СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учителей истории и обществознания реализующие программы основного общего и  среднего общего образования Изучение, обобщение и систематизация методов.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания.»

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания авторы проекта: Гурьянова Л.Н. Мухин Е.Р.  Хайдарова Г.М.

Методические рекомендации по работе над формированием понятийного аппарата у учащихся на уроках истории и обществознания

авторы проекта:

Гурьянова Л.Н.

Мухин Е.Р.

Хайдарова Г.М.

Целевая аудитория  учителя истории и обществознания, реализующие программы основного общего и  среднего общего образования

Целевая аудитория

учителя истории и обществознания,

реализующие программы основного общего и

среднего общего образования

Цели методических рекомендаций  изучение, обобщение и систематизация методов, путей и средств формирования понятий, а также современных технологий формирования терминологии

Цели методических рекомендаций

изучение, обобщение и систематизация методов, путей и средств формирования понятий, а также современных технологий формирования терминологии

Актуальность рекомендаций  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования предметные результаты, к которым относятся владение научной терминологией, ключевыми понятиями ЕГЭ задания на терминологию по истории 2016 год  2017 год  зад.3 40,8 65,2  зад.4 55,8 45,5

Актуальность рекомендаций

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования предметные результаты, к которым относятся владение научной терминологией, ключевыми понятиями

ЕГЭ задания на терминологию по истории

2016 год 2017 год

зад.3 40,8 65,2

зад.4 55,8 45,5

 Ожидаемый результат от использования рекомендация  состоит в использовании в профессиональной деятельности приемов и способов работы над формированием понятийного аппарата, который может способствовать повышению мотивации школьников

Ожидаемый результат от использования рекомендация

состоит в использовании в профессиональной деятельности приемов и способов работы над формированием понятийного аппарата,

который может способствовать повышению мотивации школьников

  При разработке рекомендаций  мы обращались  - методическим рекомендациям под редакцией Артасова И.А. 2017 и 2016 годов, которые предлагают анализ выполнения заданий ЕГЭ по предмету «История»;  - учебному пособию «Методика преподавания и изучения истории», Степанищева А.Т;  - учебному изданию «Как сегодня преподавать историю в школе», Вяземского Е.Е., Стреловой О.Ю., где представлены материалы по реформе исторического образования: в частности формы занятий, способы диагностики и оценки результатов обучения  

  При разработке рекомендаций мы обращались

- методическим рекомендациям под редакцией Артасова И.А. 2017 и 2016 годов, которые предлагают анализ выполнения заданий ЕГЭ по предмету «История»;

- учебному пособию «Методика преподавания и изучения истории», Степанищева А.Т;

- учебному изданию «Как сегодня преподавать историю в школе», Вяземского Е.Е., Стреловой О.Ю., где представлены материалы по реформе исторического образования: в частности формы занятий, способы диагностики и оценки результатов обучения

 

Тезаурус Объем понятия  Понятие Содержание понятия  Термины ФГОС

Тезаурус

Объем понятия

Понятие

Содержание понятия

Термины

ФГОС

Глава 1. Методы, пути и средства формирования понятий  Индуктивный Ассоциативный  (от частного к общему)  (наблюдения, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование ) Инвентивный (на основе имеющего знания создать новое знание)  Дедуктивный (от общего к частному)

Глава 1. Методы, пути и средства формирования понятий

Индуктивный

Ассоциативный

(от частного к общему)

(наблюдения, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование )

Инвентивный

(на основе имеющего знания создать новое знание)

Дедуктивный

(от общего к частному)

 Глава 2. Приемы педагогической технологии работы с понятиями   Пример: термин «государство». 1.предложить учащимся назвать по одному - два слова, которые бы определяли понятие. 2. Попросить выделить из списка наиболее существенные и необходимые признаки, т.е. такие, без которых не может существовать понятие. 1. Народ, население, флаг, герб, территория, власть, закон, управление 3. Существенные и необходимые признаки синтезировать в определение понятия. 2. Территория, население, управление, власть, суверенитет. 3. Государство - общественная система, создаваемая для организации и управления жизнью населения на определенной территории с помощью государственной власти и законов и обладающая независимостью.

Глава 2. Приемы педагогической технологии работы с понятиями

Пример: термин «государство».

1.предложить учащимся назвать по одному - два слова, которые бы определяли понятие.

2. Попросить выделить из списка наиболее существенные и необходимые признаки, т.е. такие, без которых не может существовать понятие.

1. Народ, население, флаг, герб, территория, власть, закон, управление

3. Существенные и необходимые признаки синтезировать в определение понятия.

2. Территория, население, управление, власть, суверенитет.

3. Государство - общественная система, создаваемая для организации и управления жизнью населения на определенной территории с помощью государственной власти и законов и обладающая независимостью.

Определение содержания понятий  через их сравнение   Парламентская республика – форма правления, в которой верховная власть принадлежит парламенту. Президентская республика – форма правления, в которой верховная власть принадлежит президенту. Выделяется и сравнивается один существенный признак – принадлежность верховной власти

Определение содержания понятий через их сравнение

Парламентская республика – форма правления, в которой верховная власть принадлежит парламенту.

Президентская республика – форма правления, в которой верховная власть принадлежит президенту.

Выделяется и сравнивается один существенный признак – принадлежность верховной власти

Определение содержания понятий и их отличительных признаков через обобщение выделенных признаков   Вопросы Абсолютная монархия Кто олицетворяет верховную власть?  Монарх Как приобретается власть? Парламентская монархия  Монарх Республика  Передается по наследству Кто (что) ограничивает власть? Выборные лица и органы власти  Никто Через выборы  Парламент Система сдержек и противовесов абсолютная монархия – форма правления, при которой власть находится в руках одного человека – монарха, передается по наследству и не ограничивается представительными органами

Определение содержания понятий и их отличительных признаков через обобщение выделенных признаков

Вопросы

Абсолютная монархия

Кто олицетворяет верховную власть?

Монарх

Как приобретается власть?

Парламентская монархия

Монарх

Республика

Передается по наследству

Кто (что) ограничивает власть?

Выборные лица и органы власти

Никто

Через выборы

Парламент

Система сдержек и противовесов

абсолютная монархия – форма правления, при которой власть находится в руках одного человека – монарха, передается по наследству и не ограничивается представительными органами

Этимологический метод Анархизм (греч. An – без, archia – власть) – идея безвластия, без-государственного устройства общества

Этимологический метод

Анархизм (греч. An – без, archia – власть) –

идея безвластия, без-государственного устройства общества

Словарная работа 1. подобрать к историческому термину родственные слова; 2. самостоятельно объяснить значение и историческое происхождение слов и выражений; 3. классифицировать исторические термины; 4. различить сходные термины и объяснить это различие

Словарная работа

1. подобрать к историческому термину родственные слова;

2. самостоятельно объяснить значение и историческое происхождение слов и выражений;

3. классифицировать исторические термины;

4. различить сходные термины и объяснить это различие

Наглядность напишите под рисунками названия изображенных типов общин. на основе рисунков из задания 1 обозначьте цифрами признаки, характерные: 1 – для общины на рис.1, 2 – для общины на рис.2

Наглядность

напишите под рисунками названия изображенных

типов общин.

на основе рисунков из задания 1 обозначьте цифрами признаки, характерные:

1 – для общины на рис.1,

2 – для общины на рис.2

Синквейн 1. одно существительное 2. два прилагательных 3. три глагола 4. фраза, несущая определенный смысл. 5. заключение в форме существительного 1. ? 2. Многогранная, неповторимая 3. Мыслит, чувствует, развивается 4. Отображает природу человека 5. Индивидуальность

Синквейн

1. одно существительное

2. два прилагательных

3. три глагола

4. фраза, несущая определенный смысл.

5. заключение в форме существительного

1. ?

2. Многогранная, неповторимая

3. Мыслит, чувствует, развивается

4. Отображает природу человека

5. Индивидуальность

Синквейн 1. Ответственност ь 2.Собственная, нелегкая 3.Направляет, регулирует, наказывает 4. Человек отвечает за свои поступки 5. Право 1. Личность  2. Многогранная, неповторимая 3. Мыслит, чувствует, развивается 4. Отображает природу человека 5. Индивидуальность.

Синквейн

1. Ответственност ь

2.Собственная, нелегкая

3.Направляет, регулирует, наказывает

4. Человек отвечает за свои поступки

5. Право

1. Личность

2. Многогранная, неповторимая

3. Мыслит, чувствует, развивается

4. Отображает природу человека

5. Индивидуальность.

Принципы, которые надо соблюдать при планировании и организации изучения истории и обществознания - регулярность работы над понятиями на всех этапах изучения истории; - разнообразие методов, приемов, форм организации работы с понятиями; - обязательная запись понятий (учителем – на доске, обучающимися – в тетради или специальном словарике); - необходимость использования обучающимися изученных терминов при ответах в устной и письменной формах (это предполагает контроль за корректностью их использования со стороны учителя); - регулярная проверка знания понятий и терминов в различных формах (понятийные диктанты, проверка знаний по карточкам, различные игровые формы, творческие задания и т.д.).

Принципы, которые надо соблюдать при планировании и организации изучения истории и обществознания

- регулярность работы над понятиями на всех этапах изучения истории;

- разнообразие методов, приемов, форм организации работы с понятиями;

- обязательная запись понятий (учителем – на доске, обучающимися – в тетради или специальном словарике);

- необходимость использования обучающимися изученных терминов при ответах в устной и письменной формах (это предполагает контроль за корректностью их использования со стороны учителя);

- регулярная проверка знания понятий и терминов в различных формах (понятийные диктанты, проверка знаний по карточкам, различные игровые формы, творческие задания и т.д.).

Заключение Рассмотренные алгоритмы работы с понятием помогут: - поддержать интерес к предмету, - разнообразить урок, - научить учеников грамотно строить ответ, - критически мыслить и вырабатывать свои собственные позиции. - повысить эффективность учебной деятельности и заложить основы научного знания по предмету.

Заключение

Рассмотренные алгоритмы работы с понятием помогут:

- поддержать интерес к предмету,

- разнообразить урок,

- научить учеников грамотно строить ответ,

- критически мыслить и вырабатывать свои собственные позиции.

- повысить эффективность учебной деятельности и

заложить основы научного знания по предмету.

Список использованной литературы

  • Артасов, И.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по истории [Электронный ресурс] http://fipi.ru . – (Дата обращения 29.11.2017).
  • Артасов, И.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по истории [Электронный ресурс] http://fipi.ru. – (Дата обращения 29.11.2017).
  • Волкова, Т. И. Методика работы с историческими и обществоведческими понятиями / Т. И. Волкова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.znate.ru/docs/653/index-20421-1.html - (Дата обращения 30.11.2017).
  • История Древнего мира: 5 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт/ М.В. Пономарев, С.В. Колпаков. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 61 с.
  • Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории, М.: Владос, 2002. – 210 с.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. – 7-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018. – 61 с.
  • Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ. История. Обществознание. [Электронный ресурс] http://fipi.ru. – (Дата обращения 01.12.2017).