СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока " Корень"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика проведения данного урока подразумевает не передачу «готовых знаний», а направлена на формирование умений и навыков, позволяющих самостоятельно добывать знания. Большое внимание уделяется работе с понятиями, рассматривая которые учащимся становится очевидной связь биологии с другими областями знания (междисциплинарные и внутридисциплинарные связи).

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока " Корень"»


Муниципальный конкурс методических разработок

« ИКТ в образовательном процессе»








Номинация:

«Методическая разработка урока с использованием ИКТ»






Методическая разработка урока биологии с мультимедийной презентацией

по теме «Корень, его строение. Виды корней,типы корневых систем.»





Автор: Воробьева Елена Владимировна,

учитель биологии и химии

МБОУ « Криволесская ОШ»

Шумячский район

Смоленская область







«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, - и я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому,

И это станет моим навсегда».

Древняя мудрость


Пояснительная записка.

Представленная методическая разработка урока «Корень, его строение. Виды корней,типы корневых систем.» составлена на основании Программы 5-9 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С., Швецов Г.Г. «Биология» и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Урок разработан в соответствии с требованиями рабочей программы по биологии для 6 класса (базовый уровень), которые подразумевают реализацию компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов.

Методика проведения данного урока подразумевает не передачу «готовых знаний», а направлена на формирование умений и навыков, позволяющих самостоятельно добывать знания. Большое внимание уделяется работе с понятиями, рассматривая которые учащимся становится очевидной связь биологии с другими областями знания (междисциплинарные и внутридисциплинарные связи).

В методической разработке отражены основные требования к учащимся: активное участие в работе, активность , внимательность.

Настоящая методическая разработка включает пояснительную записку, цели, тип урока, используемые педагогические технологии,структуру урока.

В последнее время использование ИКТ на уроках, внеклассных мероприятиях является одной из самых актуальных в учебной деятельности.

Актуальность урока заключается в использовании метапредметного подхода обучения и групповой работы учащихся при решении практико-ориентированных заданий. Применение современных технических средств обучения, способствует повышению качества биологического образования, развитию интереса к биологии, вовлечению в активную творческую деятельность, расширению кругозора школьников. .

Данный урок является одним из важных разделов курса биологии, так как служит фундаментом для дальнейшего изучения материала. Урок позволяет изучить особенности строения корня, рассмотреть виды корней и типы корневых систем, определить основные видоизменения корней, исследовать механизмы минерального питания растений. Знания, полученные на этом уроке, будут необходимы при изучении последующих тем.

Практическая значимость разработки учебного урока в том, что она

содержит конкретные материалы, представляющие интерес для

учителей, использующих в своей работе активные и интерактивные

методы обучения.

Методическая разработка может быть использована учителями биологии, преподающих биологию в 6 классах ,экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Презентацию можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам.

Аудитория: урок предназначен для учащихся 6 классов.

Цель: сформировать представление о строении корней и их видоизменении.

Задачи:

образовательные: изучить особенности строения корня, рассмотреть виды корней и типы корневых систем, определить основные видоизменения корней, исследовать механизмы минерального питания растений.

воспитательные: воспитывать информационную культуру и коммуникативную компетентность.

развивающие: развивать умение исследовать, сравнивать, обобщать, сформировать навыки работы с биологическими терминами.

Формирование УУД

Метапредметные:

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные:

- умение формулировать учебные цели;

- анализировать и сравнивать объекты;

- использовать доказательство;

- умение составлять план;

- контролировать свой результат решения с эталоном;

- оценивать качество решения, способность мобилизировать силы, волю и энергию к преодолению препятствий.

Коммуникативные:

- умение оценивать действие партнёра;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные:

- способствовать развитию положительной мотивации к учебной деятельности;

- определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Планируемый результат обучения:

- научиться определять виды корней и типы корневых систем;

- моделировать с помощью схематических рисунков;

- выполнять задания творческого и поискового характера;

- контролировать и оценивать свою работу и её результат;

- отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания.

Базовые понятия: корень, функции корня, виды корней, корневые системы, зоны корня, видоизменения корней, минеральное питание, геотропизм, пикировка.

Методы: поисковые («Внимание, поиск!»), наглядные (презентация «Корень, виды корней, типы корневых систем, видоизменения корней. Зоны корня. Минеральное питание растений из грунта»), словесно - репродуктивные (блиц-опрос «Угадай термин», викторина «Верители вы, что...», беседа, объяснение).

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Межпредметные связи: биология, химия, экология, литература, русский язык, информатика, физкультура.

Оборудование и материалы: персональный компьютер, доска, мультимедийный проектор, презентация Power Point, учебник.

Методическая цель: использование метапредметного подхода на уроках биологии как средство повышения эффективности образовательного процесса.


Ход урока

І. Организационный момент (1 мин).


ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся (5 мин).


Блиц-опрос «Угадай термин»


ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин).


«Внимание, поиск!»


IV. Изучение нового учебного материала (21 мин).


V. Обобщение и систематизация материала (5 мин).


Викторина «Верите ли вы, что…»


VI. Рефлексия. (2 мин)


VII. Сообщение домашнего задания (1 мин).



І. Организационный момент.

Здравствуйте. Я надеюсь, что вы ребята, будете внимательны и сосредоточены и успешно справитесь со всеми заданиями. Мы продолжаем изучать строение покрытосеменных растений.

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

Блиц-опрос «Угадай термин» ( слайд 1)

1. Оптический прибор, позволяющий увидеть увеличительное изображение мелких предметов (Микроскоп)

2. Внутреннее вязкое полужидкое содержимое клетки (Цитоплазма)

3. Пластиды зеленого цвета (Хлоропласты)

4. Этот органоид защищает содержимое клетки от воздействий внешней среды (Плазматическая мембрана)

5. Органоид клетки, где хранится наследственная информация (Ядро)

ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.

«Внимание, поиск!»

Сегодня мы будем изучать органы цветковых растений.

Создание проблемной ситуации

Учитель: прочитаем стихотворение русского поэта Вениамина Константиновича Жака (Слайд 2)


Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается!

От любого ветерка качаются.

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, неприметен под землею корешок,

Но не может жить на свете

Без него любой цветок! (В.Жак.)

Чтобы сформулировать тему урока, я прошу вас посмотреть на слайд 3 (корень зуба, волоса, слова, ногтя, …). Что общего на этих картинках? О каком органе цветкового растения идет речь?




Речь идет о корне. Запишите в тетрадь тему урока «Корень, виды корней, типы корневых систем, видоизменения корней. Зоны корня. Минеральное питание растений из грунта».( слайд 4-5)


IV. Изучение нового учебного материала.

Объяснение учителя с элементами беседы.

У нас сегодня необычный урок, урок – исследование, в ходе которого вы будете исследователями, а объектом вашего исследования будет корень и корневые системы растений.

Учитель: Как вы думаете что такое корень?

Корень – осевой, обычно подземный вегетативный орган высших растений, обладающий неограниченным ростом в длину.

Учитель: как вы думаете, почему растение не может жить без корня?

Каковы его функции? (предположения обучающихся)

Основные функции корня:

  • закрепление растения в почве;

  • всасывание и проведение воды с минеральными веществами;

  • синтез биологически активних веществ (алкалоиды, аминокислоты, гормоны). Слайд 6


Задание 1. А какие бывают корни? Открываем учебник стр. 160, читаем ,самостоятельно заполняем таблицу

Слайд 7

Название корней

Из чего развиваются, где образуются

Главный корень

Из зародышевого корешка

Придаточные

Образуются на стебле, листьях

Боковые

Образуются на главном и придаточных корнях


Виды корней ( объяснение) слайд 8

Если посмотрим на корень, то можем выделить:

Главный корень – это корень, развивающийся из зародышевого корешка семени (морковь, редис).

Боковые корни – это корни, развивающиеся на главном и придаточных корнях (горох, фасоль).

Придаточные корни – это корни, развивающиеся от стеблей, листьев (кукуруза, подсолнечник).


Посмотрим видеофрагмент прорастание семени

https://yandex.ru/video/preview/12848423250908398039

- Какой орган растения первым трогается в рост при прорастании семени?

- Как шло развитие корней у проростков фасоли, прорастание пшеницы?

_ В чем различие в развитии и внешнем строении корней проростков пшениц и фасоли?

Проверяем по слайду. Слайд 9

Все многообразие корней растения – это корневая система.

Совокупность всех корней растения образует корневую систему.

Существует 2 типа корневых систем: стержневая и мочковатая корневые системы.

Стержневая корневая система – корневая система, с хорошо выраженным главным корнем (похож на стержень), от которого отходят боковые корни (морковь, одуванчик, береза).

Мочковатая корневая система – корневая система, образованная боковыми и придаточными корнями. Главного корня нет или слабо выражен (рожь, пшеница, ячмень, тюльпан, чеснок).

Знание особенностей строения корней и корневой системы имеет важное практическое значение, позволяющее управлять ростом и развитием растения. Например, пикировка корней (прищипка главного корня), которая проводится с целью стимулирования разрастания корневой системы за счет образования придаточных корней, чем увеличивается площадь питания растений, а следовательно, и повышается их урожайность. Физкультминутка

Потрудились - отдохнем

Встанем, глубоко вздохнем

Руки в стороны, вперед.

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать

Руки вниз и вверх поднять

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.


Задание 2. Изучение корневых систем продолжим, выполняя лабораторную работу (работа в парах)


Лабораторная работа № ___

«Корень и корневые системы, строение корневого волоска»

Цель: знакомство с характерными признаками разных корневых систем.

Оборудование: корневые системы одуванчика и мятлика

Ход работы

  1. Рассмотрите данные вам корневые системы.

  2. Найдите среди них стержневую корневую систему по следующим признакам: хорошо развит главный корень, от которого отходят боковые корни.

  3. Выполните рисунок стержневой корневой системы. Подпишите рисунок и на рисунке корни, образующие стержневую корневую систему.

  4. Зарисуйте мочковатую корневую систему. Вспомните, какие виды корней её образуют. Подпишите рисунок и на рисунке корни, образующие мочковатую корневую систему.

  5. Зарисуйте корневой волосок. Подпишите рисунок.

  6. Оформите вывод.


Проверка правильности выполнения работы. Взаимопроверка. Оценка


Внутренне строение корня

Работа с чтением текста:

Как-то раз бабка с дедом вырастили репку. Тянут-потянут вытянуть не могут. Позвали в гости к себе в деревню своего внучка Петю Почемушкина. Пусть бы он помог. Но не тут-то было. Петя решил поиграть в пирата и поискать сокровища Флинта. Взял он лопатку и тихонько пошел в огород. Раз копнул, другой копнул, и вдруг, вылетело из-под земли что-то, разлетелось на куски ,ударило Петю прямо в лоб. Что за неопознанный объект? И так, и эдак, вертел детали малыш, ничего у него не получалось. Помоги разобраться, что это вылетело из земли. Изучите какая часть к чему и зачем? Какое отношение имеет репка к этому объекту?

Какие зоны выделяют в корне?Слайд 10

Во внутреннем строении корня выделяют зоны:

  • корневой чехлик;

  • зона деления;

  • зона роста;

  • зона всасывания;

  • зона проведения.

Давайте, исследуем внутреннее строение корня более подробно. На самой верхушке корня находится участок, который называется корневым чехликом. Существует только у главного корня. Состоит из живых паренхимных клеток покровной ткани. Наружные клетки постоянно погибают и слущиваются, после чего превращаются в слизь, которая облегчает продвижение корня в почве. Кроме того, корневой чехлик защищает зону деления и обеспечивает геотропическую реакцию корня за счет подвижных крахмальных зерен (статолитов).

Если нечаянно уронить горшок с цветком, то обнаружите, что стебель с листьями направлен кверху, а корни направлены вниз. Такие ростовые движения растений получили название тропизмы (от греч. «тропос»-поворот). Для главного корня характерен положительный геотропизм –односторонний рост под влиянием силы земного притяжения. Слайд 11

Под корневым чехликом расположены клетки, которые активно делятся. Эта часть корня называется - зона деления. Состоит из живых, мелких, активно делящихся клеток верхушечной образовательной ткани (меристемы). Клетки тонкостенные и заполнены цитоплазмой, вакуоли отсутствуют. Зона деления образует клетки корневого чехлика и обеспечивает рост корня в длину за счет непрерывного деления клеток.

Зона роста - состоит из быстрорастущих одинаковых клеток образовательной ткани (меристемы), которые не деляться, но способны растягиваться (за счет увеличения вакуоли) в продольном направлении, проталкивая вглубь почвы зону деления, защищенную корневым чехликом. В пределах зоны роста происходит дифференциация (разделение) клеток на ткани. Ее размер составляет 3—9 мм в длину. 

Зона всасывания характеризуется наличием корневых волосков, которые являются выростами наружных клеток эпидермы (покровная ткань). Они служат для поглощения воды и минеральных солей. На 1 мм2 расположено около 400 корневых волосков. Продолжительность их жизни 15-20 дней. Кроме того, корневые волоски выделяют особую слизь, которая помогает растворять минеральные вещества в почве для дальнейшего их поглощения.

Корневые волоски очень нежные, и их легко повредить. В этом случае растение не сможет поглощать из почвы минеральные вещества и воду.

Как вы думаете, что необходимо предпринимать при пересадке растений для того, чтобы не повреждать корневые волоски?

Ответы учащихся:

Лучше всего пересаживать растения с комочком почвы, в которой они росли раньше, так как при этом не повреждаются корневые волоски.

Участок корня, расположенный выше зоны всасывания, называется зоной проведения. Почти всю клетку занимает вакуоль с тонким слоем цитоплазмы, ядро находится в верхней части клетки. Клетки этой зоны образуют слизистый чехол, что улучшает контакт и гидрофильность системы. Поглощению также способствует выделение корневыми волосками органических кислот для растворения минеральных солей. В ней находятся сосуды ксилемы (мертвые клетки), по которым от корня поднимается вода с минеральными веществами к стеблю и листьям, и ситовидные трубки флоэмы (живые клетки), по которым в корень поступают органические вещества из листьев.

Анализ сказки кто главней?

Поспорили как-то части корня, кто главнее?

- Мы , - говорят корневые волоски, мы самые главные потому, что всасываем из почвы воду и растворенные в ней питательные вещества.

- Нет -говорит зона деления, - мои клетки все время делятся, и корень растёт . Я важнее.

- А мы, клетки зоны роста, вытягиваемся, помогая корню передвигаться вглубь, к воде.

- А я, -говорит чехлик, -предохраняю верхушку корня от повреждения.

Спорят они так, спорят и ничего не делают. Приполз к ним дождевой червь и говорит: « Пока вы тут спорите, стебель и листья вянуть стали. Неужели вы не понимаете, что вы…..»

Подумали зоны корня, подумали, да и помирились поскорее. Какой вывод можно сделать из этой сказки?

V. Обобщение и систематизация материала.

Викторина «Верите ли вы, что...»

  1. Рост корня неограниченный.

  2. Зона роста находится на кончике корня.

  3. Из зародышевого корешка развиваются боковые и придаточные корни.

  4. Основная функция корневого чехлика – механическая.












Подведение итогов. Выставление оценок.

VI. Сообщение домашнего задания.

1. I вариант (облегченный) выучить §8-9 с 37-44 , записать биологические термины в тетрадь.

2. II вариант (средней сложности) Творческое задание:

  • Подумайте, как условия произрастания влияют на размер корневого чехлика?

  • Почему у верблюжьей колючки корни растут в глубину до 20 м и больше?


Источники:


  1. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С., Швецов Г.Г.  Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

  2. В.В. Пасечник. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

  3. Лебедев С.Н. Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс. М. «Глобус», 2009

    сайты

https://www.google.com/url?q=http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/urok-biologii-vidy-kornei-tipy-&sa=D&ust=1545508687485000

http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/urok-biologii-vidy-kornei-tipy-kornevykh-sistem-6-klass

http://lanedu.ru/docs/fgos/fgos2.doc

http://fcior.edu.ru/card/1199/kontrol-stroenie-i-funkcii-kornya-tipy-kornevyh-sistem-chast-1-iz-2-detalizirovannoe-predstavlenie.html;

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9c9bfaa2-ccdc-4db6-acae-c6b1ad72d6d2/%5BBIO6_03-13%5D_%5BIM_04%5D.swf;

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/289c1468-759e-4d0d-a583-5fdd25dee732/%5BBIO6_03-13%5D_%5BIM_03%5D.swf