Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений:
1. Причины возникновения явления:
-противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления,
-потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.
2. Содержание явления, его развитие:
-важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия,
-социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий.
3. Причины определённого исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.
4. Последствия развития и значение явления:
-разрешение данным явлением назревших противоречий,
-влияние данного явления на общий процесс исторического развития.
Общие правила составления плана при работе с текстом:
1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.
2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.
Работа с понятиями и терминами является важной составляющей на каждом уроке истории, обществознания, поэтому необходимо осуществлять проверку не знания учениками терминов, а умения их применять. Сегодня можно найти соответствующие задания в базе заданий ГИА, а можно разработать самостоятельно.
С этой целью можно использовать разнообразные приемы работы с понятиями и терминами, например1:
1."Четвертый лишний" (исключить одно слово из четырех, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три).
2. "Продолжи ряд" (написаны два-три слова, ученик угадывает принцип (основание), по которому они подобраны, и демонстрирует свое понимание подбором подходящего слова).
3. С проверяемым термином надо составить предложение (или – с определенным количеством терминов составить рассказ). Проверяется уместность употребления слова, понимание контекста.
4. Среди предложенных фраз с проверяемыми терминами ученик должен найти неверные, зачеркнуть их, либо маркировать разными цветами.
5. Самостоятельное составление кроссворда. Самый простой вид кроссворда: одно слово по вертикали, остальные – по горизонтали отходят от него параллельно друг другу. Тот же прием – составление чайнворда (последняя буква первого слова есть первая буква второго); ученики могут соревноваться, у кого получится длиннее цепочка или занятнее фигура, которую сделали из этой цепочки.
6. Дается текст с пропусками терминов, под ним - список понятий, их надо вставить в нужное место текста (варианты: список избыточный, надо отобрать подходящие слова, или слова даются в именительном падеже, и их при необходимости надо склонять, менять окончание, пр.)
7. Установление иерархии: среди предложенных слов ученик должен отобрать указанное учителем число наиболее важных в данной теме, и объяснить свой выбор.
8. Распределение: дается список понятий, имен, названий, надо распределить их по группам однородных слов.
Варианты:
а) не называть группы, а показать образец выполнения задания - написать по одному слову в каждой колонке, чтобы они еще угадали принцип распределения;
б) предложить самим ученикам распределить слова по самостоятельно названным колонкам, и не определять количество колонок, а только ограничить разумно (например, не меньше 2 и не более 4 (5).
9. Дается текст (по возможности сюжетный, образный), где изучаемые термины (а иногда и какие-то самые простые, известные слова) написаны не сами по себе, а через свои определения. Ученики должны заменить их терминами, восстановив первоначальный вид текста.
2.4. Систематизация основных умений работы с историческими документами
Для четкой организации обучения работе с информацией необходимо было определить систему умений на каждом этапе обучения история. Для этого надо было учесть требования обязательного минимума и учебных программы исторического образования.
Систематизация основных умений и навыков работы с историческими документами (ИД) включает в себя обязательный минимум для характеристики уровня знаний и умений, учащихся 5-6 и 7-8 классов, а также желаемый уровень для выпускника основной школы. Система вполне может корректироваться (усложняться или упрощаться) по желанию учителя, взявшего ее на вооружение. Главное, чтобы были соблюдены базовые принципы преемственности, системности и развития. Например, если выпускник 5-го класса должен уметь составить простой рассказ о событиях (личности) с использованием ИД (смотри умения 5.8), то выпускник 6-го класса должен будет уже уметь составить развернутый рассказ с использованием нескольких ИД (умение 6.2 по схеме № 2). Далее, если будет соблюден принцип преемственности, и работа над формированием основных умений и навыков будет проходить в системе, то выпускник 7-го класса сможет анализировать ИД в контексте исторической ситуации (умения 7.3), а также уметь использовать ИД для доказательства собственного мнения (умение 7.4). Восьмиклассник уже вполне может быть способен проводить поиск необходимой информации (умения 8.1) и уметь выстраивать собственные суждения, опираясь на материал одного или нескольких ИД (умения 8.2). Характерные умения и навыки для выпускника основной школы собраны под грифом "желаемый уровень". Развить такие умения как 9.3, 9.4, 9.5, 9.6 возможно лишь при соблюдении преемственности и работы в системе на всех этапах обучения.
Обязательный минимум для характеристики учащихся 5-6 классов. Извлечение сведений простого характера из ИД
5.1. Уметь определить тип документа
5.2. Уметь определить время написания ИД или историческую эпоху
5.3. Уметь определить автора (если возможно) или принадлежность предполагаемого автора к социальной группе
5.4. Уметь расположить несколько ИД в хронологическом порядке
5.5. Уметь работать с ИД по отдельным вопросам учителя
5.6. Уметь составить конкретные вопросы к документу
5.7. Уметь пересказать содержание ИД
5.8. Уметь составить простой рассказ о событиях (личности) с использованием ИД
6.1. Уметь анализировать ИД по предлагаемому плану
6.2. Уметь составить развернутый рассказ с использованием нескольких ИД
Обязательный минимум для характеристики учащихся 7-8 классов. Более глубокий аналитический характер работы
7.1. Уметь составить вопрос к ИД более глубокого аналитического характера
7.2. Уметь анализировать ИД по предлагаемому плану (более высокий уровень плана)
7.3. Уметь анализировать ИД в контексте исторической ситуации
7.4. Уметь использовать ИД для доказательства какого-либо исторического факта, события, собственного мнения...
8.1. Уметь проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких ИД
8.2. Уметь выстраивать собственные суждения, опираясь на материал одного или нескольких ИД
Желаемый уровень для выпускника основной школы - 9 класс.
Творческий характер работы с ИД
9.1. Уметь отбирать необходимый материал из нескольких ИД для самостоятельного решения учебной задачи
9.2. Уметь сопоставлять ИД с другими историческими источниками
9.3. Уметь сопоставлять ИД, отражающие различные взгляды на одно и то же событие.
9.4. Уметь выявлять причинно-следственные связи событий и фактов, отраженных в ИД.
9.5. Уметь извлекать из нескольких ИД необходимую информацию, обобщать и анализировать ее.
9.6. Уметь свободно оперировать информацией, добытой в результате анализа нескольких ИД.
Обучение работе с историческими документами
Обучение работе с ИД идет по следующим направлениям:
Обучение постановке вопросов к ИД.
Обучение составлению плана исследования.
Формирование умений анализа содержания исторического документа.
Обучение постановки вопросов к ИД предполагает 4 этапа; включающие в себя изучение содержания текста и обсуждение в группах, социализацию, ранжирование и обобщение.
Обучение составлению плана исследования предполагает использование памяток, составление памяток, формирование умений трансформировать вопросы в повествовательные предложения.
Формирование умений анализировать содержание ИД предполагает 7 позиций - от определения типа документа до установления информативных возможностей содержания документа для решения обозначенной проблемы.
Обучение постановке вопросов к ИД
Основополагающим умением работы с ИД является умение постановки вопросов к конкретному ИД (это умения 5-6). Для его формирования автор применяет следующую методику:
1 этап - ребятам предлагается составить все возможные вопросы к конкретному ИД (индивидуально, в парах, в группах).
2 этап - один из учащихся озвучивает вопросы, а класс сравнивает их со своими, отсеивая похожие или аналогичные (часто схожие вопросы объединяются и заменяются более точной формулировкой).
3 этап - учащиеся коллективно под контролем учителя выстраивают вопросы в логической последовательности.
4 этап - один из учащихся анализирует документ, в соответствии с получившимся планом анализа документа.
Пример плана анализа, составленного учащимися 5 класса к документу "Из законов царя Хаммурапи":
1. К какому типу относятся документы?
2. В какое время могли быть написаны законы?
3. Кто автор законов? Мог ли их написать кто-то другой?
4. Можно ли определить на какие категории делилось население Древнего Вавилона?
5. Было ли неравенство среди людей? Считалось ли оно справедливым?
6. Можно ли определить основные занятия жителей Древнего Вавилона?
7. Зачем Хаммурапи ссылается на бога солнца?
8. Можно ли применять эти законы сегодня?
Важно, чтобы учащиеся, уяснили, что вопросы бывают разного аналитического характера. Для этого применяется следующий прием. Учащимся предлагается дома составить вопросы к документу так, чтобы набрать 10 баллов.
Условие: вопросы начинающиеся на Кто? Что? Когда? и т.д. оцениваются в 1 балл, а вопросы типа Зачем? Почему? С какой целью? и т.д. - в 2 балла. В результате ученики учатся обращать внимание на любые "мелочи" в тексте, которые в дальнейшем могут оказаться очень важны при анализе документа.
Постановка вопросов помогает более глубоко осмыслить содержание документа и главное, увидеть внутренние причинно-следственные связи источника, проследить логику авторского изложения материала.
В конечном итоге у учащихся формируется умение структурировать текст и отбирать необходимую информацию.
Обучение составлению плана исследования какой-либо проблемы (темы)
Ученик чувствует себя комфортно на уроке только тогда, когда четко понимает, что он будет сейчас делать (видна конкретная цель, ясен путь, которым он будет двигаться). Будущий успех закладывается при изучении первых "шаблонных" тем, логика изучения которых не меняется на всем протяжении школьного курса истории. Это такие темы, как, например, характеристика войны, конкретной битвы (сражения), исторической личности, восстания, похода (экспедиции), реформ и т.д.
В этой работе очень выручают памятки для учащихся, которые можно найти в методической литературе по предмету. Их можно разложить на парту перед уроком и пользоваться с самого начала урока, идя вместе с детьми по уже кем-то проторенной дорожке.
Следующий шаг в обучении составлению плана - совместное шаг за шагом создание плана исследования. Для этого определяется перечень вопросов, они ранжируются в логике изучения проблемы (темы). После того, как вырисовывался конкретный план изучения темы, предполагается для сравнения план изучения подобной темы, составленный учителем, ребятами предыдущих лет обучения или взятый из какого-либо источника.
Например, на уроке "Иван Грозный: личность и время" ученики 7 класса составили следующий план исследования:
1. Когда родился Иван IV? Кто были его родители?
2. Как проходило детство?
3. Его происхождение и положение.
4. Каковы черты его характера? Что повлияло на его формирование?
5. Каковы цели его царствования?
6. Каковы итоги его царствования?
7. Как он повлиял на развитие страны?
8. Мое отношение к Ивану IV Грозному.
Для сравнения учащимся был предложен вариант памятки оценки исторической личности Запорожца Н.И. "Формирование классового подхода к оценке исторических деятелей". - М., 1988:
Определить условия, в которой формировался характер личности.
Раскрыть черты характера, определить какие качества личности помогли ему в достижении целей и задач, стоящих перед народом и страной.
Выразить свое отношение к личности.
Оценить роль личности в истории страны, ее влияние на последующий ход событий.
Детям задается вопрос: "Чем отличается их план от предложенного учителем?". Внимание заостряется на том, что план может быть не только в форме вопросов, но и в виде повествовательных утверждений, задающих алгоритм исследовательской работы.
Важно довести до автоматизма умение ребят выдвигать пункты плана исследования какого-либо исторического события, какой-либо проблемы, личности и т.д. Это сократит время для анализа документов, а в дальнейшем позволит более уверенно браться, за написание реферата, доклада и т.п..
Формирование умений анализа содержания исторического документа
Анализ содержания ИД предполагает:
Определение типа документа.
Установление автора.
Уточнение даты создания документа.
Выяснение сути документа.
Прогнозирование цели создания документа.
Выявление наличия информации, относящейся к обозначенной проблеме.
Установление информационных возможностей содержания документа для решения данной проблемы.
Обучение анализу содержания исторического документа, осуществляется в несколько этапов.
Первоначальную информацию о типологии исторических документов ребята получают от учителя, а затем вместе (можно в игровой или состязательной форме) определяют 1-2 существенных признака каждого типа документа.
Например:
а) летописи - хронологическое описание событий. Начинались со слов "В лето..." (повествование велось по годам);
б) мемуары - воспоминания участников событий (субъективность прочтения);
в) грамоты - подтверждение чьих-либо прав (льгот) (деловые документы;
г) жития - жизнеописание исторических лиц, причисленных к лику святых;
д) былины - народные песни-сказания (воспевание подвигов богатырей) и т.д.
Не менее важно при анализе любого документа формирование умений отвечать на следующие вопросы:
- Кто автор?
- Когда был создан документ?
- Какие исторические факты, события в нем описываются? (В чем основная идея?)
- С какой целью был создан документ?
- Обогатил ли документ ваши знания по проблеме?
- Дает ли документ возможность изучить проблему?
Следующим этапом обучения анализу содержания исторического документа является составление плана анализа документа в 5-6 классах, план анализа документа предлагается учителем.
Знакомство с содержанием (название, автор, дата, суть...).
Что это за исторический документ? (Письмо, воспоминание, текст песни, дневник, цитата...) Это точка зрения непосредственного участника событий или взгляд второстепенного лица?
Исторический фон.
Необходимые выводы.
Можно ли доверять документу? Ваше отношение к полученным фактам?
Это позволяет детям в будущем при анализе ДМК в 9 классе автоматически классифицировать предлагаемые документы и отбирать необходимую информацию.
Для учащихся 9 класса более сложный план анализа документов (Ерохина М.С., Короткова М.В. Уроки Клио. - М.: МИРОС, 2000), входящих в ДМК:
Тип ИД.
С какой целью написан?
Какой проблеме посвящен?
Какую информацию содержит?
Как отражает взгляды автора?
Есть ли предубеждения, стремление навязать свою точку зрения?
Какие мысли автора вызывают сомнения? Какие противоречат другим свидетельствам?
Общая оценка качества документа.
Анализ содержания исторического документа зависит от типа документа и завершается обобщающими выводами (в виде таблицы, схемы, утверждения).
Варианты анализа в зависимости от типа документа
Каждый ИД обладает свойствами, которые присущи только ему, их надо уловить. Именно это определяет характер и глубину работы с ИД, а также способ анализа.
Например:
а) при анализе государственных законов применяются вопросы следующих типов:
- Когда, где и почему появился закон (сборник законов)?
- Кто автор законов?
- Чьи интересы защищает закон?
- Охарактеризуйте основные положения закона (ссылки на текст, цитирование).
- Сравните с предыдущими законами.
- Что изменилось после введения закона?
- Ваше отношение к этому законодательному акту (справедливость, необходимость и т.д.)
б) при анализе летописных источников используются следующие вопросы:
- О каких событиях идет речь в документе?
- Как автор излагает ход событий, объясняет причины, определяет значение?
- Какова позиция автора? (Совпадает ли с современной точкой зрения?)
в) типы вопросов к анализу свидетельств очевидцев (письма, мемуары...):
- Кто автор?
- О каких событиях идет повествование?
- Автор является участником событий, свидетелем или судит с чьих-то слов?
- Какова позиция автора? Чем это объяснить?
- Можно ли доверять автору? Почему?
- Как мнение автора соотносится с другими источниками по проблеме? А с вашим мнением?
Ученики должны четко ответить на вопрос о том, есть ли в ИД материал, позволяющий использовать его для раскрытия проблемы, как его можно использовать и какие выводы можно сделать?
Карта исследователя – это обобщающая схема анализа исторического документа
При работе с документами важно заинтересовать ребят, создать ситуацию стимулирующую интерес и творческую активность. Здесь выручит игра. Например, на уроке по теме "Нашествие Батыя" ученикам предлагается несколько документов в виде рукописей в свитках, с обгоревшими краями. Дети играют роль исследователей, отправившихся в машине времени в череду событий. Перед ними стоят задачи:
1. Восстановить ход событий.
2. Составить словарик исторических терминов.
3. Сделать все возможные выводы.
В ходе урока они заполняют карту исследователя