Методическая разработка урока по математике 3 класс по теме: «Доли»
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель:
Познавательные: познакомить с понятием «доля числа»;
Практические: познакомить с тем, как образуются, называются и записываются доли; совершенствовать умение решать задачи.
Общепредметные: обучать сравнению, доказательству и опровержению как приемам мыслительной деятельности на примерах объяснения деления на доли; работать над устойчивостью внимания учащихся.
Формирование УУД (универсальных учебных действий):
познавательные: УУД - формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;
регулятивные: УУД - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;
личностные УУД: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.
коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания самоценности и значимости окружающих.
Оборудование:
Для учителя: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, учебник М.И.Моро «Математика» 3 класс.
Для учащихся: учебник М.И.Моро «Математика» 3 класс, круги, квадраты из цветной бумаги, ножницы, линейка, карандаш.
Ход урока.
Организационный момент.
Математика - наука древняя, интересная и полезная. Слово “математика” пришло к нам из древнегреческого языка. С древнегреческого “мантанейн” означает “учиться”, “приобретать знания”. Математика помогает нам познавать и совершенствовать тот мир, в котором мы живем. Запуск на орбиту спутников, строительство автострад, вождение поездов, даже оклейка стен обоями,– все это и многое другое было бы просто невозможно без математических расчетов. Математика поможет нам научиться мыслить яснее и последовательнее.
Сегодня мы с вами в очередной раз убедимся в этом, и очень хочется, чтобы каждый из вас для себя сделал хотя бы небольшое, но открытие.
А девизом нашего урока будет удивительное высказывание ученого А. Маркушевича: «Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий»
2. Актуализация знаний.
Форма работы: устная фронтальная, индивидуальная по карточкам
А)Несколко учащихся получают карточку с заданием(6-8 уч-ся)
Вычислить:
48+25-30=
54+28-33=
34-15+24=
27+56-64=
90-71+56=
75+19-26=
54-27-14=
91-62+37=
Б) Сравнить: у доски работают 2 уч-ка
1 уч-к:
25+19 * 56-47
21- 16 * 54-38
46+54 * 93-14
75-56* 91-62
2 уч-к:
30см * 3дм2см
7дм6см * 76см
80мм*8дм
12см* 21 см
В) Я зашифровала пословицы, попробуйте их прочитать(картинки на доске в распечатанном виде)
- Кто первый желает озвучить?
- Вот видите дорогие мои умники и умницы, оказывается что даже академики сидели как и вы за партами. - - Ребята, кто такие академики? - Так говорят об очень умном человеке, о человеке, много знающем, хорошо разбирающемся в чём-либо. Возможно и среди вас сидят будущие акдемики. - Как вы думаете легко ли стать академиком? Что для этого нужно делать? (много читать, развивать свою память, учиться мыслить).
Постановка проблемной ситуации.
- Прочитайте числа, которые записаны на доске:
16 28 1/6 78 1/9 65 34 1/3 15
- Возникли ли у вас трудности при прочтении данных чисел?
(Да, мы не можем прочитать некоторые числа).
- Почему вы не смогли прочитать данные числа?
(Мы не знаем, как они читаются)
- Вы хотите узнать, что это за числа и как они читаются?
(Да)
Самоопределение темы урока. Знакомство с новой темой.
- Давайте узнаем. Решите примеры.
Примеры записаны на карточках. Дети выходят, решают пример, если правильно решили - переворачивают карточку. На обратной стороне написан ответ и буква.
8 х 4 = 9 х 7 = 82 – 35 = 39 +28 =
- Каждому ответу соответствует буква.
- Поставьте эти числа в порядке убывания.
- Какое слово составили из данных букв? (доли)
-Кто догадался, какая тема урока? (Доли)
-Что такое доли?
-(ответы детей)
-Какие задачи поставим перед собой на данный урок? (узнать что такое доли, как находить их, как читать их)
На доску, после ответов детей, повесить план работы на уроке
Узнать
Находить
Читать
5.Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)
Все умеем мы считать! (Хлопаем в ладоши.)
Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)
Руки за спину положим, (Спрятали руки за спину.)
Голову поднимем выше (Руки на поясе, голову подняли выше.)
И легко — легко подышим... (Громкий вдох-выдох.)
6.Объяснение нового материала.
– У вас на партах лежат геометрические фигуры. Как они называются? (Овал, квадрат)
– Разрежьте овал пополам.
– Сколько равных частей получили? (2)
– Итак, мы разделили овал пополам, т.е. на две равные части.
- Покажите одну часть
– Как они называется? (Половинка)
– Можно сказать, что половина яблока – это одна вторая доля яблока.
- А записывают это так: 1/2 или 1
– Сколько частей взяли? (1)
– На сколько частей разделили? (2)
– Итак, мы круг разделили на две равные доли и получили долю круга.
– Доля – это часть целого.
– Теперь возьмите квадрат, согните пополам. Сложите ещё пополам.
– Разверните. Сколько теперь равных частей получили? (4)
– Разрежьте и покажите мне ¼ часть квадрата.
– Сколько равных частей получили? (4)
- Какую часть показали?
– А записывают это так: 1/4 .
- А теперь посмотрите на числа, которые читали в начале урока. Кто сможет прочитать? (читают дети)
7.Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
-Посмотрите на слайд, следите за предметами.
8.Работа по учебнику.
– Откройте учебник на с.92 и прочтите текст рядом с красной строкой.
- О чем говорится?(о яблоке)
- Яблоко это что? (фрукт)
-А какой еще фрукт знаешь? (апельсин, мандарин, киви, лимон)
-Сначала яблоко разделили на сколько частей? (2)
-А потом? (4)
-Теперь скажите ½ больше или ¼? (1/2)
-Кто сможет сделать вывод?
-Вывод: чем больше частей, тем доля меньше.
-Найдите в учебнике №1
Форма работы: устная, коллективная, письменная.
-Кто может ответить на вопрос задачи? Почему так думаешь?
-А задание второе будем делать в тетради. Что должны сделать сначала, а потом?
1.Начертить
2.Разделить на 6 частей
3.Эти части делить на 2 равные части
4.Закрасить 12 часть квадрата.
-Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.
-Найдите задание №5
-Один -у доски с объяснением, а остальные- на местах.
9. Закрепление изученного материала.
а)Задания на слайде.
- А теперь посмотрим на экран.
б)Работа с материалом учебника
- Откройте учебники на странице 93. Найдите задание 8. Будем работать парами. Какая пара будет готова, поднимут руки.
-Почему так думаете, объясните.
10. Рефлексия. Итог урока.
- Что вы узнали нового на уроке?
- У каждого из вас на парте макет телефона, напишите небольшое сообщение о том, что вам понравилось на уроке. (зачитывание некоторых сообщений)
- Что такое доля? (часть целого)
-Чему научились на уроке?
-(делить на доли, записывать доли, сравнивать доли. Какой вывод сделали?
-(Чем больше частей, тем доля меньше)
- Завтра мы еще поработаем с темой «Доли», чтобы лучше все усвоить и те, кто чего-то не понял, завтра обязательно поймут.
11.Домашнее задание.
Учебник стр.93 №7