СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические приемы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методики чтобы лучше узнать детей и их взгяд на жизнь.

Просмотр содержимого документа
«Методические приемы»


МЕТОДИЧЕСКИЕ

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Э тап мотивации к учебной деятельности

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ:

Рифмованное начало урока

Эпиграф к уроку

Фантастическая добавка

Фантазер

Решение анаграмм и ребусов

Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок

Начало урока с элементами театрализации

Отсроченная догадка

Эмоциональный вход в урок (музыка, аутотренинг)

Интеллектуальная разминка

  • Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

  • На доске записана тема урока. Учитель предлагает назвать 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. Обсудить, что дети уже знают об этой теме и как важно ее изучать. Предлагает подобрать слова на эту тему.

  • Я задумала число, вычла из него 7 и получила 40. Какое число я задумала?

  • Какую цифру называют акробаткой? • Повар разрезал палку колбасы, сделав 4 разреза.

Сколько кусков колбасы получилось?

  • В каком месяце бывает 28 дней? (В любом)

Отсроченная отгадка
  • 1 вариант. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

  • 2 вариант. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Рифмованное начало
  • Давайте, ребята,

  • Учиться считать,

  • Делить, умножать, • Прибавлять, вычитать.

  • Запомните все,

  • Что без точного счѐта • Не сдвинется с места

  • Любая работа!

Э тап актуализации и пробного действия

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ:

Видеосюжет

«Лови ошибку» (педагог намеренно допускает ошибку, обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант) Фантастическая добавка

Анализ выполнения домашнего задания

Проблемный вопрос или проблемная ситуация

Нестандартные задачи

Ролевой сюжет

Ряд ассоциаций

Мозговой штурм

Видеосюжет
  • с заданием до просмотра

  • с заданием после просмотра

«Лови ошибку»
  • Учитель заранее готовит текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2-х уровней: явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

  • Создаѐтся ситуация противоречия между известным и неизвестным на этапе актуализации. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Последовательность применения данного приема такова:

  • Самостоятельное решение

  • Коллективная проверка результатов

  • Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения

  • Постановка задачи урока.

Логические задания
  • Объедини по общему признаку

  • Найди лишнее и объясни

  • Раздели на группы

  • Найди недостающий факт для достоверности

  • Задачи с «естественным рассуждением»: На острове живут рыцари, которые всегда говорят правду, и купцы, которые всегда лгут. Островитянин в присутствии другого островитянина говорит, что по крайней мере один из них лжец. Кто они?Задачи – ловушки: Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько играл каждый из них?

  • Формально-логические задачи: Мама купила 4 воздушных шара: красные и голубые. Красных шаров больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила мама?Задачи с внутренним вопросом: Задачи со спичками, палочками, фигурами

  • Задачи – загадки: Сколько в сумме 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 составят числа, записанные в ряд?

Э тап выявления места и причины затруднения

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ:

Таблица ЗХУ (знаю, хочу, умею)

Подводящий диалог

Группировка

Домысливание

Кластер (графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы)

Составление алгоритма

Мозговой штурм

Таблица «Знаю, хочу узнать, узнал»
  • На доске чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока.

В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю».

Сразу же, после ее заполнения, формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали.

  • В методике кластер – это карта понятий, которая позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, дает возможность оценить свои знания и представления об изучаемом объекте, помогает развивать память.

Э тап построения выхода из затруднения и реализация построенного проекта

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ:

Дерево целей

Дидактические игры

Пресс-конференция

Исследовательская работа

Творческие задания

Подводящий диалог

Тема: «Треугольники» (1 класс) - Посмотрите на доску. Определите, под какими номерами треугольники? Как вы находите треугольники, по каким признакам? Что надо сравнивать у фигур, чтобы доказать, что выбран именно треугольник?

1.Сложите треугольник из счетных палочек.

  • А как вы думаете – из любых трех палочек можно сложить треугольник? Давайте проверим.

(У детей наборы полосок разной длины. )

  • Получилось? Почему? Какой вывод можно сделать? (Вывод: Треугольник можно сложить не из всяких палочек.)

  • Что нужно знать для того, чтобы из трех взятых палочек сложить треугольник? (Какие бы две палочки из трех не взяли, они вместе должны быть длиннее третьей.)

2.Сложите треугольник из палочек.

  • Что нужно проверить? (Любые две из этих палочек вместе длиннее третьей.)

3.Подберите три такие палочки, из которых нельзя сложить треугольник.

  • Скажите: почему из них не получился треугольник?

  • Математическая рыбалка. Играют команды, по очереди берут рыбку и решают пример. Решил правильно - поймал рыбку. Можно примеры писать с обратной стороны рыбок. • Живая математика. У учащихся таблички с цифрами от 0 до 9. Учитель читает примеры. Встаѐт ученик, у которого есть цифраответ. Лучше давать примеры на деление, чтобы получались однозначные цифры. В случае двузначного ответа должны встать два ученика.

  • День и ночь. Когда учитель произносит слово ―ночь!‖, Ученики кладут голову на парту и закрывают глаза. В это время учитель читает пример для устного счѐта на деление и умножение. Выдерживает небольшую паузу. Затем учитель говорит ―день!‖. Дети садятся прямо и те, кто решил пример, поднимает руку и говорит ответ.

  • Отбей мяч. Учитель называет любое выражение по изучаемой теме, бросает ученику мяч, ученик говорит ответ и возвращает мяч учителю. Затем учитель снова называет пример, бросает мяч другому ученику и т. д.

  • Определяй-ка: учащимся предлагается 3 слова (например: круглый, красный, твѐрдый). Нужно за 2-3 минуты придумать не менее 3 предметов, которым были бы свойственны все три признака.

  • Что на что похоже: детям раздаются карточки со схематичным изображением предметов. Ребята рассматривают карточки и отвечают на вопрос «На что похож предмет?».

  • Новая геометрическая фигура: учащимся предлагается создать новую геометрическую фигуру и дать ей название. • Сочини сказку: сочинить сказку про цифры ( как она появились, их жизнь в стране цифири) или про геометрическое фигуры. • Ассоциативная цепочка: дети выстраивают цепочку ассоциаций по заданной теме или заполняют пробелы в тематической цепочке.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ:

Решение с проговариванием

Синквейн

Рассказ-эстафета

Фиш-боун

Вопрос к тексту

Развивающий канон

  • Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:

  • 1 строка – тема (одно существительное);

  • 2 строка – описание предмета (два прилагательных);

  • 3 строка – описание действия предмета (три глагола);

  • 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;

  • 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).

Фиш-боун (рыбный скелет)
  • Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

  • Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ:

Деловые игры

Прием "Да-нет"

Прием «Реставратор»(учащиеся реставрируют текст, предварительно намеренно искаженный учителем или выданный в неполном объеме, который предстоит восстановить)

Найди соответствие

Творческие тесты

Диктанты (графический, терминологический)

  • Учитель загадал число 24.

  • Ученики задают вопросы:

  • Это однозначное число?

  • Нет

  • В нем больше одного десятка?

  • Да

  • Цифра, обозначающая количество десятков, делится на 2?

  • Да

  • Сумма цифр больше 7?

  • Нет

Э тап включения в систему знаний и повторение

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ:

Найди ошибку

"Верю - не верю"

Тестирование

Различные виды опросов

Контрольная работа или диктант

Свои примеры

Разгадывание или составление кроссворда

Составление задачи



Э тап рефлексии учебной деятельности

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ:

Таблица "+ - ?"

Свободный микрофон

Дерево настроения

Лестница успеха

Анкетирование

Цветотехника

Пантомима

Толстые и тонкие вопросы