СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Корень. Однокоренные слова».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с признаками однокоренных слов.Находить корень в словах, подбирать и образовывать родственные , однокоренные слова. Различать однокоренные слова родственные и неродственные.Развивать умение сравнивать,обобщать их,  воспитывать любознательность.

Просмотр содержимого документа
«« Корень. Однокоренные слова».»

МБОУ Сокольниковская СОШ

















Урок по русскому языку

во 2 классе на тему:

«Корень. Однокоренные слова».







Разработала

учитель начальных классов

Гугучкина Е.А.











МОУ Сокольниковская СОШ



2018г.





Тема: « Корень.Однокоренные слова».

Цель: Ознакомить учащихся с признаками однокоренных слов.

Задачи: Находить корень в словах; подбирать и образовывать родственные/ однокоренные слова; различать однокоренные слова родственные и неродственные.

Развивать умение сравнивать слова, обобщать их, воспитывать любознательность.

Эти умения принесут детям уверенность и успех в самостоятельной работе по данной теме в классе.

Оборудование: Карточки с индивидуальными заданиями по теме: «Однокоренные слова», паровозик с вагончиками, на которых написаны однокоренные слова, таблицы с однокоренными словами, наглядное пособие в виде дерева, на листочках которого написаны однокоренные слова, презентация учителя, проектор, экран, компьютер, буклет для родителей.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

  1. Повторение изученного материала.

- Ребята давайте вспомним, как пишутся предлоги с другими словами и для чего они служат.

- А сегодня мы с вами познакомимся с однокоренными словами.

3. Минутка чистописания.

На доске: сад, за.. ц, с.довник, с.довый.

- ребята, какие орфограммы пропущены в словах?

- какое слово лишнее? ( заяц- словарное слово, надо запомнить, а все остальные близкие по смыслу).

- из букв лишнего слова составьте различные цепочки и запишите строчку до конца.

Заяц, цзая, яцза, аяцз.

  1. Работа над новым материалом.

- Ребята все на свете из чего – нибудь состоит из множества водяных капелек, лес из деревьев. Речь состоит из…

- Ответы детей.

- А предложения…

- Ответы детей.

- Слова сделаны из своего строительного материала и каждый из кирпичиков вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку». Самая главная из них – корень.

- Как, спросите вы, разве у слова может быть корень..? Это же не растение.

- А вот послушайте и посмотрите (презентация)

Много, много лет назад появилось на свете слово «воз». Нашли его люди и думают, « что с ним делать?» А слово это и говорит: « Посадите меня и разрастусь в большое, красивое дерево. Посадили люди слово «воз» и стало оно расти. Сначало один росток пустило, потом второй, третий… Много ростков появилось от слова «воз».

Все они на него похожи, но и свое в каждом есть.

Вот такое дерево выросло!

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех них есть одна общая часть. Решили тогда люди назвать общую часть- корнем. И правильно сделали. От него как от корня дерева образуются новые, родственные слова. У слов корень- самая важная часть, самая главная. Он ведь берет на свои плечи смысл не только одного слова, а многих. Эти слова, с одинаковым корнем называются родственными.

Появилась у корня одна большая родня.

- Какие части речи образовало слово «воз»?

- Молодцы!

- А теперь ребята давайте попробуем вырастить свое дерево.

( ЗАДАНИЕ) 1 вариант – слово « ход ».

2 вариант – слово « лес ».

Напишите однокоренные слова, выделите в них общую часть.

- Какие слова получились?

- А теперь откроем учебники и рассмотрим упражнение № 291 ( Рассмотрите рисунок. Какие слова можно назвать родственными. Докажите свое мнение. Спишите и выделите корень.

- Какие же слова называются однокоренными? А теперь давайте прочтем об этом в учебнике страница 155.

5. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо, закачалось дерево.

Ветер тише, тише, тише.

Дерево все выше, выше.

  1. Закрепление изученного.

А) На проекторе: «Найди корень»?

1 ряд 2 ряд 3 ряд

Подводный Заморозки Холодно

Водица морозец похолодало

Водяной морозный холодок

Вода мороз холод

Безводный заморозить холодный

Наводнение подморозило холодильник

( Выделить корень)

Б) Упражнение № 294 устно. ( Найти лишнее слово).

В) Индивидуальные задания по карточкам. (Выделить корень. Написать однокоренные слова.)

Физкультминутка. (Упражнения для глаз).

Г) Комментированное письмо.

С…бака бывает кусачей,

Тол…ко от ж…зни собач…ей.

Д) Письмо по памяти.

Летчик смело ведет самолет,

Мы с ним дружно отправимся в полет. (Определите орфограмму. Выделите корень. Проверить в парах.)

Е) -Корень слова – значимая часть.

Над словами родственными держит власть.

Выясни умело линию родства, однокоренные выдели слова.

-

На доске:

Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисенок.

Лось, лоскут, лосенок.

Горный, горка, городок.

Пес, песочный, песок.

Семя, семечко, семья.

Вдруг, подруга, друзья.

  1. Итог урока.

Как-то много лет назад, посадили странный сад.

Не был сад фруктовым – был он только словом.

Это слово – слово – корень,

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло – вот из сада вам рассада

Вот еще посадки рядом,

Вот и садовод, с ним садовник идет.

Очень интересно гулять в саду- словесном.

-С чем мы сегодня познакомились на уроке?

-Давайте вспомним какие же слова называются родственными?(презентация)

-Какие слова называются однокоренными?

- Молодцы ребята!

Оценки за урок.

Домашнее задание: упражнение № 293 (правило стр. 155). Образовать однокоренные слова от слова «цвет» - выделить корень. Творческая группа подготовит проект по теме: «Какие слова называются однокоренными, родственными?»









ИСТОЧНИКИ:

1. Волина В.В. Весёлая грамматика.- М.: Дрофа, 2002.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопеда. - М.: Просвещение, 1991.

3. РамзаеваТ.Г.Русский язык 2 класс -2 часть: М Дрофа2009г.

4. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1983.

5.http://prochkolu.ru/

http://www.openclass.ru/blogs/57957