СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов – механизм профессиональной ориентации учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Этому способствует метод проектов. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме.

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов – механизм профессиональной ориентации учащихся»


МЕТОД ПРОЕКТОВ – МЕХАНИЗМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ


Болховская Евгения Владимировна,

Швец Ирина Николаевна,

учителя начальных классов

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №2»

педагоги дополнительного образования

МБУ ДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»

г. Старый Оскол

Введение

Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Этому способствует метод проектов. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме.

Проектная деятельность подготавливает учащихся к реальным условиям жизни, формирует ключевые компетенции

  • учебно-познавательные

  • коммуникативные

  • информационные

Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Девизом проектной деятельности могут служить слова китайской пословицы: «Скажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь». Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. При организации проектной деятельности в классах учитываем возрастные и психолого-физиологические особенности своих учеников.


Научная и практическая эффективность применяемого

инновационного метода работы.

Включать школьников в проектную деятельность начинаем постепенно, с первого класса. Вначале детям даются доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

В работе над проектом используем следующие этапы работы:

1-й – погружение в проект;

2-й – организация деятельности;

3-й – осуществление деятельности;

4-й – презентация результатов и рефлексия.

Когда появилось чёткое представление о проблеме проекта и ясна её цель, мы планируем работу. Планирование представляет для многих детей определённую трудность. Здесь нужно ему помочь, а не планировать вместо него.

Разработать план своего проекта помогает памятка с вопросами.

Отвечая на эти вопросы, ученик определяет задачи, способы работы на каждом этапе, определяет сроки работы, выявляет имеющиеся и недостающие ресурсы.

На данном этапе ученики ищут необходимую информацию, пользуясь книгами, интернет-ресурсами, консультируются с взрослыми по теме проекта, посещают библиотеки, проводят опросы и анкетирование, опыты и исследования. Полученную информацию анализируют и систематизируют. Подготавливают презентацию. Презентация – это витрина проекта. Важнейшим навыком, который приобретают дети в ходе проектной деятельности - это навык публичного выступления. Дети учатся кратко и убедительно представлять свою работу.

Так же ученики готовятся к тому, что автору придётся отвечать на вопросы публики. Любой вопрос по теме проекта даёт автору ещё один шанс показать свою компетентность.

К работе над проектами привлекаются родители, которые на протяжении всей работы мотивируют детей, советуют, наблюдают, помогают в сборе информации, оформлении. 

Использование метода проектов в профориентационной работе с учащимися начальных классов насыщает сознание учащихся разнообразными представлениями о мире профессий. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана. основной задачей профориентационной работы в начальных  классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослым и организация работы по профессиональному самоопределению, а этому способствует метод проектов. В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.

Так в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа №2» города Старый Оскол Старооскольского городского округа учащиеся 4 «А» класса выполнили проект «Разнообразен мир профессий»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Номинация проекта

«Профориентационный проект в начальной школе»

Тема проекта

«Разнообразен мир профессий»

Авторы

Болховская Евгения Владимировна учитель начальных классов,

Швец Ирина Николаевна учитель начальных классов

Участники

учащиеся 1 «А»,4 «А» классов

Место реализации проекта

МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 2»

Проблема, на решение которой направлен проект

Низкий уровень знаний детей о множестве профессий, относящихся к группам «человек – природа», «человек – техника», «человек – человек».

Цель проекта

Цель проекта

формирование и развитие широких познавательных мотивов, ознакомление с наиболее доступными профессиями группы «человек – природа»: садовник, ветеринар, кинолог, флорист; «человек – техника»: водитель, электрик, строитель, лётчик, инженер; «человек – человек»: парикмахер, фармацевт, врач.

Задачи проекта

Задачи проекта:

- Развивать познавательную активность детей в процессе ознакомления с миром профессий;

- Способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием сюжетно-ролевых игр, познавательных мероприятий и различных предметов;

- Создать условия для активной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности учащихся младшего школьного возраста;

- Способствовать формированию готовности самостоятельно и осознанно делать профессиональные и нравственные выборы.

Сроки реализации проекта

Сентябрь - октябрь 2019 года

Ожидаемые результаты

Учащиеся:

  • активное повышение самооценки. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.


  • приобретение знаний и представлений о профессиях;

  • желание задуматься о выборе будущей профессии, о важности и необходимости каждой профессии

Родители:

  • Родители становятся активными участниками образовательной деятельности.

  • Сближаются позиции МБОУ и семьи к совместной творческой деятельности.

Педагоги:

  • Повысится профессионально-личностный потенциал, уровень квалификации и профессионализма педагога,

  • Реализации индивидуальных скрытых возможностей, творческого потенциала всех участников проектной деятельности.

МБОУ:

  • Повышение имиджа МБОУ

Актуальность. Выбор профессии – важное жизненное решение. Для успешности в современном обществе человеку необходимо проявить свои силы, склонности, способности, образованность и компетентность. Только в процессе творческого применения своих знаний человек получает удовлетворённость. А неправильный выбор профессии может привести к проблемам со здоровьем: стрессу, депрессии, нервным заболеваниям. Считаем данную тему актуальной, потому что уже в начальной школе перед детьми встаёт вопрос «Какую выбрать профессию?» Очень важно, чтобы человек нашёл дело по душе, сделал правильный выбор. Так как правильный выбор профессии определяет жизненный успех. А фундамент знаний о мире профессий закладывается, именно, на начальной ступени образования.

Идея проекта возникла при обнаружении проблемы – учащиеся знают мало профессий, относящихся к группам «человек - человек», «человек – техника» и совсем не знают профессий группы «человек – природа».

Цель проекта: формирование и развитие широких познавательных мотивов, ознакомление с наиболее доступными профессиями группы «человек – природа»: садовник, ветеринар, кинолог, флорист; «человек – техника»: водитель, электрик, строитель, лётчик, инженер; «человек – человек»: парикмахер, фармацевт, врач.

Задачи:

- Развивать познавательную активность детей в процессе ознакомления с миром профессий;

- Способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием сюжетно-ролевых игр, познавательных мероприятий и различных предметов;

- Создать условия для активной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности учащихся младшего школьного возраста;

- Способствовать формированию готовности самостоятельно и осознанно делать профессиональные и нравственные выборы.

Участники и их роль в реализации проекта

№ п/п

Участники проекта

Роль участников

1

Учащиеся 1 «А» класса

Потребность в знакомстве с различными профессиями.

2

Учащиеся 4 «А» класса

Ознакомление первоклассников с группами различных профессий

3

Родители

Включённость родителей в процесс добывания информации.

Разнообразить знания детей о многообразии профессий.

4

Педагоги

Повышение профессионального уровня педагогов за счет введения проектного метода обучения

5

Администрация

Проектный метод позволит выявить команду квалифицированных педагогов


Методы проекта

Метод на этапе

Формы работы

Подготовительный этап

Активный словесный метод


Викторина.


Исследование

Анкетирование учащихся 1 «А» класса

Основной этап

Креативный



Выставки рисунков,

выставка творческих работ из пластилина

Активный словесный метод

Интервью с представителями профессий


Игра

Игра - путешествие

Поисковый


Работа с информацией (поиск, изучение, отбор, исследование)

Исследование

Анкетирование учащихся 1 «А» класса.

Заключительный этап

Словесный метод


Презентация толкового занимательного словаря


Технологичность проекта

Пошаговые действия (описание проекта)

Первый этап - подготовительный.

Выбор творческой группы по реализации проекта, распределение обязанностей между членами творческой группы. Разработка проекта, а именно определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.

Руководители проекта создают условия для инновационных процессов во время творческой деятельности. В их обязанности входит: консультирование членов творческой группы, рецензирование информационных материалов для реализации проекта, контроль за внедрением проекта, обеспечение материально-технических условий. Кроме этого, выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.

Второй этап – основной.

На данном этапе осуществляется моделирование, проектирование проекта, разрабатывается план использования материально-технической базы, содержание мероприятий, сотрудничество с родителями (представителями профессий «человек - человек», «человек – природа», «человек – техника»). На этом этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта работы по составлению занимательного толкового словаря профессий, вырабатывается общий подход, осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации проекта, проводится итоговый мониторинг (анкетирование учащихся 1 «А» класса по проблеме проекта)

Третий этап – заключительный.

Подводится результат проектной деятельности (публикации на сайте МБОУ). Итог проектной деятельности оформляется в виде презентации толкового занимательного словаря профессий.

План реализации проекта

Этапы

Мероприятия

Подготовительный

Сентябрь 04.09. – 09.09.2019.

- Постановка проблемы

- Выбор названия проекта

- Определение целей и задач проекта

- Изучение методической литературы по данной теме

- Подбор наглядных пособий

- Викторина «Мир профессий» 12.09.2019г (Приложение №1)

- Анкетирование учащихся 1 «А» класса 16.09.2019г (Приложение №2)

Основной

Сентябрь

- Классный час «Профессии моей семьи» 19.09.2019г (Приложение №3)

- Выставка рисунков «Я в будущем» 23.09.2019г (Приложение №4)

- Интервью с представителями профессий («человек – человек» - фармацевт; «человек – природа» - представители МБУ «Старооскольский лесхоз»; «человек – техника» - водитель грузового транспортного средства) 26.09.2019, 27.09.2019, 30.09.2019г (Приложение №5)

Октябрь

- Игра – путешествие «Мой выбор» 04.10.2019г (Приложение №6)

- Выставка творческих работ из пластилина «Азбука профессий» 10.10.2019г (Приложение №7)

- Выставка рисунков «Головной убор моей профессии» - 14.10.2019г (Приложение №8)

- Во время реализации проекта оформляется толковый занимательный словарь «Разнообразен мир профессий», интерактивное дидактическое пособие «Игра в профессии» (Приложение №10)

- Анкетирование учащихся 1 «А» класса 28.10.2019г (Приложение №9)

Заключительный

Презентация толкового занимательного словаря «Разнообразен мир профессий», интерактивного дидактического пособия «Игра в профессии» 31.10.2019г


Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности.

У учащихся 1 «А», 4 «А» классов

  • Активное повышение самооценки. Участвуя в проекте, дети ощущали себя значимыми в группе сверстников, видели свой вклад в общее дело, радовались своим успехам.

  • Приобрели знания и представления о многих профессиях.

  • Задумались о важности и необходимости каждой профессии.

  • Возникло желание задуматься о выборе будущей профессии.

Родители:

  • Родители становятся активными участниками образовательной деятельности.

  • Сближаются позиции МБОУ и семьи к совместной творческой деятельности.

Педагоги:

  • Реализации индивидуальных скрытых возможностей, творческого потенциала всех участников проектной деятельности.

МБОУ:

  • Повышение имиджа МБОУ

В мониторинговом исследовании участвовали 25 учащихся 1 «А» класса. В подготовительном этапе 28% учащихся класса могли назвать 1 – 2 профессии группы «человек – природа», по реализации проекта в завершении основного этапа 68% учащихся класса могут назвать 7-8 профессий группы «человек – природа»; В начале проекта 36% учащихся класса могли назвать 3 – 4 профессии группы «человек – техника», в завершении основного этапа 72% учащихся класса могут назвать 8-9 профессий группы «человек – техника». В завершении проекта 100% учащихся 1 «А» класса могут назвать 10 профессий группы «человек – человек». 76% учащихся класса смогли сделать и обосновать выбор профессии

Продукты проекта – толковый занимательный словарь «Разнообразен мир профессий» выполнили в виде альбома. Профессии представлены в алфавитном порядке. Для раскрытия смысла профессии даётся толкование слова, краткая историческая справка, отрывки из детских литературных произведений, для занимательности и развития логики – загадка, кроссворды, ребусы.

Интерактивная презентация «Игра в профессии» в большей части составлена на кружке внеурочки «Инфознайка». Здесь можно играть в профессии, набирая баллы. Кто больше наберёт баллов, тот большой знаток профессий. Здесь представлены рубрики: «Мульти-пульти», «Загадка», «Ребус», «Предмет в волшебном мешочке», «Советы профессионала».


Заключение

  Использование метода проектов направлено на усиление индивидуальных ресурсов и возможностей личности, её активизацию и развитие, формирование социальной компетентности. Метод проектов предусматривает поэтапное формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для принятия осознанного решения по выбору профессии.

Литература

1. Андрей Богдарин. Замечательные профессии. Издательство «Доброе слово», 2013 г. 2. Владимир Степанов. Учебник для малышей. Азбука профессий. Издательство «Фламинго», 2005 г.

3. Галина Шалаева. «Большая книга профессий «Кем мне стать?» ООО «Филологическое общество СЛОВО», 2009 г.

4. Маленькая энциклопедия для дошкольников. Профессии. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, Издательство «ЮВЕНТА». 2008г

5. Мария Манакова. Моя первая книга о профессиях. Издательство «Проф-Пресс», 2007 г.

6. Татьяна Коваль. Азбука профессий. Издательство «Клевер Медиа Групп», 2015 г.

7. Энциклопедия для детей. Выбор профессии. Издательство «Аванта+», 2008г

Интернет ресурсы

1.http://potomy.ru - «Потому.ру - Детская энциклопедия. Вместе познаём мир»

2.http://www.books.kharkov.com – В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.

3.http://www.encyclopedia.ru – Мир энциклопедий.

4.http://www.rubricon.com – Рубрикон.

5.http://playroom.com.ru. - Детская игровая комната.