СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Культура родного края» для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание  деятельного  гражданина, с активной жизненной  позицией,  желающего  принять  непосредственное  участие  в  развитии  и  процветании  своего  края.                       

Просмотр содержимого документа
««Культура родного края» для 4 класса»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Культура родного края» для 4 класса разработана на основе нормативной базы:

1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 (с изменениями и дополнениями).

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности Гражданина России

3.Авторской программы курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова. Брянск: Курсив, 2012.


Учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий реализацию рабочей программы:

-Культура родного края. Учебное пособие для учащихся 4-х классов общеобразовательных школ. Автор-составитель В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова. Брянск: « Курсив», 2013 год.


На внеурочную деятельность «Культуру родного края» в 4 классе отводится 34 часа - 1 час в неделю , по желанию учащихся и заявлениям родителей.

Стержневой основой курса служит история, которая предполагает не столько обеспечение учащихся знаниями об опыте человечества с древнейших времен, сколько обучение чувственному, образному восприятию духовной и материальной культуры человечества. Он формирует интерес к миру и ориентирован на передачу первоначальных духовно-нравственных, национальных, культурных, религиозных устоев и традиций своего народа.


Программа курса направлена на достижение следующих целей и задач

Цели:

- Воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своего края.

Задачи:

- Расширение и углубление знаний учащихся о культуре родного края;

- Ознакомление учащихся с жизнью Брянщины (в прошлом и настоящем), участием и значением родного края в культурной жизни России;

- Всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;

- Развитие гражданских качеств личности младшего школьника; его патриотического отношения к России и своему региону; формирование личностно-ценностного отношения и побуждение деятельной любви к родному месту проживания;

- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни;

- Овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией.

Содержание курса «Брянский край» отражает комплексно-системный подход к изучению родного края, что позволяет учащимся увидеть свой край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход даёт возможность рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние родного края.

Курс призван дать достаточно полное и целостное представление об историческом прошлом Брянской области, её настоящем, культуре родного края. Организация внеурочной деятельности нацелена на выработку у учащихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой.

Курс предусматривает организацию активных форм проведения занятий с учащимися. Это и занятия с применением иллюстративных материалов и презентаций, с применением индивидуальных, парных и групповых творческих работ, тематические консультации, а также встречи с интересными людьми, викторины, тематические и обзорные экскурсии.

Освоение курса, помимо посещения коллективных занятий, предполагает выполнение домашних заданий. Это всевозможные практические и творческие задания, изучение дополнительной литературы, поиск иллюстративного материала и фотоматериалов.


I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Культура родного края».

. Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных и предметных результатов курса.


Личностные результаты

- умение ориентироваться в важнейших для региона событиях культурной жизни, оценивать их возможное влияние на будущее;

- приобретение способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- умение оценивать нравственное содержание и смысл поступков, как собственных, так и окружающих людей;

- осознание чувства сопричастности и гордости за свой край и народ;

- формирование мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;


Метапредметные результаты

- овладение навыками планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

- выполнение учебных действий в материализованной, речевой и мыслительной форме;

- проявление инициативы действия в учебном сотрудничестве;

- самостоятельное оценивание правильности выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации и т.д.;

- овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение анализировать и синтезировать необходимую информацию;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;


Предметные результаты

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;


К концу 4 класса обучающиеся научатся:

-ориентироваться в важнейших для региона культурных понятиях;

-приобретут способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

-выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

-проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

-самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации и т.д.;

-используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни и обычаям наших предков;

-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о Брянском крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек, Интернета;

-работать с картой;

-находить на карте свой край и город;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

-ориентироваться на позицию партнера в общении;

-учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.


Обучающиеся получат возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия;

-самостоятельно подбирать литературу по теме;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, Интернета;

-работать в семейных архивах.

-готовить и выступать с сообщениями;

-формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

-аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.



II. Содержание курса внеурочной деятельности «Культура родного края»


Формы организации и виды деятельности

Занятия учебных групп проводятся:

1 занятие в неделю по 35 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

практико-ориентированные учебные занятия;

творческие мастерские;

тематические праздники, конкурсы;

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).


Основные виды деятельности обучающихся:
- заочные путешествия и экскурсии;
-знакомство с научно-популярной литературой;
-проектная деятельность;
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы;
- практические работы.


Что такое культура? – 1 ч.

Как жили славяне -2ч.

Занятия славян

Язычество древних славян.

Принятие христианства на Руси - 2ч.

Свенский монастырь. Свенская икона Божьей матери. Храмы Брянского края.

Крестьянский дом – 2ч.

Мастера Злынки. Резные кружева.

Занятия крестья – 9ч.

Не боги горшки обжигают.

Долог день до вечера

По одёжке встречают

Делу время, потехе час.

Жители России -1ч.

«Что даёт мой край стране» - 3ч.

Свенская ярмарка. «Рысаки из Локтя». Локотской конезавод. Дятьковский хрустальный завод.

Предприятия. БМЗ. «Ах, Клинцы, город добрых ткачей!» Клинцы - город текстильщиков.

Парки и усадьбы -2ч.

Музей деревянной скульльптуры. Парк культуры и отдыха им. А.К.Толстого. «Соловьи. Городской парк Трубчевска – на родине Бояна.

Дорогие мои земляки -2ч.

Кто прославил наш край. На родине Ф.И.Тютчева. Путешествие в Красный Рог. А.К.Толстой. Рыленков. А.И.Вяльцева. Братья Могилевцевы. Тенешевы. Габо. Рославец. Георгиевская.

Где учимся. Школы. ВУЗы. Кокинская сельхозакадемия - 2ч.

По памятным местам. Партизанская поляна и др. -4ч.

Образование, спорт, искусство, литература сегодня -3ч.

Брянские театры. Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина.




















п/п

Тема урока

Кол-во

часов

1

Вводный урок. Что такое культура.

1

2.

Как жили славяне

3

3.

Принятие христианства на Руси.

2

4.

Крестьянский дом.

2

5.

Занятия крестьян

9

6.

Жители России.

1

7.

Что даёт мой край стране.

3

8.

Парки и усадьбы.

2

9.

Дорогие мои земляки.

2

10.

Где учимся. Школы. ВУЗы. Кокинская сельхозакадемия.

2

11.

По памятным местам. Партизанская поляна.

4

12.

Образование, спорт, искусство, литература сегодня.

3

ИТОГО

34

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





































--III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КУЛЬТУРА РОДНОГО КРАЯ» 4 класс (34 часа)

п / п




Тема занятия

Количество часов

Формы организации и основные виды деятельности

Дата проведения


по плану

фактичес.


Вводный урок. Что такое культура. (1 ч.)


1

Вводный урок. Что такое культура.

1

Знакомятся с понятием культура.

Работают с текстом, сопоставляют, выбирают главное.

Просматривают презентацию и обсуждают

 просмотренное.




Как жили славяне - (3 ч.)


2

Как жили славяне

1

Смотрят учебный фильм и участвуют в его обсуждении. Отвечают на вопросы учителя.





3

Занятия славян

1

Ищут информацию в учебнике и дополнительной литературе по заданной теме.

Участвуют в викторине.

Отвечают на вопросы, набирая баллы.




4

Язычество древних славян

1




Принятие христианства на Руси - ( 2 ч.)


5

Принятие христианства на Руси. Свенский монастырь. Свенская икона Божьей матери.

1

Участвуют в интеллектуально-познавательной игре.

Просматривают презентацию и обсуждают 

просмотренное.

Выступают с сообщениями, подготовленными в группах, о храмах Брянского края.




6

Храмы Брянского края.

1





Крестьянский дом - ( 2ч.)



7

Крестьянский дом. Мастера Злынки.

1

Просматривают видеофильм и обсуждают его.

Делятся впечатлениями.

Иллюстрируют рассказ учителя о народных умельцах.

Выполняют аппликацию «Резные кружева».





8

Мастера Красной Горы. Резные кружева.

1




Занятия крестьян - (9ч.)


9

Не боги горшки обжигают

1

Совершают заочное путешествие в музей.

Знакомятся с творчеством мастером.

Встречаются с народными умельцами, знакомятся с их работами.

Участвуют в конкурсе «Умелые руки».

Готовят выставку своих работ.





10

Брянский музей этнографии и ремесел.

1




11

Долог день до вечера.

1




12

По одёжке встречают.

1




13

Мастерицы Брянского края.

1




14

Делу время, потехе час.

-Рождество. Святки. Масленица.

-Пасха. Праздник Ивана Купалы.

1

Проводят конкурс пословиц и поговорок.

Знакомятся с Праздниками.

Проводят праздничные игры, придумывая и добавляя свои конкурсы.

Готовят и собирают материал для праздничных посиделок.




15

Делу время, потехе час. Праздники наших дней.

1





16

«Гори, звезда приветная», «Троицкие хороводы»

1

Практическая работа «Посиделки».




17

Народные игрушки. Мглинская игрушка.

1

Знакомятся с народными игрушками Брянского края.

Просматривают презентацию.

Выполняют игрушку из пластилина.





Жители России - (1ч.)


18

Жители России.

- Цари. Бояре. Дворяне.

- Крестьяне. Городское население. Ремесленники.

1

Расширяют свое представление о жителях России, об их жизни.

Готовят сообщения из дополнительных источников.

Инсценируют отрывок рассказа «На торговой площади».





«Что даёт мой край стране» - (3 ч.)


19

Что даёт мой край стране. Свенская ярмарка.

1

Собирают материал для выполнения презентации.

Готовят фотогазету «Свенская ярмарка знаменита на всю страну».

Работают в группах.





20

Рысаки из Локтя. Локотской конезавод. Дятьковский хрустальный завод.

1

Совершают заочную экскурсию на Дятьковский хрустальный завод, на Локотской конезавод. 

Просматривают фильм о Клинцах, БМЗ.

Выполняют творческую работу.




21

Брянский машиностроительный завод. Завод «Арсенал». Клинцы – город текстильщиков.

1





Парки и усадьбы - (2ч.)


22

Парки и усадьбы. Парк-музей имени А.К.Толстого.

1

Совершают виртуальную экскурсию в парк-музей имени А.К.Толстого.

Обсуждают увиденное.

Просматривают учебный фильм о Трубчевске.

Участвуют в творческом конкурсе «Наш парк -лучший!»





23

Трубчевск – родина певца Бояна.

1




Дорогие мои земляки - (2ч.)


24

Дорогие мои земляки. Кто прославил наш край. На родине Ф.И.Тютчева. Путешествие в Красный Рог. А.К. Толстой.

1

Знакомятся с жизнью и творчеством наших знаменитых земляков: Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, братьев Ткачевых.

Готовят презентации.

Готовят фотогазеты.

Участвуют в конкурсе чтецов стихов.




25

Трубчевский краеведческий музей. Музей братьев Ткачёвых

1




Где учимся. Школы. ВУЗы. Кокинская сельхозакадемия - (2 ч.)


26

Школы. ВУЗы.

1

Расширяют свои знания о школах и ВУЗах Брянска и области.

Просматривают фильм о Кокинской сельхозакадемии, обсуждают увиденное.

Готовят презентации, стенгазеты и мини-проекты о родной школе.





27

Кокинская сельхозакадемия

1




По памятным местам. Партизанская поляна - (4 ч.)


28

Партизанская поляна.

1

Совершают виртуальную  экскурсию на Партизанскую поляну.

Рассказывают биографию героя Советского Союза – красногорца И. Н. Лысенко.

Участвуют в конкурсе чтецов стихов о войне.

Расширяют свои знания о Чернобыльской трагедии.

Участвуют в конкурсе рисунков и поделок. Собирают материал для проекта.





29

Герой Советского Союза И. Н. Лысенко.

1




30

Мемориальный комплекс «Речечка»

1




31

Аварии на ЧАЭС


1




Образование, спорт, искусство, литература сегодня - (3 ч.)


32

Брянские театры.

1

Знакомятся с Брянскими театрами.

Выясняют, чем живёт сегодня ДДТ им Ю. А. Гагарина, Красногорский ФОК.





33

Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А. Гагарина. Красногорский ФОК.

1




34

Итоговое занятие «Я люблю тебя, мой край родной» (защита проектов)

1

Подводят итоги своей работы. Защищают проекты.