СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Минутка - час бережет!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересный материал о цене минутки, учит детей распределять свое время.

Просмотр содержимого документа
«Минутка - час бережет!»

Классный час

Форма проведения «Устный журнал»

Возраст 7-10 лет


Цель: дать представление о ценности времени

Задачи:


показать важность каждой минуты для полезных дел, учить ценить время своё и других;

способствовать воспитанию организованности у детей;

приучать планировать и организовывать свой труд;

работать собранно, ритмично;


Здравствуйте, ребята! Приятно видеть вас всех сегодня. Скажите, ребята, что вы ждете сегодня от нашей встречи? Какой вы хотите, чтоб она была? (интересной, веселой, увлекательной и нескучной).

Продолжите, пожалуйста, предложение. Я пришел на устный журнал:

узнать

понять

поговорить

убедиться

показать

научиться

разобраться

подумать

поделиться


- Мы с вами постараемся, чтобы ожидания наши оправдались, и встреча получилась интересной и увлекательной!

Ребята, мы вас рассадили по группам. Давайте вспомним правила работы в группе:


Каждый ученик должен высказывать своё мнение.

Необходимо до конца выслушивать мнение каждого.

Нельзя перебивать друг друга.

При необходимости нужно помогать друг другу.



Сейчас перед вами откроются страницы устного журнала. Наш журнал как настоящий. Только его не читают, а слушают и смотрят. Страницы нашего журнала откроются перед вами одна за другой, а какие будут рубрики вы сами и назовете.


Ученик 1

Ведут часы секундам счет,

Ведут минутам счет.

Часы того не подведут,

Кто время бережет.


Ученик 2

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

Ученик 3

И он не станет говорить,

что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

Ученик 4

Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть

И раньше, чем звенит звонок,

За парту в школе сесть.

Ученик 5

С часами дружба хороша!

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

И книг не забывай!

Ученик 6

Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

«Хороший был денёк!»


-Как вы думаете, о чем это стихотворение?

- Какое название вы бы дали стихотворению Сергея Баруздина? («Цените время!», «Умение беречь время», «Жизнь по часам» и т. д.)



1 страница «Цени минутку»

Итак, первая страница нашего журнала и название нашего мероприятия «Цени минутку». Значит, о чем мы будем говорить сегодня?

-Как вы думаете, случайно ли я взяла такую тему для разговора? (нет, часто на уроке нам не хватает время, значит, где-то мы теряем драгоценные минутки из-за неорганизованности, излишней суеты, неумения использовать его рационально).

-Какую задачу поставим на занятие? (на доске)

НАУЧИТЬСЯ БЕРЕЧЬ МИНУТКУ (ВРЕМЯ)

А для чего это вам нужно

Чтобы понять, как дорога каждая минута.

Чтобы задуматься над тем, как часто мы зря теряем минутки.

Чтобы постараться их больше не терять.

Чтобы узнать, какие бывают часы.

Чтобы научиться узнавать время по часам. 

- А что такое время?? Попробуйте объяснить. Время – это счёт, которым оценивают учение, труд, добрые дела человека.

Зачем людям нужно знать время?

У слова «время» есть синонимы. Попробуйте правильно выбрать их из списка слов. (Запись на доске: напечатано слово время, дети находят синонимы и прикрепляют к доске))


ИГРА


СРОК, КАНИКУЛЫ, ПЕРИОД, ПРАЗДНИК, КИЛОМЕТР, ПОРА, КОСМОС, МОМЕНТ, РАССТОЯНИЕ, ЭРА, ДОРОГА, ПОВТОРЕНИЕ, ДНИ, БЫЛИНА.


Учитель. Попробуйте прочитать в каждой строке слова, обозначающие некоторые временные промежутки. Для этого вам понадобятся только русские буквы:


J

B

F

N

E

L

K

Y

R

N

Q

W

Г

O

R

Y

G

Д

D

W

C

У

Q

T

К

L

И

H

E

G

Д

E

R

Л

Я

J

S

M

И

G

H

У

F

T

A



Ответ: Век, год, сутки, неделя, минута.


ВЫВОД


-Скажите, а что является главным хранителем времени? (Часы.)



2 страница журнала «Время. Часы»

Людям дорого время, и они определяют его по часам. В разное время внешний вид часов был разным. Люди узнавали время по:

-живым часам (петух). Раньше, когда не было часов, петух помогал определять время. Он же кричит в одно и тоже время. Утром закукарекает - ага, значит пора вставать. Все просыпались и принимались за работу. Вечером усядется спать на жердочке - значит, и нам пора спать.

-Удобны ли такие часы?

(Нет. Петух во сне с жердочки свалится – раньше времени крик поднимет.)

-цветочным часам. Известно, что цветы:

-мака цветут с 5 часов до 14-15 часов;

- одуванчика цветут с 5-6 часов до 14-15 часов;

- картофеля цветут с 6-7 часов до 14-15 часов;

- белой кувшинки цветут с 7-8 часов до 17-18 часов;

- льна цветут с 6-7 часов до 16-17 часов;

- ноготков (календулы) цветут с 9часов до 15-16 часов;

Есть цветы, которые цветут даже ночью:

- ночная фиалка цветет с 19-20 часов до 2-3 часов.

-Удобны ли такие часы?

(Нет. Показывают неточное время, не взять с собой в дорогу.)

-солнечным часам. Солнце никогда не стоит на месте, а движется. Вот люди и придумали часы. Посреди ровной площадки вбивали колышек, а вокруг был нарисован циферблат. В солнечный день колышек отбрасывал тень на площадку и по ее положению люди определяли время.

-Удобны ли такие часы?

(Нет. В пасмурный день и ночью часы не работали.)

-водяным часам. Они были устроены в виде двух сообщающихся сосудов. Из одного сосуда в другой равномерно, по каплям переливалась вода. Такие часы показывали время и днем и ночью - не забывай только воды подливать. Время узнавали по тому, сколько воды вытекло из одного сосуда в другой. Поэтому и говорили: «Много воды утекло с тех пор», т.е. много прошло времени.

-Удобны ли такие часы?

(Нет. Требовалось периодически заполнять сосуды водой.)

-песочным часам. Подобно водяным часам были устроены и песочные часы. Из верхней колбы тонкой струйкой пересыпался песок в нижнюю, затем часы переворачивали «вверх ногами». Песочные часы дожили и до наших дней.

-Где можно встретить такие часы? ( В медицине.)

-Удобны ли такие часы?

(Нет. Требовалось периодически переворачивать колбочку с песком.)


-огненным часам (восковая свечка). Свечка сверху вниз была разрисована, как зебра, черно-белыми полосками. Воск от горящего фитилька таял, и вместе с ним таяли полоски. Исчезали полоски – проходил определенный период времени.

-Удобны ли такие часы? (Нет. Не взять с собой в дорогу.)

И это еще не весь перечень часов, в Древнем Египте существовали даже ночные звездные часы, так узнавали время по звездам.

Все перечисленные часы были не очень точны, громоздки и неудобны в обращении.

Как измерить время темной беззвездной ночью, когда вода замерзает, а свеча гаснет на ветру?

Люди изобрели механические часы. Они очень разные, существовали даже деревянные часы. Если раньше часы делали вручную и на это уходили годы, то сейчас есть заводы, которые выпускают миллионы различных часов это: башенные, карманные, каминные, настенные, напольные, настольные, наручные, шахматные, фотолабораторные, будильники, спортивные секундомеры, корабельные хронометры и много других.


А сейчас занимательные вопросы, связанные со временем и часами.

Сколько времени пройдёт, если минутная стрелка сделает полный круг? (час)

В каком месте Земного шара самые длинные сутки? (везде одинаковые)

Когда сутки короче: зимой или летом? (всегда одинаковые)

Когда часы показывают правильное время 2 раза в сутки? (когда они сломаны или не заведены)

Профессор лёг спать в 9 часов утра, а будильник поставил на 10 часов. Сколько времени проспал профессор? (1 час)


ВЫВОД: КАКИЕ БЫВАЮТ ЧАСЫ? УДОБНЫ ЛИ ОНИ?



3 страница «ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ»


А вот о том, как ценили время наши предки, свидетельствуют созданные ими поговорки и пословицы.

О важности времени народ сочинил пословицы и поговорки. Расшифруйте некоторые из них. Объясните, как вы понимаете эти пословицы!


11 8 2 4 12


10 6 8 6 1 2


3 6 9 6 7 5


Код: 1 – ж, 5 – а, 9 – л, 2 – е, 6 – о, 10 – д,

3 – з, 7 – т, 11 – в, 4 – м, 8 – р, 12 – я.

(Время дороже золота.)

ряПОдок мяВРЕ реБЕжёт

(Порядок время бережёт)


ЕЩЕ ОДНУ ПОСЛОВИЦУ!



Работа часов ни на секунду не прекращается, время течет непрерывно.

Время нельзя убивать, т.е. проводить его без пользы. Важно выработать у себя чувство времени, научиться использовать разумно каждый час, каждую минуту. Человек, умеющий ценить даже секунду, многого может достичь, но может все получиться наоборот.


ФИЗМИНУТКА

Бьют часы на старой башне:

Тик - так, тик - так,

А настенные побыстрее:

Тики - таки, тики – таки,

А карманные спешат:

Тик – так, тик – так, тик – так.


Следующая страничка называется «Кто у Егорки время украл?»

Сценка «Кто у Егорки время украл?»

Мальчик: Жил был на свете обыкновенный ученик, которого звали Егорка. -Был бы день хотя б с неделю…

Егорка (не поняв насмешки):

- Вот тогда б другое дело!

(Девочки смеются.)

Егорка

- Не смеялись бы друзья.

Сам тогда б всё делал я.

4 девочка: -Пол подмёл?

1 девочка: -Помыл посуду?

Егорка:

-Сам бы я кровать стелил…

2 девочка (перебивая, смеясь):

-Если б день с неделю был.

Егорка:

-Сам бы в школу собирался.

3 девочка (обращаясь к подружке):

-Кофе пил – не обжигался.

4 девочка: Из –за спешки, например, не решал сто раз пример…

Егорка (мечтательно):

-Покатался б я на горке!

1 девочка (подражая Егорке):

-Хорошо б жилось Егорке! (смеются)

Егорка(всё больше увлекаясь):

-Ну, хотя б, хотя б на час был длиннее день у нас.

2 девочка (подруге):

-Надевал бы сам ботинки…

Егорка (не поняв иронии):

-Шнуровал бы тоже я, а не бабушка моя. (Общий смех.)

Мне не трудно, я могу, только время берегу.

Ну, хотя бы на минутку подлиннее были сутки.

Я бы стал не хуже вас,

Не опаздывал бы в класс.

Егорка зевает и засыпает на стуле.

4 девочка:

С тем согласны мы без спора-

Не хватает дня Егору.

1 девочка: -Не закончил столько дел!

2 девочка: -Но, куда ж он время дел?

3 девочка: -Вот смотри!

(Девочки снова разошлись по обе стороны стула.)

1 девочка (наблюдая за Егоркой):

-Егор проснулся.

4 девочка: - Но не встал Егор, тянулся…

(Егорка встал, прыгая на одной ноге, что-то ищет.)

3 девочка (смеясь):

- Полчаса найти не мог затерявшийся носок.

Егорка(сердито):

- Никогда их нет на месте.

(Нашёл носок, надевает.)

2 девочка (поясняя):

- Не кладёт носки он вместе.

3 девочка: -Наконец надел носок.

Егорка: - Где ж ремень? (Снова ищет.)

4 девочка: - Он сбился с ног.

1 девочка: -Наш Егор искал тетрадки…

2 девочка: -Поиграл портфель с ним в прятки…

3 девочка: -А какая тут игра,

Если в класс бежать пора?


(Егорка пробегает перед ребятами, бежит по классу.)

4 девочка: -Вот, схватив под мышку книжку,

Наш Егор бежит вприпрыжку.

(Егор возвращается.)

1 девочка (удивлённо):

-Вдруг – назад…

Егорка (громко плача):

- Пенал не взя-а-а-л.

Снова в школу опоздал.

2 девочка: -Пусть ревёт Егорка горько…

3 девочка: -Нам не жаль его нисколько.

4 девочка: -Не ходил к Егору вор.

ВМЕСТЕ: -Время сам украл Егор!

Какая поучительная сценка! А среди вас таких «Егоров» нет?.... Это хорошо. Чему учит эта сценка?

Совершенно верно, ведь даже за 1 минуту можно сделать что-то важное и полезное.

Но есть ещё ребята, которые теряют свои минутки. А ведь их в уроке совсем немного – 45. Отвлечёшься, поговоришь с соседом. Вот и убежала минутка, другая. Не приготовился вовремя к уроку - минутка ушла. Рабочая минута - отрезок времени небольшой, но из минуты складываются часы, сутки, недели, месяцы, годы, века и т. д.

-Послушайте ход часов. (Звук работающих часов, будильник). Время вспять не повернуть и не остановить. Оно идёт своим чередом, не признавая никаких компромиссов, тем самым напоминая нам о том, что мы не вечны и не должны растрачивать драгоценные минуты на поступки неблаговидные: ссоры, обиды, ненависть. Нужно стремиться наполнить отведённое каждому из нас время добротой, радостью, светом.

.

Послушайте стихотворение.

Оно называется «Валя - неуспеваля».

- Валя, вставай, умывайся,

Завтрак готов, хватит спать!..

- Валя, быстрей собирайся,

Ведь опоздаешь опять!

Валя с трудом просыпается,

Нежится, сладко зевает.

Долго с портфелем копается –

Не поспевает.

В школе звонок будет вскоре

На переменку. И вдруг

Ожил весь класс: в коридоре –

Валиных туфелек стук.

Если бы - без опоздания,

Это была бы не Валя!

Классом дано ей прозвание

Неуспеваля.

В самом деле, почему одни все успевают сделать, а другие и одного дела закончить не могут? Может быть, «успевашки» знают какую-то тайну времени или часы у них по-другому ходят? Оказывается, тайна времени все-таки есть.


Беседа «Режим дня - основа жизни человека»



Может быть, кто-то из вас уже знает эту тайну времени и поделится с нами? Есть порядок, который помогает правильно распределить своё время и никуда при этом не опаздывать и всё успевать. Что это?


Ученики. Это, наверное, режим дня. (Правильный распорядок

дня.)

Совершенно верно. Режим - это правильная организация дня. В какое время вы встаете? Не получается ли у вас так, как с героем этого стихотворения?


Беседа о выполнении режима дня

- (Режим дня.)

-А для чего нужен нам распорядок дня? (всё делать вовремя: спать, делать уроки, отдыхать…)

-А вы, ребята, соблюдаете режим дня?

-Скажите, а вот вы когда станете взрослыми людьми, вам по-прежнему нужно будет жить по режиму? А для чего? (Оказывается, строгое соблюдение режима дня позволяет взрослым людям достичь высоких результатов в работе, ну а главное, это, разумеется, нужно для здоровья.

- Когда человек становится хозяином времени? (Если человек научится соблюдать режим дня, то время станет подвластным человеку).

Вед.

-Если хочешь быть здоровым,

Помни твердо, что режим

Людям всем необходим.

Не умеют иногда ребята беречь время, поэтому болеют. А быть здоровым им поможет правильно организованный режим дня.


Входит Вова.


Вова:

- Конечно! Режим… режим – куда хочу, туда скачу.

Вед.

- Режим – это распорядок дня! Вот ты, например, выполняешь распорядок?

Вова:

- Даже перевыполняю!

Вед.

- Как же это?

Вова:

- По распорядку мне надо гулять 2 раза в день, а я гуляю 4!

Вед.

- Нет, ты не перевыполняешь, а нарушаешь! Знаешь, каким должен быть распорядок дня?

Вова:

- Знаю. Подъем. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак. Приход в школу. Уроки. Обед. Прогулка. Приготовление уроков.

Вед.

- Хорошо!

Вова:

- А можно лучше!

Вед.

- Это как?

Вова:

-Вот как! Подъем. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Прогулка. Обед. Прогулка. Чай. Прогулка. Ужин. Прогулка. Сон.

Вед.

- Ну нет! При таком режиме из тебя получится лентяй и неуч.

Вова:

- Не получится.

Вед.

- Это почему?

Вова:

- Потому что мы с бабушкой выполняем весь режим!

Вед.

- Как это с бабушкой?

Вова:

- А так. Половину выполняю я, а половину бабушка. А вместе мы выполняем весь режим.

Вед.

- Не понимаю, как это?

Вова:

- Очень просто! Подъем выполняю я. Зарядку выполняет бабушка. Умывание – бабушка. Уборка постели – бабушка. Завтрак – я. Прогулка – я. Приготовление уроков – мы с бабушкой. Прогулка – я. Обед – тоже я.

Вед.

- И тебе не стыдно? Теперь мне понятно, почему ты такой недисциплинированный.

Вова:

- Нет, не стыдно!

(убегает)


УЧИТЕЛЬ

- Конечно, Вова неправильно распределил время: прогулка – обед – прогулка. Сплошной отдых. А где же труд? В режиме обязательно должен чередоваться труд с отдыхом. Чтобы учебный труд, любая работа были успешными и не утомительными, необходимо выполнять некоторые  правила.


Игра «Волшебные минутки»

-Посмотрите на картинки на столах.

-Что здесь изображено? (режим дня школьника)

-А по порядку ли здесь расставлены картинки? (нет)

- Давайте расставим их по порядку.

«Сегодня у нас в гостях».


Откроем следующую страницу классного часа «Сегодня у нас в гостях». Мы пригласили детского врача для того, чтобы еще раз напомнить нам о режиме дня.

Ведущий: Спасибо за интересный и полезный рассказ. Будем надеяться, что ребята внимательно выслушали вас и сделали для себя выводы.


Чтобы многое успеть, нужно выполнять правила. Ребята, давайте мы с вами создадим «ПАМЯТКУ» о том, КАК УПРАВЛЯТЬ МИНУТОЙ!

Для этого вам нужно…….

Можно предложить советы:

1. Распредели свой день.

2. Пораньше ложись спать и пораньше вставай.

3. Утром делай зарядку.

4. Уроки учи не сразу, как пришел из школы, а через час-два.

5. После школы отдохни, но лучше активно и на свежем воздухе.

6. Уроки делай днем.

7. Поздно вечером не занимайся, так как мозг уже устал.

8. Сначала делай уроки, что потрудней.

9. Посещай секцию или кружок.

10. Помогай родителям по хозяйству.



ВЫВОД

Я надеюсь, что каждую минуту вы будете внимательными на уроке, что с каждой минутой вы будете узнавать что-то новое или будете учиться делать еще лучше то, чему уже научились. Давайте скажем все вместе: «БУДЕМ БЕРЕЧЬ КАЖДУЮ МИНУТУ!»


Говорят: время деньги, а на деньги и время не купишь. Время летит, течёт, бежит. Оно никого не ждёт. Каждому человеку отпущено своё время, и его ни убавить, ни прибавить. Так наполните его радостью, добром и любовью.


Рефлексия

Наш устный журнал прочитан, но жизнь продолжается.

Прежде чем расстаться, попрошу вас встать в круг. Мне было приятно с вами общаться.

Я прошу, чтобы каждый рассказал о чувствах, которые он сейчас испытывает, с чем уходит с нашей встречи. Пригодится ли вам то, о чем мы размышляли? Сегодня я узнал … .

Было интересно …

Было трудно … .

Я понял что … .

У меня получилось …

Я смог …

Я попробую …

Меня удивило …

Мне хотелось …

Спасибо. ЦЕНИТЬ СВОЁ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЕЙ

-НЕ ОТКЛАДЫВАЙ НА ЗАВТРА ТО, ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ СЕГОДНЯ
-ВЫПОЛНЯЙ ЗАДАНИЯ ТОЧНО В СРОК


Хорошо поработали, вы молодцы, а сейчас предлагаю закончить нашу встречу караоке  песней фиксиков «Часики идут»


На слайд


СЛОВАРЬ С.И. ОЖЕГОВА

ВРЕМЯ  определенный момент, в который происходит что-нибудь.

ВРЕМЯ  промежуток той или иной деятельности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет.

ВРЕМЯ  продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами.