном поведении, печатном тексте, видеосюжете.
- Заражение-это термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений.
Психологическое заражение — это неосознаваемая, непроизвольная склонность индивида к определённым психическим состояниям.
Психологическое заражение имеет интегративную и экспрессивную функции:
1.Интегративная функция используется для усиления монолитности группы.
2.Экспрессивная функция связана со снятием психического напряжения и ярко проявляется на зрелищных мероприятиях.
- Подражание-это процесс, в котором один индивид пытается повторить действия другого человека или группы с максимальной точностью. Психологическое подражание играет важную роль в усвоении социального опыта человеком на различных этапах его жизни. В раннем детстве и в дошкольном возрасте дети активно копируют нормы поведения, навыки самообслуживания и даже предметные действия, наблюдая за другими. Однако со временем смысл этой подражательной активности меняется. Механизм подражания в психологии может быть как осознанным, так и неосознанным, а также абсолютным или частичным, творческим или предельно точным, добровольным или вынужденным.
- Гипноз-это состояние человека, включающее сосредоточенное внимание (гипотеза избирательного внимания / выборочного невнимания, SASI),пониженное периферическое осознание и повышенную способность реагировать на внушение.
Стадии гипноза:
1. стадия. «Легкий гипноз». Здесь человек прибывает в активном состоянии. Он легко воспринимает и понимает направленную к нему речь, также может совершать
определённые действия, о которых его могут попросить в конкретный момент.
2. стадия. «Гипнотическое состояние средней глубины». Здесь человек находится в менее активном и заторможенном состоянии. Он может нормально воспринимать только те внушения, которые понятны для него наибольшим
образом, которые логичнее.
3. стадия. «Полное погружение в гипноз». Здесь человек окончательно переходит в другое состояние и теряет контроль над своим сознанием. После этого он уже воспринимает практически все внушения, помимо тех, которые противоречат его принципам или внутреннему моральному кодексу.
- Манипуляция-это вид психологического воздействия, при котором один человек принуждает другого к какому-либо действию при помощи скрытой обманной тактики и получает от этого действия выгоду.
В манипулятивной ситуации всегда есть как минимум два участника: «охотник»-манипулятор и жертва. При этом и жертвой, и охотником могут выступать сразу целые группы людей. Ключевыми элементами манипуляции являются планирование, маскировка, использование эмоций и лжи, а также анализ психологических слабостей и уязвимых мест человека.
Конструктивный способ разрешения разногласия, при котором происходит обсуждение мнений обеих сторон, поиск оптимального решения сложившейся спорной ситуации. Оппоненты открыто участвуют в обсуждении. Они не откладывают принятия решений. Компромисс устраняет напряженность в рабочем коллективе. Демонстрирует заинтересованность первого лица в формировании благоприятной психологической обстановки на рабочем месте.
Деструктивный конфликт, в котором активно переплетаются намерения участников, мешающие удовлетворению чьих-то личных интересов, т.к. достичь собственной цели каждый из них может лишь через ущемление интересов другого субъекта общения или путем уничтожения планов оппонента.
Деструктивные приемы взаимодействия в конфликте:
Типичными деструктивными приемами воздействия на партнера в конфликтной ситуации является использование угроз, «эмоциональных ударов» (унижения, оскорбления в адрес противника), ссылка на авторитет (или, напротив, его отрицание), уклонение от обсуждения проблемы, лесть и т. д. Рассмотрим несколько примеров деструктивных приемов.
- Запугивание и угрозы. Общая формула: «потому что я сильнее тебя», «потому что если ты не..., то я ...».
- Унижение партнера, оскорбления в его адрес. Общая формула: «потому что ты (делаешь это всегда неправильно; никогда не можешь ясно объяснить, что ты хочешь; никогда не доводишь дело до конца; просто дурак; ничего в этом не понимаешь)».
- Ссылки на свой авторитет или отрицание авторитета другого. Общая формула: «потому что я... (здесь решаю; лучше вас в этом разбираюсь)», «потому что вы... (совсем не так правы, как думаете)».
- Уклонение от обсуждения проблемы.
- Лесть.
Способ избежать конфликта
Большинство людей, которые становятся участниками ссоры, старается оправдать свое поведение обстоятельствами, эмоциональным фоном, провокационным поведением собеседника и другими факторами. Однако эти же самые люди даже не догадываются: конфликт можно избежать, причем любой и в любой ситуации. В этом помогут нижеперечисленные советы:
- держать эмоции под контролем. Лучший способ предупреждения или конструктивного завершения конфликтной ситуации – отключить эмоции и своё Эго. Именно «трезвая голова» поможет так вести диалог, чтобы потом не сожалеть о сказанном или сделанном;
- не накручивать себя. Не нужно жить прошлым или будущим. Нужно жить сейчас, в данный момент времени. Порой человек выстраивает в своей голове мыслимые и немыслимые варианты событий, а затем использует свои фантазии в ссорах. Не надо так;
- быть внимательным к собеседнику. Если хочется поговорить с человеком или что-то обсудить с ним, то стоит провести беседу в удобное для обоих время. Если оппонент рассержен, расстроен или просто не настроен на разговор, то есть все шансы превратить общение в конфликтную ситуацию;
- не вспоминать прошлое. Нужно взять за правило: не стоит «привязывать» к сегодняшней проблеме проступки и промахи своего собеседника. В противном случае припоминание прошлого только подольет масло в огонь и усугубит конфликт;
- не копить в себе проблемы и обиды. Если есть нерешенные спорные моменты, невысказанные обиды, то в будущем они могут выплеснуться в виде фонтана негативных эмоций. Если что-то не устраивает, лучше проговорить и обсудить в режиме здесь и сейчас, а не откладывать на будущее;
- сохранять спокойствие. Чтобы конфликтная ситуация быстро разрешилась или вообще не возникла, стоит следить за собой. Нужно говорить спокойным ровным тоном, избегая насмешек и оскорблений.
Понимание причины возникновения конфликтной ситуации дает большое преимущество тому, кто хочет ею управлять. Самый эффективный способ, как избежать конфликта, базируется именно на знании его природы.