СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция. Понятие предпринимательской деятельности.

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка содержит лекционный материал по теме «Понятие предпринимательской деятельности. Функции и факторы предпринимательства». Раскрывает понятие предпринимательства историю возникновения предпринимательства,  функции и факторы предпринимательства, роль предпринимательской деятельности в современном обществе.

Структура методической разработки содержит основной материал (лекцию), задания для контроля знаний студентов, критерии оценивания.

Просмотр содержимого документа
«Лекция. Понятие предпринимательской деятельности.»

9


Тема: Понятие предпринимательской деятельности. Функции и факторы предпринимательства.


Цель: раскрыть сущность понятия «предпринимательская деятельность», определить роль предпринимательства в обществе.


Домашнее задание:

1.Проанализировать теоретический материал лекции.

2.Выполнить Задания для контроля знаний студентов.

3.Прислать на проверку преподавателю.



Используемые источники


1.

Основы предпринимательства: учеб. пособие / Д.М. Пашин, С.Н. Котенкова, А.Н. Мустафин, А.В. Рамазанов. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. – 152 с [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kpfu.ru/staff_files/ F1215692820/ Osnovy_predprinimatelstva.pdf

2.

Смирнова Я.В. Экономика предприятия. Учебное электронное текстовое издание. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://study.urfu.ru/Aid/Publication/13601/1/Smirnova_ОПУБЛ_ИЗД.pdf

3.

Тема 1.1. Содержание предпринимательской деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://aic.cfuv.ru/wp-content/uploads/2020/03/MDK 0402agro4-z-rmz.pdf?ysclid=lr8u8egsji915654700

4.

История развития, понятие и содержание предпринимательства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.ssga.ru/IRBISFULLTEXT/ UMK/230201%20%20Информационные%20системы/9%20семестр/Деловое%20планирование/230201%20Конспект%20лекций%20ДП%202011.pdf




СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ

План-конспект занятия

1.Понятие предпринимательской деятельности.

2.История возникновения предпринимательства.

3. Функции и факторы предпринимательства.

4. Роль предпринимательской деятельности в современном обществе.






1.Понятие предпринимательской деятельности.


Предпринимательство – особый вид экономической активности (целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Предпринимательство – элемент бизнеса, самостоятельная, инициативная деятельность, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность гражданами по производству продукции, предоставлению услуг с целью получения благ.

Предпринимательство – качественно новый эффективный тип ведения хозяйства, оно требует прогрессивных способов ведения производства и собственника (хозяина).

Предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск, деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Признаки предпринимательской деятельности:

1. Обязательная государственная регистрация. Предпринимательская деятельность может осуществляться только лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Несоблюдение этого принципа может иметь определенные правовые и экономические последствия.

2. Самостоятельность и ответственность. Предприниматель самостоятельно управляет хозяйственно-финансовой деятельностью, принимает решения, несет ответственность по своим обязательствам.

3. Экономическая заинтересованность. Предприниматель стремится к получению высокого дохода и способствует достижению общественного интереса.

4. Предпринимательский риск. Неизбежность риска обуславливается прежде всего неопределенностью будущего развития: возможностью природных и техногенных катаклизмов, изменений экономической конъюнктуры, политической ситуации, конкуренция, поведение деловых партнеров и др.

5. Инновационность. Предприниматели меняют рыночную ситуацию в свою пользу в основном в результате нововведений, т. е. инноваций (освоение производства новых товаров; повышение качества и расширение потребительских свойств выпускаемой продукции, товаров; новые услуги, сервисное обслуживание клиентов; внедрение научно-технических достижений, новой техники, технологии, улучшение рекламы и т. д).

Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.

Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и другие


К экономическим условиям относятся:

 наличие устойчивого спроса и предложения на товары и услуги, которые могут приобрести покупатели;

 наличие и доступность денежных ресурсов;

 уровень прибыли на инвестируемый капитал, а также заемных средств для финансирования деловых операций;

 свободный рынок средств производства;

 развитость инфраструктуры рынка, с помощью которой предприниматели устанавливают деловые связи (кредитная, банковская, налоговая, страховая, таможенная системы; биржи: товарно-сырьевые, фондовые, валютные, труда; транспорт, связь) и др.

Социальные условия развития предпринимательства – это отношение членов общества к труду, величине заработной платы, условиям труда, предпринимательству, стремление к приобретению товаров, услуг, отвечающих определенному образу жизни. Важную социальную роль в развитии предпринимательства играют профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации предпринимателей, а также их социальная ответственность.

Правовые условия – это законодательные нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, которые создают наиболее благоприятные условия для ее развития, упрощенная процедура открытия и регистрации предприятий, налоговое законодательство и др.


2.История возникновения предпринимательства.


История предпринимательства берет начало в средних веках.

Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей.

С появлением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике, на своем заводе.

С середины XVI в появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская компания для торговли с Россией (1554 г.). Позже, 1600 г., была создана английская Ост-Индская торговая компания, 1602 г. - голландская Ост-Индская компания, в 1670 г. - компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие отрасли экономики.

В конце XVII в. возникают первые акционерные банки. Так, 1694 г. на акционерных началах был основан Английский банк, 1695 г. - Банк Шотландии.

В конце XVIII - начале XIX в. акционерная форма организации банковского дела получает широкое развитие во многих странах. В этот период собственность ранее существовавших крупных семейных фирм распадается на сотни, тысячи паев вкладчиков — владельцев акций. Расширяется пропасть между малым и крупным бизнесом. В таких условиях мелким фирмам становится все труднее выживать, нововведения им оказываются не под силу. Широкое развитие получают средние и крупные фирмы, возрастает стремление получить максимальную прибыль.

В этот период появляется новая профессия — менеджер-руководитель и организатор крупного производства. Предпринимательские функции, ранее сосредоточенные у одного лица, распределяются по специализированным направлениям. Появляются финансисты, экономисты, бухгалтеры, юристы, конструкторы, технологи. Над всеми ними как бы возвышается менеджер, освободившийся от многих функций и сосредоточившийся на управлении и организации производства.

В России предпринимательство существует с давних времен. Зародилось оно еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов.

Первыми русскими предпринимателями можно считать мелких торговцев, купцов. Наиболее активно предпринимательство стало развиваться в годы правления Петра I (1689 - 1725). По всей России создаются мануфактуры, широко развиваются такие отрасли промышленности, как горная, оружейная, суконная, полотняная. Ярким представителем династии промышленных предпринимателей в ту пору стала семья Демидовых, родоначальником которой был тульский кузнец.

Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось крепостным правом, но после реформы 1861 г. начинается строительство железных дорог, реорганизуется тяжелая промышленность, оживляется акционерная деятельность. Развитию и переустройству промышленности способствует иностранный капитал.

В 90-е годы XIX в в России окончательно складывается индустриальная основа предпринимательства. В начале XX в. предпринимательство становится массовым явлением в России, предприниматель формируется как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства остается значительным.

В этот период формируется рынок рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки: коммерческий, земельный и др. К началу XX в. в российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось в акционерных, паевых и других коллективных формах предпринимательской деятельности и лишь 1/3 приходилась на единоличные формы. Особо доходными были вложения средств в хлопчатобумажное производство, торговлю и кредитование. Начался процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны «Продамет», «Продвагон», «Продуголь», товарищества Российско-американской мануфактуры, братьев Нобиль и др.

После окончания Первой мировой войны и завершения двух революций - Февральской и Октябрьской - в России был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей, национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производна и имущество всех частных предпринимателей.

Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесли годы новой экономической политики - нэпа (1921 - 1926). Однако с конца 20-х гг. предпринимательство вновь сворачивается и лишь в 90-е гг. начинается его возрождение. В октябре 1990 г. был принят Закон РСФСР «О собственности в РСФСР», в декабре 1990 г. - Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской стельности». С этого времени частная собственность и предпринимательская деятельность восстановлены в правах, начинается развитие акционерных обществ, товариществ, других форм деятельности предприятий.

В настоящее время в России насчитывается около 10 000 акционерных предприятий, свыше 2 000 акционерных коммерческих банков, представлены также и другие предпринимательские структуры. Дальнейшее развитие рыночных отношений в России предполагает создание благоприятных социально-экономических условий предпринимательства


3.Функции и факторы предпринимательства.


Предпринимательская деятельность связана с реализацией важных для экономики страны функций, основными из которых являются:

1. Общеэкономическая функция. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров, выполнение работ, оказание услуг и доведение их до конкретных потребителей: населения, других предпринимателей, государства. Состояние и уровень развития предпринимательства являются одними из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.

2. Ресурсная функция. Изначально связана с наиболее эффективной комбинацией факторов производства, экономических ресурсов. Новаторство, сознательный риск и ответственность за принимаемые решения; проекты, на которые идет предприниматель ради получения максимальной прибыли, предполагает рациональное использование ресурсов.

3. Организаторская функция. Проявляется в свободе выбора вида коммерческой деятельности, независимости и самостоятельности 8 хозяйствующих субъектов, в умении сформировать и повести за собой коллектив.

4. Социальная функция. Удовлетворение личных потребностей предпринимателя – получение прибыли – связано с удовлетворением потребностей других людей. На свой страх и риск предприниматель всегда выполняет определенный социальный заказ (на новый товар, услуги, технологии), ориентируясь на достижение экономического успеха. Получение прибыли для предпринимателя одновременно выступает как цель и как стимул в его деятельности. Чем эффективнее функционируют предпринимательские структуры, тем больше средств поступает в бюджеты разных уровней, обеспечивается рост рабочих мест.

5. Творческая функция. Изначально присуща предпринимательству, поскольку связана с реализацией оригинальных взглядов и подходов по принимаемым решениям, технологиям, инновациям. Предпринимательские способности – это особое проявление способностей человеческого капитала, затраты высококвалифицированного труда. Предпринимателем в его деятельности движут воля к победе, желание борьбы, не только материальное, но и моральное удовлетворение, самоутверждение.

6. Политическая функция. Отношения по поводу владения, пользования и распоряжения средствами производства и продуктами труда, помимо имущественных и правовых аспектов, всегда имели социальный, этический и политический оттенки отношений элементов внутренней и внешней предпринимательской среды.

Факторы предпринимательства — это параметры, определяющие возможности реализации свойств предпринимательской функции.

Различают внешние факторы, обусловленные характером окружающей среды, и внутренние, обусловленные особенностями внутренней организации предпринимательства.

К внешним факторам, определяющим конкретные условия деятельности предпринимателя, относят:

  • природно-демографические факторы — климатические условия и качество земель, сырьевую базу, численность и поло-возрастную структуру населения и т.п., определяющие отраслевую специализацию и размещение предприятий, уровень издержек и возможности использования рабочей силы;

  • социально-культурные факторы — нравственные и моральные нормы, религиозные воззрения, образовательный уровень населения, оказывающие влияние на формирование потребностей и особенности спроса, специфику организации предпринимательства и деловую этику, на само отношение к предпринимательству;

  • технологические факторы - уровень индустриального развития страны, науки и техники, наличие технологий и их применение, обусловливающие как характер и формы осуществления производства, так и способы предпринимательской деятельности;

  • экономические факторы - степень развития рынков, объем совокупного спроса, уровень рыночной конкуренции, устойчивость денежной системы, уровень доходов и характер их распределения, уровень сбережений, налоговую политику и т. д., определяющие условия распределения ограниченных ресурсов и уровень предпринимательской активности;

  • институциональные факторы - развитие банковской системы, страхового дела, развитость каналов снабжения и сбыта, наличие рыночных посредников (консультационные, юридические, рекламные, транспортные агентства), развитие средств связи и информационного обеспечения, обусловливающие интенсивность товарообменных операций и расширяющие возможности предпринимательской деятельности;

  • правовые факторы — степень развития хозяйственного права, регулирование взаимоотношений агентов хозяйственного оборота, законодательную защиту предпринимательства, характер регулирующего вмешательства государства, не только обеспечивающие предпосылки предпринимательской деятельности, но и определяющие уровень ее активности;

  • политические факторы — устойчивость политических институтов, характер взаимоотношения общества и государства, способы управления и принятия решений, обусловливающие социальную интегрированность предпринимательства в общество и его идеологию.

К внутренним факторам предпринимательства  относят те, которые  отражают:

  • развитость отношений собственности, включая гарантии частной собственности, определяющие степень хозяйственной мотивации агентов рынка и контроля за использованием ресурсов;

  • четкость определения прав собственности, обусловливающих возможности осуществления хозяйственных операций;

  • развитость форм собственности, обеспечивающих мобильность капитала;

  • особенности внутренней организации хозяйственных ячеек - масштабы организации;

  • особенности иерархической структуры;

  • форму и характер управления организацией, непосредственно влияющие на содержание и формы реализации функций предпринимательства.


4. Роль предпринимательской деятельности в современном обществе.


Предпринимательство является движущей силой заинтересованной стороны в создании и развитии бизнеса. Предприниматели создают новые предприятия, разрабатывают инновационные продукты и услуги, и активно участвуют в экономическом развитии страны.

Создание рабочих мест: предприниматели нанимают сотрудников для работы в своих предприятиях, что способствует сокращению безработицы и улучшению уровня жизни населения. Кроме того, предприниматели также создают рабочие места через свои инвестиции в другие компании и стартапы. Стимулирование инноваций и развития: предприниматели постоянно ищут новые идеи, разрабатывают новые продукты и услуги, и внедряют новые технологии. Это способствует росту производительности, улучшению качества жизни и конкурентоспособности страны на мировом рынке. Создание новых рынков и развитие отраслей: предприниматели ищут ниши и потребности на рынке, и создают новые продукты и услуги, которые отвечают этим потребностям. Это способствует развитию отраслей экономики, увеличению объемов производства и росту ВВП.




Повышение конкуренции и эффективности.

Предпринимательство способствует повышению конкуренции на рынке, что в свою очередь стимулирует повышение эффективности и качества продукции. Конкуренция между предпринимателями приводит к инновациям, снижению цен и улучшению обслуживания, что в конечном итоге приносит пользу потребителям и развитию экономики в целом.

Таким образом, предпринимательство играет важную роль в экономике, способствуя созданию рабочих мест, стимулированию инноваций и развитию, созданию новых рынков и повышению конкуренции. Предприниматели являются движущей силой экономического развития и важным фактором роста и процветания страны.




Вопросы и задания для контроля знаний студентов


1.Проанализируйте теоретический материал лекции.

2. Запишите в конспекте:

- понятие: « предпринимательская деятельность»;

- признаки предпринимательской деятельности;

- функции предпринимательства.

3. Дайте ответы на тестовые задания (тестовые задания содержат один верный вариант ответа)

1. Предпринимательство – это самостоятельная, инициативная деятельность физических и юридических лиц, которая осуществляется с целью:

а) помощи нуждающимся

б) получения прибыли

в) удовлетворения амбиций

г) пополнение бюджета государства налоговыми поступлениями.


2. Что является важными чертами предпринимательской деятельности:

а) постоянный поиск новых идей, риск, экономическая зависимость от макроэкономической ситуации в стране

б) риск и неопределенность, самостоятельность и свобода деятельности, опора на инновации

в) самостоятельность, оглядка на конкурентов, опора на инновации

г) желание максимально удовлетворить потребности общества в товарах и услугах


3.Предпринимательство – это:

а) добровольная деятельность человека, который, пользуясь либо распоряжаясь экономическими благами, самостоятельно или с привлечением наемного труда, предпринимает меры по производству нового продукта с целью получения дохода

б) деятельность человека, направленная на максимизацию прибыли

в) принудительная деятельность экономического агента, нацеленная на получение прибыли и дохода путем эффективного сочетания ограниченных ресурсов

г) процесс создания предприятий, занимающихся экономической деятельностью для удовлетворения потребностей населения


4. Что из ниже  перечисленного не является особенностью  предпринимательской деятельности:

а) предпринимательство - это неотъемлемая часть хозяйственной  деятельности предприятий;

б) предпринимательство - это одна из организационно-правовых форм предприятий;

в) предпринимательство - это процесс создания чего-то нового, вечный поиск улучшения своего положения, форм и методов развития. 


5.Предпринимательство выполняет следующие функции:

а) социально-экономическую, направляющую, распределительную, организаторскую

б) экономическую, политическую, правовую, социально-культурную

в) общеэкономическую, политическую, ресурсную, организаторскую, социальную, творческую


6.Наиболее активно предпринимательство в России стало развиваться:

а) в годы правления Петра I

б) после окончания Первой мировой войны

в) в период правления Ивана Грозного

г) после Великой Октябрьской социалистической революции


7.В какой период времени появилась профессия - менеджер-руководитель:

а) в конце XVII в.

б) в конце XVIII - начале XIX в.

в) после реформы 1861 г.

г) в начале 90-х годов XX в


8. Какие события для России периода окончания Первой мировой войны и завершения двух революций - Февральской и Октябрьской были не характерными для предпринимательства:

а) в России был взят курс а ликвидацию рыночных экономических связей;

б) национализированы все крупные предприятия,

в) на законодательном уровне поддерживалось развитие предпринимательской деятельности.

г) экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.



Критерии оценивания

Отлично

«5»

- студент без ошибок описывает все вопросы теоретического и практического характера;

- формулировки ответов логичны, последовательны, обоснованы, подкреплены примерами и собственными выводами (при необходимости);

- 100-90 % тестовых заданий выполнены без ошибок;

- работа выполнена аккуратно, есть тема и дата выполнения задания.

Хорошо

«4»

- студент отвечает на все вопросы теоретического и практического характера, допуская небольшие ошибки, не искажающие ответ по существу (например, не полностью перечисляя функции, черты какого-либо явления);

- формулировки ответов логичны, последовательны, подкреплены примерами и собственными выводами (при необходимости);

- 89 - 75 % тестовых заданий выполнены без ошибок;

- работа выполнена аккуратно, есть тема и дата выполнения задания.

Удовлетворительно

«3»

- студент отвечает на 70% вопросов теоретического и практического характера, не полностью их раскрывая (например, в определении записывая только его первую половину);

- в формулировках ответов на вопросы нарушена логическая последовательность, нет примеров, выводов (при необходимости);

- 74- 50 % тестовых заданий выполнены без ошибок;

- работа написана с исправлениями, отсутствует тема или дата выполнения задания.

Неудовлетворительно

«2»

- студент выполняет менее чем на половину предусмотренного задания, допуская ошибки в формулировках терминологии, нарушая причинно-следственные связи событий и явлений;

- менее 50 % тестовых заданий выполнены без ошибок;

- работа выполнена с большим количеством исправлений, отсутствует тема или дата выполнения задания.

0

Нет доступа к документу.

Прислан интернет-вариант лекции с аналогичной темой.