Методы и приемы формирования математической речи у детей с ОВЗ.
Одной из актуальных задач на современном этапе является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей, в том числе с ОВЗ. Не у всех детей правильная речь формируется самостоятельно.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников – явление очень редкое. Сложившаяся реальная ситуация усугубляется ежегодным ростом количества детей с общим недоразвитием речи. Увеличение количества, сложность и отягощенность речевой симптоматики воспитанников подтолкнула нас к поиску адекватных, актуальных и эффективных методов и приёмов работы с детьми, соответствующих современным условиям и стандартам образования.
Поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты.
В связи с этим стоит перед нами цель – совершенствование системы последовательно взаимосвязанных способов работы педагога с детьмис ОВЗ дошкольного возраста, направленных на речевое развитие в процессе формирования элементарных математических представлений.
Решение коррекционных задач значительно отличает методику формирования элементарных математических представлений у детей с нарушением речи от методики обучения детей, не имеющих речевой патологии.
Коррекцию психофизических возможностей детей, прежде всего их речевой деятельности необходимо осуществлять в тесном сотрудничестве воспитателя, педагога-психолога и учителя-логопеда.
В процессе обучения детей выполнению математических операций следует расширять их пассивный словарный запас, объясняя значение как обиходно-разговорных слов, так и математических терминов («множество», «число», «длина», «высота», «неравенство» и др.).
Предлагая детям проговаривать за педагогом ход выполнения задания, мы учим их действовать по инструкции, активизируем речевое подражание, увеличиваем активный словарный запас и развиваем регулирующую функцию речи.
Большую роль формирование элементарных математических представлений играет в развитии грамматического строя речи. Например, знакомство детей со множеством позволяет усвоить изменение имен существительных по числам (стул – стулья, голубь – голуби). Обучая детей количеству и счету, мы учим их согласованию по родам, числам и падежам имени существительного с именем числительным (много грибов, два гриба), с порядковыми числительными (первая книга, второй дом), с именем прилагательным (высокое дерево, узкая река).При знакомстве с величиной дети усваивают сравнительные прилагательные (выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше, длиннее – короче).
Большое коррегирующее значение имеет формирование пространственных представлений. Определяя пространственное положение и направление движения, дети учатся составлять грамматические конструкции, выражающие отношения между предметами, осознают значение предлогов, стараются правильно их употребить (качели висят между дубом и березой, еж спрятался за кустом). Описывая положение предметов на сюжетной картинке, дети учатся связному рассказыванию.
Усвоение глагольных форм и правильное их употребление происходит успешнее в процессе формирования временных представлений. Предлагая детям рассказать о действиях, совершаемых в определенный период времени, мы учим пользоваться в речи понятиями «сначала», «потом», «раньше», «позже», «вчера», «завтра».
Поскольку взаимосвязь развития речи и познавательных процессов очевидна, то логичным было применение нами проблемно-диалоговых технологий, суть которых заключается в постановке проблемных вопросов, использовании заданий, которые помогают детям самостоятельно или совместно со взрослым и сверстниками решать поставленную задачу, находить ответ на вопрос, узнавать правильное решение. Применение такой технологии позволяет повысить уровень сформированности вербально-логической и аналитико-синтетической деятельности дошкольников, то есть умения анализировать и сравнивать речевые единицы, выделять и обобщать языковые правила.
Развитию речи на занятиях по ФЭМП способствуют игры математического содержания. Их использование возможно, как индивидуально так и фронтально или подгруппой .
Учителями-логопедами совместно с педагогом-психологом и воспитателями созданы дидактические игры и упражнения по коррекции речевого развития детей, развития психических процессов (мышления, памяти, воображения), которые используются в процессе формирования элементарных математических представлений.
Комментирование хода выполнения заданий позволило значительно увеличить активный словарный запас, научить детей правильно высказывать мысли. Большое внимание уделялось развитию слухового внимания, умению понимать предметно-содержательную сторону высказывания.
Таким образом, совершенствование методов коррекции речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста в процессе формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира позволило организовать образовательную деятельностьв привлекательной и современной форме, что способствовало значительному повышению эффективности и качества коррекционно-развивающей работы.