СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс «В ногу со временем»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировании гражданской компетенции

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «В ногу со временем»»

Мастер-класс «В ногу со временем»

Бирюкова Ольга Филипповна,

учитель истории и обществознания

Муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной школы

р. п. Тамала Пензенской области


Добрый день, уважаемые коллеги! Я приглашаю Вас к разговору о формировании гражданской компетенции. Натолкнуло меня на раздумья над этой темой стихотворение Евгения Евтушенко «Гражданственность - талант не лёгкий».

Давайте его послушаем и определим суждения, высказанные автором.

Прослушивание аудиозаписи. Стихотворение читает В. Никулин

Гражданственность - талант нелёгкий.
Давайте делаться умней.
Зачем тащить, как на верёвке,
надменно фыркающих - к ней?

Она совсем не понуканье,
а добровольная война.
Она - большое пониманье
и доблесть высшая она.

Её бойцы не продаются.
Не очернят её основ
задор поддельных правдолюбцев,
напор неумных крикунов.

Пускай в игре своей несложной
то славят громко, то клянут -
они гражданственностью ложной
от подлинной не оттолкнут.


Какие суждения о гражданственности обозначил Евгений Евтушенко и согласны ли Вы с ними?

Ответы:

- автор понимает гражданственность как талант, понимание и доблесть;

- автор наделяет этим качеством не каждого человека;

- автор считает, что гражданственность – это добровольный выбор человека;

- автор считает, что сформировать гражданственность непросто;

- автор призывает не формировать гражданственность у всех;

- гражданственность, по мнению Е. Евтушенко - это борьба, война;

- автор выделяет два типа гражданственности - собственно подлинную, т.е. истинную гражданственность и ложную, т.е. подданническую (показную).

Как же словари и энциклопедии отвечают на вопрос что такое гражданственность? Я предлагаю Вам на их основе дать понятие «гражданственность», «собрав» его из предложенных слов (задание выполняется по группам или индивидуально – раздаются пакеты с набором слов, у всех участников они разные).

Выполнение задания: «складывание» и зачитывание понятий.

«Гражданственность – это…»

1. Гражданственность - это умение использовать свои права и выполнять обязанности не только во благо общественного строя, но и в личных интересах.

2. Гражданственность - это способность действовать и мыслить с осознанием причастности к народу, Родине, ее историческому наследию.

3. Гражданственность - это нравственный ориентир любого гражданина, сочетающий правовую культуру, моральные принципы и патриотизм.

4. Гражданственность - это нравственная позиция, которая выражается в чувстве ответственности и долга любого гражданина перед гражданским обществом, к которому он относится.

5. Гражданственность - это ответственность перед семьей, государством, способность защищать и отстаивать свои интересы от любых посягательств.

6. Гражданственность - свойство поведения человека, проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности.

7. Гражданственность - осознание человеком себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающею определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве, активно участвующего в принятии и осуществлении государственных решений, и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями.

8. Гражданственность - общественно-государственный патриотизм, т.е. сознание и чувство принадлежности к многонациональному государству и обществу.

9. Гражданственность - интегративное качество, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.

10. Гражданственность - комплекс субъективных качеств личности, которые проявляются в отношениях и действиях человека, выполняющего основные социально-ролевые функции осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении своей Родине, и защите её интересов, в честной и свободной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и  межличностных отношений.

11. Гражданственность представляет собой совокупность взглядов и убеждений, которая с одной стороны, предполагает высокую степень независимости индивидуальных суждений в обществе, с другой стороны - сильную социальную солидарность, которая выражается в участии человека в жизни общества.

12. Гражданственность – это сознание человека, определяющего его социальное поведение, с ответственностью выполняющего свой гражданский долг и понимающего, что от его действий зависит не только жизнь его и близких, но народа и государства.

13. Под гражданственностью понимается совокупность базовых, сложившихся на определенный момент времени ценностей, норм и ролей, принятых за образец.

Какие выводы мы можем сделать на основе этих понятий?

Выводы:

1. Гражданственность - сложная, многогранная категория, не имеет однозначного трактования. Это определяет разнообразие, многоуровневость и вариативность проявления гражданской компетенции в конкретном обществе.

2. Гражданственность рассматривается:

- как знания, качества, позицию, ценности, действия; 

- как отдельное качество личности, так и как совокупность качеств;

- как с философских позиций, так и с правовых, и с нравственных.

3. Выделяется осознанность гражданственности.

4. Отмечается проявление гражданственности во всех сферах жизни.

5. Гражданственность не может быть сугубо индивидуальным качеством, а предполагает динамичную ценностно-правовую связь людей, как граждан, с определенным государством.

6. Гражданственность реализуется через отношение личности к правам и обязанностям, закрепленным в соответствующих нормативных актах (конституция, законы), а также в обычаях и традициях.

7. Гражданственность развертывается в диапазоне от простого законопослушания до гражданской активности, в критические периоды выходящей за пределы, и определяет устойчивость системы и направления на её переустройства.

Давайте остановимся на суждении поэта Евтушенко о том, что формировать гражданственность надо не у всех. А каково Ваше мнение? Ответы.

Я не согласна с поэтом в его суждении и считаю, что гражданственность необходимо формировать у всех. Не только отдельные личности творят историю. Это делает каждый из нас, своими делами определяя существование страны, вектор её развития.

Это особенно актуально сейчас, когда общество столкнулось с серьёзными вызовы времени. Какие они и чем страшны? Нам, педагогам, нужно их знать «в лицо» при осуществлении гражданского воспитания. Перед вами коллаж, на основе которого мы можем определить какие проблемы требуют наибольших усилий для их преодоления при формировании гражданственности.

На столах и экране - сюжеты с негативными социальными явлениями в качестве ориентиров для ответов:

- господство материальных ценностей;

- размывание авторитета традиционных социальных институтов и ценностей (например, семьи);

- уход от обсуждения реальных социальных проблем в виртуальное пространство игр, субкультуру сериалов;

- героизация сильной асоциальной личности;

- антипатриотизм и утрата чувства Родины, неуважение к государственной власти;

- правовой нигилизм;

- агрессивность, ксенофобия, национализм и экстремизм;

- рост противоправного и аморального поведения молодежи: преступности, наркомании, алкоголизма;

- обострение поколенческого разрыва и отсутствие в обществе развитых связей социальной солидарности;

- высокая степень социального пессимизма, апатия и инфантильность;

- любой ценой и благодаря себе, расчет молодежи только на собственные силы, а не социальное сотрудничество.

Эти негативные социальные явления - своеобразный вызов нашей цивилизации, её существованию. От решения этих актуальных вопросов зависит развитие нашего общества, место и роль России в мировом сообществе. Поэтому формирование гражданской компетентности обозначено как приоритетное направление государственной политики и важнейший результат образования.

Многие стихотворные произведения Е.А. Евтушенко посвящены проблемам гражданственности: «Шоссе Энтузиастов» (1956), «Граждане, послушайте меня» (1989), «Братская ГЭС» (1965), «Казанский университет» (1970), «Бабий Яр» (1961), «Наследники Сталина» (1962), «Письмо Есенину» (1965), «Танки идут по Праге» (1968), «Афганский муравей» (1983), «Прощание с красным флагом» (1992), «Пустые качели» (1994), «Школа в Беслане» и другие.

Под стать вершинам гражданской поэзии Евгения Евтушенко - его безбоязненные поступки в поддержку преследуемых талантов, в защиту достоинства литературы и искусства, свободы творчества, прав человека. Таковы многочисленные телеграммы и письма протеста против суда над А.Синявским и Ю.Даниэлем, травли А.Солженицына, советской оккупации Чехословакии, правозащитные акции заступничества за репрессированных диссидентов – генерала П.Григоренко, писателей А.Марченко, З.Крахмальникову, Ф.Светова, поддержка художников Э.Неизвестного, О.Целкова, Ю.Васильева, и других.

Таким образом, несмотря на призывы в своём произведении не формировать гражданственность у всех Евтушенко соей жизнью и творчеством доказывает, что нужно гражданственность – необходимое качество каждого человека и её нужно формировать. На основе работы с понятиями мы можем выделить наиболее значимые элементы структуры и содержание гражданственности, которые нужно формировать в ходе воспитания:

Структура

Содержание

Знания

Права и обязанности человека, история и текущая политика, культурное разнообразие и наследие, институты, влияние на политику и общество, научно-исследовательский потенциал, критическая рефлексия

Навыки

Разрешение конфликтов, межкультурная компетенция, аргументация в принятии решений, креативность, общение, дискуссионные навыки, активное слушание, решение проблем в условиях неопределенности, оценки риска, сотрудничество

Отношения

Политическое доверие, политический интерес, политическая эффективность, независимость, устойчивость, уважение к другим культурам, открытость к переменам, расхождение во мнениях, социальная участие в качестве активных граждан, влияющих на общество и политику

Ценности

Права человека, демократия, гендерное равенство, устойчивость, мир и ненасилие, социальная справедливость и равенство, гражданское участие

Идентичности

Личная идентичность, идентичность местного сообщества, национальная идентичность, глобальная идентичность


Гражданская компетентность – это устойчиво проявляемые учащимися в осознанные социально-полезные поведение и деятельность на основе полученных ими в школе знаний, умений, навыков, опыта. Таким образом, гражданская компетентность является результатом гражданского воспитания (воспитания гражданственности, формирования гражданской позиции), то есть результатом осознанной и системной педагогической деятельности.

Главным отличием воспитания гражданственности (в отличие от других направлений воспитательной работы) служит приоритетная направленность этой педагогической деятельности на получение личностных результатов в интересах общества (общественности, общинности, коллективности). Ценности общества в данном виде воспитания неизбежно должны превалировать над индивидуальными эгоцентрическими интересами и, в идеале, достигать с ними гармонии. Если деятельность личности социально значима, если сущность личности социальна, то гражданственность составляет её атрибут. Если добропорядочный обыватель (потребитель) живет бытом, обустраивает уютно свой мирок, а общественные цели и идеалы воспринимает как химеру, то гражданственность личности имеет внешний, демагогический характер.

На что должны мы, педагоги, должны обратить внимание в процессе формирования гражданской компетенции?

Ответы:

1. воспитание правдой (соотнесение объективной информации и практической деятельности), интеграция всех знаний о внешней социальной среде (экономических, социальных, политических, экологических, этических и др.);

2. сочетание индивидуальной и коллективной деятельности;

3. формирование опыта гражданских действий, педагогические формы эмоционального выражения гражданской позиции, деятельность, направленную на общественно-значимые результаты, различные формы самоорганизации школьного коллектива и неформальных молодежных объединений;

4. уход от лозунгового и обезличенного воспитания;

5. предъявление учащимся значительного количества гражданских требований в педагогическом процессе, результатом чего становится самостоятельная постановка человеком себе гражданских (общественно-значимых) задач;

6. способность личности к самоопределению, рефлексии социальных проблем и путей их решения, своей личной позиции в них.

Воспитание гражданственности вбирает в себя целый ряд составляющих, сводимых в целостную педагогическую систему:

- патриотическое (отношение к большой и малой Родине);

- политическое (отношение к власти);

- правовое (отношение к закону);

- нравственное (отношение к моральным нормам посредством реализации нравственных установок личности);

- трудовое (отношение к труду, творчеству);

- физическое (отношение к здоровью);

- семейное (отношение к семье);

- экологическое (отношение к природе);

- воспитание коллективом (отношение к коллективу, в коллективе, в интересах коллектива);

- воспитание толерантности.

Давайте смоделируем ситуации, где может проявиться гражданская компетентность в повседневной жизни.

Тренинг «Проявления гражданственности в повседневной жизни».

Вопросы главному герою:

1. Трудно ли было сделать выбор?

2. Почему именно так вы поступили?

Задание зрителям: оцените степень сформированности гражданственности у героев.

Какие воспитательные формы, средства и методы в этих направлениях используете Вы? Ответы.

Что даст владение этой компетенцией нашим ученикам? Давайте обозначим преимущества гражданственности, продолжив предложения.

Выполнение задания «Неоконченное предложение»:

Гражданственность даёт понимание – своей роли, интеллектуальное и духовное богатство, чувство чести и долга.

Гражданственность даёт гордость – за свою страну, ее историю и культуру.

Гражданственность даёт уверенность – в выборе правильных целей и правовых методов их достижения.

Гражданственность даёт сопричастность – к судьбе не только своей семьи, но и страны.

Гражданственность даёт свободу – если понимать её, как осознанную необходимость.

Гражданственность даёт уважение – к законам и государственным институтам.

Гражданственность даёт умение – дорожить святынями своей страны как личными.

Гражданственность даёт силы – для проявления человеческого достоинства в любых ситуациях.

Учёные выделяют три уровня сформированности гражданственности:

низкий – гражданская позиция не сформирована, наличие гражданских качеств прослеживается неотчётливо, низкая готовность к осуществлению прав и обязанностей гражданина.

средний – гражданская позиция и качества на стадии формирования, частичная готовность к осуществлению прав и обязанностей гражданина.

высокий -  гражданские качества сформированы, активная гражданская позиция, высокая готовность к осуществлению прав и обязанностей гражданина.

Таким образом, гражданственность свойственна зрелой личности, которая обладает личной ответственностью за свой выбор и своё поведение, осознаёт необходимых юридических и моральных обязательств перед обществом и государством. Именно такими мы хотим видеть своих учеников.

В заключение нашего разговора я хочу прочитать ещё одно произведение Евгения Евтушенко «Гражданственность».


Ты, гражданственность, - флаг, а не флюгер. 
Флюгер слишком усердно скриплив. 
Тот, кто Родину подлинно любит, 
тот в любви никогда не криклив.

Стань, гражданственность, строже и чище,-
ведь прохожих нелепо хватать 
и, бия себя в грудь кулачищем, и
м орать: "Я люблю свою мать!" 

Ты, гражданственность, - Пушкин, Некрасов -
не булгаринствующие врали, 
и замешана ты не на квасе, 
а заквашена на крови. 

Боль гражданства - не в собственной боли. 
Тот, кто истинный гражданин, 
защищает собою всё поле, 
даже если он в поле один. 

Все мы порознь как в чаще тропинки 
и дорога, когда мы одно. 
Все мы порознь как в поле травинки, 
ну а вместе - Бородино. 

Показной героизм - криводушен. 
Вы, не чувствуя собственных ран, 
защищайте Россию, как Тушин, 
незаметный её капитан. 

Защищайте её от двуличных 
подхалимов и клеветников 
и от "умников" заграничных 
и отечественных дураков. 

Защищайте леса и озера, 
прикрывая их грудью своей, 
от губительного разора... 
Не забудьте защиту людей! 

Защищайте, как наши высоты, 
нашей совести рубежи, 
наших женщин - от хамства чьего-то 
и детей - от безверья и лжи. 

Крикуны исчезают бесследно, 
но, как совести внутренний глас, 
на защиту России - бессмертно 
поднимает гражданственность нас.