Введение
В последние годы в образовании к методу проектов наблюдается необычайный интерес. Проектный метод ориентирован на самостоятельную работу, предполагает использование исследовательских и поисковых методов, творческой деятельности учащихся, знакомство с разнообразными источниками информации, несущими вариативные точки зрения. В настоящее время очень важно сформировать личность, способную адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, способную работать с огромным количеством информацией, которая стала доступна благодаря информационно-коммуникативным технологиям. Задача школы заключается не в том, чтобы передать детям сумму знаний, а в том, чтобы научить их получать эти знания. Поэтому сегодня неотъемлемой частью учебного процесса становится проектная деятельность, являющаяся личностно - и практико-ориентированной.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Он возник в США во второй половине 19 в.. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859 – 1952).
Цель проектного обучения создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Типология проектов
Проекты могут быть классифицировано по следующим типологическим признакам:
В соответствии с методом, доминирующим в проекте, можно выделить следующие типы проектов:
Исследовательские.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
Творческие.
Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видео фильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.
Ролевые, игровые.
В таких проектах участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные).
Основная цель данных проектов сбор информации о каком-то объекте, явлении; с целью ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.), презентация. Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.
Практико-ориентированные (прикладные).
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.
По признаку «предметно-содержательная область» можно выделить следующие два типа:
Монопроекты.
Как правило, такие проекты разрабатываются в рамках одного предмета. И для них выбираются самые сложные темы или разделы. Несмотря на это в монопроектах не исключается применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания. Такие проекты могут разрабатываться в рамках классно-урочной системы. В основном учителя-предметники выступают руководителями таких проектов.
Межпредметные. Такие проекты выполняются во внеурочное время. Это – либо небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко опре-деленные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
По характеру контактов проекты бывают региональные и международные.
По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.
По продолжительности выполнения проекты бывают:
- мини-проекты, укладывающиеся в один урок, или являющиеся фрагментом урока.
- краткосрочные проекты, разрабатываемые на 4-6 уроках. При этом уроки
используются для координации проектных групп, в то время как основная работа по сбору информации, изготовлению проектного продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности.
Долгосрочные проекты - проекты, реализуемые в течение месяца или нескольких месяцев.
Проектный метод на уроках информатики.
Информатика и ИКТ занимает особое место в учебном процессе. С одной стороны, в современной школе считают, что информатика не столь важный предмет по сравнению, например, с математикой или русским языком. Но с другой стороны, в реальной профессиональной деятельности современный человек очень часто должен обладать высоким уровнем определенных умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Из выше сказанного можно сделать вывод, что формирование у обучающихся общих умений и навыков в использовании информационно-коммуникационных технологий является главной задачей обучения информатике в школе.
Для формирования общих умений и навыков овладения информационно-коммуникационных технологий учениками современный учитель должен использовать не только традиционный, объяснительно-иллюстративный метод, но и технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения. Используя метод проектов, проблемное обучение, дифференцированный подход. Притом, что информационные технологии в широком смысле, не являются педагогическими технологиями, в учебном процессе современной школы они должны использоваться в первую очередь, как технологии, позволяющие школьнику систематизировать, интегрировать и применять полученные в школе знания.
Информатика и информационные технологии интегрируются с любым учебным предметом, показывают связь, изученных свойств и явлений с реальной жизнью. Таким образом, умения и навыки при использовании программного обеспечения, полученные на уроках информатики, ученик может и должен использовать в своей учебной деятельности.
Информационные технологии должны помогать ученику, особенно старших классов, при изучении всех предметов в школе при систематизации знаний; при оформлении творческих, индивидуальных работ, проектов и для получения новых знаний.
Решение многих задач на уроках информатики трудно назвать проблемными. При выполнении проектов на уроках информатики, учащиеся часто решают не проблему, а выполняют определенные алгоритмы действий или же упражнения.
Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения.Трудной задачей для преподавателя является «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему. Поэтому целесообразно совмещать традиционную и личностно-ориентированную систему обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Проекты при этом могут быть небольшие ‑ на один урок (как правило, это уроки обобщающие знания) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе.
На уроках информатики в рамках предмета учащиеся осваивают следующие прикладные программы: текстовой и графический редакторы, электронные таблицы и базы данных. В рамках базового курса информатики метод проектов чаще всего используется на уроках контроля и обобщения знаний. Необходимо отметить, что на таких уроках ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные знания, а при работе традиционным способом ученику зачастую остается неясным для чего и почему ему необходимо выполнять те или иные упражнения, решать те или иные задачи. При работе над проектом ученик сам видит, насколько удачно он поработал.
Проектная деятельность становится ведущей на уроках информационного цикла в старших классах. Но рассчитывать на её успешность, на мой взгляд, можно тогда, когда удается построить работу на значимом для учеников материале. И самым сложным становится именно процесс проявления и уточнения интересов учащегося, совместного с ним формулирования замысла будущего проекта. Проект может помочь решению личностной проблемы или оказаться способом проникновения в новую заинтересовавшую сферу, к которой до этого было непонятно, с какой стороны подойти. В старших классах проекты по информатике могут выступать в роли интегрирующих факторов, их целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по различным предметам.
На мой взгляд, приемлемой является следующая система. Сначала даются базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем следует переходить к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по предмету. После этого переходить к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.
Таким образом, общая идея организации проектной деятельности на уроках информатики следующая: это поиск решения интересной «жизненной» задачи, для которого требуются знания, как в области теоретической информатики, так и навыки владения информационными технологиями. Выполнение и оформление таких проектов требует от учащегося умения работать с различным программным обеспечением, а также предусматривает интеграцию знаний по различным предметам.
Практика применения метода проектов на уроках информатики.
Для учащихся, изучающих раздел «Базы данных» можно предложить разработать проект «Генеалогического дерева семьи». Основные цели проекта заключаются в изучении иерархических и сетевых баз данных. Изучение программы GenoPro-живая родословная. Проект необычен тем, что учащие помимо основной предметной задачи изучают историю своей семьи.
При изучении темы «Графические редакторы» я предложила придумать визитную карточку школы.
Учащиеся с удовольствием работают с программой PowerPoint при выполнении мини-проектов в виде презентаций.
Заключение
Применение проектной деятельности на уроках позволяет учащимся полноценно осмыслить и усвоить учебный материал, формирует самостоятельность и инициативность школьников. Для развития индивидуальных склонностей и способностей, и чтобы ученик не остался “вещью в себе” метод проектов является одним из лучших способов познания обучаемого и самопознания. Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла хочу отметить, что проектная деятельность это веление времени. Работая над проектом индивидуально или в группе, ученики получают навыки моделирования конечного результата, учатся принимать решения в нестандартных ситуациях. Исходя из выше изложенного можно сделать следующие выводы
Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.
Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше.
Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.
Приложение 1.
Пример выполнения проекта
Создание генеалогического дерева семьи
Цели:
изучить иерархические и сетевые базы данных
составить генеалогическое древо семьи.
Ичаева Хеда (11 Класс)
Приложение 2.
Пример выполнения проекта
Визитная карта школы Юсупова Марьям (10 класс)
Приложение 3.
Пример выполнения проекта
Герой России – Муса Данилбекович Газимагомадов (10 класс)
Приложение 4.
Пример выполнения проекта
Информационная брошюра «Реки Чеченской Республики»
Алхастов Хамзат 9 класс