СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторно - практические занятия как средство формирования и развития предметных и общих компетенций обучающихся

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке показана роль лабораторно - практических занятий в формировании предметных и общих профессиональных компетенций обучающихся. 

Просмотр содержимого документа
«Лабораторно - практические занятия как средство формирования и развития предметных и общих компетенций обучающихся»


Лабораторно-практические занятия как средство формирования и развития предметных и общих компетенций обучающихся


Ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать знания на деле.

Аристотель


В программе по дисциплины «Химия» отмечено, что студенты должны “использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни”, в том числе для оценки информации о веществах, используемых в быту. Химическое образование необходимо для создания у студентов отчетливых представлений о роли химии в их профессиональной деятельности и быту. Поэтому образовательная программа дисциплины «Химия» реализуется с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Основу образовательной программы составляет содержание, в котором определены предметные компетенции:

1. Понятие о химии как неотъемлемой составляющей единой естественно-научной картины мира. Химия – центральная наука о природе, тесно взаимодействующая с другими естественными науками.

2. Представление о том, что окружающий мир состоит из веществ, которые характеризуются определенной структурой и способны к взаимопревращениям. Существует связь между структурой, свойствами и применением веществ.

3. Химическое мышление, умение анализировать явления окружающего мира в химических терминах, способность говорить и думать на химическом языке.

4.Понимание роли химии в повседневной жизни и ее прикладного значения в жизни общества, а также в решении глобальных проблем человечества: продовольственной, энергетической, экологической и др.

5. Навыки безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами в повседневной жизни и практической деятельности, а также умение управлять химическими процессами.

В профильную составляющую программы по дисциплине «Химия» включено профессионально направленное содержание, необходимое для формирования у обучающихся профессиональных компетенций. При овладении профессиями и специальностями технического профиля это отражено в каждой теме раздела «Примерное содержание учебной дисциплины» в рубрике «Профильные и профессионально значимые элементы содержания». Этот компонент реализуется при индивидуальной самостоятельной работе обучающихся (написание рефератов, подготовка сообщений, защита проектов), в процессе учебной деятельности под руководством преподавателя (выполнение химического эксперимента – лабораторных опытов и практических работ, решение практико-ориентированных расчетных задач и т.д.). При организации учебной деятельности обучающихся по профессиям и специальностям СПО социально – экономического профиля по дисциплине « Естествознание» части «Химии» наибольшее внимание уделяется изучению разделов «Неорганические соединения» и «Органические соединения». Поэтому наряду с последовательным и логичным изложением основ науки на всех этапах обучения (начиная с входного контроля знаний), в каждую изучаемую тему включаю материал, отражающий значение веществ, природных закономерностей в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Это позволяет осуществить учебно – методический комплект О. С. Габриелян для СПО по профилям: социально – экономический, технический, естественно – научный.

Есть три силы, заставляющие учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Если наблюдается равнодушие к предмету, то увлечение становится тяжелой повинностью. Химия – один из самых трудных предметов. Усилить практический аспект подготовки можно за счет использования практико – ориентированного обучения, основная цель которого – формирование предметных и общих профессиональных компетенций обучающихся. Эффективными видами учебных занятий, в которых доминирует практическая деятельность обучающихся, осуществляемая на основе специально разработанных заданий, являются лабораторные и практические занятия, поэтому рабочая программа и КТП включает эти занятия.

Особенность лабораторных и практических работ в химии – это проведение химического эксперимента. При его проведении используется метод познания – наблюдение. При наблюдении за выполнением опытов, а также в ходе решения экспериментальных задач функционируют все анализаторы. С их помощью ребята могут определять цвет, запах, плотность и другие свойства исследуемых объектов, при сравнении которых они обучаются выделять существенные признаки, познают их природу. Целями проведения лабораторных и практических занятий являются:

  • обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин математического и естественнонаучного, общепрофессионального и специального циклов;

  • формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

  • развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;

  • выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Отличие лабораторных работ от практических заключается прежде всего в их дидактических целях. Ведущей дидактической целью лабораторной работы является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей). При выполнении лабораторной работы происходит формирование исследовательских умений (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения) и практических умений и навыков обращения с лабораторным оборудованием.

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений т. е. выполнение определённых действий, операций, необходимых в последующей учебной деятельности, она направлена на обобщение, систематизацию и углубление теоретических знаний, решение экспериментальных задач.

Лабораторные работы проводятся как экспериментальный фрагмент урока при изучении нового материала, а практические – по окончании изучения темы как средство контроля сформированности практических умений и навыков.

При проведении лабораторных и практических работ обучающиеся пользуются инструкциями, в которых указаны:

  • цель работы

  • пояснения (теория, основные характеристики)

  • оборудование,

  • порядок выполнения работы

  • таблицы, выводы (без формулировки)

  • задания


Лабораторные работы – это метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану выполняют опыты, определенные практические задания, используя оборудование, в ходе чего происходит усвоение знаний и опыта деятельности. Лабораторная работа включает в себя 1 или несколько опытов.

Лабораторные работы я разделяю на 3 вида:

  • работа с коллекциями:

Лабораторная работа «Сплавы металлов» (тема «Металлы и неметаллы») .

Цель: ознакомиться со сплавами металлов,сравнить выданные образцы чугуна и стали, дать краткую

характеристику.

Оборудование: коллекция «Чугун и сталь»

Ход работы:

1. Рассмотреть образцы, исследовать их цвет, твердость, способность притягиваться магнитом, коррозионную стойкость.

2. Сведения о сплавах железа занесите в таблицу:

Название сплава

состав

свойства

применение









3. Вывод по работе.

  • работа с моделями:

Лабораторная работа «Изготовление моделей молекул углеводородов» (тема «Углеводороды»).

Цель: построить шаростержневые и масштабные модели молекул первых гомологов предельных

углеводородов и их галогенопроизводных.

Оборудование: набор шаростержневых моделей.

Общие указания.

Для построения моделей используйте детали готовых наборов или пластилин с палочками. Шарики, имитирующие атомы углерода, готовят обычно из пластилина темной окраски, шарики, имитирующие атомы водорода, - из светлой окраски, атомы хлора – из зеленого или синего цвета. Для соединения шариков используют палочки.

Ход работы:

1. Соберите шаростержневую модель молекулы метана. На «углеродном» атоме наметьте четыре равноудаленные друг от друга точки и вставьте в них палочки, к которым присоединены «водородные» шарики. Поставьте эту модель (у нее должны быть три точки опоры). Теперь соберите масштабную модель молекулы метана. Шарики «водорода» как бы сплющены и вдавлены в углеродный атом.

Сравните шаростержневую и масштабную модели между собой. Какая модель более реально передает строение молекулы метана? Дайте пояснения.

2.Соберите шаростержневую и масштабную модели молекулы этана. Изобразите эти модели на бумаги в тетради.

3.Соберите шаростержневые модели бутана и изобутана. Покажите на модели молекулы бутана, какие пространственные формы может принимать молекула, если происходит вращение атомов вокруг сигма связи. Изобразите на бумаге несколько пространственных форм молекулы бутана.

4.Соберите шаростержневые модели изомеров C5H12 . изобразите на бумаге.

5.Соберите шаростержневую модель молекулы дихлорметана CH2Cl2

Могут ли быть изомеры у этого вещества? Попытайтесь менять местами атомы водорода и хлора. К какому выводу вы приходите?

  • работа с лабораторным оборудованием:

Лабораторная работа «Основания и их свойства». (тема «Классификация неорганических соединений и их свойства»)

Цель: изучить свойства оснований.

Опыт № 1.

Цель: исследовать как действуют основания на индикаторы.

Оборудование и реактивы:

  • 4 пробирки;

  • раствор щелочи;

  • индикаторная бумага (лакмусовая синяя, фенолфталеиновая, метиловая оранжевая)

Ход опыта.

  1. В 3 пробирки налейте по 2 мл раствора щелочи, затем добавьте: в первую - индикаторную бумагу лакмусовую синюю, во вторую – фенолфталеиновую индикаторную бумагу, в третью – метиловую оранжевую индикаторную бумагу.

  2. Как измениться окраска индикаторов от действия щелочи?

  3. Какой можно сделать вывод о действии щелочей на индикаторы? Согласуется ли вывод с таблицей «Изменение цвета индикаторов».

Изменение цвета индикаторов

Индикатор

Среда

кислая

нейтральная

щелочная

Лакмус

красный

бурый

синий

Фенолфталеин

бесцветный

бесцветный

красный

  1. Запишите вывод в тетрадь.

Опыт № 2.

Цель: изучить взаимодействие щелочей с солями.

Теоритическая часть:

Основания взаимодействуют с солями согласно общему правилу взаимодействия между электролитами – в результате реакции должны образоваться осадок, газ или малодиссоциирующее вещество.

Оборудование и реактивы:

  • 1 пробирка;

  • раствор щелочи;

  • раствор сульфата меди (II).

Ход опыта.

  1. В пробирку налейте 2 мл раствора сульфата меди (II), затем осторожно прилейте 1 мл раствора щелочи.

  2. Что наблюдаете? Сделайте вывод о возможности прохождения реакции.

  3. Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.

Опыт № 3.

Цель: изучение разложения гидроксида меди (II).

Теоритическая часть:

При нагревании нерастворимые основания и амфотерные гидроксиды разлагаются на оксид соответствующего металла и воду.

Оборудование и реактивы:

  • спиртовка;

  • пробирки;

  • раствор гидроксида меди (II) полученный в опыте № 2;

  • держатель для пробирок.

Ход опыта.

  1. Пробирку с полученным в опыте № 2 гидроксидом меди (II) закрепите в держателе для пробирок и осторожно нагрейте.

  2. Что наблюдаете? Сделайте вывод.

  3. Напишите уравнение реакции.


Как правило лабораторные работы носят репродуктивных характер, а практические репродуктивный и частично – поисковый.

Практическая работа «Решение экспериментальных задач» (тема «Классификация неорганических соединений и их свойства»).

Цель: выполнить химический эксперимент по распознаванию неорганических веществ.

Подготовка к работе:

Повторить правила безопасного обращения с веществами, лабораторным оборудованием.

Вспомнить качественные реакции на основные катионы и анионы.

Оборудование и реактивы:

штатив для пробирок, пронумерованные пробирки, в которых находятся растворы хлорида натрия, карбоната натрия, сульфата натрия, пробирки; растворы серной кислоты (1:5), нитрата серебра, хлорида бария.

Задача:

В трех пробирках находятся растворы: хлорид натрия, карбонат натрия, сульфат натрия. Определите, в какой пробирке находится каждое из веществ.

Ход работы

1.Теоретически решите задачу.

  • Пользуясь приложением, определите реактивы на исследуемые ионы.

  • Впишите в таблицу 1 формулы исследуемых веществ, реактивов на ионы, содержащиеся в исследуемых веществах, и признаки реакций, наблюдаемые при сливании растворов веществ.

Таблица 1.

Вещество, его формула

Реактивы




Хлорид натрия -




Карбонат натрия -




Сульфат натрия -





  • Запишите уравнения возможных реакций в молекулярной и ионном видах для тех случаев, когда наблюдается изменение в реакционной системе (выделение газа, осадка, изменение цвета и т. д.).

2.Экспериментально решите задачу, соблюдая правила ТБ.

  • Отлейте из пронумерованных пробирок с исследуемыми веществами по 1-2 мл растворов и добавьте в каждую из них по несколько капель одного из реактивов. Отметьте наблюдения в таблице 2.

  • Повторяйте эти действия до тех пор, пока не определите содержимое всех пробирок с исследуемыми веществами.

Таблица 2.

№ пробирки

Реактивы




1.




2.




3.




3.Сделайте вывод о том, в какой из пробирок находилось каждое из исследуемых веществ.

Решая экспериментальные задачи, обучающиеся совершенствуют свои умения и навыки, учатся применять полученные теоретические знания для решения конкретных заданий. Выполняя лабораторные опыты и практические работы, учащиеся самостоятельно исследуют химические явления и закономерности и на практике убеждаются в их справедливости, что способствует сознательному усвоению знаний.

Студентам также предлагаются опыты для выполнения в домашних условиях. Домашние опыты и наблюдения представляют собой простые эксперименты, выполняемые без контроля со стороны преподавателя. Их проведение приучает самостоятельно применять полученные знания, умения и навыки. (Практическая работа «Выращивание кристаллов соли» по теме «Классификация неорганических соединений и их свойства»).

Демонстрационный эксперимент тоже позволяет показать значимость теории для практического применения. В связи с информатизацией образования резко повысился интерес к проблеме применения компьютерных технологий в предметном обучении, в том числе и в обучении химии. При изучении химии применение информационных технологий позволяет сделать уроки более интересными и зрелищными, что очень важно для общеобразовательного курса. Это позволяет дополнить традиционный демонстрационный эксперимент, и также проиллюстрировать то, что невозможно другими средствами в силу различных обстоятельств (необходимость использовать взрывчатые или ядовитые вещества, отсутствие реактивов, показать механизм протекания быстрых (доли секунды) или медленных (минуты, часы, годы) процессов и др.). При этом, наряду с качественной демонстрацией той или иной химической реакции, одновременно, для облегчения и углубления ее понимания, представляется возможность дать количественный анализ процесса и механизм его протекания. Выбор форм химического эксперимента зависит от учебно – материальной базы и от создания условий безопасности проведения эксперимента.


Хочу отметить роль в практико – ориентированном обучение практических занятий. Обучение с использованием практико – ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, профессией) вызывают повышенный интерес студентов, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Студенты получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.

Практико – ориентированные задания можно разделить на 3 группы: теоретические, экспериментально – теоретические, расчетные.

Приведу некоторые примеры таких заданий:

  • теоретические:

  1. Почему скоропортящиеся продукты хранят в холодильнике? Объясните происходящие процессы. (тема «Химические реакции»)

  2. Как известно, при выпечке хлеба в тесто добавляют сухие дрожжи – это смесь солей: гидрокарбоната аммония, карбоната аммония. Все эти соли при нагревании разлагаются и придают тесту желанную пористость. Составьте уравнения химических реакций, происходящих при выпечке хлеба, замешанного на сухих дрожжах. (тема«Классификация неорганических соединений и их свойства»)

  • экспериментально – теоретические:

  1. В середине марта, т.е. за месяц до посева, начинают готовить семена огурцов. Их подвешивают для прогревания над батареей. Затем на 10 мин. помещают в раствор поваренной соли NaCl с массовой долей 0,05 или 5%. Для посева отбирают лишь потонувшие семена, всплывшие выбрасывают. Кстати, обработка раствором соли не только помогает отобрать полноценные семена, но и удаляет с их поверхности возбудителей заболеваний. Приготовьте 80 г такого раствора.(Практическая работа «Приготовление раствора заданной концентрации» тема «Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация.»)

  • расчетные:

С. Кендиван сформулировал определение понятия «практико-ориентированная химическая задача», отражающее особенности ее содержания: «Практико-ориентированной является задача, направленная на развитие ключевых компетентностей учащегося и выявление химической сущности объектов природы, производства и быта, с которыми человек взаимодействует в процессе практической деятельности».

Практико – ориентированная задача имеет определенную структуру и содержит:

  • личностно значимый познавательный вопрос;

  • информацию по данному вопросу, представленную в виде текста, таблицы, графика, статистических данных т. д.;

  • задания для работы с данной информацией.

Задача 1.Тема «Кислородсодержащие органические соединения».

Почему на Руси в квашеную капусту добавляли клюкву?

Научно-популярная информация-подсказка.

В “болотном винограде” – клюкве – много бензойной кислоты – великолепного антимикробного средства (прекрасного консерванта). Поэтому клюква почти не поддается гниению. В народе это давно приметили и добавляют клюкву в квашеную капусту.

Задание:

1.Установите молекулярную формулу бензойной кислоты, если массовые доли элементов в ней составляют: углерода – 68,85%, водорода – 4,92%, кислорода – 26,23%. Относительная молекулярная масса бензойной кислоты равна 122.

2. Составьте структурную формулу бензойной кислоты.

3. На основании строения бензойной кислоты сделайте вывод о ее химических свойствах.

Задача 2.Тема “Азотсодержащие органические соединения”.

Почему в Японии рыба фугу считается деликатесом?

Научно-популярная информация-подсказка.

Опасное блюдо – “рыба фугу” – готовится из рыбы-иглобрюха (японское название – фугу). Многие части его тела крайне ядовиты – сердце, печень, кости и икра. Тем не менее, мясо рыбы съедобно, если его тщательно промыть и отделить от токсичных частей. Японцам нравится играть со смертью и поедать это опасное блюдо в качестве деликатеса. Вещество тетродотоксин, содержащееся в фугу, – смертельно опасный нервно-паралитический яд. В микроскопических дозах вызывает у человека ощущение внутреннего комфорта, легкую эйфорию, тепло во всем теле. Повар, готовящий фугу, должен учиться, по меньшей мере, три года, но осечки все же случаются.

Задание:

1.Установите молекулярную формулу тетродотоксина, если массовые доли элементов в нем составляют: С – 41,38 %; Н – 5,33 %; О – 40,12 %; N – 13,17 %; Mr = 319.

2.Какими химическими свойствами обладает данное вещество.


Решение практико-ориентированных задач всегда направлено на достижение результатов, выходящих за рамки учебного предмета и применяемых в разных видах деятельности. Практико-ориентированные задачи открывают широкие возможности для развития творческого потенциала личности, способствуют формированию навыков решения реальных практических проблем и функциональных умений, овладения химической компетентностью.

Практико-ориентированные задачи, реализуемые в учебном процессе на уроках химии, направлены на формирование общих и предметных компетенций обучающихся: формируемые умения и навыки:

  • предметные: составлять уравнения реакций, выводить химические формулы, сравнивать исследуемые вещества, анализировать явления окружающего мира в химических терминах, понимать роль химии в повседневной жизни и ее прикладное значение в жизни общества;

  • общеучебные: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в природе и быту; устанавливать причинно-следственные связи; выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (схемы); создавать собственный интеллектуальный продукт; работать с различными источниками информации, в т. ч. Интернетом; обрабатывать текстовую информацию.