СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Введение 3
1. Теоретические основы развития познавательного интереса младшего школьника 5
1.1. Понятие «познавательный интерес» в педагогической литературе 5
1.2. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте 8
1.3. Методы и средства развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста 11
2. Теоретические и методические аспекты использования учебных экскурсий в начальной школе 17
2.1. Понятие «учебная экскурсия», виды 17
2.2. Специфика организации учебной экскурсии в начальной школе 20
2.3. Роль учебных экскурсий в развитии познавательного интереса младших школьников 22
Заключение 25
Список использованных источников 27
Развитие познавательного интереса младших школьников является одним из актуальных вопросов современной педагогики. Каждому учителю известно, что ученик не сможет успешно усвоить материал, если он безразлично относится к знаниям. Поэтому познавательный интерес у младших школьников нужно формировать и развивать с раннего возраста, ведь развитие познавательных интересов ребенка в процессе его обучения в младших классах – один из важных факторов успешности в учении.
Познавательный интерес выражается в стремлении узнать новое, неизвестное и непонятное о свойствах, качествах объектов и явлений действительности, в желании проникнуть в их суть, выявить имеющиеся между ними связи и отношения. Между уровнем развития познавательного интереса и приобретением знаний об окружающем мире существует определенная взаимосвязь. Так, с одной стороны, под воздействием познавательного интереса у индивида значимо расширяется кругозор, с другой стороны, этот процесс возможен лишь через приобретение новых знаний, которые составляют основу развития познавательного интереса. Под влиянием познавательного интереса знания становятся более глубокими. Познавательный интерес приводит к активизации различных психических процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения. Это в свою очередь определяет способы приобретения, хранения и применения знаний об окружающем мире. Чем шире кругозор человека, тем больше развит у него и познавательный интерес, так как условием его возникновения является установление связей между накопленным опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в знакомом предмете новых свойств, сторон, свойств, отношений [14].
Проблемой развития познавательного интереса младших школьников в разное время занимались такие ученые как Н. Г. Морозова [8], Л. И. Божович [1], Г. И. Щукина [12], и другие.
Познавательный интерес играет ключевую роль в процессе обучения и является важным фактором, влияющим на степень вовлеченности учащихся в образовательный процесс. Он представляет собой стремление к получению новых знаний, исследованию неизведанного и расширению горизонтов понимания окружающего мира. В современном образовательном контексте, где информации становится все больше, а внимание учащихся требуются системные подходы к обучению, возникает необходимость в нахождении эффективных методов для его развития.
Одним из таких методов являются учебные экскурсии, которые представляют собой не только формальную часть учебного процесса, но и насыщенную практическими аспектами форму обучения. Учебные экскурсии способны превратить теоретические знания в наглядные примеры и предоставить учащимся уникальную возможность соприкасаться с реальными объектами, явлениями и процессами. Через экскурсии можно создавать интерактивные и иммерсивные образовательные опыты, которые стимулируют любопытство, способствуют вовлеченности и помогают учащимся лучше усваивать материал [14].
Ведь в этом периоде начинает закладываться фундамент знаний во многих областях и учебных предметах, активно развиваются все познавательные процессы. Высокий уровень познавательного интереса младшего школьника является одним из важных факторов развития познавательной активности, учебной мотивации, а, значит, и важным фактором успешности школьного обучения младшего школьника, его академической успеваемости и дальнейшего перехода к среднему звену.
Учебные экскурсии представляют собой важный элемент образовательного процесса, который сочетает в себе теорию и практику, а также предоставляет учащимся уникальные возможности для расширения знаний и развития навыков. В современном мире, где информация становится всё более доступной, а обучение требует активного и вовлеченного подхода, исследование учебных экскурсий становится особенно актуальным.
Учебные экскурсии не только углубляют понимание предметов, но и стимулируют познавательный интерес у учащихся. Они помогают учащимся лучше осознать связь между теорией и практикой, а также способствуют развитию критического мышления, социальной активности и командных навыков. Посещение музеев, научных учреждений, исторических мест или природных объектов предоставляет возможность погрузиться в изучаемый материал, делая его более осмысленным и запоминающимся [14].
Изучение учебных экскурсий важно по нескольким причинам. Во-первых, они могут значительно повысить уровень вовлеченности и мотивации учащихся, что в свою очередь положительно сказывается на процессе обучения. Во-вторых, экскурсии способствуют формированию у учащихся навыков самостоятельной работы, критического анализа и командного взаимодействия. В-третьих, возможность взаимодействовать с реальными объектами и явлениями обогащает образовательный опыт, развивая у учащихся более широкое мировосприятие.
Проблема изучения учебной экскурсии как средства развития познавательного интереса младших школьников является многогранной и требует комплексного подхода к решению. Для оптимизации этого образовательного инструмента необходимо учитывать цели и задачи, разрабатывать методические рекомендации, планировать экскурсии с учетом возрастных особенностей детей, а также обеспечивать достаточную финансовую и логистическую поддержку. Решение данных проблем не только повысит качество образовательного процесса, но и сделает его более увлекательным и полезным для учеников.
В рамках данной работы рассмотрим, как учебные экскурсии могут послужить эффективным инструментом для развития познавательного интереса. Проанализируем основные аспекты их организации, роль в образовательном процессе.
Объект исследования: развитие познавательного интереса младшего школьника.
Предмет исследования: учебные экскурсии как средство развития познавательного интереса младшего школьника.
Цель исследования: изучение учебной экскурсии как средства развития познавательного интереса младшего школьника.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать источники по теме исследования.
2. Раскрыть теоретические основы развития познавательного интереса младшего школьника.
3. Рассмотреть теоретические и методические аспекты использования учебных экскурсий для развития познавательного интереса младших школьников.
Методы исследования:
теоретические (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация).
Познавательный интерес является ключевым элементом в процессе обучения и воспитания. Он относится к мотивации учения и является основой для активного познания окружающего мира. В педагогической литературе данное понятие рассматривается с разных сторон: как психологический феномен, как педагогический инструмент и как фактор, влияющий на эффективность учебного процесса. В этой работе мы рассмотрим основные аспекты познавательного интереса, его классификацию, методы формирования, а также его влияние на образовательный процесс.
Рассматривая более подробно понятие «интерес», следует обратиться к мнению А.Г. Волостниковой [2], которая считает, что «интерес можно определить, как специфическое отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности». Важно отметить, что при активной познавательной деятельности формируется познавательный интерес, которые отражается в стремлении школьников узнавать новое, открывать ранее неизведанное, решать сложные творческие задачи.
В современной психолого-педагогической литературе существует огромное количество разных подходов к пониманию термина «познавательный интерес». Например, Н.Ф. Добрынин [2] писал, что: «познавательный интерес – избирательная направленность внимания человека». А его коллега Л.С. Рубинштейн [10] рассматривает познавательный интерес, как «проявление его интеллектуальной и эмоциональной активности». При этом Д. Фрейд [11] писал, что «познавательный интерес – это генератор разнообразных чувств ребенка». В свою очередь Н.Г. Морозова [8] писала: «познавательный интерес – это активное эмоционально познавательное отношение человека к окружающему его миру». Не менее важной является точка зрения А.Г. Ковалева [6], который определил познавательный интерес, как «своеобразное отношение личности к объекту, вызванное сознанием его социально-жизненного значения и эмоциональной обольстительностью».
На сегодняшний день в исследованиях представлены различные точки зрения на проблемы развития познавательного интереса в целом. Так, по мнению Н.К. Постниковой «интерес – это познавательная деятельность, направленная на открытие еще неизвестного» [8]. В данном случае автор рассматривает данное понятие, как комплекс проявлений активностей ребенка, заключающихся в стремлении открывать новое и неизведанное.
В исследованиях Л.И. Божович [1] и Л.С. Выготского [2] указано, что развитие познавательного интереса обусловлено потребностью во внешних впечатлениях. А цель познавательного интереса заключается в стремлении человека познать окружающий мир во всем многообразии форм его проявления.
Отдельно хотелось бы отметить, что А.Н. Леонтьев [7] отмечал: «познавательный интерес стимулирует все психические процессы человека на высоком уровне своего развития, подталкивает личность к постоянному поиску нововведений в деятельность». В образовательной деятельности познавательный интерес играет главную роль, выступая в качестве внешнего стимула, активизирующего непосредственно познавательную деятельность.
Особый вклад в изучение влияния познавательного интереса на мотивацию в сфере образования внесла Г.И. Щукина [12]. Она неоднократно отмечала, что познавательный интерес напрямую связан с психическими процессами человека и занимает одно из главных мест в структуре личности, мотивируя на достижение определенных целей. Значение познавательного интереса сложно не оценить, поскольку он выступает в качестве активатора и стимулятора деятельности в разных областях деятельности: творческой, образовательной, познавательной.
Познавательный интерес обладает широкими мотивационными и регулятивными возможностями, что способствует более продуктивному становлению личности ребенка и активизирует его деятельность. Под влиянием познавательного интереса лучше всего происходят процессы восприятия, развивается восприятия, память, стабилизируются эмоциональные процесса. В частности, Г.И. Щукина [12] рассматривала познавательный интерес, как «избирательную направленность личности, обращенную к области познания и ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями».
С психологической точки зрения под интересом понимается избирательное отношение личности к объекту, определяемое его жизненным значением и эмоциональной привлекательностью. Интересы порождаются потребностями. Потребность выражает необходимость, а интерес – приятие, предрасположенность к какой-либо деятельности. Утвердившийся интерес может стать потребностью. Интересы индивида определяются особенностями объекта, на который они направлены, и психических свойств самого индивида (его воспитанности, культуры, характера, способностей).
В учебнике психологии под редакцией И.В. Дубровиной [3] «интерес – это потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане». Интерес может все более обогащаться в условиях формирующейся познавательной деятельности, и включать в себя новые связи и отношения материального мира. Интерес имеет эмоциональную и волевую характеристики. Интерес представляет собой интеллектуальную эмоцию и соответствующее усилие, которое связано с преодолением интеллектуальных трудностей. Интерес свойственен человеку на этапе освоения им действительности в форме знаний. К.Э. Изард [5], включает интерес в число базовых (первичных) эмоций, которые имеют мотивационное значение, и описывает его как увлеченность содержанием и вовлеченность в процесс деятельности, связанный с решением какой-либо задачи. В педагогической науке интерес определяется как сложный психический феномен, который отражает множество процессов и представляет собой целостный объект.
По мнению Н.Г. Морозовой [8], интересом называется эмоционально-познавательное отношение между субъектом и объектом, где активную роль играет субъект познания. С.Л. Рубинштейн [10] под интересом понимал специфическую направленность личности. На взгляд И.П. Подласого [11], интерес является одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности. Интерес представляет реальную причину действий, которая ощущается человеком как особо важная для него, это положительное оценочное отношение субъекта к осуществляемой деятельности.
Таким образом, интерес это:
избирательное отношение к чему-либо;
определенная направленность личности;
эмоционально окрашенное отношение к объектам или явлениям действительности;
важная причина действий;
условие познавательной деятельности.
Сегодня под познавательным интересом преимущественно понимают «различные состояния человека, объединенные позитивной направленностью к его деятельности: увлечения, склонности, любопытство». В научной литературе, посвященной рассмотрению данного понятия, можно найти следующие трактовки.
Так, например, И.С. Пологрудова [3] под познавательным интересом понимает «эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер».
На взгляд Г.И. Щукиной [6], познавательный интерес – это «избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями».
Однако в науке есть и более широкие толкования данного понятия. По мнению Н.Г. Морозовой [8] познавательный интерес представляет собой активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру.
Таким образом, можно прийти к выводу, что большинство авторов определяют познавательный интерес как направленность личности на окружающий мир, отличающаяся такими свойствами, как избирательность и активность. Если рассматривать подходы к познавательному интересу более детально, то многие авторы связывают его с преобладанием положительных эмоций, сопровождающих познавательную деятельность, мотивацией к ней, потребностью познать предметы и явления окружающего мира.
Процесс формирования и развития познавательного интереса возможен только в деятельности и прежде всего в учебной.
Формирование познавательных интересов детей в обучении может происходить по двум основным направлениям:
отбор соответствующего содержания учебных предметов;
собственно, организация познавательной деятельности учеников.
В педагогике представлены также различные компоненты структуры познавательного интереса. Так, в исследованиях Г. И. Щукиной [6] рассматриваются содержательные компоненты познавательного интереса. К ним автор относит:
Эмоциональный компонент, который проявляется во взаимодействии ребенка с другим человеком, например, в процессе оказания какой-либо помощи.
Интеллектуальный компонент. Он отражается в реализации всевозможных операций мышления, таких как синтез, анализ, сравнение, обобщение.
Регулятивный компонент. Он способствует развитию целенаправленной деятельности, формированию умений преодолевать трудности, сосредотачиваться, принимать верные решения, высказывать отношение к результатам творческой деятельности, учиться осуществлять рефлексию, самоконтроль.
Творческий компонент, который отвечает за развитие умений осуществлять перенос уже усвоенных способов деятельности в новые обстоятельства, комбинировать виды деятельности, проявлять способность к творческой мыслительной деятельности.
Таким образом, в данной главе мы рассмотрели различные точки зрения исследователей на сущность понятия «познавательный интерес», структуру познавательного интереса и основные признаки. Познавательный интерес отличается от любых других видов интереса познавательной активностью, очевидной избирательной направленностью на конкретный предмет, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.
1.2. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрастеРазвитие познавательного интереса в младшем школьном возрасте представляет собой важный аспект учебного процесса. В этом возрасте происходит активное формирование личностных и познавательных качеств у детей, что существенно влияет на их дальнейшее обучение и восприятие окружающего мира.
Ключевые особенности развития познавательного интереса у младших школьников:
1. Высокая концентрация любознательности: Дети в этом возрасте отличаются естественным стремлением узнавать новое. Их вопросы часто имеют широкий диапазон, что свидетельствует о глубоком интересе к окружающей действительности.
2. Игровая мотивация: Познавательная деятельность в младшем школьном возрасте часто носит игровой характер. Игры, конкурсы и занятия в форме развлечений помогают поддерживать интерес и увлеченность в обучении.
3. Наглядность и практическая направленность: Младшие школьники лучше усваивают материал через наглядные и практические задания. Эксперименты, выставки, экскурсии и практические занятия способствуют активизации познавательного интереса.
4. Социальное взаимодействие: Общение с ровесниками и взрослыми играет важную роль в формировании интереса. Работы в группе, дискуссии и совместные проекты развивают не только познавательный, но и социальный интерес.
5. Личностная значимость: Познавательный интерес усиливается, когда информация или деятельность имеют отношение к личной жизни ребенка или его увлечениям. Учитывание индивидуальных предпочтений помогает в поддержании интереса.
6. Эмоциональная окрашенность: Интерес детей во многом зависит от эмоциональной составляющей. Позитивные эмоции, возникающие в процессе обучения, способствуют более глубокому восприятию и запоминанию информации.
7. Поэтапное усложнение задач: Постепенное увеличение сложности учебных заданий помогает развивать критическое мышление и умение находить решения, что, в свою очередь, поддерживает познавательный интерес.
8. Ключевая роль педагога: Учитель играет важную роль в стимулировании познавательного интереса. Использование различных методов обучения, создание позитивной атмосферы и поддержка активной учебной деятельности способствуют вовлеченности учеников [15].
Таким образом, понимание особенностей развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте прописывает важные пути для педагогов и родителей, направляя их внимание на создание условий, способствующих формированию глубокого и устойчивого интереса к знаниям.
По мнению ряда авторов (Л.С. Выготский [2], А.Н. Леонтьев [7], А.К. Маркова [3], С.Л. Рубинштейн [10] ), познавательный интерес – это мотив, лежащий в основе учебной деятельности, придающий ей творческий, устремленный характер. Как показали исследования Л. И. Божович [1], Н.Г. Морозовой [8], Ж.Н. Тельновой [2], Г.И. Щукиной [6], и др., в основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, лежит познавательный интерес. Он рождается из потребности во внешних впечатлениях и в активности, и начинает проявляться уже в первые дни жизни ребенка. Л.И. Божович [1] отмечает, что развитие познавательного интереса происходит неодинаково у разных детей: у одних он выражен очень ярко и носит «теоретическое» направление, у других детей он больше связан с практической активностью, что говорит о различном уровне познавательного отношения ребенка к действительности.
Формирование предпосылок психологической готовности к школьному обучению обусловлено кризисом 6-7 лет, который Л.С. Выготский [2] объяснял утратой детской непосредственности и возникновением осмысленной ориентировки в собственных переживаниях (обобщением переживаний). Школьная ситуация развития выступает для младшего школьника как качественно-новая, что требует существенной внутренней перестройки, обеспечивающей ребенку возможность осуществлять особую деятельность – учебную.
В момент прихода ребенка в школу учебной деятельности как таковой еще нет, и ей предстоит сформироваться. Именно это, на взгляд большинства исследователей, и является специфической задачей младшего школьного возраста. Главная проблема, которая возникает на этом пути, состоит в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять. Как отмечают П.И. Пидкасистый [10] и другие исследователи, ребенок хочет выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, а в школе нужна познавательная мотивация и познавательный интерес.
Многие авторы отмечают, что собственно познавательный интерес к знаниям еще не свойственен младшим школьникам. Во-первых, еще сильны интересы, характерные для дошкольного возраста; во-вторых, доминирующее положение занимают социальные мотивы. У младших школьников по-прежнему сильна потребность в игровой деятельности, правда, содержание игры меняется. Младший школьник продолжает играть в учителя, в школу. Но в игре он может часами решать, писать, петь, читать, рисовать и т.д. Это важно учитывать педагогу при организации учебной деятельности, применяя игровые технологии и делая процесс учебы увлекательным. У младшего школьника сохраняется сильная потребность в движениях. Он не может долго сидеть неподвижно. Для младшего школьника также особо характерна потребность во внешних впечатлениях. Именно она, как показывают исследования, впоследствии преобразуется в собственно познавательный интерес.
Младшего школьника в первую очередь привлекает внешняя сторона предметов, событий, явлений. Потребность во внешних впечатлениях – основная движущая сила развития психики младшего школьника. В начале обучения она удовлетворяется в первую очередь учителем. Он вводит ребенка в новую сферу деятельности и помогает ему понять новые впечатления, разобраться в них. Исследования мотивов учения младших школьников показали, что мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места. По данным исследований Л.И. Божович [1], у первоклассников учебные мотивы занимают третье место, а у третьеклассников даже пятое место.
По данным исследований Е.В. Кочановской [7], первое место занимают широкие социальные мотивы, второе – узколичные, третье – учебно-познавательные. В некоторых сложных случаях социальные мотивы учения могут стать важным фактором, буквально спасающим распадающуюся учебную деятельность. В этой связи показателен опыт работы Ю.А. Лях [6], который показывает, что социальный мотив «не быть плохим учеником» может влиять на решимость ребенка прилежно учиться даже при отсутствии познавательного интереса.
Вместе с тем, в мотивацию учения включаются различные мотивы младших школьников. Учение может иметь различный психологический смысл для ученика:
отвечать познавательной потребности, которая и выступает в качестве мотива учения, т.е. в качестве «двигателя» его учебной деятельности, определяя тем самым познавательные интересы;
служить средством достижения других целей. Тогда мотивом, способствующим выполнению учебной деятельности, является эта другая цель. Внешняя деятельность всех учеников похожа, внутренне она очень разная. Это различие определяется, прежде всего, мотивами и интересами, обусловливающими деятельность, которые определяют для ребенка смысл выполняемой им деятельности.
Многие исследователи отмечают, что познавательный интерес, связанный с желанием овладеть необходимыми знаниями у младших школьников появляется под влиянием учителя, что способствует нарастанию потребности в новых знаниях. Тем не менее, строгой очередности возникновения этих интересов нельзя установить. Известно, что многие дети уже до школы испытывают потребность в познании окружающего мира. В ходе обучения познавательные интересы младшего школьника постепенно претерпевают существенные изменения. Одни из них превращаются в устойчивые, другие исчезают, появляются новые. Большое место в стимулировании познавательного интереса младшего школьника занимает оценка. Но не все дети вначале школьного обучения хорошо понимают ее объективную роль и смысл. Отметочная мотивация как показано Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинским [11] и др., часто оказывает негативное влияние на познавательный интерес ребенка, что такая опасность формирования эгоистических побуждений, не относящихся к сущности учения, влияет на развитие отрицательных черт личности.
Большинство авторов убеждены, что если в начальной школе складываются устойчивые познавательные интересы, то они оказывают в целом решающее влияние на ход дальнейшего обучения ребенка. Устойчивое позитивное отношение младших школьников к учению и познанию во многом определяется успешным развитием и качеством содержания самой учебной деятельности, обеспечивающей переход от познавательной потребности к развитию познавательных интересов. Эти интересы выражаются в стремлении ребенка проявлять интеллектуальную активность, преодолевать возникающие в процессе познания трудности. Необходимо отметить, что в большинстве исследований учебная мотивация рассматривается как образование, которое возникает, прежде всего, на основе совокупности сформированных познавательных интересов ребенка.
И.А. Зайцевой [12] установлено, что с самого начала обучения в школе у детей происходят значительные изменения в направленности их интересов. Исследования показывают, что уже в конце дошкольного периода в результате целенаправленной образовательно-воспитательной работы у детей обычно формируется новая высшая потребность – учиться. В связи с этим появляется интерес к школе, к учению, ко всей школьной жизни. Успех, которым может сопровождаться школьное обучение, определяется стойким познавательным интересом ученика к объекту познания.
1.3. Методы и средства развития познавательного интереса у детей младшего школьного возрастаДля развития познавательного интереса важно вызвать в младшем школьнике стремление к изучению чего-то и создать благоприятные для этого условия.
Одним из путей развития познавательно интереса являются активные и эвристические методы обучения. В педагогике методы обучения принято подразделять на словесные (рассказ, объяснение, беседа, лекции, дискуссия), наглядные (демонстрация, иллюстрация, видео метод) и практические (лабораторный и практический метод, упражнения, познавательные игры).
Эти методы предполагают продуктивный, творческий, поисковый характер деятельности обучаемого. Используя эти методы, учитель может повышать познавательный интерес к своему предмету.
Среди наиболее распространённых методов и приёмов развития познавательного интереса выделяют следующие: [15]
создание ситуаций успеха;
проектный метод;
игровой метод;
метод создания эмоционально-нравственной ситуации;
дидактические игры;
творческо-поисковые упражнения;
проблемные задания, активные методы обучения;
метод создания ситуаций познавательного спора, ситуаций занимательности;
метод решения нестандартных творческих заданий;
метод познавательных игр;
учебное сотрудничество;
анализ жизненных ситуаций;
рассказ;
беседа;
метод работы с книгой;
проблемно-поисковый метод;
метод дифференциации и нестандартные уроки;
учебные экскурсии.
Обобщая методы, изучаемые различными учёными-практиками, стоит отметить, что для развития познавательного интереса необходимо организовать следующие условия:
самостоятельное выполнение задачи ребёнком, организация поиска решения задачи, проходящего через преодолимые трудности и приводящего к положительному результату;
поощрение учителем промежуточных действий и создание ситуаций успеха.
Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Главная цель на уроках – вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать условия, максимально раскрывающие познавательные и творческие способности учащихся. Продумывать структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру своих способностей и возможностей.
Рассмотрим некоторые методы и средства, которые можно использовать на уроках [15].
Метод «Ситуация успеха» – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии и тактики. Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребёнок, слабоуспевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению, и его познавательная активность на уроке приближается к нулевому уровню. Вот поэтому, создают «ситуацию успеха» для каждого своего ученика. Используют такие приёмы создания ситуации успеха:
Похвала – это ценный ресурс для движения вперёд. Мы знаем, какие слова чаще всего слышит ребёнок из уст родителей, да и иногда и от учителей: «тупица», «разгильдяй, «лодырь» и тому подобные определения. Они ложатся на душу и сознание ребёнка тяжёлой гирей. Внушить ученику веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия – в этом залог успешного воспитания. Например, «Еще в прошлой четверти тебе никак не удавалось выполнять домашние задания вовремя, и посмотри, уже вторую неделю не нарушаешь сроки». «Ещё чуть-чуть – и у тебя всё получится». «Лучше всего у тебя получается вот это». «Я вижу, как хорошо ты справился с этим заданием».
Анонсирование. Речь идёт о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверки знаний. Предупреждает не просто так, готовится с ним к этим работам. Эта работа чем-то напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создаёт психологическую установку на успех, уверенность в собственных силах. Например, перед проверочной работой для тех детей, которые испытывают трудности в выполнении заданий, в помощь давала карточки-консультанты с планом решения задач или с краткими записями.
«Холодный душ». Уместен для способных учеников, быстро привыкающих к успеху, уверенность которых быстро превращается в самоуверенность. Чем может быть полезен для таких учеников.
Творческо-поисковая деятельность обладает существенными преимуществами перед остальными видами поведения человека в ситуации дефицита знаний и умений. Формирование творческо-поисковой деятельности должно рассматриваться с точки зрения саморазвития деятельности учеников.
Использование системы заданий, которые ориентируются на определенный уровень познавательной деятельности учеников на уроках права, дают учителю возможность не только определить познавательные возможности учеников, но и продуктивно работать со всем классом.
Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
Проблемное задание – это практическое или теоретическое задание, вызывающее познавательную потребность в новом неизвестном знании, служащем для правильного выполнения действия, приводящего к достижению цели. Задание является проблемным, если оно нацеливает учащегося на действия, вызывающие у него потребности в новых знаниях и способах, без которых оно не может быть выполнено.
Метод «Дидактические игры».
Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которым, дети учатся. При использовании дидактических игр в рамках программы Федерального государственного образовательного стандарта у детей формируются такие необходимые качества, как:
положительное отношение к школе, к учебному предмету;
умение и желание включаться в коллективную учебную работу;
умение слушать друг друга;
добровольное желание расширить свои возможности;
раскрытие собственных творческих способностей;
самовыражение, самоутверждение.
Активные методы обучения – это методы, стимулирующие познавательный интерес обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет [15].
Активные методы обучения обеспечивают активность, и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
С помощью активных методов обучения можно развить устойчивый познавательный интерес. Их следует не только систематизировать, но и дозировать применение в учебном процессе.
Одним из приемов, входящих в метод активного обучения, можно назвать прием создания на уроке ситуаций занимательности – введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Это способствует повышению интереса к учению. Анализ отрывков из художественной литературы. Ситуация занимательности вызывает эмоциональные переживания путем применения приема удивления, которые вызывают глубокие эмоциональные переживания у учеников к предмету. Это так же положительно влияет на развитие познавательного интереса. Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя.
К методам и средствам развития познавательного интереса относится не только активный метод обучения и ситуация занимательности, но и другие.
Например, ценным методом развития интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Что ускоряет, и упрощает понимание и сопутствует быстрому развитию познавательного процесса.
Так же ещё одним методом стимулирования познавательного интереса является метод создания ситуаций познавательного спора, данный метод способствует повышению интереса к теме. Включение учеников в ситуации споров не только углубляет их знания, но и невольно приковывает их внимание к теме и вызывает прилив интереса.
Реализация метода решения нестандартных творческих заданий способствует развитию творческих процессов младших школьников, что в свою очередь положительно влияет на формирование познавательных интересов школьников.
Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное, воспитывающее и развивающее влияние).
Однако имеются и некоторые специальные приемы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в искусстве, литературе.
В качестве приема развития познавательного интереса используется анализ жизненных ситуаций. Этот метод обучения непосредственно стимулирует учение за счет максимально возможной конкретизации знаний.
К методам развития познавательного интереса относится учебное сотрудничество, которое повышает интерес младших школьников. Учебное сотрудничество – это такое взаимодействие, в котором учитель:
создает ситуацию необходимости перестройки сложившихся у ребенка способов действия;
организует учебный материал таким образом, чтобы ребенок мог обнаружить причины своей неумелости;
вступает и сотрудничает с учащимися только по его инициативе, по запросу о конкретной помощи.
Так же к методам развития познавательного интереса можно отнести эвристический метод обучения [15].
Целью эвристического обучения является не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции. Эвристическая деятельность, выполняемая школьниками в самых разных образовательных областях, вовсе не предполагала наличия у них предварительных умений действия по образцу. В этом методе организуется активный поиск познавательных задач. Подразумевается творческая деятельность учащихся, но под контролем учителя. Познавательный интерес формируется в определенных рамках.
Так же для изложения знаний учитель прибегает к рассказу, к объяснению или беседе. Эти методы часто связаны с демонстрацией [15].
Рассказ имеет большое значение при организации ценностно-ориентировочной деятельности. Воздействуя на чувства детей, он помогает понять и усвоить смысл заключенных в повествовании нравственных оценок и норм поведения. Рассказ способствует формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что вызывает повышение эффективности обучения и способствует развитию познавательного интереса.
Беседа используется с давних времен. Этот метод постепенно подводит учащихся к получению новых знаний.
Метод работы с книгой. Его можно применять как метод получения новых знаний и как метод закрепления знаний и выработки умений и навыков. Это многофункциональный метод, обеспечивающий обучение, развитие, воспитание; побуждающий к учению и самосовершенствованию, выполняющий контрольно-коррективную функцию. Работа с книгой – это, пожалуй, основной метод обучения, как в школе, так и в после школьный период обучения или самообразования. Например, учитель использует учебник.
Чтобы урок действительно стал средством проявления личностных качеств учащихся, а домашнее задание выполнялось с удовольствием, необходимо уходить по мере возможности от информационно-практического метода к проблемно-поисковому. В проблемно-поисковом методе большая часть работы отводится детям, что способствует развитию познавательного интереса.
Используется преподавателями и метод дифференциации. Все дети разные у всех свой уровень успеваемости, следовательно, не каждый ребенок может выполнить сложное задание. А решение задач, одно из важных средств активизации познавательного интереса учащихся на всех этапах обучения.
Одним из средств развития познавательного интереса у младшего школьника являются учебные экскурсии [15].
Вывод
В ходе анализа теоретических основ развития познавательного интереса младших школьников, можно выделить несколько ключевых аспектов, определяющих его значимость в образовательном процессе. Познавательный интерес является основополагающим компонентом, который не только мотивирует детей к обучению, но и способствует формированию индивидуальной исследовательской деятельности, критического мышления и творческого подхода к решению задач.
На основе исследования понятия познавательного интереса в педагогической литературе становится очевидно, что данный феномен играет важную роль в организации познавательной деятельности ребенка. В младшем школьном возрасте интерес к обучению проявляется особенно ярко, что обусловлено высокой эмоциональной восприимчивостью и активностью детей. Они остро реагируют на окружающий мир, что делает этот период жизненно важным для формирования устойчивых навыков познавательной деятельности.
Кроме того, важно учитывать особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте. Дети в этом возрасте нуждаются в постоянной поддержке и стимуляции со стороны педагогов и родителей. Успех в обучении зависит от создания благоприятной и активной образовательной среды, где ребенок может свободно задавать вопросы, исследовать и получать самостоятельный опыт.
Для развития познавательного интереса используется много методов и средств. Среди наиболее распространённых выделяют следующие: создание ситуаций успеха, проектный метод, игровой метод, метод создания эмоционально-нравственной ситуации, дидактические игры, творческо-поисковые упражнения, метод работы с книгой, проблемно-поисковом методе, метод дифференциации, нестандартные уроки, учебные экскурсии. Методы и приемы, используемые в обучении, должны быть разнообразными и адаптированными под интересы и потребности детей. Игровые технологии, практические занятия, проекты и экскурсии создают необходимые условия для органичного развития познавательного интереса.
Таким образом, развитие познавательного интереса младших школьников требует комплексного подхода, включающего как теоретические знания о психологии и педагогике, так и практические методы обучения. Это обеспечивает детям возможность не только усваивать материал, но и активно участвовать в процессе познания и формирования навыков, необходимых для жизни. В конечном итоге, формирование устойчивого познавательного интереса создает базу для дальнейшего обучения и развития личности, что подчеркивает важность данного аспекта в образовательной практике
Учебная экскурсия – это специализированная форма образовательного процесса, которая представляет собой организованное выездное мероприятие, целью которого является знакомство учащихся с объектами, явлениями и процессами в их естественной среде. Она служит дополнением к учебному процессу, позволяя не только закрепить теоретические знания, но и развить практические навыки, критическое мышление и наблюдательность у учащихся.
В отличие от традиционных методов обучения, таких как лекции и семинары, учебные экскурсии сосредоточены на активном восприятии информации, где учащиеся становятся участниками, а не просто слушателями. Это позволяет им глубже понять изучаемые темы и связывать их с реальными ситуациями.
Учебные экскурсии имеют ряд важных целей и задач, среди которых можно выделить:
1. Закрепление теоретических знаний: Учебная экскурсия позволяет связывать изучаемый материал с его практическими примерами, что существенно углубляет понимание темы.
2. Развитие практических навыков: Учащиеся получают возможность применять на практике теоретические знания, что способствует формированию навыков анализа и синтеза.
3. Формирование критического мышления и наблюдательности: в процессе экскурсии, учащиеся учатся замечать детали, анализировать ситуации и делать выводы на основе полученных наблюдений.
4. Расширение кругозора: Учебные экскурсии способствуют ознакомлению учащихся с новыми идеями, культурными аспектами и профессиональными реалиями, что формирует более полное представление о мире.
5. Социальное взаимодействие: Работа в группе во время экскурсии способствует развитие навыков сотрудничества, общения и уважения к мнению других.
Учебные экскурсии имеют длительную историю, корни которой можно проследить с древности. В эпоху античности путешествия с образовательной целью были распространены среди философов и ученых, которые исследовали мир вокруг себя. В средние века и Ренессансе ученые также отправлялись в путешествия для изучения культуры, искусства и науки [16].
Однако в современном понимании учебные экскурсии начали формироваться в XIX веке, когда образовательные системы стали включать выездные программы как неотъемлемую часть обучения. В этот период активно развивались музеи, заповедники и другие объекты, доступные для посещения учениками и студентами.
Важно отметить, что с развитием технологий и образовательных методик менялись и формы учебных экскурсий, которые стали более разнообразными и адаптированными к потребностям обучающихся. Современные учебные экскурсии могут включать виртуальные туры, тематические поездки и другие инновационные подходы.
Организация учебных экскурсий имеет множество преимуществ, среди которых можно выделить:
Увеличение мотивации к обучению: Выездные мероприятия способствуют пробуждению интереса к учебным предметам, делая знания более доступными и наглядными.
Разностороннее развитие: Учебные экскурсии формируют не только профессиональные навыки, но и культурное, эстетическое и социальное развитие учащихся.
Эмоциональный аспект обучения: Положительные эмоции, связанные с экскурсиями, усиливают впечатления от обучения и способствуют лучшему запоминанию материала.
Учебные экскурсии можно классифицировать по различным критериям. Разделение на виды позволяет педагогам более эффективно планировать и организовывать образовательные мероприятия [16]. Ниже представлены основные виды учебных экскурсий:
1. По месту проведения:
Экскурсии в музеи: Знакомство с экспонатами, историческими предметами или произведениями искусства. Это позволяет учащимся глубже понять культурные и исторические контексты.
Природные экскурсии: Посещение заповедников, парков или природных резерватов. Основная цель – изучение природных экосистем, флоры и фауны.
Производственные экскурсии: Посещение предприятий и фабрик, где учащиеся могут наблюдать производственные процессы и знакомиться с профессиями.
Исторические и культурные экскурсии: Посещение исторических памятников, архитектурных сооружений и культурных центров. Такие экскурсии помогают учащимся узнать о прошлом своей страны и культуры.
2. По типу взаимодействия:
Обзорные экскурсии: Позволяют получить общее представление о месте проведения экскурсии. Учащиеся знакомятся с основными фактами и характеристиками.
Тематические экскурсии: Сосредоточены на определенной теме или вопросе. Например, экскурсия может быть посвящена истории определенного периода или исследованию экосистемы.
Исследовательские экскурсии: Предполагают активное участие учащихся в сборе данных и фактов для последующего анализа, и обсуждения.
3. По продолжительности:
Краткосрочные экскурсии: Обычно длятся от нескольких часов до одного дня. Эти экскурсии часто организуются в рамках школьного учебного процесса.
Долгосрочные экскурсии: Могут занимать несколько дней. Они могут включать поездки в другие города или регионы и часто сочетаются с культурными программами и отдыхом.
4. По уровню организованности:
Организованные экскурсии: Проводятся специализированными экскурсоводами или педагогами, которые готовят программу и обеспечивают выполнение всех необходимых задач.
Самостоятельные экскурсии: Учащиеся самостоятельно исследуют интересующие их места, однако они могут быть предварительно подготовлены учителем и включать в себя обсуждения, задачи или опросы.
5. По направленности:
Научные экскурсии: Ориентированы на изучение научных аспектов, могут включать лабораторные работы или практические занятия.
Творческие экскурсии: Включают элементы искусства, культуры и самовыражения, где учащиеся могут проявить свое творчество через заданные темы.
Каждый вид учебной экскурсии имеет свои особенности и цели, что позволяет гибко подходить к организации образовательного процесса и учитывать интересы и потребности учащихся. Учебные экскурсии способствуют активному усвоению знаний, формированию практических навыков и развитию познавательного интереса, что делает их неотъемлемой частью современного образования.
Основное назначение экскурсии состоит в расширении и структуризации кругозора детей. Речь идёт о том, что система их знаний и представлений должна отличаться структурированностью; интеграционным характером; иметь такое настроение, которое будет помогать в выстраивании собственной личности, определении собственной позиции в жизни; включать последние достижения науки, материал по истории, материал, стимулирующий активный отклик на проявляющиеся перед обществом проблемные ситуации; в её основе должна лежать органическая взаимосвязь переработанного социального и личного опыта, который проявляется в форме переживания, смыслотворчества, саморазвития [16].
Учитель должен как можно чаще задавать детям вопросы, которые должны побуждать их откликаться на происходящее, не должен оставаться равнодушными к наблюдениям учащихся и их замечаниям. Если он будет искренне выслушивать ребят, это воодушевит их на продолжение активных наблюдений, вовлечет в процесс обучения, заставит слушать друг друга. Во время экскурсии ученики внимательно слушают, наблюдают, при этом могут производить записи, делать зарисовки, фотографировать. Не следует затягивать экскурсию. Педагог должен рассказать только о том, что дети могут увидеть, не давая при этом длинных объяснений. Не стоит давать учащимся много новых определений, они их очень скоро забудут.
Заключительный (послеэкскурсионный) этап охватывает воспитательно – образовательную работу. С детьми проводится беседа, направленную на углубление, обобщение и систематизацию приобретенных знаний. Самое интересное, самое существенное из увиденного, школьники оформляют в виде рисунков, сочинений, презентаций. Развитию познавательного интереса и творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных детьми на экскурсии, способствуют такие задания: напиши заметку в школьную газету, попытайся составить кроссворды, загадки, викторины. Дети с удовольствием выполняют их.
Общими признаками для всех экскурсий являются:
протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток;
наличие участников экскурсии;
показ экскурсионных объектов на месте их расположения;
передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;
целенаправленность, логичность показа объектов, наличие определенной темы;
активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).
Одной из форм обучения в начальной школе является экскурсионная деятельность. Сейчас эта форма активно включается в учебный процесс и становится важной. В начальной школе организация экскурсий имеет свою специфику.
Главное в экскурсии – её содержание. Но эффективность экскурсии зависит в значительной мере от искусства убедительно, ярко и доходчиво излагать материал. Можно хорошо его знать, но не уметь передать младшим школьникам. Вот почему педагогам, как бы хорошо они не были подготовлены по конкретной теме, следует овладеть основами экскурсионной методики, умело использовать различные приемы подготовки и проведения экскурсий [17].
Экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные наблюдения, заключительную часть, где учитель, подводит общий итог экскурсии.
В основе проведения любой экскурсии лежат принципы педагогики. Требования педагогической науки – взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения материала – обязательны и для экскурсионной методики. Столь же большое значение имеют для обоснования и развития экскурсионной методики, повышения мастерства педагога изучение законов и учет требований психологии. Педагогу необходимо знать природу ощущений, восприятий, представлений, законы мышления, значение и роль положительных и отрицательных эмоций в процессе познания. В ходе экскурсии происходит нарастание рассказа от устной информации к зрительной, от зрительных впечатлений - к словесным оценкам и выводам.
Основными требованиями, которые предъявляются к рассказу, являются:
тематичность;
конкретность;
связанность;
логичность;
краткость;
убедительность;
доступность изложения;
законченность суждений;
связь с показом;
научность.
Рассказ в экскурсии – это преимущественно монологическая речь, которая переходит к диалогу только в момент ответа на вопросы либо подведения итогов и построения выводов в конце экскурсии [17].
Её максимальная эффективность может быть достигнута только при планомерном подходе: расписание экскурсий для начальных классов должно составляться в начале учебного года, и далее учителям младших классов, или педагогам, ответственным за экскурсионную деятельность школы, следует его неукоснительно придерживаться. Однако, если экскурсия оказывается продолжительнее 1-2 часов, и проводится не в ближайшем к школе музее или саду, организована она должна быть исключительно профессионалами своего дела.
Адаптированные экскурсии для детей 7-10 лет предлагают сейчас практически все серьёзные музеи. Их особенностью является укороченное время проведения: экскурсия не должна длиться более двух часов. Кроме того, она должна быть интерактивной, с ответами на вопросы и отгадыванием загадок. После экскурсии детям предлагается закрепить материал, например, самостоятельно нарисовав рисунок или выполнить другую поделку по теме.
Экскурсия – одна из сложных форм учебно-воспитательной работы. Её успех во многом зависит от того, насколько продумана была подготовка и вся работа в природе, на производстве, в музее.
Любая экскурсия, имеет определенную структуру, которая описана в исследованиях Ж. В. Жиратковой [4].
1. Предварительная подготовка учителя:
постановка цели и задач экскурсии;
выбор маршрута и его посещение;
подбор объектов для наблюдений и исследований;
разработка заданий для работы учебных групп;
определение формы отчетности;
составление конспекта проведения экскурсии;
предварительная подготовка учащихся (если это необходимо).
2. Проведение экскурсии:
1. Вводная часть (перед выходом из школы):
постановка цели и задач экскурсии перед учащимися;
раздача учебного оборудования и заданий группам;
инструктаж учащихся – обсуждение правил поведения;
2. Основная часть (на месте экскурсии): – вводная беседа; – самостоятельная работа учебных групп:
отчёт о работе на местах;
обобщающая беседа;
подведение итогов;
3. Заключительная часть (в классе):
обработка собранного материала;
запись в тетрадь результатов наблюдений;
закрепление материала экскурсии [16];
Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, учитель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы. Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Учитель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Он дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.
2.3. Роль учебных экскурсий в развитии познавательного интереса младших школьниковЭкскурсионная содержит большой смысл в жизни ребят младшего школьного возраста. Еще экскурсия – одно из наиглавнейших средств интеллектуального и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее негативные или же запрещенные для личности подростка переживаний.
Огромную кладезь таит в себе природа, и ею в абсолютной мере необходимо пользоваться для всестороннего становления младшего школьника на учебных занятиях. Начальным фактором в исследовании природы работают экскурсии.
Они позволяют ребенку в полной мере «послушать», разглядеть, ощутить природу. Безусловно, понятно, какое позитивное воздействие оказывает природа на детей. Она шлифует нрав, делает его нежнее, поэтичнее, рождает ощущение любви к Родине. Вследствие этого, знакомство с природой в начальных классах невозможно без проведения природоведческих экскурсий. Точное изучение природных появлений под управлением учителя содействует развитию и поддержанию внимания у ребят к знанию находящегося вокруг мира.
Школьная экскурсия считается одной из основных форм учебной деятельности, но в то же время самой сложной в ее реализации, потому что она затрачивает большое количество времени на ее подготовку. Она считается одной из самых трудоемких форм обучения. Школьная экскурсия обязательно проводится за пределами учебной организации и считается уроком «под открытым небом» [18].
В своей работе К.П. Ягодовский [13] рассуждал: «Главная задача каждой школьной экскурсии обязана заключаться не в том, чтобы продемонстрировать учащимся и вынудить их уяснить картину природы и наименования нескольких десятков живых созданий, а в том, чтобы продемонстрировать им и обучить их ведать жизнью природы, усвоить в их сознании биологические процессы природы».
Обратимся к книге «Экскурсионная деятельность», автором которой является К.В. Кулаев [4]. Профессор рассматривал роль и цель школьной экскурсии в целостности воспитательной и образовательной задачи, которая находит свое место при подготовке школьной экскурсии. Одна из главных задач – это научить ребенка разглядеть и воспринимать всю необъятную красоту окружающего мира, наслаждаться ею. А также, важно не только пробудить интерес к углубленному познанию ее, но и научить передавать свои впечатления от увиденного через различные виды деятельности.
На школьных экскурсиях дети обучаются ориентироваться на территории, следить, ассоциировать, разглядывать нужные объекты, отыскивать примеры связи организмов между собой и с явлениями находящейся вокруг среды. Определение, сопоставление объектов природы, нахождение среди них свойств однообразия и различия, разбиение по свойствам родства – это самые простые, но главные уроки природы для школьников. Об этом рассуждала в своей статье И.О. Котенева [4].
Е.В. Галица [13], изучая работы гениального преподавателя В.А Сухомлинского [20], присваивала особенное внимание роли воздействия природы и школьных экскурсий на познавательный интерес ребенка. По ее точке зрения, природа лежит в фундаменте детского мышления, интереса, эмоций, творчества. Она фиксировала, собственно, что сама природа не может воспитывать, она деятельно воздействует на взаимодействие с ней, с помощью, этого ребенок учится воспринимать природу, понимать ее красоту, развивать познавательный интерес к природе, это качество надо прививать с младшего школьного возраста под средством экскурсии. Верное выстраивание чувственного познания природы гарантирует становление у ребят отчетливых представлений о явлениях природы и, а также понимание о необходимости познавать незнакомый для них мир.
В статье, автором которой является Н.С. Прещепинок [9], рассматривается роль экскурсий в развитии личности ребенка. По его мнению, школьные экскурсии имеют большое образовательно-воспитательное значение. В ходе школьных экскурсий обучающиеся узнают природу со всех сторон; так же экскурсионные поездки помогают крепко связать теоретические и практические знания с повседневной жизнью ребенка; помогает адаптироваться к различным природным явлениям; способствует развитию трудовых навыков. Роль школьных экскурсий очень высока, как для познавательного интереса, так и для других качеств личности младшего школьника.
Основой проведения школьных экскурсий считается целеустремленный показ экскурсионных объектов, которые считаются источниками познаний, источниками сведений. При показе природных объектов обширно применяется способ сопоставления, который добавляет эмоций, являющихся наиболее колоритными и определенными, а восприятие –наиболее четким. Помимо этого, положительный отклик дает способ зрительной реконструкции. Данный метод вызывает крепкие впечатления.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что экскурсии помогают учащимся лучше усвоить материал, разнообразить виды деятельности на уроке, повысить познавательную активность детей. Развитие познавательного интереса к своему предмету – одна из важнейших задач каждого педагога начального образования. Познавательный интерес возникает не сразу, он складывается из отдельных элементов. Вначале – это любознательность или просто любопытство. Но любопытство может быстро угаснуть. Привлечь внимание детей и вызвать их удивление – это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого сравнительно легко при помощи экскурсии. Природоведческая экскурсия помогает развивать познавательный интерес младшего школьника, это является одной из главных ее функций.
Вывод
Рассмотрели теоретические и методические аспекты использования учебных экскурсий в начальной школе было выявлено, что данный метод обучения обладает многогранным потенциалом для развития учащихся и повышения качества образовательного процесса. Учебные экскурсии представляют собой уникальную форму организации обучения, которая позволяет не только углубить знания по предметам, но и развить у детей целый ряд необходимых навыков и умений.
Учебные экскурсии помогают интегрировать теоретические знания с практическим опытом. Дети получают возможность увидеть, как знания, полученные в классе, применяются в реальной жизни, что значительно укрепляет их понимание учебного материала.
Такие мероприятия активизируют интерес учеников к учебе. Посещение новых мест и взаимодействие с реальными объектами стимулирует любознательность, а также формирует активную позицию в обучении.
Учебные экскурсии способствуют развитию социальных и коммуникативных навыков у младших школьников. Работая в группах, дети учатся взаимодействовать друг с другом, решать совместные задачи и принимать коллективные решения, что важно для их социальной адаптации.
Экскурсии предоставляют возможность интегрировать знания из разных областей, что позволяет создавать более целостное восприятие изучаемых тем. Это способствует формированию комплексного взгляда на мир, что особенно актуально для любознательных детей начальной школы.
Для успешной реализации учебных экскурсий необходимо использование разнообразных методических подходов, включающих как традиционные, так и современные технологии. Это позволяет максимально задействовать потенциал экскурсий и обеспечить активное участие учеников.
В целом, учебные экскурсии в начальной школе оказывают положительное влияние на образовательный процесс, способствуя не только получению знаний, но и развитию личности учащихся. Эффективность применения этого метода требует от педагогов соответствующей подготовки, творческого подхода и внимательного планирования, что в итоге позволит раскрыть все преимущества экскурсионного обучения и сделать процесс обучения более насыщенным и интересным для детей.
В ходе исследования темы «Учебные экскурсии как средство развития познавательного интереса младшего школьника» было установлено, что экскурсии представляют собой мощный инструмент, способствующий формированию и укреплению интереса детей к обучению и познанию окружающего мира. Практическое применение этого метода в образовательном процессе позволяет создать уникальные условия для активного участия младших школьников в обучении, что, в свою очередь, значительно повышает их мотивацию и желание исследовать новое.
При изучении данной темы под влиянием познавательного интереса знания становятся более глубокими. Познавательный интерес приводит к активизации различных психических процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения. Это в свою очередь определяет способы приобретения, хранения и применения знаний об окружающем мире. Чем шире кругозор человека, тем больше развит у него и познавательный интерес, так как условием его возникновения является установление связей между накопленным опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в знакомом предмете новых свойств, сторон, свойств, отношений.
Целью данного исследования было изучение учебной экскурсии как средства развития познавательного интереса младшего школьника. В ходе работы мы выяснили, что учебные экскурсии являются мощным инструментом для развития познавательного интереса младших школьников. Они не только обогащают образовательный процесс, но и способствуют всестороннему развитию личности ребенка, формируя у него желание учиться, исследовать и воспринимать мир в его разнообразии. Применение данного метода в образовательной практике требует внимательного подхода к планированию и организации, что позволит максимально раскрыть его потенциал и создать условия для успешного формирования познавательных интересов у детей.
В данной работе раскрыли теоретические основы развития познавательного интереса младшего школьника. Ключевыми факторами, способствующими этому процессу, являются: вовлечение учащихся в активное обучение, создание положительной эмоциональной атмосферы, интеграция содержания учебных предметов и учет индивидуальных особенностей детей. В конечном итоге, разработка эффективных методов и стратегий, направленных на развитие познавательного интереса, является неотъемлемой частью педагогической практики, что способствует всестороннему развитию личности и формированию у детей устойчивой мотивации к обучению.
Рассмотрели теоретические и методические аспекты использования учебных экскурсий для развития познавательного интереса младших школьников. Пришли к выводу о том, что это метод имеет высокий потенциал для обогащения образовательного процесса. Учебные экскурсии не только способствуют активизации познавательной деятельности детей, но и формируют у них устойчивую мотивацию к обучению.
Данная исследовательская работа может быть полезна учителям начальных классов, стремящимся интегрировать учебные экскурсии в процесс обучения с целью развития познавательного интереса младших школьников.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленные цель и задачи исследования были реализованы.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968.
Волостниковой, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности : Учеб.-метод. пособие / А. Г. Волостникова, Ж. Н. Тельнова.- Свердловск : 1971.
Дубровина, И. В. Проблемы общей и педагогической психологии: коллектив / И. В. Дубровина – Москва : Ритм, 2019.
Жираткова Ж.В. Организация экскурсионной деятельности: учебник / Ж.В. Жираткова, Т.В. Рассохина, Х.Ф. Очилова. – Москва : Юрайт, 2022
Изард К.Э. Психология эмоций /К.Э. Изард Москва, Харьков, Минск, 1999
Ковалёв, А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалёва. – М.: Просвещение, 1965
Леонтьев, В. Г. Психологические механизмы мотивации / В. Г. Леонтьев. – Новосибирск : Изд. НГПИ, 1992
Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова - М.: Знание, 1979.
Прищепенок, Н. С. Роль экскурсии в развитии личности ребенка / Н. С. Прищепенок. / Дополнительное образование и воспитание. - 2013
Рубинштейн С. Л. (1889-1960). Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Москва : Питер, 2012
Фрейд, З (1856-1939) : Интерес к психоанализу / З. Фрейд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1998
Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979.
Ягодовский К.П. Исследовательский метод в школьном обучении / К. П. Ягодовский, Москва, Ленинград : Гос. изд-во ;, Гос. изд-во, 1929
https://multiurok.ru/files/probliema-poznavatiel-nogho-intieriesa.html
https://infourok.ru/metody-i-metodicheskie-priemy-formirovaniya-poznavatelnogo-interesa-na-urokah-6362089.html
https://infourok.ru/user/5633058/blog/ponyatie-ekskursii-klassifikaciya-shkolnyh-ekskursij-319637.html
https://multiurok.ru/files/statia-organizatsiia-ekskursionnoi-deiatelnosti-v.html
https://multiurok.ru/files/vystuplieniie-na-shmo-ekskursiia-odna-iz-form-vnie.html
20