Материалы к практическому занятию «Грамматические трудности»
Заполните пропуски в тексте, поставив существительные в нужную форму.
А. Сегодня мы ходили в местный этнографический музей, корпус__ которого уже долгие год__ ожидают ремонта. Но, несмотря на это, множество горожан любят приходить сюда, чтобы посмотреть на образ__ на выставке иконописи, полюбоваться на __________(барышень/барышней), изображенных на картинах старых мастеров, узнать, какие орден__ вручали нашим предкам за подвиги на поле ________(боя/бою). Сейчас в музее открылась выставка исторического и народного костюма, на которой можно узнать, какова была форма драгун__, улан__, гусар__, кирасир__, гренадер__ и гардемарин__ и рассмотреть костюмы в подробностях – от шелковых шарф__ и бант__, золотых эполет__ и кружевных манжет__ до кожаных сапог__ и ботфорт__ и белых _________(чулок/чулков).
Б. Другая экспозиция посвящена костюмам народов мира: национальная одежда народов стран бывшего СССР: таджик__, киргиз__, якут__, узбек__, монгол__, армян__, осетин__, грузин__, лезгин__, башкир__, бурят__, туркмен__, __________(эстон/эстонцев, эстонов) – соседствует с праздничными нарядами болгар__, француз__, поляк__, испан__, _____________(турок/турков), цыган__ и других народов. А какую обувь, оказывается, носят представители разных национальностей! Какое разнообразие ______________(ботинок/ботинков), бот__, пим__, _____________(валенков/валенок), мокасин__, __________________(сандалий/сандалиев). Нам стало даже неловко за себя, ведь мы редко надеваем что-либо, кроме свитер__, джемпер__, пуловер__, джинс__ и ______________(кроссовок/кроссовков) или даже кед__.
2. Лингвистическая задача. Язык классиков русской литературы принято считать образцовым. Между тем, в текстах великих писателей можно встретить конструкции, которые покажутся современному носителю языка странными и даже ошибочными. Не стоит обвинять классиков в безграмотности: отступления от правил в художественных текстах иной эпохи часто представляют собой вариант нормы того периода или результат влияния другого (иностранного или народного) языка. Но все-таки — как исправить приведенные ниже предложения так, чтобы они соответствовали действующему правилу употребления деепричастного оборота?
Запишите исправленные предложения.
1) А.П. Чехов («Жалобная книга»): Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа.
2) А.С. Пушкин («Выстрел»): Имея право выбирать оружие, жизнь его была в моих руках.
3) И.С. Тургенев («Записки охотника»): Проезжая на возвратном пути в первый раз весною знакомую березовую рощу, у меня голова закружилась и забилось сердце от смутного сладкого ожидания.
4) Л.Н. Толстой («Дьявол»): Поселившись теперь в деревне, его мечта и идеал были в том, чтобы воскресить ту форму жизни, которая была при деде.
ТРУДНОСТИ ВЫБОРА СЛОВА
3. Вставьте один из паронимов; мотивируйте свой выбор.
Это (выборная – выборочная) должность.
С (большой раздражительностью – большим раздражением) встретил критику в свой адрес этот человек.
Во имя (экономичного – экономического – экономного) благополучия люди нещадно эксплуатируют природные богатства.
(Приемником / преемником) тренера стал Алексей Вербов.
По окончании производственной практики преподаватель должен дать на каждого студента заключение о характере и качестве ... (проведённой – произведённой) работы и ... (предоставленного – представленного) отчёта.
Одной из особенностей точных наук является то, что любое положение должно быть доказано и подтверждено цифрами и (фактами – факторами). Но математике и физике не чуждо чувство (гармонии – гармоничности).
Чтобы добиться успеха, надо (принять – предпринять) (эффективные – эффектные) меры.
Д.З. Учить словарные слова (сборник ЕГЭ, стр.516-517), повторить предыдущие слова ( стр.514-515)