Конспект урока литературы
11 класс
Учитель высшей категории Ждан Галина Юрьевна
Тема урока
Знакомство с лирическим героем поэзии В.Маяковского
Цель урока:
- познакомиться с сатирическими стихотворениями В.Маяковского и новаторским характером его поэтической деятельности;
Задачи:
Образовательные:
- высветить своеобразие сатиры Маяковского и его поэтической деятельности,
- показать влияние футуризма на творчество В. Маяковского;
- рассмотреть образ его лирического героя.
Развивающие:
- развивать навык выразительного чтения;
- умение анализировать лирическое стихотворение с точки зрения содержания и формы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к поэзии;
Оборудование: сборник стихотворений В. Маяковского, интерактивная доска, ноутбук, презентации.
Ход урока:
Организационный момент:
1 учебная ситуация.
Учитель: На прошлом уроке мы начали с вами разговор о В.Маяковском и его творчестве. Мне бы хотелось начать с ассоциаций. Я называю имя- Владимир Маяковский. Какие возникают ассоциации? (Ответы учащихся)
2 учебная ситуация.
Дома вы должны были приготовить выразительное чтение и комментарий его стихотворений. Откройте тетради, запишите число. А вот тему урока мы записывать пока не будем. Попробуем сформулировать ее в конце нашего занятия.
3 учебная ситуация.
Что было самым сложным при подготовке домашнего задания? (Ответы учащихся).
Учитель: Творчество Маяковского всегда было предметом острых споров. Споры эти носят не только узколитературный характер – речь идет о взаимоотношениях искусства и действительности, о месте поэта в жизни. Маяковский прожил сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности эту жизнь творил и переделывал. Умея идти напролом, обладая ясными и осознанными целями, Маяковский был человеком легкоранимым, подчеркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищенность. Это был страстный лирик, но «грубый гунн», несомненно, очень талантливый, одно из ярчайших имен в литературе 20 века. Попробуем с этим согласиться или не согласиться.
4 учебная ситуация.
Представителем какого литературного направления был поэт? Что вы помните о футуризме, его эстетической программе? (Ответы учащихся)
Учитель: Итак,
-футуристы провозгласили себя творцами нового искусства, сформировали концепцию нового языка, отражающую динамику новой жизни,
- выступали против мещан, пугали жирного буржуа народным бунтом, --- главным в творчестве считали форму, стремились освободить искусство от идейности,
- вынесли искусство в народ, на улицу, сами претендовали на то, чтобы быть выразителями улицы. Искусство должно будить и будоражить! В нашу поэзию ворвался вихрь.
Выводы запишите в тетрадь.
Основные принципы футуризма.
Анархическое бунтарство.
Свобода творчества.
Отказ от литературных и языковых норм.
Устремленность в будущее.
Неприятие буржуазной морали.
Эпатаж как средство выразительности.
Учитель: Появление футуристов на поэтической арене сопровождал скандал. Их безудержное своеволие претило вкусам одних и вызывало сочувствие других. Пресса была единодушна: их называли только табором дикарей, шайкой хулиганов. Лишь самые проницательные смогли увидеть среди них истинно талантливых. Так был выделен Маяковский. Горький тогда сказал о нем: «Зря разоряется по пустякам. Такой талантливый! Грубый? Это от застенчивости. Знаю по себе».
Страдающим и одиноким пришел В.Маяковский в русскую поэзию. А ему с первого же появления в печати и на эстраде навязали амплуа литературного хулигана. И он, чтобы не кануть в безвестность, поддерживал эту репутацию дерзкими выходками на вечерах. Он, например, всегда ходил в желтой кофте. Это, конечно, вызов благонамеренной публике, но она появилась от бедности.
Итак, начало было скандальным. Но в стихах молодого Маяковского поражало необычное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна – то, что отпугивало современную ему критику, неспособную ее объяснить.
Может быть мы попробуем объяснить?
5 учебная ситуация. Работа с поэтическим текстом.
19 октября 1913 года на открытии кабаре «Розовый фонарь» в присутствии весьма благопристойной публики. Двадцатилетний Маяковский, автор двух десятков стихотворений, вышел на эстраду уже в конце вечера, остановился, расставив ноги, хмуровато исподлобья вгляделся в зал, выдержал паузу, и в пространстве зала прозвучал дрожащий от напряжения необыкновенного тембра бас:
- Выразительное чтение учителем стихотворения «Нате!»
За столиками воцарилась тишина, затем в зале зашикали, кто-то неуверенно свистнул. Зал вдруг взорвался, послышались оглушительные свистки, истерический крик «Долой!».
Каким вы увидели и ощутили здесь поэта? ( Страдающим от того, что не понят и одинок. Ужас от того, что нужен только себе. Он ищет человека-друга. Как важно иметь его рядом. Поэт любит людей, устремляется к ним, но вместо людей перед ним какие-то загадочные существа, безликие, бессердечные. Цинизм – оборотная сторона его протестующего и воинствующего одиночества)
Как строятся отношения поэта и публики, пришедшей на вечер поэзии? В чем смысл противопоставления лирического героя и толпы? Почему лирический герой называет себя «грубым гунном», есть ли для этого основания в стихотворении? А оправдана ли «грубость» поэта? Как вы понимаете строки: «Все вы на бабочку поэтиного сердца| взгромоздились, грязные, в калошах и без калош»?
Каким видит себя лирический герой, только ли «грубым гунном»? Чем можно объяснить противоречия в самохарактеристике лирического героя?
- В чем, по вашему мнению, заключается своеобразие лирического героя данного стихотворения?
6 учебная ситуация. Давайте заполним таблицу.
Название | Время написания | Тема | Проблема | Авторская позиция | Лирический герой | Средства выразительности |
| | | | | | |
Учащиеся читают стихотворения, подготовленные дома, и комментируют их. Класс заполняет таблицу и вносит, если это необходимо, поправки в комментарий.
7 учебная ситуация
Учитель: Какие выводы можно сделать? Что объединяет прочитанные стихотворения? Что можно сказать о лирическом герое и авторе? Кто же лирический герой В. Маяковского? В чем заключается своеобразие данного образа?
Чтобы дополнить ответ на этот вопрос, давайте прочитаем стихотворения «А вы могли бы?» Содержание стихотворения достаточно просто: как бы я все изменил.
Но какая форма! Сплошные метафоры! С первого чтения ничего не поймешь. Когда Маяковского упрекали в том, что его стихи непонятны читателям, он говорил: «Читайте пять раз!» Перед нами стоит непростая задача – раскодировать информацию, перевести ее с языка метафор на язык простых понятий. Для этого давайте попробуем напрячь воображение.
Анализ стихотворения «А вы могли бы?» (слайд – таблица на доске с текстом стихотворения) Вторая половина заполняется учащимися.
А вы могли бы? Я сразу смазал карту будня, Плеснувши краску из стакана; Я показал на блюде студня Косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы Прочел я зовы новых губ. А вы Ноктюрн сыграть Могли бы На флейте водосточных труб? 1913 г. | - Противопоставление себя окружающему миру; - Неприятие серенького, обывательского мирка; - Одиночество лирического героя, противопоставившего себя миру; - Романтика, свободолюбие, стремление изменить окружающий мир; - Устремленность в будущее; - Цель жизни – создать новое искусство, найти новые изобразительные средства, которые соответствовали новому времени |
- Итак, какие же черты присущи лирическому герою Маяковского?
- Как вы понимаете смысл названия?
- Какие средства выразительности использует поэт?
8 учебная ситуация. Давайте сделаем выводы. (Ответы учащихся)
Слово учителя:
- Так же в разладе с действительностью и в мечтах о будущем родились строчки, к которым надо прислушиваться, чтобы понять жизнь и творчество Маяковского. Они обращены к нам:
Грядущие люди! Кто вы?
Вот – я, весь боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
Моей великой души.
- Обратите внимание на то, какой контраст терзает его душу.( Он весь – боль и ушиб, выращивает фруктовый сад для грядущих людей.
Кажется, облик горлана, главаря не допускает и мысли о душевной слабости. Поэт не любит выносить на люди душевную смуту, но его душа выдает себя: она радуется и ликует, негодует и болит.)
В этих словах идея жертвенности, служения. Сломать старый мир со всем, что накоплено в материальном и духовном плане, для Маяковского – условие обновления жизни. Так вырисовывалась цель искусства, определялось назначение поэта.
9 учебная ситуация.
- Давайте сформулируем тему нашего урока. (Знакомство с лирическим героем поэзии В.Маяковского). Каких целей мы достигли? ( Определили над чем и над кем смеется поэт, нарисовали образ лирического героя его стихотворений, увидели, что в его стихах выделено и подчеркнуто авторское "я», да и стихотворения поэта не совсем обычные.)
О каких темах, касающихся творчества В. Маяковского, нам необходимо поговорить?
Домашнее задание.
- На следующем уроке мы продолжаем знакомство с Владимиром Маяковским. Записываем домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение стихотворений «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову…»
Сделать анализ стихотворений с точки зрения содержания и формы.
Сравнить образ лирического героя во всех трех стихотворениях.
Подготовить презентацию на тему «Любовь в жизни В. Маяковского» (задание индивидуальное для одного – двух учеников)
Оценивание знаний