Симфония моего края.
С седой древности до наших дней дошла казахская народная легенда о неземном, сверхъестественном происхождении музыки, пения. Она рассказывает о том, что парящая высоко в небе божественная песня, пролетая над великой степью казахов-кочевников, опустилась очень низко, поэтому народ, услышавший ее, от природы наделен большим музыкальным даром и способностями. А еще в народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения». Не случайно, наверное, люди пришлые, «со стороны», наблюдавшие за жизнью и бытом казахов в 18-19 веках, не без удивления и восхищения отмечали сильно бросающуюся в глаза способность народа к творчеству, стремительной музыкально-поэтической импровизации, широкую вовлеченность в сферу музицирования всего населения - от младенцев до глубоких старцев.
Каждый возраст имел в казахском традиционном обществе соответствующий набор музыкальных инструментов и жанров, репертуар и исполнительские формы. Дети развлекались игрой на глиняных духовых инструментах - саз сырнаe, тастауке, ускирике, которые «под рукой» мастера или самого ребенка приобретали причудливые формы животных, птиц, рыб, многоголовых коней. Через исполнение детских песен и музыкальных игр, материнскую колыбельную и песни-поучения взрослых мужчин (осиет олен) малыши познавали окружающий мир и становились полноправными членами своей социокультурной общности. Дальнейшая самостоятельная жизнь давала новые художественные знания и опыт через участие в молодежных играх и развлечениях с обязательным участием музыки - кайым-айтысах, тартысах, диалогическом пении бытовых песен кара олен.
Репертуар «молодых лет» обогащался любовной лирикой и разнообразными песнями и ритуалами многокрасочной казахской свадьбы со скорбными прощальными плачами невест и бодрыми молодежными жар-жарами, сигнальным боем ударных - дабыла, дауылпаза, или шындауыла на охоте на зверя или во время воинского похода. В этом отношении «зрелость», несущая уравновешенность и опыт, была призвана для свершения больших государственных и общественных дел, защиты интересов рода в межродовых песенно-поэтических состязаниях - айтысах и отправления народных обрядовых праздников и церемоний в качестве - жыршы - организатора и исполнителя ритуала.
А «старость» и «мудрость» сопровождались музыкально-поэтическими наставлениями молодым, пением философских песен-размышлений о смысле жизни и безвозвратно ушедшей молодости, о сладком и так быстро миновавшем тебя времени, когда возраст твой - всего двадцать пять (жиырма бес). Таков был извечный музыкально-жизненный круговорот казаха-кочевника, неизменно воспроизводившийся из года в год, из поколения в поколение, обеспечивающий полнокровное функционирование различных народных музыкальных традиций и породивший известные строки великого Абая:
«...Двери в мир открыла песня для тебя.
Песня провожает в землю прах, скорбя.
Песня - вечный спутник радостей земли,
Так внимай ей чутко и цени, любя!»
Все духовное достояние нации развивалось вплоть до начала ХХ столетия в бесписьменной форме и передавалось «из уст в уста» от отца к сыну, от учителя - к ученику, из прошлого - в будущее.
В народной памяти сохранилось более ста сказаний, в каждом из которых - тысячи поэтических строк, исполняемых в сопровождении кыл-кобыза - смычкового музыкального инструмента с двумя волосяными струнами или щипкового инструмента - домбры. Будучи одним из самых любимых жанров народного творчества, героические сказания «Кобланды», «Алпамыс», «Ер Таргын», «Камбар», «Кыз Жибек», «Козы-Корпеш и Баян-сулу», «Енлик и Кебек» и многие-многие другие дошли до потомков.
Появившиеся несколько позже образцы инструментальной музыки народа, - кюи - также выполняли на этапе своего возникновения магические функции. В глубь веков уходит и история развития домбровой и сыбызговой инструментальных традиций.играющих на щипковых двухструнках. . Только к 19 веку казахская музыка начинает развиваться как самоценное художественное творчество. Это период стал расцветом основных музыкальных традиций народа - инструментальной, песенной, акынской. Жетысу –хранитель традиции айтыса - состязательного искусства акынов-импровизаторов.
В 20 веке казахская музыкальная культура обогащается новыми формами музицирования и жанрами. За небольшой в масштабах истории отрезок времени республика освоила многоголосие и весь жанровый арсенал классической европейской музыки - оперу, симфонию, балет, инструментальный концерт, кантату, ораторию, ансамблевые, оркестровые и хоровые исполнительские формы, создала новую профессиональную композиторскую школу:
Е. Брусиловский, А. Жубанов, Л. Хамиди, М. Тулебаев. Г.Жубанова, К. Кужамьяров А сейчас в области работают исполнительские коллективы различного художественного профиля - Государственный симфонический оркестр, оркестр казахских народных инструментов им. Курмангазы, хоровая капелла, ансамбль народного танца, Государственный квартет, эстрадные ансамбли, духовой и джазовый оркестры. Жетысу - родина многих выдающихся исполнителей классической музыки мирового масштаба - Е. Серкебаева, Б. Тулегеновой, Г. Есимова, А. Днишева,
На сегодняшний день в Семиречье активно функционируют специализированные детские музыкальные школы им. К. Байсеитовой и А. Жубанова, Алматинская Государственная консерватория им. Курмангазы, Государственный театр оперы и балета им. Абая, Казахская Государственная филармония им. Джамбула, Казахконцерт, Институт литературы и искусства им. М. Ауэзова и другие музыкально-образовательные, научные и культурные учреждения. Ежегодно наша область собирает творчески одаренную молодежь на фестивалях «Дни новой музыки», «Жигер», «Алтын алма», Международном конкурсе «Азия дауысы», а народных музыкантов - на Международном фестивале традиционной музыки. Изо дня в день, из года в год, как и прежде, музыка звучит и объединяет разные эпохи и поколения, связывает прошлое, настоящее и будущее.
Вот некоторые представители замечательного музыкального наследия Семиречья.
Жамбыл Жабаев

Жамбыл родился в нынешней Жамбылском районе алматинской области. Он с детства впитывал в себя поэзию и музыку родного края и унаследовав богатейший поэтический дар от своей матери Улдан, стал учеником великого акына Суюнбая Аронулы. Он состязался в поэтическом мастерстве со многими известными акынами, такими как Айкумис, Кулмамбет, Шашубай и другие. Жамбыл также и автор песен -«Алғадай», «Угай-ай», «Жиырма бес» и др.
Зейнеп Койшыбаева

Койшыбаева Зейнеп- певица. Народная артистка Казахстана. Родилась в 1937 году в Алма-Атинской области. Окончила вокальную студию при Казахском государственном академическом театре оперы и балета им. Абая.
С 1958 г. солистка этого театра. Сыграла партии в операх “Кыз Жибек”,”Ер Таргын “, “Жалбыр” Е. Г. Брусиловского, “Абай” А. Жубанова и Л. Хамиди, “Биржан и Сара” М. Тулебаева. С 1967 года - солистка камерного оркестра Казахского радио и телевидения. Сейчас она возглавляет колледж эстрадно-циркового искусства им. Ж. Елебекова. В ее репертуаре казахские народные песни, песни композиторов Казахстана. Неповторимый голос, оригинальность исполнения, сценический профессионализм всегда отличали ее среди коллег.
Но что такое симфония?
Симфония — это один из жанров симфонической музыки. С греческого языка переводится как "созвучие". Классическая симфония, как правило, состоит из четырёх частей. Первая часть быстрая, вторая медленная, третья быстрая, четвёртая медленная. Создателями классической симфонии считаются Гайдн, Моцарт и Бетховен.
А СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА, музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром. Включает крупные монументальные произведения и небольшие пьесы. Главные жанры: симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма.
.Сейчас мы можем слышать не только звучание домбры, кобыза, но и исполнение музыки симфонического оркестра, оркестра народных инструментов . Слышать напевные песни в исполнении чудесных певцов: Б.Тулегеновой, Р. Баглановой, Е.Серкебаева, А.Днишева, Г.Есимова, современных исполнителей, среди которых Н.Ескалиева, Р.Рымбаева, ВИА «Дос-мукасан» и многие другие.
Многие голоса певцов мы можем слышать на аудиплейерах. Для того, чтобы напевы были собраны и находились быстро для прослушивания, нужно научиться создавать музыкальные каталоги. Для этого каждый ученик должен выбрать музыку родного края и любимого певца.Затем на основе коллективной работы создать аудикаталог « 30 песен и мелодий моего края».Можете использовать РЕТРО портал по ссылке:
http://mp3.retroportal.ru/8_0.shtml
Казахская музыка и песни
Список (образец)
Казахская музыка и песни
«Ата толгауы» («Зов предков») (пьеса Нургисы Тлендиева для старинных казахских музыкальных инструментов: жетыгена, шертера и аса-таяк). Казахский фольклорный оркестр «Отрар сазы» («Напевы Отрара»). Руководитель Нургиса Тлендиев. Скачать пьесу «Ата толгауы» («Зов предков»)
|
«Адели Кыз» (казахская народная песня) Поет Г.Курмангалиев (в собственном сопровождении на домбре) Скачать песню «Адели Кыз»
|
Танец из оперы «Биржан и Сара» (М.Тулебаев) Государственный академический русский народный оркестр имени Николая Осипова. Дирижер В.Дубровский. Скачать танец из оперы «Биржан и Сара»
|
«Байжума» (казахская народная мелодия) К.Ахмедьяров (домбра). Скачать мелодию «Байжума»
|
«Сары арка» (музыка Курмангазы) Государственный оркестр народных инструментов имени Курмангазы. Скачать мелодию «Сары арка»
|
«Кыз муны» (казахская народная мелодия) Исполняет Г.Пиржанова (шанкобыз). Скачать мелодию «Кыз муны»
|
«Кулагер» (музыка народная - слова: Ахан-Сере) Исполняет М.Утебаев (в собственном сопровождении на домбре). Скачать песню «Кулагер»
|
Вот так мы создадим аудикаталог .Вперед! Можем даже создать музыкальный сайт в будущем.
Любите и цените родную музыку и песни!
Задания:
1.Создайте словарь музыкальных терминов и дайте объяснение: акын, импровизатор, айтыс, кюй , оркестр. симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма.
2.Прослушайте произведения в исполнении Государственного симфонического оркестра
3.Составьте коллективный аудикаталог музыки и песен родного города.