СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье

Цели урока: Выявить синтез искусств музыки и живописи.

Просмотр содержимого документа
«Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье»

Урок № 28 _________________

Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье

Цели урока: Выявить синтез искусств музыки и живописи.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

закрепить знания: песенность, знаменный распев, песнопения, пение a cappella, музыкальная живопись, живописная

Метапредметные:

развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания;

Личностные:

формирование музыкальной культуры учащихся через пение и слушание Воспитывать потребность общения с музыкой, желание слушать ее и исполнять .

Ход урока.

1. Орг. Момент

2. Актуализация знаний.

сегодня мы поподробнее рассмотрим этот вопрос на пример церковной музыки и живописи.

Скажите пожалуйста каждый верующий человек с чего начинает свой день? – с молитвы.

Послушайте произведение «Утренняя  молитва» и попробуйте вспомнить композитора написавшего это произведение. Узнали? Как вы думаете композитор смог передать характер и интонацию утренней молитвы? А как он смог это сделать. Какими красками вы бы нарисовали картину к этому произведению?

- Как вы понимаете слова русского поэта П. Вяземского: Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье?  А пока откройте страницу учебника № 82, найдите «Как назывался основной вид древнерусского церковного песнопения?» 

послушайте знаменный распев.

«От какого слова происходило это название?» – Иконы, песнопения, молитвы – часть духовной культуры Древней Руси.

Посмотрите на картину на стр 83. какие чувства вызывает это многообразие красок? – ощущение праздника. Посмотрите как много света. В старину, когда не было электричества, свет исходил от множества свечей. Скажите какие виды искусства мы можем увидеть на этой картине? – иконопись, архитектура, музыка. Какова композиция картины?

Напомните мне что такое знаменный распев? – основной вид древнерусского церковного пения.

Слушание С.В. Рахманинов «Богородице дево радуйся»

От какого слова происходило это название?» – Иконы, песнопения, молитвы – часть духовной культуры Древней Руси.

Посмотрите на картину на стр 83. какие чувства вызывает это многообразие красок? – ощущение праздника. Посмотрите как много света. В старину, когда не было электричества, свет исходил от множества свечей. Скажите какие виды искусства мы можем увидеть на этой картине? – иконопись, архитектура, музыка. Какова композиция картины?

Напомните мне что такое знаменный рапев? – основной вид древнерусского церковного пения.

Переверните страницу. Прочитайте абзац о этой картине. Как она называется?  Какие две части композиции? Какие краски использовал художник? Что у Богородицы в руках? – покров. Что это? Покров это красный платок, которым Богородица защищает верующих, бывали случаи когда во время войны верующие видели что небо было красным и  в тот момент они чувствовали защиту  Богородицы. Именно в том месте где был красный покров смерть обходила стороной верующих.

Послушайте произведение и скажите можно ли его сопоставить  к этой картне? Скажите это произведение было одноголосное или многоголосное? А на картине изображены несколько людей или один?

«Аве Мария» Д. Каччини; Откройте стр 86 – 87. как называется картина? Прочитайте абзац о Мадонне. Разбор картины по таблице. Послушайте произведение «Аве Мария»

 какие чувства передает эта музыка, что сближает  образы произведения и картины?
.Босоногая. Простая. Юная. Мадонна спустилась к людям.  Тысячные толпы ждут ее появления. И это зрелище людей, страждущих, ищущих ее взгляда, протягивающих к ней руки, остановило на миг Марию. Она потрясена. Вот земля ... и эти люди, которые должны неминуемо убить ее дитя. Она знает об этом. Знает все! Меланхолично, иронически глядят на род человеческий два малыша с крыльями. Ангелы. Они на своем веку уже вдоволь насмотрелись на этих странных, таких нелепых, смешных, а порою страшных людей. Шумных и плаксивых. Вечно просящих чего-то у неба. Всегда недовольных. Потупила взор святая великомученица Варвара. Она тоже слишком хорошо узнала цену людям. Ее смущает шум толпы. Ей немного стыдно. Ведь она тоже была человеком. Папа Сикст, древний старик, поднял умиленный взор к Марии. Он забыл, забыл всю свою суетную жизнь, все бесчисленные грехи свои, и вот здесь, на пороге жизни и смерти, он в первый раз наконец поверил. Поверил в чудо. Попирая облака босыми ступнями, прижимая к груди сына, взирает на людей мадонна. Ее взор смущен этим зрелищем неустроенности мира, страданий и волнений обитателей земли. Прекрасное, благородное лицо отражает все оттенки изумления. Мария не слышит привычного хора ангелов. Ее слух смущен нестройными голосами жителей Земли. Она еще крепче обнимает сына. Мадонна чувствует его судьбу, и поэтому так широко открыты ее прекрасные, немного печальные глаза, чуть-чуть приподняты тонкие брови, потому такой скорбью осенена ее юная краса.

Итог Как вы понимаете слова русского поэта П. Вяземского: Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье? Все виды искусства и музыка и изобразительное искусство дополняют друг друга, поэтому через музыкальные и художественные произведения идёт сочетание и художественных и музыкальных средств и образ матери становится более понятным, выразительным, разнообразным.