Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №2»
г.Ковдор Мурманская область
Доклад подготовила
учитель биологии
Кашкарова Т.И
г.Ковдор
2022 год
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Самарская средняя общеобразовательная школа»
Контрольно-оценочная деятельность педагогов в образовательном учреждении
Доклад подготовлен
учителем биологии
Кашкаровой Т.И
с. Самарка
2010 год
Учащиеся школ должны владеть не только определенной суммой знаний, но и соответствующими умениями и навыками. Эффективными способом закрепления знаний, формирования навыков и развития мышления является система контрольно-оценочной деятельности. В школах существует прогрессивная система обучающего контроля. Она выполняет следующие функции:
Проверка знаний ученика;
Проверка качества преподавания;
Обучение учащихся устной и письменной речи;
Обучение учащихся владению аудиторией;
Обучение учащихся преодолению стрессов;
Обучение учащихся работе с литературой;
Обучение учащихся сравнительному анализу;
Обучение учащихся эвристическому подходу;
Обучение умению переключаться с темы на тему, устанавливать связи;
Формирование у учащихся естественно-научного мышления.
Контроль знаний осуществляется в двух формах: письменной и устной.
Письменный контроль включает следующие виды: проверочные работы по терминам, работы на воспроизведение текста, на воспроизведении рисунков, работы на сравнение и сопоставление в пределах одной или нескольких тем, работы на выявление взаимосвязей между понятиями, работы, требующие описания процессов, объектов, событий, персонажей, эвристические работы.
Устный контроль включает такие формы, как: опрос на воспроизведение материала, опрос семинарского типа, групповой опрос перед классом, коллоквиум, зачет по теме, семинар по заданным вопросам с конспектом, семинар без заданных вопросов и конспектов, семинар с докладами, эвристический, интегрированный семинар, проектная деятельность.
Характеристика видов письменного контроля
Проверочные работы по терминам надо проводить регулярно, т.к это обеспечивает формирование грамотной речи. Работы на воспроизведение текста рекомендуются на первых этапах обучения, они обеспечивают проверку приобретения учащимися базовых знаний, воспитывают исполнительность.
Работа с рисунками формирует пространственное мышление, умения излагать материал схематично.
Работа на сравнение и сопоставление должна проводиться регулярно, она способствует развитию научного мышления, приучает учащихся устанавливать связи между явлениями и процессами, выделять главное из массы информации и свободно ориентироваться в предмете.
Работа на выявление взаимосвязей рекомендуется по завершении темы или раздела, она формирует мышление и приводит к пониманию единства природы.
Работа по описанию процессов (изображение изученного в рисунках), эта работа должна проводиться регулярно. Она обеспечивает развитие навыков СР с УМ, навыков исследовательской работы.
Эвристические работы рекомендуются при прохождении курса, они развивают навыки исследовательской работы и способность принимать самостоятельные решения.
Характеристика видов устного контроля
Опрос на воспроизведение рекомендуется проводить на первых этапах обучения, он развивает монологическую речь, приучает к выполнению домашних заданий.
Опрос семинарского типа проводится после воспроизведения материала. Ученик получает проблемный вопрос, который требует анализа материала.
Групповой опрос проводится при завершении темы перед зачетом или контрольной работой. Суть этого опроса в том, что вопросы задаются вразброс любому ученику группы, это развивает умение ориентироваться в материале, грамотно отвечать и излагать мысли, формирует навыки работать в команде.
Коллоквиум - это индивидуальная беседа по пройденной теме без письменной подготовки. Перед учащимся ставится вопрос из темы, далее задаются вопросы, связанные с первым. Таким образом, охватывается вся тема по логической цепочке. Это учит учащихся подчинять свое мышление логике спрашиваемого, развивает умения слушать вопрос, удерживать внимание длительное время.
Зачет по теме развивает умения кратко излагать основные идеи вопроса, разделять материал для устного и письменного ответа.
Семинар по вопросам с конспектами проводится по завершении темы. Учащимся предлагаются вопросы, которые требуют устной и письменной подготовки. Цель такого семинара: проверка правильности выводов, сделанных учащимися, корректировка их ответов и запись информации в конспект.
Семинар без заданных вопросов и конспектов предполагает дачу вопросов на уроке, которые обсуждаются. Учитель выслушивает все мнения, просит их доказать, а потом объявляет правильное и оно заносится в конспект. Эта работа способствует построению логической цепочки.
Семинар с докладами. Учащиеся заранее получают темы. Готовят доклады и иллюстрации к нему. Учитель до семинара рецензирует и корректирует работы. Цель такой работы – развитие навыка работы с литературой и выступления перед аудиторией.
Эвристический семинар. На доске пишутся проблемные вопросы, на которые нет прямого ответа. Семинар строится как опрос по теме. По ходу опроса учащиеся предлагают версию решения проблемы, когда правильный ответ получен, он записывается в конспект.
Интегрированный семинар позволяет объединить знания, полученные на двух предметах, это обучает учащихся умению исследовать тему в различных аспектах и формирует целостное восприятие окружающего мира.
Проектная деятельность требует предварительной подготовки учащихся, это результат групповой работы. Проектный метод эффективен, т.к формирует навык исследователя и переносит ученика от предмета к науке. Метод этот сложен и вводится поэтапно. Сначала ученики обучаются этому методу в общем виде, т.е происходит введение в проектную деятельность. Далее вводятся элементы проектной работы ля учеников, имеющих креативное мышление. Для таких учеников даются проектные задания: составление схемы по теме, построение опорного конспекта, подготовка стендового доклада, показать особенности процесса и т. д. Остальные ученики сдают зачет по типу воспроизведения. Постепенно все ученики вовлекаются в эту работу, это способствует переходу от зачетной системы к собеседованию по теме, в ходе беседы учащиеся решают нестандартные проблемы. Когда все учащиеся готовы к осуществлению проектной деятельности. Можно проводить работу, которая включает несколько этапов:
Постановка темы, цели, задач, определение основных понятий темы.
Объединение учащихся в группы.
Работа учащихся в группе.
Изложение результатов.
Работа экспертной комиссии.
Создание электронной версии проекта и его презентация.
Описанная выше технология КОД иерархична и позволяет развивать и поднимать навыки, знания и мышление на более высокий уровень.
Что особенно важно, что поступательное движение можно осуществлять со скоростью, индивидуальной для каждого ученика, с учетом особенностей нервной системы ученика.