Краткосрочный проект «Путь зерна» в старшей группе «Малинка».
Вид проекта: познавательно- исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Срок реализации проекта: 15- 18 октября 2024 года.
Цель проекта: Расширять представления детей о хлебе. Прививать уважение к хлебу и людям вырастившим его.
Задачи проекта:
- изучить историю возникновения хлеба;
- расширить знания детей о значении хлеба в жизни человека;
- развивать познавательно- исследовательскую деятельность;
- развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
- воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
Актуальность:
Хлеб- продукт человеческого труда, символ благополучия и достатка. У современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине. Дети перестали ценить хлеб, как главный продукт питания для русского человека.
Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно. Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Формы реализации проекта: занятия, беседы, пополнение предметно- развивающей среды.
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
- определение объектов изучения;
- подбор семян злаков, предметов ухода, формочек для теста, ручной мельницы;
- подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе;
- определение уровня знаний детей о хлебе;
- постановка целей и задач проекта.
Основной этап:
Комплексно-тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное
внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребёнка всех
образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.
Познавательное развитие:
Беседы:
«Как на наш стол хлеб пришел»;
«Кто такой хлебороб? Труд хлеборобов в старину и в современном мире»
«Хлеб всему голова! Традиции русского народа, связанные с хлебом»
«Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»
«Какой бывает хлеб»;
«Пшеница – спутница и кормилица человека»
НОД Ознакомление с окружающим «Хлеб – всему голова»
Чтение произведений художественной литературы:
Молдавская сказка «Косари», В. Пальчинскайте «Хлеб», белорусская сказка» Легкий хлеб», норвежская сказка «Пирог», русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный», поговорки, пословицы, загадки о хлебе.
Рассматривание иллюстраций и репродукций:
Серия сюжетных картинок на тему «Выращивание хлеба».
Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб».
Просмотр мультфильмов:
«Золотые колосья» белорусская сказка;
По мотивам украинской сказки «Колосок».
Просмотр презентации «Путь зерна».
Чтение художественной литературы:
• Сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»
• М. Глинская «Хлеб»;
• В. Ремизов «Хлебный голос»;
• Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», «Хлеб хлебу брат», сказка «Сто колобков», «Какой хлеб лучше», «Сказка о пшеничном зернышке»;
• Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;
• И. Токмакова «Что такое хлеб»;
• С. Погореловский «Вот он хлебушек душистый»
• С. Михалков «Булка»
• Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе.
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно- ролевые игры:
«Семья»;
«Хлебный магазин»;
«Кулинария».
Дидактические игры:
• «Назови профессию»;
• «Что, где растет»;
• «Что из какой муки испекли?»;
• «Четвертый лишний»;
• «Что сначала, что потом»;
• «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
• «Как превратить муку в тесто?»;
• «Назови ласково».
Художественно- эстетическое развитие:
НОД «Золотые колоски» аппликация, рисование.
НОД лепка из соленого теста хлебобулочных изделий.
Составление узоров и рисунков из круп.
Физическое развитие:
Пальчиковые игры «Копна», «Как у деда Ермолая»
Физкультминутки: «Каравай», «Колосок и зернышки».
Заключительный этап:
• обобщение результатов работы;
• оформление выставки поделок из теста;
• памятка для родителей правила обращения с хлебом;
• Создание альбома «Хлеб – всему голова».
Список используемой литературы:
1. Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
2. Расскажите детям о хлебе. Умные карточки для занятий в детском саду и дома, Мозаика-Синтез.