Методическая разработка урока для обучающихся с ОВЗ
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает гарантии на получение образования детьми с ОВЗ. Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» обязывает развивать инклюзивное образование: обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми.
Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу относятся как дети-инвалиды, так и дети, не признанные инвалидами, но имеющие ограничения жизнедеятельности.
В группу с ОВЗ входят дети с различными нарушениями: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
Первичное нарушение влечёт за собой вторичные отклонения в развитии. Вторичное отклонение носит системный характер, и изменяет всю структуру психического развития ребенка. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия, недостаточно сформированы пространственные представления. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной; снижена познавательная активность. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости. Как вследствие выше сказанного у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений.
Общие пробелы детей с ОВЗ заключаются в следующем: отсутствует мотивация к познавательной деятельности; темп выполнения заданий очень низкий, постоянно требуется помощь взрослого; низкий уровень познавательных процессов; инфантилизм; нарушение координации движений; низкая самооценка; повышенная тревожность; высокий уровень психомышечного напряжения; низкий уровень развития мелкой и крупной моторики, характерна повышенная утомляемость либо отмечается повышенная возбудимость.
Таким образом, дети с ограниченными возможностями – это дети, которые имеют какие-либо отклонения от нормального физического или психического развития, препятствующие общему развитию.
Разработка урока по теме Классификация текстильных волокон.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель: сформировать представление о натуральных волокнах, прядильном и ткацком производстве.
Коррекционно-развивающие задачи:
коррекция и развитие памяти и внимания, речи учащихся через обогащения словарного запаса;
коррекция и развитие тактильного восприятия через изучения разновидностей натуральных тканей растительного происхождения;
коррекция и развитие сенсорной сферы учащихся через изучения нитей ткани;
коррекция двигательной сферы через физкультминутку и практическую деятельность;
коррекция мышления через дидактические игры.
Воспитательные задачи:
способствовать формированию патриотических качеств личности (на примерах изобретений):
способствовать расширению кругозора учащихся;
способствовать формированию и развития самостоятельности учащихся;
воспитывать уважение к профессиям прядильщицы и ткачихи.
Оборудование: плакаты «Классификация текстильных волокон», «Натуральные волокна растительного происхождения», «Выполнение из бумаги макета полотняного переплетения», дидактический материал (карточки-задания), коллекции хлопчатобумажных и льняных тканей», образцы тканей, игла, лупа, клей.
Ход урока
1. Организационный момент.
Дежурные раздают на столы карточки – образцы хлопчатобумажной и льняной ткани.
2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну по имени «Материаловедение».
Обратите внимание на плакат «Классификация текстильных волокон». Посмотрите на него и скажите, на какие две группы делятся все волокна? А натуральные волокна на какие подгруппы подразделяются? Приведите примеры волокон растительного происхождения. Исходя из этого сформулируйте тему и цели нашего урока (ответы учащихся)
3. Актуализация знаний.
- Отгадайте загадку: у чего есть лицо, а нет затылка (у ткани.)
- Как вы думаете, нужно ли знать каждой девочке, какие бывают ткани, из каких волокон их производят, как правильно ухаживать за одеждой из разных тканей? (ответы учащихся)
- На экране термины (пряжа, переплетение, ткачество, прядение, материаловедение, ткань) к сегодняшнему уроку, посмотрите на них вдумчиво и скажите, какой, по вашему мнению, является главным? (материаловедение)
- Как вы думаете, что изучает наука «материаловедение»? (изучает строение и свойства материалов)
4. Первичное усвоение новых знаний
Просмотр презентации «Как ткани ткут и ткани прядут».
Учащиеся делятся на пары для взаимообучения, читают текст («Историческая справка о производстве хлопчатника», «Историческая справка об использовании льна»), задают друг другу вопросы, выписывают термины и составляют кластер.
5. Первичная проверка понимания
Сейчас мы с вами проведем конкурс на лучшего сборщика хлопка. Только вместо хлопка мы возьмем ватные шарики, ведь вата — это тот же хлопок, только очищенный.
Пока звучит музыка, два-три игрока с завязанными глазами собирают разбросанные по полу ватные шарики; кто соберет больше, тот и победитель.
- Вот и собрали мы с вами хлопок. После уборки хлопок сушат, потом укладывают в тюки и везут на прядильную фабрику. Там из хлопка прядут нити и наматывают их на специальные большие катушки - бобины. На фабрике этим занимаются прядильщицы и мотальщицы, а помогают им специальные станки - прядильные и мотальные машины.
Следующий конкурс мотальщиц. Игроки получают по карандашу, к которому привязана нить с конфетой на конце: кто быстрее смотает нить.
Конкурс ткачей. Игроки получают по карандашу, к которому привязаны три шнура: кто быстрее заплетет косичку.
Итак, ткань соткана. Как вы думаете, сразу из нее можно шить одежду, или еще что-то нужно сделать? Только что сотканная ткань имеет неказистый вид. Ткачи придумали для нее очень удачное название: суровьё. Чтобы неприглядная на вид суровая ткань похорошела и повеселела, ее нужно обработать специальными веществами, отбелить. Эту работу выполняют отделочники. Они же окрашивают ткани, применяя целую радугу цветов.
Но бывают случаи, когда очень важно, чтобы у ткани были какие-нибудь особенные свойства: например, что бы она не смачивалась водой и не пропускала воду, что бы на ней не накапливалось электричество, чтобы ткань защищала человека от огня, кислот, масел, жиров. Тогда ее пропитывают веществом, которое придает нужное свойство: из них шьют рабочую одежду для газовиков ‚ нефтяников, шахтеров и химиков.
6. Первичное закрепление
У вас на столах лежат карточки-сюрпризы. Ваша задача определить правильную последовательность производства ткани. Если всё сделано верно с обратной стороны получиться правильная картинка.
Расположите этапы получения ткани в правильном порядке. Используйте слова для справок.
1) __________ 2)____________ 3)_______________ 4) _____________
Слова для справок: ткачество, отделка, первичная обработка волокна, прядение.
Впишите пропущенные слова.
а) Ткань представляет собой переплетение нитей ____________ и нитей _____________.
б) По краям ткани расположена _____________ - участок, где нити ___________ (основы/утка) наиболее плотно прилегают друг к другу.
в) Самое простое переплетение нитей в ткани называется __________________ переплетением.
г) Технические узелки, ворсинки располагаются на ________________ стороне ткани.
д) _____________ сторона имеет гладкую, ровную, блестящую поверхность.
е) На _______________ стороне четко виден печатный рисунок.
7. Физкультминутка.
Учитель читает текст стихотворения, ученики выполняют соответствующее движение.
Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три)
Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (встали на носочки)
8. Практическая деятельность учащихся. Лабораторно - практическая работа.
Итак, сегодня мы с вами узнали, что нити основы и утка имеют разные свойства. Давайте на время представим себя научными сотрудниками в лаборатории и проведём небольшое исследование (дежурные раздают необходимый материал)
Но сначала повторим технику безопасности («ТБ при выполнение ручных работ», «Организация рабочего места»).
Запишите в тетрадь название работы «Изучение нитей основы и утка».
Перед вами на столах лежат карточки, содержащие порядок выполнения лабораторной работы и таблица, которую вы должна заполнить.
Возьмите лупу и сравните, какая из ниток толстая, а какая тонкая? Запишите в тетрадь. Рассмотрите, какая нитка гладкая, а какая пушистая? Какая нить ровная, а какая извитая? Какая нить тянется больше, а какая меньше?
Все ответы запишите в таблицу (учитель помогает заполнить первую колонку).
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей:
- составить и оформить коллекцию тканей и других текстильных изделий. Темы коллекций могут быть разнообразными: «Разновидности тканей по волокну», «Разновидности тканей по назначению», «Разновидности тканей по способу отделки» и т.д.
- подобрать или нарисовать иллюстрации к теме: «Хлопчатобумажные и льняные ткани».
- подготовить интересные сообщения по данной теме.
10. Подведение итога урока.
О чём сегодня говорили на уроке?
Из каких растений можно получить ткань?
Выберите смайлик, чтобы оценить свою работу на уроке (красный – я недостаточно был активен, остались вопросы; жёлтый – мне всё понравилось, но не всегда хватало знаний для полного ответа; зелёный – мне было интересно, я был активен;)
Озвучивание отметок в положительном ключе.