«Мелодия – душа музыки»
1 слайд. На экране вы видите два высказывания. Первое советского поэта песенника Михаила Пляцковского, второе французского композитора Шарля Гуно. Прочитаем и подумаем, о чём мы будем говорить на уроке.
Мы будем говорить о мелодии, и слушать музыку.
Сегодня главный “герой” нашего урока - Мелодия.
2 слайд. Что же такое мелодия?
Мелодия – это мысль, выраженная звуками.
3 слайд. Немного подумаем:
Чтобы записать мелодию, нужны – ноты.
Музыкальные звуки складываются в … мелодии.
Мелодия – это …(душа) музыки.
4 слайд. Итак, тема урока «Мелодия – это душа музыки».
5 слайд. Мелодия - главное выразительное средство в музыке.
Иногда какой-либо мотив никак не уходит из памяти, мы напеваем эту мелодию, «мурлычем» ее про себя, просто она запомнилась нам и полюбилась.
Слово "мелодия" происходит от греческого слова "melodia","meloc",что означает пение, напев.
Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия.
Это выразительный напев, который может передать различные образы, чувства, настроения.
Основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа.
Без мелодии музыка не может жить.
6 слайд. - Если ритм присутствует везде — и в природе, и в искусствах, то мелодия всецело принадлежит музыке. Именно с мелодии и начинается музыка как особое искусство. Первая услышанная, первая пропетая мелодия становится и первой музыкой в жизни человека. В ней есть то, что позволяет нам провести границу между звучаниями природы и той музыкой, в которой выражена человеческая душа. Не случайно П.Чайковский, этот великий создатель мелодий, говорил: “Мелодия — душа музыки”. Ибо где, как не в ней — то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной, - слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья...
Пётр Ильич Чайковский
(1840 – 1893) – знаменитый русский композитор
Вопросы: Зачем нам надо учиться слушать и вслушиваться в мелодию? Обратите внимание на построение своих размышлений: “Главный герой — Мелодия”.
Ответы учащиеся выстраивают на основе смыслового понимания услышанного и прочитанного текста:
1-й учащийся: - Мелодия всецело принадлежит музыке. С мелодии начинается сама музыка. Первая пропетая мелодия запоминается человеку на всю жизнь.
2-й учащийся: - Первая музыка в жизни человека — это первая услышанная, первая пропетая мелодия. В мелодии отражена человеческая душа. П. Чайковский создал много прекрасных мелодий.
3-й учащийся: - Мелодии бывают разные: то светлые, то тревожные. В мелодиях звучат человеческие надежды и радость. В мелодиях звучат печали и тревоги. Мелодия помогает размышлять человеку.
Учитель: Зачем нам надо вслушиваться в мелодию?
7 слайд. Человек нередко сравнивал с мелодией то, что казалось ему наиболее прекрасным в окружающем мире: пение лесной птицы, журчание ручья, а порой и вообще далёкие от звучания образы: плавно изогнутую линию реки или силуэт далёких гор.
У Пушкина в “Каменном госте” есть такое сравнение: “Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает; но и любовь мелодия”. Великий поэт видит в мелодии вдохновляющую силу высших предел человеческих чувств”.
Вопросы: Чему нас может научить мелодия?
Ответы учащиеся выстраивают на основе смыслового понимания услышанного и прочитанного текста:
1-й учащийся: - Мелодия научит понимать красоту окружающего мира. Мелодией звучат и пение лесной птицы, и журчание ручья. Мелодией могут звучать и плавно изогнутая линия реки и силуэт далёких гор.
2-й учащийся: - Александр Пушкин видит в мелодии вдохновляющую силу. Мелодия - это высший предел человеческих чувств. Поэт также считает, что мелодия - душа музыки.
Учитель: Как мелодия воздействует на человека?
8 слайд. В отличие от музыкального ритма, способного всё вокруг приводить в движение, мелодия воздействует совсем иначе. Она не требует никаких внешних физических проявлений - ни движений, ни постукиваний в такт. Её восприятие происходит как бы в скрытом плане. Иногда, слушая волнующую мелодию, хочется даже закрыть глаза - ведь переживание музыки относится к самым сокровенным человеческим чувствам.
Чем же объясняется воздействие мелодии?
Может быть, тем, что вначале, задолго до создания музыкальных инструментов, она принадлежала голосу - человеческому голосу, пением выражавшему то, что бессильны были выразить слова?
Вопросы: Чем же объясняется воздействие мелодии на нас с вами?
Ответы учащиеся выстраивают на основе смыслового понимания прочитанного и услышанного текста:
1-й учащийся - Мелодия воздействует иначе, чем ритм. Для воздействия мелодии на нас не требуется никаких внешних физических проявлений. Чтобы слушать мелодию, не надо ни движений, ни постукиваний.
2-й учащийся - Мелодия воздействует на человека. При слушании мелодии иногда хочется закрыть глаза. Переживание мелодии относится к самым сокровенным чувством.
3-й учащийся - Мелодия выражает душу человека. Сначала мелодия принадлежала голосу человека. Мелодия выражает то, что бессильны выразить слова.
9 слайд. Послушайте чудесную мелодию “Серенады” Ф. Шуберта, одну из самых проникновенных лирических мелодий, созданных для голоса.
10 слайд. Слушание музыки. Ф.Шуберт, стихи Л.Рельштаба “Серенада”
Учитель: Какое ощущение у вас сложилось после прослушивания этой серенады?
- В мелодии - нежная грусть, томление и надежда на скорую встречу.
- Мелодия открывает то, чего нет в словах.
- Мелодия - чудесная, проникновенная. Мелодия - лирическая, нежная.
Учитель: В мелодии “Серенады” мы угадываем все чувства, которыми живёт сердце возлюбленного в этот ночной час: и нежная грусть, и томление, и надежду на скорую встречу. Наверное, “Серенада” о счастливой любви: наступит день, влюблённые встретятся. И всё же её мелодия открывает нам очень многое — то, чего нет в словах и о чём вообще рассказывать очень трудно.
- Франц Шуберт был добрым, жизнерадостным, скромным человеком, писал музыку очень простую, светлую, искреннюю. Герой Шуберта — простой человек. Песни Шуберта - необычны и по характеру мелодии. Характерным приёмом в изменении окраски звучания является чередование мажора и минора. Такое изменение лада, игра света и тени, выражают смену настроения героя.
С чего начинается музыка?
Чему нас может научить мелодия?
Как мелодия воздействует на человека?
Какие произведения в ходе урока слушали?
Ответы учащихся:
- С мелодии начинается сама музыка. Мелодия помогает любоваться красотой окружающего мира. Мелодии бывают разные. Мелодии выражают чувства человека. Мелодия воздействует на человека и способна выразить то, что нельзя выразить словами.
« Пусть каждый день и каждый час вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет».
С. Маршак