СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал к уроку краеведения Симфония моего края.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

С седой древности до наших дней дошла казахская народная легенда о неземном, сверхъестественном происхождении музыки, пения. Она рассказывает о том, что парящая высоко в небе божественная песня, пролетая над великой степью казахов-кочевников, опустилась очень низко, поэтому народ, услышавший ее, от природы наделен большим музыкальным даром и способностями. А еще в народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения». Не случайно, наверное, люди пришлые, «со стороны», наблюдавшие за жизнью и бытом казахов в 18-19 веках, не без удивления и восхищения отмечали сильно бросающуюся в глаза способность народа к творчеству, стремительной музыкально-поэтической импровизации, широкую вовлеченность в сферу музицирования всего населения - от младенцев до глубоких старцев.

Просмотр содержимого документа
«Материал к уроку краеведения Симфония моего края.»

  1. Симфония моего края.

С седой древности до наших дней дошла казахская народная легенда о неземном, сверхъестественном происхождении музыки, пения. Она рассказывает о том, что парящая высоко в небе божественная песня, пролетая над великой степью казахов-кочевников, опустилась очень низко, поэтому народ, услышавший ее, от природы наделен большим музыкальным даром и способностями. А еще в народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения». Не случайно, наверное, люди пришлые, «со стороны», наблюдавшие за жизнью и бытом казахов в 18-19 веках, не без удивления и восхищения отмечали сильно бросающуюся в глаза способность народа к творчеству, стремительной музыкально-поэтической импровизации, широкую вовлеченность в сферу музицирования всего населения - от младенцев до глубоких старцев.

Каждый возраст имел в казахском традиционном обществе соответствующий набор музыкальных инструментов и жанров, репертуар и исполнительские формы. Дети развлекались игрой на глиняных духовых инструментах - саз сырнаe, тастауке, ускирике, которые «под рукой» мастера или самого ребенка приобретали причудливые формы животных, птиц, рыб, многоголовых коней. Через исполнение детских песен и музыкальных игр, материнскую колыбельную и песни-поучения взрослых мужчин (осиет олен) малыши познавали окружающий мир и становились полноправными членами своей социокультурной общности. Дальнейшая самостоятельная жизнь давала новые художественные знания и опыт через участие в молодежных играх и развлечениях с обязательным участием музыки - кайым-айтысах, тартысах, диалогическом пении бытовых песен кара олен.

Репертуар «молодых лет» обогащался любовной лирикой и разнообразными песнями и ритуалами многокрасочной казахской свадьбы со скорбными прощальными плачами невест и бодрыми молодежными жар-жарами, сигнальным боем ударных - дабыла, дауылпаза, или шындауыла на охоте на зверя или во время воинского похода. В этом отношении «зрелость», несущая уравновешенность и опыт, была призвана для свершения больших государственных и общественных дел, защиты интересов рода в межродовых песенно-поэтических состязаниях - айтысах и отправления народных обрядовых праздников и церемоний в качестве - жыршы - организатора и исполнителя ритуала.

А «старость» и «мудрость» сопровождались музыкально-поэтическими наставлениями молодым, пением философских песен-размышлений о смысле жизни и безвозвратно ушедшей молодости, о сладком и так быстро миновавшем тебя времени, когда возраст твой - всего двадцать пять (жиырма бес). Таков был извечный музыкально-жизненный круговорот казаха-кочевника, неизменно воспроизводившийся из года в год, из поколения в поколение, обеспечивающий полнокровное функционирование различных народных музыкальных традиций и породивший известные строки великого Абая:

«...Двери в мир открыла песня для тебя.

Песня провожает в землю прах, скорбя.

Песня - вечный спутник радостей земли,

Так внимай ей чутко и цени, любя!»

Все духовное достояние нации развивалось вплоть до начала ХХ столетия в бесписьменной форме и передавалось «из уст в уста» от отца к сыну, от учителя - к ученику, из прошлого - в будущее.

В народной памяти сохранилось более ста сказаний, в каждом из которых - тысячи поэтических строк, исполняемых в сопровождении кыл-кобыза - смычкового музыкального инструмента с двумя волосяными струнами или щипкового инструмента - домбры. Будучи одним из самых любимых жанров народного творчества, героические сказания «Кобланды», «Алпамыс», «Ер Таргын», «Камбар», «Кыз Жибек», «Козы-Корпеш и Баян-сулу», «Енлик и Кебек» и многие-многие другие дошли до потомков.

Появившиеся несколько позже образцы инструментальной музыки народа, - кюи - также выполняли на этапе своего возникновения магические функции. В глубь веков уходит и история развития домбровой и сыбызговой инструментальных традиций.играющих на щипковых двухструнках. . Только к 19 веку казахская музыка начинает развиваться как самоценное художественное творчество. Это период стал расцветом основных музыкальных традиций народа - инструментальной, песенной, акынской. Жетысу –хранитель традиции айтыса - состязательного искусства акынов-импровизаторов.

В 20 веке казахская музыкальная культура обогащается новыми формами музицирования и жанрами. За небольшой в масштабах истории отрезок времени республика освоила многоголосие и весь жанровый арсенал классической европейской музыки - оперу, симфонию, балет, инструментальный концерт, кантату, ораторию, ансамблевые, оркестровые и хоровые исполнительские формы, создала новую профессиональную композиторскую школу:

Е. Брусиловский, А. Жубанов, Л. Хамиди, М. Тулебаев. Г.Жубанова, К. Кужамьяров А сейчас в области работают исполнительские коллективы различного художественного профиля - Государственный симфонический оркестр, оркестр казахских народных инструментов им. Курмангазы, хоровая капелла, ансамбль народного танца, Государственный квартет, эстрадные ансамбли, духовой и джазовый оркестры. Жетысу - родина многих выдающихся исполнителей классической музыки мирового масштаба - Е. Серкебаева, Б. Тулегеновой, Г. Есимова, А. Днишева,

На сегодняшний день в Семиречье активно функционируют специализированные детские музыкальные школы им. К. Байсеитовой и А. Жубанова, Алматинская Государственная консерватория им. Курмангазы, Государственный театр оперы и балета им. Абая, Казахская Государственная филармония им. Джамбула, Казахконцерт, Институт литературы и искусства им. М. Ауэзова и другие музыкально-образовательные, научные и культурные учреждения. Ежегодно наша область собирает творчески одаренную молодежь на фестивалях «Дни новой музыки», «Жигер», «Алтын алма», Международном конкурсе «Азия дауысы», а народных музыкантов - на Международном фестивале традиционной музыки. Изо дня в день, из года в год, как и прежде, музыка звучит и объединяет разные эпохи и поколения, связывает прошлое, настоящее и будущее.

Вот некоторые представители замечательного музыкального наследия Семиречья.










Жамбыл Жабаев

Жамбыл родился в нынешней Жамбылском районе алматинской области. Он с детства впитывал в себя поэзию и музыку родного края и унаследовав богатейший поэтический дар от своей матери Улдан, стал учеником великого акына Суюнбая Аронулы. Он состязался в поэтическом мастерстве со многими известными акынами, такими как Айкумис, Кулмамбет, Шашубай и другие. Жамбыл также и автор песен -«Алғадай», «Угай-ай», «Жиырма бес» и др.



Зейнеп Койшыбаева

Койшыбаева Зейнеп- певица. Народная артистка Казахстана. Родилась в 1937 году в Алма-Атинской области. Окончила вокальную студию при Казахском государственном академическом театре оперы и балета им. Абая.

С 1958 г. солистка этого театра. Сыграла партии в операх “Кыз Жибек”,”Ер Таргын “, “Жалбыр” Е. Г. Брусиловского, “Абай” А. Жубанова и Л. Хамиди, “Биржан и Сара” М. Тулебаева. С 1967 года - солистка камерного оркестра Казахского радио и телевидения. Сейчас она возглавляет колледж эстрадно-циркового искусства им. Ж. Елебекова. В ее репертуаре казахские народные песни, песни композиторов Казахстана. Неповторимый голос, оригинальность исполнения, сценический профессионализм всегда отличали ее среди коллег.

Но что такое симфония?



Симфония — это один из жанров симфонической музыки. С греческого языка переводится как "созвучие". Классическая симфония, как правило, состоит из четырёх частей. Первая часть быстрая, вторая медленная, третья быстрая, четвёртая медленная. Создателями классической симфонии считаются Гайдн, Моцарт и Бетховен.

А СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА, музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром. Включает крупные монументальные произведения и небольшие пьесы. Главные жанры: симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма.



.Сейчас мы можем слышать не только звучание домбры, кобыза, но и исполнение музыки симфонического оркестра, оркестра народных инструментов . Слышать напевные песни в исполнении чудесных певцов: Б.Тулегеновой, Р. Баглановой, Е.Серкебаева, А.Днишева, Г.Есимова, современных исполнителей, среди которых Н.Ескалиева, Р.Рымбаева, ВИА «Дос-мукасан» и многие другие.

Многие голоса певцов мы можем слышать на аудиплейерах. Для того, чтобы напевы были собраны и находились быстро для прослушивания, нужно научиться создавать музыкальные каталоги. Для этого каждый ученик должен выбрать музыку родного края и любимого певца.Затем на основе коллективной работы создать аудикаталог « 30 песен и мелодий моего края».Можете использовать РЕТРО портал по ссылке:

http://mp3.retroportal.ru/8_0.shtml

 

Казахская музыка и песни

Список (образец)

Казахская музыка и песни

«Ата толгауы» («Зов предков»)
(пьеса Нургисы Тлендиева для старинных казахских музыкальных инструментов: жетыгена, шертера и аса-таяк). Казахский фольклорный оркестр «Отрар сазы» («Напевы Отрара»). Руководитель Нургиса Тлендиев.
Скачать пьесу «Ата толгауы» («Зов предков»)


«Адели Кыз»
(казахская народная песня)
Поет Г.Курмангалиев (в собственном сопровождении на домбре)
Скачать песню «Адели Кыз»


Танец из оперы «Биржан и Сара»
(М.Тулебаев)
Государственный академический русский народный оркестр имени Николая Осипова. Дирижер В.Дубровский.
Скачать танец из оперы «Биржан и Сара»


«Байжума»
(казахская народная мелодия)
К.Ахмедьяров (домбра).
Скачать мелодию «Байжума»


«Сары арка»
(музыка Курмангазы)
Государственный оркестр народных инструментов имени Курмангазы.
Скачать мелодию «Сары арка»


«Кыз муны»
(казахская народная мелодия)
Исполняет Г.Пиржанова (шанкобыз).
Скачать мелодию «Кыз муны»


«Кулагер»
(музыка народная - слова: Ахан-Сере)
Исполняет М.Утебаев (в собственном сопровождении на домбре).
Скачать песню «Кулагер»




Вот так мы создадим аудикаталог .Вперед! Можем даже создать музыкальный сайт в будущем.

Любите и цените родную музыку и песни!



Задания:

1.Создайте словарь музыкальных терминов и дайте объяснение: акын, импровизатор, айтыс, кюй , оркестр. симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма.


2.Прослушайте произведения в исполнении Государственного симфонического оркестра

3.Составьте коллективный аудикаталог музыки и песен родного города.