1 этап Организационный момент | Добрый день , ребята! Я рада вас видеть и, надеюсь на наше плодотворное сотрудничество. Для результативности работы предлагаю разделиться на группы. (раздаются фото растений, грибов, птиц. зверей, рыб) | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Формируют группы. | Коммуникативные УУД. Формирование умения взаимодействовать со сверстниками | |
2 этап Актуализация познавательной деятельности (или актуализация опорных знаний) | Ребята посмотрите на слайд, где представлена головоломка. Слайд №2 Расшифруй головоломку. 1. Из чего состоит тело гриба? 2. Как называют тело водорослей? 3.Как называется взаимовыгодное сожительство двух организмов? 4. Как называется симбиоз гриба и водоросли? Для того , чтобы найти ответ на этот вопрос и определить тему нашего урока давайте посмотрим небольшой спектакль, подготовленный ребятами. | Отгадывают головоломку и отвечают на вопросы. 1.ждлваоигрибницахшкуиамицелийэж 2. ждподвлрешслоевищеждлзхнещшг 3. цжщегфукшсимбиозещргаитм Работа с интерактивной доской | Познавательные УУД Формирование умения применять полученные знания. | Приемы и методы здоровьесберегающих технологий |
3 этап Мотивация и целеполагание (Создание условий для установления связи учебного опыта с субъективным опытом ученика Постановка проблемы. Составление плана решения проблемы) | Сценка: Лишайники Слайд №3 (Выходят, держась за руки два ученика, представляющие симбиотические организмы лишайника- гриб и водоросль) Гриб: Мы особая группа живых организмов. Водоросль: нас называют «изумительной выдумкой природы», Гриб: люди звали нас и мхами и водорослями. Водоросль: а великий русский ученый К. А. Тимирязев нас назвал «растениями – сфинксами»? Гриб: А мы симбиоз гриба и водоросли. Мы вместе очень дружно живем. Водоросль: Мы лишайники. Гриб: Мы обитаем на всех континентах Земли. Гриб: Мы можем жить в самых бесплодных местах, где другие организмы не выживают: на голых камнях, в пустыне. Водоросль: Мы друг с другом делимся всеми питательными веществами. Гриб: Вместе нам не страшно. Мы не боимся ни холода, ни жары. А вот химические загрязнения воздуха для нас опасны. Водоросль: Мы очень полезны для человека и природы. Ребята, как называется симбиоз гриба и водоросли? Именно об этих уникальных живых организмах мы будем сегодня говорить. Тема нашего урока: Лишайники Что вы уже знаете о лишайниках? Прием «Корзина идей» Слайд №4 1 этап запишите в течении 1 минут индивидуально как можно больше слов или выражений, связанных с понятием лишайник 2 этап 2 минуты обмен информацией в группе 3 этап 2-4 минуты Сброс идей в корзину и запись на доске, не повторяя ранее написанного. Посмотрите как много мы знаем.А что бы вы хотели узнать?(вопросы фиксируются на доске) Чтобы найти ответы на наши вопросы давайте станем учеными и проведем исследование. | Предполагаемый ответ: лишайники Запись темы в тетрадь Предполагаемые записи: - Лишайники похожи на растения, но не растения. - Могут жить на камнях и скалах, зданиях, заборах. Ничего не боятся , кроме загрязненного воздуха... Узнать чем лишайники отличаются от растений? - Каково строение лишайников? Как они питаются, размножаются? - Какую роль играют в природе и жизни человека? - Почему растения - сфинксы? - Почему называются лишайники? | Регулятивные УУД Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Дидактический спектакль | Игровые технологии. Сюжетно ролевая игра в форме дидактического спектакля Технология развития критического мышления |
4 этап Изучение нового материала (Поиск решения проблемы. Работа в малых группах) | Организуется работа с использованием приема "Инфо-карусель". Учащимся раздается материал для работы в группе (общий конспект). оговаривается время работы на станции. Слайд №5 Станция "Любознательные" будет исследовать строение лишайника Станция "Физиологи" будет изучать как питаются лишайники Станция"Исследователи" выяснит, как размножаются лишайники Станция"Морфологи" будет исследовать какие формы лишайников существуют. Станция"Экологи" будет искать информацию о значении лишайников в природе и о применении их человеком. Если задания понятны, можно приступать к работе. | Прием "Инфо-карусель" Группы, обсуждают правила работы, выбирают старшего группы. Получают рабочие листы и начинают работать по станциям . На каждой станции находится информация и задания. По команде учителя группы делают переход от стации к станции. По ходу выполнения задания учащиеся заполняют блок соответствующей станции общего конспекта (приложение). | Познавательные УУД Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации. Коммуникативные УУД. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять цели, распределять роли). Регулятивные УУД Работать по инструкции, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Составлять ( в группе) план решения проблемы. | Прием технологии сотрудничества "Инфо-карусель" |
5. Обсуждение результатов и Закрепление изученного материала. Физкультминутка | Давайте обобщим наше исследование по теме "Лишайники". Учащиеся представляют информацию по блокам общего конспекта, исправляют и добавляю . Одновременно работаем с корзиной идей убирая неверное. - Ребята вы нашли ответы на свои вопросы? Составьте синквейн на тему "Лишайник" Какой вывод мы можем сделать на уроке о изученных нами организмах? | Отчет групп: что делали, что открыли, узнали. Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют схемы и таблицы, делают сообщения. Рассказ учащихся сопровождается слайдами: Слайд №6-10 Учащиеся в группе составляют синквейн. Слайд №11 Формулируются выводы. Слайд 12 | Коммуникативные УУД. Составлять тезисы выступления. Выступать перед аудиторией, доказывать свою точку зрения. Познавательные УУД Сравнивать, обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия, преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему). Регулятивные УУД Умение слушать учителя и одноклассников, задавать и отвечать на вопросы. | Технология развития критического мышления |
7. Рефлексия | Ребята, что нового вы узнали на занятии? Довольны ли вы своей работой? Что для вас было самым сложным? Интересным? Рефлексия Ф.И. Было сложно... Было интересно... Я доволен работой.. Я не доволен работой... Мое участие в работе группы.... Ребята, наше занятие подходит к концу, я благодарю вас за работу. Оцените свою работу и работу товарищей на занятии. Спасибо за сотрудничество! | Отвечают на вопросы. Высказывают свои мысли. Заполняют таблицу «Рефлексия» | Регулятивные УУД В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | |