Конспект логопедического занятия
Тема: Предложение
ЦЕЛИ: учить детей составлять предложения по картинкам, из отдельных слов, учить распространять предложения, заканчивать предложение подходящим по смыслу словом, учить детей делить текст на предложения и ставить соответствующие знаки (. ! ?), записывать предложения под диктовку, находить главные и второстепенные члены, учить ставить вопросы к каждому слову в предложении;
развивать слуховое внимание, память; зрительное внимание, память; логическое мышление, пространственную ориентацию, воображение; развивать навык конструирования предложений;
воспитывать навыки организации учебной работы; умения слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения, воспитывать внимание к выразительности языка и речи.
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки, человечки (грустный и весёлый), паровозики, логопедическое лото, карточки с родственными словами, карточки с частями слов, карточки со словами для предложений, индивидуальные карточки, карточки со словами-синонимами, со словами-антонимами (слова-мячи), ворота с буквами, карточки со знаками (. ! ? ).
Ход урока
I. Орг.момент
Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок для нас,
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, дети хоть куда!
На занятии, друзья,
Говорим всегда красиво,
Громко, четко говорим –
Потому что не спешим.
II. Гимнастика для рук и массаж.
-Давайте дружно сделаем массаж для тела и гимнастику для рук.
-Поднимите плечи вверх, стараясь достать до ушей. Опустите свободно.
Теперь поочередно одно плечо вверх, другое вниз.
-Разотрите шейный отдел позвоночника.
- Погладьте себя по голове и скажите «Какие мы хорошие. Все сможем!»
Наши пальчики проснулись
С добрым утром, потянулись
Стали дружно умываться, полотенцем вытираться.
Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем.
III. Повторение
Родственные слова
Задание:
- Поиграем в игру: «Логопедическое лото»
Даны карты на доске: на 1карте – слово вода, на 2-ой – слово водить. На маленьких карточках написаны слова (водитель, проводник, уводить, сводить, обводить, половодье, водолаз, водоём, водокачка, наводнение). Дети выходят по очереди к доске, берут карточку и ставят на нужную карту, объясняя свой выбор.
- Составьте с каждым словом предложение.
IV. Подготовка к восприятию нового материала
1. Вводная беседа
-Посмотрите на учебники русского языка, которые вы будете изучать до 9 класса, а проучившись до 3 класса вы изучили только маленькую частичку правил.
Наука эта называется грамматика. Наука сложная, чтобы быть грамотным человеком надо знать правила, правильно говорить, писать слова.
Грамматика, грамматика
Наука очень строгая
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Пусть трудна, но без неё
Плохое было бы житьё
- Сегодня Королева Грамматика приглашает нас в свою страну, а её верный пес Дружок будет нас сопровождать. На уроке узнаем много нового и интересного о предложении, будем учиться на уроке правильно составлять предложения.
2. Начнем с «Чистописания»
Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
-Запишите число, классная работа
-Посмотрите на доску, на доске записаны буквы
р а у б з
-На какие две группы можно разделить данные буквы?
ау рбз (гласные, согласные)
-Посмотрите внимательно, какое слово рассыпалось? (арбуз)
-Запишите цепочку букв, меняя их местами, слово, которое рассыпалось, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, сделайте зв./букв. анализ слова. ( ау уа рбз бзр збр арбуз – 5зв., 2гл.,3с.,5б.) Составь предложение со словом арбуз. Учитель спрашивает несколько учеников, затем дети записывают своё предложение.
- Прочитайте предложение (1-2 ученика)
-Хорошо, справились! Дружок пропускает нас.
V. Изучение нового материала
1. Работа над предложением
-Посмотрите на доске запись:
Косолапый, вылезать, берлога, медведь.
Вылез из берлоги косолапый медведь.
-В какой строчке записано предложение? Почему вы так думаете?
(предложение выражает законченную мысль)
- Что записано в первой строчке? (отдельные слова)
-Вспомните, как начинаем писать предложение? (с заглавной буквы)
-Что ставим в конце предложения? (точку)
-С красной строки запишите это предложение и начертите схему этого предложения.
Вывод: предложение выражает законченную мысль, пишется предложение с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка.
Молодцы! Дружок пропускает дальше!
2. – Прочитайте на доске запись. Можно ли считать эти группы слов предложениями?
Тихо журчит лесной ручей.
На проводах уселись вороны.
Созревают плоды саду в.
- Из группы слов, которые не являются предложениями, составьте предложения и запишите его. (у доски работает ученик, записывает предложение с комментированием В саду созревают плоды.)
- Сколько слов в предложении? Начертите схему предложения.
-О чём говорится в предложении?(о плодах) Что делают плоды? (созревают).
Выставление оценки.
Динамическая пауза
В школу мы с тобой пойдем.
И портфель с собой возьмем.
В школе будем мы читать,
В школе будем мы писать,
Физкультурой заниматься
И трудиться, и стараться.
V. Первичное закрепление
- У вас на партах лежат индивидуальные карточки. На них записан небольшой текст, но точки «убежали». Прочитайте внимательно, подумайте, спишите, поставьте, где нужно точки. Помните, что предложение выражает законченную мысль, вспомните, с какой буквы надо писать предложение и что надо ставить в конце предложения.
Самостоятельная работа учащихся (учитель ходит по классу, помогает, следит за осанкой). Проверьте. (2-3 ученика читают свои работы) Выставление оценок.
Молодцы!
VI. Итог урока
-Вот и побывали мы в стране Грамматика. Королева, Дружок и я довольны вами. Выставление оценок.
-Что нового узнали на уроке?
Урока время истекло
Я вам ребята благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.
-Молодцы, давайте повторим
- Что такое предложение?
- Какие знаки могут быть в конце предложения?
- Что больше всего понравилось на занятии?