МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПОВОЛЖСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕНЕДЖМЕНТА»
Методическая разработка
Олимпиада по математике для студентов I курса СПО
09.02.07 «Информационные системы и программирования»
22.02.06 Сварочное производство
Разработчик: преподаватель математики Баушева О.В.
2023 год
Пояснительная записка
Олимпиада по математике проводится среди студентов 1 курсов по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование, 22.02.06 Сварочное производство.
Задания олимпиады составлены в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования по математике и программой учебной дисциплины ОУД.04 Математика.
Целью олимпиады по математике является выявление одаренных студентов, умеющих находить оптимальные и верные решения, способных логически рассуждать и готовых к индивидуальному соревнованию.
Задачи олимпиады:
- развивать у обучающихся логическое мышление, умения интегрировать знания и применять их для решения нестандартных задач;
- вовлечь студентов в самостоятельную работу по углублению и совершенствованию знаний по математике.
-повысить интерес к изучаемому предмету через решение олимпиадных задач.
Олимпиада состоит из 10 заданий разной степени сложности (от 1 до 8 баллов). Максимальная сумма баллов за всю работу – 38 баллов. Победителем и призерами олимпиады признаются студенты, набравшие наибольшее количество баллов.
Продолжительность олимпиады 60 минут.
Критерии оценивания заданий
Задача 1. За правильный ответ без обоснования-1 балл.
Задача 2. За правильный ответ без обоснования-1 балл, за обоснование и полное решение - 2 балла.
Задача 3. За правильный ответ без обоснования-3 балла, с обоснованием-4 балла.
Задача 4. За правильный ответ без обо снования-2 балла, за обоснование 3балла
Задача 5. За правильный ответ без обоснования - 3 баллов, за полное решение – 5 баллов.
Задача 6. За правильный ответ без обоснования-3 балла, с обоснованием-5 баллов.
Задача 7. За правильность нахождения одного семиугольника – 3 балла, за нахождение двух и более семиугольников – 6 баллов.
Задача 8. За правильный ответ без обоснования-1 балл, за обоснование 2 балла и полное решение - 3 балла.
Задача 9. За правильность 7 ответов – 2 балла, за 8-9 ответов – 3 балла, за 10 ответов – 5 баллов.
Задача 10. За правильность ответа и обоснование – 4 балла.
Распределение мест
I место – 35 - 38 баллов
II место – 30 - 34 баллов
III место – 27 -29 баллов
Задания к олимпиаде
Каких чисел не существует?
а) действительных; б) комплексных; в) простых; г) натуральных;
д) десятичных; е) естественных.
Пользуясь пятью тройками и знаками действий, запишите число 42.
Магазин продал одному покупателя 20% имевшегося в рулоне ткань, второму покупателю – 29%, а третьему – 45% нового остатка. Сколько процентов полотна осталось непроданным?
В каких случаях число называют фруктом?
В равенстве 101-102 = 1 переместите одну цифру так, чтобы оно стало верным.
Три подруги – Саша, Маша и Даша – вышли гулять, на них были красное, синее и фиолетовое платья. Туфли были таких же цветов, как и платья, но только у Маши цвета туфель и платья совпадали. При этом у Саши ни платье, ни туфли не были фиолетовыми, а Даша была в красных туфлях. Определите цвет платьев и туфель каждой из подруг.
Отмечено 9 точек, как показано на рисунке. Нарисуйте два различных по форме семиугольника с вершинами в отмеченных точках. Для каждого семиугольника сделайте отдельный чертёж.
У
четырех подруг находиться огород друг к другу, план которых изображен на рисунке. Определить у кого из подруг огород больше?
Решить математический ребус.
4 = 5. Попытаемся доказать, что 4 = 5. С этой целью возьмем числовое тождество: 20+8-28=25+10-35. Вынесем общие множители левой и правой частей за скобки. Получим: 4(5+ 2 – 7) = 5(5 + 2 – 7). Разделим обе части этого равенства на общий множитель (заключенный в скобки). Получаем 4 = 5. В чем ошибка?
Ответы задач
№задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ответ | е | 33+3+3+3=42 | 31,24% | Лимон – 1000000 Яблочко – 10 (спорт) | 101-102 = 1 |
№ задания | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | Саша бел.т, кр.платье; Маша – фиол.т.+п; Даша – кр.т, бел.п. | рисунок | А | Математика Функция Число График Дробь Логарифм Сумма Отличник Стереометрия Задача | Нельзя делить на ноль, т.к. в скобках равно значение 0. |
Ответы и решения задач
Ответ: е – естественных чисел не существует.
Пояснение:
Действительные числа – любые положительные, отрицательные числа и ноль. 5; 5,13; 5/7; -
.
Комплексные числа – числа, которые имеют действительное число и мнимую единицу. Имеет вид: a+bi
Простые числа – натуральное число, имеющее ровно два различных натуральных делителя: 3, 5, 11, 89 ….
Натуральные числа – числа, возникающие естественных образом при счёте: 1,2,3,4,5,6….
Десятичные числа – это число, которое используется в десятичной системе счисления: 1,8; 5,3; - 0,2.
Ответ: 33+3+3+3 = 42. Соединить две цифры 3 получаем число 33 и прибавляем оставшиеся цифры.
Решение: всего было – 100%.
После продажи первому покупателя, в магазине осталось: 100-20 = 80%.
После продажи второму покупателю, в магазине осталось: 80 – 0,29*80 = 56,8%.
После продажи третьему покупателя, в магазине осталось:56,8 – 56,8*0,45 = 31,24 %.
Ответ: в магазине осталось 31,24%
Ответ: 1000000 – лимон, 10 – яблочко (спорт)
Ответ: 101-102 = 1
Ответ в виде таблицы:
Саша | Маша | Даша |
Белые туфли | Фиолетовые туфли | Красные туфли |
Красное платье | Фиолетовое платье | Белое платье |
Примеры семиугольников изображены на рисунке. Возможны и другие варианты.
Сосчитать количество клеток у каждой хозяйки. А – 21клетка, В – 20 клеток, С – 20 клеток, D – 19 клеток.
Ответы: математика, функция, число, график, дробь, логарифм, сумма, отличник, стереометрия, задача.
Нельзя делить на выражение в скобке, так как 5+2-7 = 0.
Бланк заполнения ответов и решений участников
Фамилия _____________________________
Имя _________________________________
Задача 1. Ответ:___________________________________________________________
Обоснование: ______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задача 2. Ответ: ____________________________________________________
Обоснование: ______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задача 3. Ответ: ____________________________________________________
Обоснование: ______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задача 4. Ответ: ____________________________________________________
Обоснование: ______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задача 5. Ответ: ____________________________________________________
Обоснование: ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Задача 6. Ответ представлен в виде таблицы
Обоснование: ______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
З
адача 7. Ответ: __________________________________________________________
Задача 8. Ответ: ____________________________________________________
Обоснование: ______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задача 9. Ответ: ____________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задача 10. Ответ: ___________________________________________________
Обоснование: ______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Список источников
Башмаков М.И. Математика: учебник: Рекомендовано ФГАУ «ФИРО». — 5-е изд., стер., - М., ОИЦ «Академия», 2018.
Башмаков М.И. Математика: Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие: Рекомендовано ФГАУ «ФИРО». — 3-е изд., стер. , - М., ОИЦ «Академия», 2018.
https://www.azbyka.kz/files/pdf/932/932.pdf
https://davletshina.ucoz.ru/olimpiads.pdf