Классный час «Я выбираю профессию»
Оборудование: компьютер, доска, видеофрагмент, презентация, плакаты, рисунки, стенгазета
Цели:
-дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения;
-активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.
Задачи:
1) Формировать у учащихся активного и ответственного отношения к жизни;
2) Помочь учащимся выявить свою профнаправленность;
3) Помочь учащимся осознать понятие «осознанного выбора профессии», из составляющих «хочу», «могу» и «надо».
4) Создать положительную мотивацию выбора профессии.
Ход урока:
I.Организационный момент. (слайд №1)Приветствие.
(звучит музыка ансамбля «Камертон» с участием Семичастнова А.В.) Эта медаль моя и папина за победу в конкурсе профессионального мастерства на сайте «Всероссийская выставка РФ». Педагогический опыт семьи Семичастновых -55 лет! Аплодисменты.
Вступительная беседа. (слайд №2)
«Истинное сокровище для людей - умение трудиться» (Эзоп)
Учитель: Сформулируем тему классного часа, используя опорные слова «Профессия», «Выбор»
Я выбираю профессию.
-Какую цель и какие задачи мы ставим сейчас перед собой?
- Создать положительную мотивацию выбора профессии, выявить свою профориентацию, формировать ответственное отношение к жизни, выбору профессии.
Уч-ся:
«Профессии»
Есть на свете много профессий,
И важны они всем нам очень:
Врач, учитель, сантехник, профессор,
Инженер, акробат и рабочий.
Все профессии очень разные-
Трудно сделать выбор порою.
Интересные и опасные,
Могут стать для кого-то судьбою.
II. Основная часть. Информационный блок.
Учитель: Ребята, как вы понимаете, что означает слово «профессия»? (ответы уч-ся) Толковый словарь С.И.Ожегова.
Слайд №3.- Профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») – основной род занятий, трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования. Кроме того, профессия – это ещё и знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.
Выбор профессии (слайд №4) - один из самых важных и решающих шагов в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность.
При выборе профессии, прежде всего, нужно руководствоваться своими пристрастиями и способностями. Есть факультеты, где учиться легче, а где и весьма сложно. Где-то нужно приложить огромное терпение. Поэтому нужно правильно оценить свои способности. А смогу ли я? А нужно ли мне именно это? Как не стать заложником необдуманного, опрометчивого профессионального выбора? Ответы на эти вопросы важно получить еще за школьной партой.
(Слайд №5) Кто-то найдет их самостоятельно, кто-то обратится к близким людям. Но наиболее правильно поступит тот, кто учтет при этом рекомендации специалистов по профориентации и обучению.
Мой личный выбор профессии помогла мне сделать мама, внимательно наблюдавшая за мной, отец стал примером хорошего учителя. А знаете ли вы об истоках этой профессии? Вашему вниманию предлагаю видеофрагмент.
Был ли он познавательным для вас?
Встречаем гостей. Помочь с выбором профессии нам могут наши родители, которые расскажут о профессиональных качествах военнослужащего и полицейского, врача. Аплодисменты.
Сколько же всего существует профессий?
(слайд №6) В документе, который называется «Единый тарифно-квалификационный справочник» насчитывается более 6000 названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. Каждый год появляются новые профессии, например, аналитик, логистик, и исчезают старые.
Сценка «В тридевятом царстве» (Царский сын подрос, царь с царицей задумались о его будущем, три девицы помогают царю определить профориентацию царского сына – итог: ему подходят профессии по направлению человек и техника)_
Как ориентироваться в мире профессий?
Слайд №7
В процессе своей профессиональной деятельности человеку приходиться иметь дело с техникой, инструментом, людьми, расчетами, природой и т.д. Все это является предметом труда.
(слайд № 8) По предмету труда можно выделить 5 типов профессий:
Тип «человек – человек»
Тип «человек – техника»
Тип «человек – знаковая система»
Тип «человек – художественный образ»
Тип «человек – природа».
По характеру труда выделяется 2 класса профессий.
а/Профессии исполнительского класса – связаны с выполнением работы по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следование инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем.
-Ребята, подумайте и назовите профессии, которые можно отнести к исполнительскому классу? (агент, продавец, медсестра, машинист, оператор, станочник, кассир), В большинстве случаев эти профессии не требуют высшего образования.
б/Профессии творческого класса – связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требующих независимого и оригинального мышления.
-Ребята, подумайте и назовите профессии, которые можно отнести к творческому классу? (врач, юрист, экономист, инженер, физик, архитектор…). Как правило эти профессии предполагают наличие высшего образования.
Давайте посмотрим портфолио нашей старосты класса, обратите внимание на разносторонние интересы ученицы, её огромное желание познавать мир, принимать участие в конкурсах и соревнованиях, её активную жизненную позицию.
Личный профессиональный план.
За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь и жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей.
Сценка «Мой выбор» (Ученику 7а класса разные специалисты советуют выбрать их профессию, объясняя её значимость, однако выслушав всех, он понимает, что выбор должен сделать сам, итог: участники обращаются к классу с вопросом «А ты готов сделать свой выбор?!»)
Тренинг «Рука судьбы»
(Проводит учитель)
Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.
На отдельных листочках напишите профессии, которые вам интересны. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка, не глядя.
Читаем. Хотели бы вы стать….. Смотрим эмоции.
Только что мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным.
Классный руководитель. А кто и что поможет сделать выбор?
Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Учитель: Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по другому пути. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Примерные ответы детей:
«Давят» родители.
Идут за модой.
Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
Выбирают «за компанию».
Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
Подражают героям кино и телесериалов.
Классный руководитель.
-Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но, как же тогда правильно выбрать профессию?
Мини-лекция «Формула профессии»
Учитель:
Итак, вы собрались принять решение относительно конкретной профессии или места выбора. При выборе профессии нужно ориентироваться на 3 важные вещи:
-Скажите, пожалуйста, что получится, если сложить три слова, которые вынесены в задачу урока: «хочу», «могу» и «надо»?
(Учитель мелом перечеркивает тире между словами «хочу», «могу» и «надо», получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)
(Слайд № 9) Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.
Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.
(Учитель дописывает на доске после трех слов называния классного часа: « = осознанный выбор профессии».)
Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
1) ХОЧУ - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
Определите профессиональные интересы и склонности. Ваше «ХОЧУ».
Сформулировать свои желания и профессиональные устремления вам поможет предлагаемый ниже список высказываний:
Я абсолютно убежден, что яхочу…
Я вижу свою цель в том, чтобы…
Я могу достичь успеха в …
В работе я удовлетворю свое желание…
Мне хорошо быть…
Я мечтаю…
(можно письменно продолжить эти высказывания)
2) МОГУ - это все, что мне по силам, по способностям;
Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку, и успех в карьере определяется не только тем, что вы хотите делать, каковы ваши возможности, но и чему вы можете научиться. Оцените свои профессиональные качества, здоровье, способности.
3) НАДО - это все, что нужно для общества, страны.
Узнайте, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, по каким профессиям можно найти работу, каково сегодня «НАДО». Если вы будете игнорировать этот момент, то, окончив учебное заведение и получив диплом, вы рискуете остаться без работы и стать ненужным человеком на рынке труда.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).
Тестирование
Учитель: Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.
(Дети рисуют фигурки.)
Теперь подсчитайте количество треугольников.
(Дети выполняют задание.)
А теперь слушайте ключ к тесту (читает).
Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
1.Беседа. Подведение итогов.
Учитель:
(слайды №№12-18). Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Человек должен работать не только ради денег, или по привычке, работа должна приносить ему удовольствие. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
(Слайд №19). Есть в русском языке хорошее выражение — «найти себя». Как вы его понимаете?
Примерные ответы детей:
— Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.
— Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.
— Найти применение своим талантам. Найти свое признание.
Учитель: Найти себя - значит понять свое признание, назначение, определить свои интересы, склонности. «Нашел свой путь, почувствовал свое признание – значит, не зря пришел на эту землю».
Школа – то место, где вы, ребята, можете вырабатывать в себе активную жизненную позицию, искать себя, раскрывая свои таланты, участвуя в различных внешкольных мероприятиях, олимпиадах, пробуя свои силы в спорте, творчестве, бывать на встречах с профессиональными людьми.
(слайд №20). Я желаю вам, ребята, – найти себя. Как сказал К.Д. Ушинский «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет».
Главное, помните, весь секрет успеха прост: важно выбрать профессию по душе и оставаться ей верным! Ну а к этому приложить немного упорства и трудолюбия: появятся навыки, затем опыт. И тогда все у вас получится!
2.Рефлексия.
Учитель: Какие выводы вы для себя сделали. Пожалуйста, сделайте свой выбор профессии на сегодня. Прикрепите ладошку к той профессии, которая вам ближе.
Песенка «Прекрасное далёко»
Музыка ансамбля «Камертон»
8