СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Межпредметная интеграция в содержании урочной и внеурочной деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Основная цель обучения русскому языку и литературе сегодня – научить школьников свободно говорить о любой современной проблеме многокультурного мира, понимать главную идею различного литературного и публицистического материала, писать официальные и неофициальные письма, электронные сообщения, резюме, различные сочинения; т.е. формирование коммуникативных компетенций. Кроме того, изучение этих предметов должно способствовать развитию интеллекта, мышления, памяти – основы творческого потенциала.

Просмотр содержимого документа
«Межпредметная интеграция в содержании урочной и внеурочной деятельности»


Межпредметная интеграция в содержании

урочной и внеурочной деятельности




Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.

Аристипп

В современной школе задача учителя значительно расширилась: педагог должен дать на уроке не только предметные знания, но также и метапредметные умения, которые ребенок мог бы применить на любом другом предмете, а также в своей дальнейшей жизни.

Основная цель обучения русскому языку и литературе сегодня – научить школьников свободно говорить о любой современной проблеме многокультурного мира, понимать главную идею различного литературного и публицистического материала, писать официальные и неофициальные письма, электронные сообщения, резюме, различные сочинения; т.е. формирование коммуникативных компетенций. Кроме того, изучение этих предметов должно способствовать развитию интеллекта, мышления, памяти – основы творческого потенциала.

Русский язык и литература – одни из немногих предметов, которые изучаются с 1 по 11 класс включительно. Как ни один другой предмет они позволяют разнообразить внутренний мир ребенка, воспитать патриотические чувства к языку, литературе, духовному наследию наших предков.

Поэтому основная цель педагогической деятельности – воспитание духовно-нравственной личности, творческой личности, способной к самопознанию, к саморазвитию.

Достичь этой цели очень трудно, особенно сегодня, когда снижается общая культура населения, когда СМИ вторглись в каждый дом, расшатывая нормы литературного языка, речь носителей языка засорена неоправданными заимствованными словами, профессионализмами, арготизмами. Интерес к учению падает, культура семейных чтений практически отсутствует, в библиотеке пользуется спросом только программная литература.   

Личностно-ориентированный характер содержания духовно-нравственного воспитания требует выбора продуктивных технологий и активных форм образовательной деятельности. Русский язык и литература – это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.

Новый Стандарт акценти­рует внимание на необхо­димости использовать современные образовательные технологии, бла­годаря которым возможно эф­фективно и результативно организо­вать деятельность учеников, но решить эту проблему невозможно в рамках одного учебного предмета. Поэтому в теории и практике обучения наблюдается тенденция к интеграции учебных дисциплин, которая позволяет учащимся достигать межпредметных обобщений и приближаться к построению модели общей картины мира.

Интеграция предметов в современной школе – реальная потребность времени, необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности. Для каждого учителя проведение интегрированных уроков способствует повышению роста профессионального мастерства, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса.

Интеграция открывает огромные возможности перед преподавателями,
хотя и не решает всех проблем школьного образования, но грамотное, систематическое её применение позволит решить очень важные задачи: привлечь младших школьников к миру искусства, культуры; расширить их кругозор в понимании той или иной эпохи; развить художественный вкус и творческие способности; научить давать собственную оценку тому или иному произведению искусства, одновременно воспитывая толерантное отношение к мнению сверстников.

Считаем, одним из эффективных способов повышения интереса учащихся к учебному процессу – интегрированное обучение.

Цели интегрированного обучения:

  • Формирование целостного видения мира.

Задачи:

    • воспитывать у учащихся познавательную активность;

    • вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное;

    • повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ (информационно-коммуникативных технологий);

    • развивать интеллектуальные и творческие способности детей. 

Интегрированное обучение – система, которая объединяет знания по отдельным предметам в единое целое, на основе чего формируется у детей целостное восприятие мира, тем самым дает возможность связать теорию с практикой. А также создает условия для самостоятельной деятельности, что развивает исследовательские и творческие способности у учащихся.

При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины; наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано и одновременно усилить мотивацию изучения отдельного предмета.

Одним из самых доступных способов осуществления интеграции является проведение интегрированных уроков. Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного восприятия учащимися исследуемого вопроса. Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

Интеграция предполагает выполнение трёх условий:

  • объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими;

  • в интегрированных учебных дисциплинах используются одинаковые или близкие методы исследования;

  • интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов.

Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное — тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы помогает научить школьников чувствовать слово и думать над ним, искать в нем истинный смысл, восхищаться  всей «громадой» русского языка, выражать себя в творчестве. А также формирует личность школьника, помогает воспитать образованных, нравственных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

Используя интегрированное обучение, в зависимости от темы, цели и поставленных задач применяют различные инновационные технологии и нестандартные формы уроков:

  • Технология интегрального обучения / урок-путешествие

  • «Технология дифференцированного обучения / урок-концерт

  • Технология продуктивного чтения / литературно-тематический вернисаж );

  • Технология критического мышления / урок-диспут

  • Технология проблемного обучения / урок-спорИнформационные технологии / урок-экскурсия

  • Технология проектной деятельности »

  • Технология исследовательской деятельности

К отрицательным сторонам можно отнести: увеличение плотности урока, отсутствие детализации, в отдельных случаях, большие временные затраты при подготовке к уроку.

Естественно, что реализация межпредметных связей не может решить всех сложных задач обучения. Но активная работа каждого учителя и педагогических коллективов по усилению, расширению и углублению межпредметных связей является одним из важных путей в комплексном решении проблем обучения и воспитания школьников, формирования у них диалектического образа мышления.

Таким образом, подводя итог проделанной работе, хочется сказать, что задуматься над тем, что интеграция предметов в современной школе – реальная потребность времени, необходимо всем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности и занимается вопросами базового педагогического образования.


Литература

  1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения. М: Педагогика, 2009 №4. 18-22 с.

  2. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М: Просвещение, 1988. 44-48 с.

  3. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Волгоград: издательство «Учитель», 2008. 230 с.

  4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2005. 368 с.

  5. Пузанкова Е.Н. Современная педагогическая интеграция, её характеристики / Е.Н. Пузанкова, Н.В. Бочкова //М: Образование и общество, 2009 №1, 9–13 с.

  6. Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. М.,1982 37-41 с.

7 . Глинская, Е. А. Межпредметные связи в обучении / Е.А. Глинская, С.В. Титова,

3 изд. Тула: Инфо, 2007. 44 с.





.