СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструктивные и деструктивные способы психологического воздействия.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструктивные и деструктивные способы психологического воздействия.»

Конструктивные и деструктивные способы психологического воздействия.

Конструктивные и деструктивные способы психологического воздействия.

Жизнь человека довольно-таки многогранна, поэтому конфликты могут возникать во всех сферах человеческой деятельности. Так, ссора может базироваться на эмоциональной неприязни, на непринятии каких-либо форм поведения, возникать при определенных ситуациях. В общем, поводов для разногласий достаточно.

Жизнь человека довольно-таки многогранна, поэтому конфликты могут возникать во всех сферах человеческой деятельности. Так, ссора может базироваться на эмоциональной неприязни, на непринятии каких-либо форм поведения, возникать при определенных ситуациях. В общем, поводов для разногласий достаточно.

Цитата:  «Настоящая сила — не в умении спорить, а в способности убедить без единого крика.»  — И.П. Тихонов, 1887–1946, советский педагог, преподаватель

Цитата: «Настоящая сила — не в умении спорить, а в способности убедить без единого крика.» — И.П. Тихонов, 1887–1946, советский педагог, преподаватель

Психологическое воздействие — это социально-психологическая активность одних людей, направленная на других людей и их группы с целью преобразования или изменения психологических характеристик личности (её взглядов, мнений, отношений, ценностных ориентаций, настроений, мотивов, установок и стереотипов поведения), групповых норм, общественного мнения или переживаний людей, опосредующих их деятельность и поведение.

Психологическое воздействие — это социально-психологическая активность одних людей, направленная на других людей и их группы с целью преобразования или изменения психологических характеристик личности (её взглядов, мнений, отношений, ценностных ориентаций, настроений, мотивов, установок и стереотипов поведения), групповых норм, общественного мнения или переживаний людей, опосредующих их деятельность и поведение.

Также психологическое воздействие можно определить как преднамеренное или непреднамеренное влияние человека или группы людей на психическое состояние, мысли, чувства, поступки другого человека.

Также психологическое воздействие можно определить как преднамеренное или непреднамеренное влияние человека или группы людей на психическое состояние, мысли, чувства, поступки другого человека.

Механизмы психологического влияния: Убеждение-элемент мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Любое убеждение состоит из трёх компонентов: Когнитивный - включает мысли, принципы, идеи, на которых основано убеждение. Отражает восприятие мира и оценку реальности. Эмоциональный - отражает эмоциональные реакции, которые связаны с данным убеждением. Это отношение личности к своей идее, а также вытекающим из неё последствиям. Поведенческий - этот компонент включает действия, которые формируются под влиянием убеждений.

Механизмы психологического влияния:

  • Убеждение-элемент мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности.

Любое убеждение состоит из трёх компонентов:

Когнитивный - включает мысли, принципы, идеи, на которых основано убеждение. Отражает восприятие мира и оценку реальности.

Эмоциональный - отражает эмоциональные реакции, которые связаны с данным убеждением. Это отношение личности к своей идее, а также вытекающим из неё последствиям.

Поведенческий - этот компонент включает действия, которые формируются под влиянием убеждений.

Внушение-это передача человеку или группе людей каких-либо установок, убеждений, ощущений, представлений, побуждений, эмоциональных и вегетативных состояний, при которой используются приёмы, направленные на ослабление критического осмысления и осознанной оценки внушаемого содержания. На научном языке данный механизм называется суггестией . Основным средством внушения является речь, однако суггестивные приёмы могут содержаться также в невербальном поведении, печатном тексте, видеосюжете.
  • Внушение-это передача человеку или группе людей каких-либо установок, убеждений, ощущений, представлений, побуждений, эмоциональных и вегетативных состояний, при которой используются приёмы, направленные на ослабление критического осмысления и осознанной оценки внушаемого содержания.

На научном языке данный механизм называется суггестией .

Основным средством внушения является речь, однако суггестивные приёмы могут содержаться также в невербальном поведении, печатном тексте, видеосюжете.

Заражение-это термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений. Психологическое заражение — это неосознаваемая, непроизвольная склонность индивида к определённым психическим состояниям. Психологическое заражение имеет интегративную и экспрессивную функции: 1.Интегративная функция используется для усиления монолитности группы. 2.Экспрессивная функция связана со снятием психического напряжения и ярко проявляется на зрелищных мероприятиях.
  • Заражение-это термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений.

Психологическое заражение — это неосознаваемая, непроизвольная склонность индивида к определённым психическим состояниям.

Психологическое заражение имеет интегративную и экспрессивную функции:

1.Интегративная функция используется для усиления монолитности группы.

2.Экспрессивная функция связана со снятием психического напряжения и ярко проявляется на зрелищных мероприятиях.

Подражание-это процесс, в котором один индивид пытается повторить действия другого человека или группы с максимальной точностью. Психологическое подражание играет важную роль в усвоении социального опыта человеком на различных этапах его жизни. В раннем детстве и в дошкольном возрасте дети активно копируют нормы поведения, навыки самообслуживания и даже предметные действия, наблюдая за другими. Однако со временем смысл этой подражательной активности меняется. Механизм подражания в психологии может быть как осознанным, так и неосознанным, а также абсолютным или частичным, творческим или предельно точным, добровольным или вынужденным.
  • Подражание-это процесс, в котором один индивид пытается повторить действия другого человека или группы с максимальной точностью. Психологическое подражание играет важную роль в усвоении социального опыта человеком на различных этапах его жизни. В раннем детстве и в дошкольном возрасте дети активно копируют нормы поведения, навыки самообслуживания и даже предметные действия, наблюдая за другими. Однако со временем смысл этой подражательной активности меняется. Механизм подражания в психологии может быть как осознанным, так и неосознанным, а также абсолютным или частичным, творческим или предельно точным, добровольным или вынужденным.
Гипноз-это состояние человека, включающее сосредоточенное внимание (гипотеза избирательного внимания / выборочного невнимания, SASI),пониженное периферическое осознание и повышенную способность реагировать на внушение. Стадии гипноза: 1. стадия. «Легкий гипноз». Здесь человек прибывает в активном состоянии. Он легко воспринимает и понимает направленную к нему речь, также может совершать определённые действия, о которых его могут попросить в конкретный момент.
  • Гипноз-это состояние человека, включающее сосредоточенное внимание (гипотеза избирательного внимания / выборочного невнимания, SASI),пониженное периферическое осознание и повышенную способность реагировать на внушение.

Стадии гипноза:

1. стадия. «Легкий гипноз». Здесь человек прибывает в активном состоянии. Он легко воспринимает и понимает направленную к нему речь, также может совершать

определённые действия, о которых его могут попросить в конкретный момент.

2. стадия. «Гипнотическое состояние средней глубины». Здесь человек находится в менее активном и заторможенном состоянии. Он может нормально воспринимать только те внушения, которые понятны для него наибольшим образом, которые логичнее. 3. стадия. «Полное погружение в гипноз». Здесь человек окончательно переходит в другое состояние и теряет контроль над своим сознанием. После этого он уже воспринимает практически все внушения, помимо тех, которые противоречат его принципам или внутреннему моральному кодексу.

2. стадия. «Гипнотическое состояние средней глубины». Здесь человек находится в менее активном и заторможенном состоянии. Он может нормально воспринимать только те внушения, которые понятны для него наибольшим

образом, которые логичнее.

3. стадия. «Полное погружение в гипноз». Здесь человек окончательно переходит в другое состояние и теряет контроль над своим сознанием. После этого он уже воспринимает практически все внушения, помимо тех, которые противоречат его принципам или внутреннему моральному кодексу.

Манипуляция-это вид психологического воздействия, при котором один человек принуждает другого к какому-либо действию при помощи скрытой обманной тактики и получает от этого действия выгоду. В манипулятивной ситуации всегда есть как минимум два участника: «охотник»-манипулятор и жертва. При этом и жертвой, и охотником могут выступать сразу целые группы людей. Ключевыми элементами манипуляции являются планирование, маскировка, использование эмоций и лжи, а также анализ психологических слабостей и уязвимых мест человека.
  • Манипуляция-это вид психологического воздействия, при котором один человек принуждает другого к какому-либо действию при помощи скрытой обманной тактики и получает от этого действия выгоду.

В манипулятивной ситуации всегда есть как минимум два участника: «охотник»-манипулятор и жертва. При этом и жертвой, и охотником могут выступать сразу целые группы людей. Ключевыми элементами манипуляции являются планирование, маскировка, использование эмоций и лжи, а также анализ психологических слабостей и уязвимых мест человека.

Конструктивный способ разрешения разногласия, при котором происходит обсуждение мнений обеих сторон, поиск оптимального решения сложившейся спорной ситуации. Оппоненты открыто участвуют в обсуждении. Они не откладывают принятия решений. Компромисс устраняет напряженность в рабочем коллективе. Демонстрирует заинтересованность первого лица в формировании благоприятной психологической обстановки на рабочем месте.

Конструктивный способ разрешения разногласия, при котором происходит обсуждение мнений обеих сторон, поиск оптимального решения сложившейся спорной ситуации. Оппоненты открыто участвуют в обсуждении. Они не откладывают принятия решений. Компромисс устраняет напряженность в рабочем коллективе. Демонстрирует заинтересованность первого лица в формировании благоприятной психологической обстановки на рабочем месте.

Деструктивный конфликт, в котором активно переплетаются намерения участников, мешающие удовлетворению чьих-то личных интересов, т.к. достичь собственной цели каждый из них может лишь через ущемление интересов другого субъекта общения или путем уничтожения планов оппонента.

Деструктивный конфликт, в котором активно переплетаются намерения участников, мешающие удовлетворению чьих-то личных интересов, т.к. достичь собственной цели каждый из них может лишь через ущемление интересов другого субъекта общения или путем уничтожения планов оппонента.

Деструктивные приемы взаимодействия в конфликте: Типичными деструктивными приемами воздействия на партнера в конфликтной ситуации является использование угроз, «эмоциональных ударов» (унижения, оскорбления в адрес противника), ссылка на авторитет (или, напротив, его отрицание), уклонение от обсуждения проблемы, лесть и т. д. Рассмотрим несколько примеров деструктивных приемов. Запугивание и угрозы. Общая формула: «потому что я сильнее тебя», «потому что если ты не..., то я ...».

Деструктивные приемы взаимодействия в конфликте:

Типичными деструктивными приемами воздействия на партнера в конфликтной ситуации является использование угроз, «эмоциональных ударов» (унижения, оскорбления в адрес противника), ссылка на авторитет (или, напротив, его отрицание), уклонение от обсуждения проблемы, лесть и т. д. Рассмотрим несколько примеров деструктивных приемов.

  • Запугивание и угрозы. Общая формула: «потому что я сильнее тебя», «потому что если ты не..., то я ...».
Унижение партнера, оскорбления в его адрес. Общая формула: «потому что ты (делаешь это всегда неправильно; никогда не можешь ясно объяснить, что ты хочешь; никогда не доводишь дело до конца; просто дурак; ничего в этом не понимаешь)». Ссылки на свой авторитет или отрицание авторитета другого. Общая формула: «потому что я... (здесь решаю; лучше вас в этом разбираюсь)», «потому что вы... (совсем не так правы, как думаете)». Уклонение от обсуждения проблемы. Лесть.
  • Унижение партнера, оскорбления в его адрес. Общая формула: «потому что ты (делаешь это всегда неправильно; никогда не можешь ясно объяснить, что ты хочешь; никогда не доводишь дело до конца; просто дурак; ничего в этом не понимаешь)».
  • Ссылки на свой авторитет или отрицание авторитета другого. Общая формула: «потому что я... (здесь решаю; лучше вас в этом разбираюсь)», «потому что вы... (совсем не так правы, как думаете)».
  • Уклонение от обсуждения проблемы.
  • Лесть.
Способ избежать конфликта Большинство людей, которые становятся участниками ссоры, старается оправдать свое поведение обстоятельствами, эмоциональным фоном, провокационным поведением собеседника и другими факторами. Однако эти же самые люди даже не догадываются: конфликт можно избежать, причем любой и в любой ситуации. В этом помогут нижеперечисленные советы:

Способ избежать конфликта

Большинство людей, которые становятся участниками ссоры, старается оправдать свое поведение обстоятельствами, эмоциональным фоном, провокационным поведением собеседника и другими факторами. Однако эти же самые люди даже не догадываются: конфликт можно избежать, причем любой и в любой ситуации. В этом помогут нижеперечисленные советы:

 держать эмоции под контролем. Лучший способ предупреждения или конструктивного завершения конфликтной ситуации – отключить эмоции и своё Эго. Именно «трезвая голова» поможет так вести диалог, чтобы потом не сожалеть о сказанном или сделанном;  не накручивать себя. Не нужно жить прошлым или будущим. Нужно жить сейчас, в данный момент времени. Порой человек выстраивает в своей голове мыслимые и немыслимые варианты событий, а затем использует свои фантазии в ссорах. Не надо так;
  • держать эмоции под контролем. Лучший способ предупреждения или конструктивного завершения конфликтной ситуации – отключить эмоции и своё Эго. Именно «трезвая голова» поможет так вести диалог, чтобы потом не сожалеть о сказанном или сделанном;
  • не накручивать себя. Не нужно жить прошлым или будущим. Нужно жить сейчас, в данный момент времени. Порой человек выстраивает в своей голове мыслимые и немыслимые варианты событий, а затем использует свои фантазии в ссорах. Не надо так;
 быть внимательным к собеседнику. Если хочется поговорить с человеком или что-то обсудить с ним, то стоит провести беседу в удобное для обоих время. Если оппонент рассержен, расстроен или просто не настроен на разговор, то есть все шансы превратить общение в конфликтную ситуацию; не вспоминать прошлое. Нужно взять за правило: не стоит «привязывать» к сегодняшней проблеме проступки и промахи своего собеседника. В противном случае припоминание прошлого только подольет масло в огонь и усугубит конфликт;
  • быть внимательным к собеседнику. Если хочется поговорить с человеком или что-то обсудить с ним, то стоит провести беседу в удобное для обоих время. Если оппонент рассержен, расстроен или просто не настроен на разговор, то есть все шансы превратить общение в конфликтную ситуацию;
  • не вспоминать прошлое. Нужно взять за правило: не стоит «привязывать» к сегодняшней проблеме проступки и промахи своего собеседника. В противном случае припоминание прошлого только подольет масло в огонь и усугубит конфликт;
не копить в себе проблемы и обиды. Если есть нерешенные спорные моменты, невысказанные обиды, то в будущем они могут выплеснуться в виде фонтана негативных эмоций. Если что-то не устраивает, лучше проговорить и обсудить в режиме здесь и сейчас, а не откладывать на будущее; сохранять спокойствие. Чтобы конфликтная ситуация быстро разрешилась или вообще не возникла, стоит следить за собой. Нужно говорить спокойным ровным тоном, избегая насмешек и оскорблений.
  • не копить в себе проблемы и обиды. Если есть нерешенные спорные моменты, невысказанные обиды, то в будущем они могут выплеснуться в виде фонтана негативных эмоций. Если что-то не устраивает, лучше проговорить и обсудить в режиме здесь и сейчас, а не откладывать на будущее;
  • сохранять спокойствие. Чтобы конфликтная ситуация быстро разрешилась или вообще не возникла, стоит следить за собой. Нужно говорить спокойным ровным тоном, избегая насмешек и оскорблений.
Понимание причины возникновения конфликтной ситуации дает большое преимущество тому, кто хочет ею управлять. Самый эффективный способ, как избежать конфликта, базируется именно на знании его природы.

Понимание причины возникновения конфликтной ситуации дает большое преимущество тому, кто хочет ею управлять. Самый эффективный способ, как избежать конфликта, базируется именно на знании его природы.