СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа "Я в мире профессий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет сформировать у старшеклассников представление о мире профессий, активизировать их к профессиональному самоопределению. Окажет действенную помощь в осознанном выборе профессионального пути.

Просмотр содержимого документа
«сценарий кл. часа»


Классный час на тему: «Я В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

Класс: 10



Цель:
- оказание действенной помощи обучающимся 10-го класса в осознанном выборе профессионального пути.

Задачи:
- формирование у школьников представлений о мире профессий и их требованиях;
- активизация учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению;
- формирование навыков самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.

Виды и формы работы: беседа, игра

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентации, книжная выставка

Музыкальное сопровождение: «Марш высотников» (слова В. Котова; музыка Р. Щедрина)

Ход классного часа


  1. Вступительное слово учителя

       Проблема выбора профессии известна с давних времен. К вопросам правильного профессионального определения в разное время обращались Аристотель, Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Оуэн, Т. Гоббс, М. Монтень, Гете, Гегель. И она неоценимо важна, поскольку затрагивает интересы как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Она определяет, построит ли человек карьеру, будет ли развиваться общество.

  Как же изначально сделать правильный выбор, выбрать оптимально подходящий путь профессионального развития, выбрать профессию, которая не только пользуется популярностью, является востребованной, но и будет интересной, любимой, приносящей заработок?

       Идеальной формулы успешного выбора профессии не существует, но мы постараемся приблизиться к ней ближе.



  1. Объяснение французской пословицы.


Делай что должен, и будь что будет.

У1:

У2:


3. Какой выбор можно считать правильным?

Правильный выбор профессии позволит Вам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Итак, какой выбор можно считать правильным?

  1. Будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.

  2. Необходимо обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, психологических.

  3. Профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.


4. Мои ценности труда (Обучающие по очереди дают объяснения.)


У1: НАДЁЖНОСТЬ – иметь постоянную работу, которая позволяет быть уверенным в завтрашнем дне.

У2: ПРЕСТИЖ – иметь работу, которая даёт высокий статус и положение в обществе.

У3: ВЫСОКАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА – иметь работу, которая обеспечивает высокий материальный уровень жизни.

У4: НЕЗАВИСИМОСТЬ – работа, которая позволяет тебе быть самому себе хозяином, следовать своим собственным суждениям и работать так, как хочется тебе без какого-либо контроля.

У5: РАЗНООБРАЗИЕ – работа, дающая возможность выполнять много разных дел.

У6: ТВОРЧЕСТВО – работа, в которой необходимо использовать воображение или быть первооткрывателем, «генератором идей».

У7: ЛИДЕРСТВО, РАБОТА С ЛЮДЬМИ …

У8: ВЫСОКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ, МИНИМАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, РАБОТА РУКАМИ …


Учащимся заранее было предложено выбрать из представленного списка (см. выше) самые важные для них ценности и записать их в порядке убывания по степени значимости, затем подвели подсчеты и выстроили общий ряд для всего класса в целом.


5. Анализ ценностей труда10а класса по результатам опроса.


1. высокая заработная плата

2. работа с людьми

3. надежность

4. разнообразие

5. престиж

6. высокие достижения

7. лидерство

8. независимость

9. творчество

10. минимальная ответственность

11. работа руками


6. Просмотр презентации обучающихся «Все профессии нужны, все профессии важны!»


7. Выявление готовности обучающихся к профессиональному самоопределению

по методике В. Б. Успенского (анкетирование, обучающиеся под музыку заполняют анкету)


Инструкция. Дорогой друг! Прочитай, пожалуйста, 24 ниже перечисленных утверждения и вырази свое согласие или не­согласие с ними ответами "да" или "нет".


1. Вы уже твердо выбрали будущую профессию.

2. Основной мотив выбора - материальные интересы.

3. В избранной профессии Вас привлекает, прежде всего, сам процесс труда.

4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение пото­му, что туда пошли учиться Ваши друзья.

5. Вы выбираете место работы (учебы) потому, что оно неда­леко от дома.

6. Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты.

7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.

8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.

9. Не важно, кем работать, важно, как работать.

10. Вы думаете. Что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.

11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей про­фессиональной деятельности, Вам недостает.

12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.

13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?

14. Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.

15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.

16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близ­кой к будущей профессии.

17. Вы консультировались о выборе профессии у врача.

18. Главное в выборе профессии - возможность поступить в профессиональное учебное заведение.

19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.

20. Вам известно о возможностях трудоустройства но изби­раемой профессии

21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу).

22. Вы знаете о возможных заработках у представителей из­бираемой Вами профессии.

23. Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться еще раз.

24. Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу».


Обработка и интерпретация данных:

Проставьте полученные варианты ответов в два столбца следующим образом:


I

II

1

2

3

4

6

5

7

9

8

10

11

13

12

15

16

18

17

21

19

24

20


22


23



Подсчитайте в первом столбце сумму ответов «да», во втором столбце сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности к выбо­ру профессии по следующей шкале:


0-6 баллов – неготовность 13 - 18 баллов - средняя готовность

7-12 баллов - низкая готовность 19 -24 баллов – высокая готовность


8. Анализ результатов тестирования


9. Формула успеха по У. Джеймсу (американский психолог)





Успех

Самооценка = -----------------------------

Уровень притязаний


Главное в этой формуле - самооценка. От нее зависит очень многое. Самооценка высокая – человеку живется легко и спокойно, он уважает себя и других, открыт и доброжелателен, никого не трогает и ничего не боится. Его достижения превосходят его запросы, он знает себе цену и никому не завидует.

Если достижения скромные, а запросы – непомерные (могу купить только самокат, а хочу джип), человек начинает страдать от того, что не удается достичь невозможного, завидовать другим, злиться на весь мир. Его поведение становится мерзким, он старается унизить другого, чтобы хоть как-то возвыситься. Ему кажется, что все ему что-то должны – родители, друзья. Человек с заниженной самооценкой отравляет жизнь себе и близким. Жизнь становится невыносимой. Выхода два – умерить желания или увеличить достижения. Неизвестно, что сложнее.

«Приравняй свои притязания к нулю – и целый мир будет у ног твоих», - сказал Т. Карлейль, философ и поэт. И трудно что-либо добавить к его словам.



10. Релаксация


Игра «САМАЯ – САМАЯ» (Обучающие по очереди называют профессии)

  1. Самая зеленая – флорист, лесник, … .

  2. Самая сладкая – кондитер, … .

  3. Самая денежная – банкир, модели, … .

  4. Самая волосатая – парикмахер, … ,

  5. Самая детская – воспитатель, педиатр, … .

  6. Самая смешная – клоун, пародист

  7. Самая общительная – журналист, учитель, … .

  8. Самая серьезная – хирург, политик, … .

  9. Самая опасная - сапер, каскадер, … .

  10. Самая бумажная – экономист, бухгалтер, … .


Конкурс «ПРОФГОЛОВОЛОМКИ»

В этих ребусах зашифрованы профессии. Расшифруйте их.




1 2 3


4 5 6




7



Ответы: 1- акванавт, 2- врач, 3- полевод, 4- наборщик, 5- ветеринар, 6- повар, 7- дворник


Конкурс «ЗАКОНЧИ ПОСЛОВИЦУ»

Дело мастера боится.

Портной испортит – утюг исправит.

Горе есть – горюй, дело есть – работай.

Болтуна видать по слову, а рыбака – по улову.

Работа и мучит, и кормит, и учит.

Спящему коту мышь в рот не прибежит.

Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.

Усилий много, да толку мало.

Длинная нитка – ленивая швея.

Чтоб не ошибиться, не надо торопиться.

Была бы охота, заладится вся работа.

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.


11. Заключительное слово учителя

Буду рада, если наша беседа окажется Вам интересной, поможет сделать правильный, разумный выбор. Желаю Вам профессиональных успехов!



Просмотр содержимого презентации
«Презентация к кл. часу_Я в мире профессий»

МАОУ «Гимназия №1» города Белгорода Я В МИРЕ  ПРОФЕССИЙ Подготовила: классный руководитель Черкашина Л.П.

МАОУ «Гимназия №1» города Белгорода

Я В МИРЕ ПРОФЕССИЙ

Подготовила:

классный руководитель

Черкашина Л.П.

Цель :  - оказание действенной помощи обучающимся 10-го класса в осознанном выборе профессионального пути .

Цель : - оказание действенной помощи обучающимся 10-го класса в осознанном выборе профессионального пути .

Задачи:  - формирование у школьников представлений о мире профессий и их требованиях;  - активизация учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению;  - формирование навыков самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.

Задачи: - формирование у школьников представлений о мире профессий и их требованиях; - активизация учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению; - формирование навыков самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.

Формула успеха Делай что должен, и будь что будет. Французская пословица

Формула успеха

Делай что должен, и будь что будет.

Французская пословица

Какой выбор можно считать правильным?

Какой выбор можно считать правильным?

  • Будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.
  • Необходимо обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, психологических.
  • Профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.
Мои ценности труда  (Учимся выбирать профиль обучения)

Мои ценности труда (Учимся выбирать профиль обучения)

  • надежность
  • лидерство
  • престиж
  • работа с людьми
  • высокая заработная плата
  • высокие достижения
  • независимость
  • минимальная ответственность
  • разнообразие
  • работа руками
  • творчество
Результаты  опроса 1. высокая заработная плата  1. высокая заработная плата  2. работа с людьми  3. надежность  4. разнообразие  5. престиж  6. высокие достижения  7. лидерство  8. независимость  9. творчество  10. минимальная ответственность  11. работа руками

Результаты опроса

1. высокая заработная плата

  • 1. высокая заработная плата

2. работа с людьми

3. надежность

4. разнообразие

5. престиж

6. высокие достижения

7. лидерство

8. независимость

9. творчество

10. минимальная ответственность

11. работа руками

Методика В.Б. Успенского Цель: определение готовности обучающихся к выбору профессии 0-6 баллов – неготовность 7-12 баллов – низкая готовность 13-18 баллов – средняя готовность 19-24 баллов – высокая готовность

Методика В.Б. Успенского

Цель: определение готовности обучающихся к выбору профессии

0-6 баллов – неготовность

7-12 баллов – низкая готовность

13-18 баллов – средняя готовность

19-24 баллов – высокая готовность

Формула успеха по   У. Джеймсу     Успех Самооценка   =   ---------------------- -------    Уровень притязаний

Формула успеха по У. Джеймсу

Успех

Самооценка = ---------------------- -------

Уровень притязаний

Приравняй свои притязания к нулю – и целый мир будет у ног твоих.  Т. Карлейль

Приравняй свои притязания к нулю –

и целый мир будет у ног твоих.

Т. Карлейль

Игра «САМАЯ – САМАЯ»

Игра «САМАЯ – САМАЯ»

  • Самая зеленая
  • Самая сладкая
  • Самая денежная
  • Самая волосатая
  • Самая детская
  • Самая смешная
  • Самая общительная
  • Самая серьезная
  • Самая опасная
  • Самая бумажная
Конкурс «ПРОФГОЛОВОЛОМКИ» В этих ребусах зашифрованы профессии.  Расшифруйте их.

Конкурс «ПРОФГОЛОВОЛОМКИ»

В этих ребусах зашифрованы профессии.

Расшифруйте их.

Конкурс «ЗАКОНЧИ ПОСЛОВИЦУ» Дело мастера Портной испортит – Горе есть – горюй Болтуна видать по слову, Работа и мучит, Спящему коту Ремесло пить-есть не просит, Усилий много, Длинная нитка – Чтоб не ошибиться, Была бы охота, К чему душа лежит,

Конкурс «ЗАКОНЧИ ПОСЛОВИЦУ»

Дело мастера

Портной испортит –

Горе есть – горюй

Болтуна видать по слову,

Работа и мучит,

Спящему коту

Ремесло пить-есть не просит,

Усилий много,

Длинная нитка –

Чтоб не ошибиться,

Была бы охота,

К чему душа лежит,

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!