СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему: Лишайники.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: Лишайники.»

Тема урока

Лишайники

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель урока

Познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников

Формируемые УУД

Предметные: 

- научиться давать определение понятию лишайники;
- Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников- симбиоз двух организмов- гриба и водоросли; 
- различать типы лишайников на рисунке учебника; 
- анализировать изображение внутреннего строения лишайника ;

-выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды;
- характеризовать значение лишайников в природе и в жизни человека

Метапредметные:

Познавательные:

- работать с различными источниками информации;

- сравнивать и делать выводы;

- передавать содержимое в сжатом виде;

- составлять план;

регулятивные: 
- формулировать цели и задачи урока;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные:
- строить речевые высказывания в устной форме;

- аргументировать свою точку зрения;

- использовать информационные ресурсы

Личностные:

 -проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.

Планируемые результаты: 

Научиться различать типы лишайников

Технологии:

Игровая, здоровьесбережения, технология сотрудничества, Технология развития критического мышления, интерактивные

Формы работы: 

индивидуальная, парная, групповая

Информационно – методическое обеспечение урока, литература

1. Биология.  5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова;  под ред.И.Н. Пономаревой- М.: Вентана-Граф. 2015 г

2. Мультимедийная презентация








Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Приемы и методы здоровьесберегающих технологий

1 этап

Организационный момент

   Добрый день , ребята! Я рада вас видеть и, надеюсь на наше плодотворное сотрудничество. Для результативности работы предлагаю разделиться на группы. (раздаются фото растений, грибов, птиц. зверей, рыб)

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Формируют группы.

Коммуникативные УУД.

Формирование умения взаимодействовать со сверстниками


2 этап

Актуализация познавательной деятельности

(или актуализация опорных знаний)

Ребята посмотрите на слайд, где представлена головоломка. Слайд №2

Расшифруй головоломку.  

1. Из чего состоит  тело гриба?

2. Как называют тело водорослей?

3.Как называется взаимовыгодное сожительство двух организмов?

4. Как называется симбиоз гриба и водоросли?

Для того , чтобы найти ответ на этот вопрос и определить тему нашего урока давайте посмотрим небольшой спектакль, подготовленный ребятами.


Отгадывают головоломку и отвечают на вопросы.

1.ждлваоигрибницахшкуиамицелийэж

2. ждподвлрешслоевищеждлзхнещшг

3. цжщегфукшсимбиозещргаитм

Работа с интерактивной доской

Познавательные УУД

Формирование умения применять полученные знания.

Приемы и методы здоровьесберегающих технологий

3 этап

Мотивация и целеполагание (Создание условий для установления связи учебного опыта с субъективным опытом ученика

Постановка проблемы.

Составление плана решения проблемы)

Сценка: Лишайники Слайд №3

(Выходят, держась за руки два ученика, представляющие симбиотические организмы лишайника- гриб и водоросль)

Гриб: Мы особая группа живых организмов.

Водоросль: нас называют «изумительной выдумкой природы»,

Гриб: люди звали нас и мхами и водорослями.

Водоросль: а великий русский ученый К. А. Тимирязев нас назвал «растениями – сфинксами»?

Гриб: А мы симбиоз гриба и водоросли. Мы вместе очень дружно живем.

Водоросль: Мы лишайники.

Гриб: Мы обитаем на всех континентах Земли.

Гриб: Мы можем жить в самых бесплодных местах, где другие организмы не выживают: на голых камнях, в пустыне.

Водоросль: Мы друг с другом делимся всеми питательными веществами.

Гриб: Вместе нам не страшно. Мы не боимся ни холода, ни жары. А вот химические загрязнения воздуха для нас опасны.

Водоросль: Мы очень полезны для человека и природы.

Ребята, как называется симбиоз гриба и водоросли?

Именно об этих уникальных живых организмах мы будем сегодня говорить.

Тема нашего урока: Лишайники

Что вы уже знаете о лишайниках?

Прием «Корзина идей» Слайд №4

1 этап запишите в течении 1 минут индивидуально как можно больше слов или выражений, связанных с понятием лишайник

2 этап 2 минуты обмен информацией в группе

3 этап 2-4 минуты Сброс идей в корзину и запись на доске, не повторяя ранее написанного.

Посмотрите как много мы знаем.А что бы вы хотели узнать?(вопросы фиксируются на доске)

Чтобы найти ответы на наши вопросы давайте станем учеными и проведем исследование.





























Предполагаемый ответ: лишайники


Запись темы в тетрадь




Предполагаемые записи:

- Лишайники похожи на растения, но не растения.

- Могут жить на камнях и скалах, зданиях, заборах. Ничего не боятся , кроме загрязненного воздуха...










Узнать чем лишайники отличаются от растений?

- Каково строение лишайников? Как они питаются, размножаются?

- Какую роль играют в природе и жизни человека?

- Почему растения - сфинксы?

- Почему называются лишайники?

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Дидактический спектакль


Игровые технологии. Сюжетно ролевая игра в форме дидактического спектакля




































Технология развития критического мышления

4 этап

Изучение нового материала

(Поиск решения проблемы.

Работа в малых группах)

Организуется работа с использованием приема "Инфо-карусель". Учащимся раздается материал для работы в группе (общий конспект). оговаривается время работы на станции. Слайд №5

Станция "Любознательные"  будет исследовать строение лишайника

Станция "Физиологи" будет изучать как питаются лишайники

Станция"Исследователи" выяснит, как размножаются лишайники

Станция"Морфологи" будет исследовать какие формы лишайников существуют.

Станция"Экологи" будет искать информацию о значении лишайников в природе и о применении их человеком.

Если задания понятны, можно приступать к работе.

Прием "Инфо-карусель"

Группы, обсуждают правила работы, выбирают старшего группы.

Получают рабочие листы и начинают работать по станциям . На каждой станции находится информация и задания. По команде учителя группы делают переход от стации к станции.

По ходу выполнения задания учащиеся заполняют блок соответствующей станции общего конспекта (приложение).

Познавательные УУД

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.

Коммуникативные УУД.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять  цели, распределять роли).

Регулятивные УУД

Работать по инструкции, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Составлять ( в группе) план решения проблемы.

Прием технологии сотрудничества "Инфо-карусель"

5. Обсуждение результатов и

Закрепление изученного материала.

Физкультминутка

Давайте обобщим наше исследование по теме "Лишайники".

Учащиеся представляют информацию по блокам общего конспекта, исправляют и добавляю . Одновременно работаем с корзиной идей убирая неверное.

- Ребята вы нашли ответы на свои вопросы?

Составьте синквейн на тему "Лишайник"


Какой вывод мы можем сделать на уроке о изученных нами организмах?


Отчет групп: что делали, что открыли, узнали. Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют схемы и таблицы, делают сообщения. Рассказ учащихся сопровождается слайдами: Слайд №6-10

Учащиеся в группе составляют синквейн. Слайд №11

Формулируются выводы. Слайд 12

Коммуникативные УУД.

Составлять тезисы выступления.

Выступать перед аудиторией, доказывать свою точку зрения.

Познавательные УУД

Сравнивать, обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему).

Регулятивные УУД

Умение слушать учителя и одноклассников, задавать и отвечать на вопросы.







Технология развития критического мышления

6. Домашнее задание

§   №  15

Творческое задание: Узнайте можно ли получит краску из лишайника. Найдите технологию получения краски в домашних условиях

Творческое задание: найти загадки о лишайниках.

Записывают задание.



7. Рефлексия

Ребята, что нового вы узнали на занятии? Довольны ли вы своей работой? Что для вас было самым сложным? Интересным?

Рефлексия

Ф.И.

Было сложно...

Было интересно...

Я доволен работой..

Я не доволен работой...

Мое участие в работе группы....

Ребята, наше занятие подходит к концу, я благодарю вас за работу.

Оцените свою работу и работу товарищей на занятии. Спасибо за сотрудничество!

Отвечают на вопросы. Высказывают свои мысли.

Заполняют таблицу «Рефлексия»

Регулятивные УУД

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.