СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МР по ПР МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по организации и проведению практических работ для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования с дополнительной подготовкой в области музыкальной деятельности

Просмотр содержимого документа
«МР по ПР МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности»

Управление образования и науки липецкой области

Государственное областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Усманский многопрофильный колледж»













Методические рекомендации по организации и проведению практических работ


по МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности

ПМ.01 Преподавание в области музыкальной деятельности

Программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)

по специальности: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования


по программе углубленной подготовки













Усмань 2017



Методические указания по организации и проведению практических работ по МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности, по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.





Разработчики: ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»





Разработчик: Смольянинов О. А., преподаватель музыки









Одобрено на заседании цикловой комиссии ________________________

(дата)



Председатель цикловой комиссии _________ ____________________

(роспись) (инициалы, фамилия)







Утверждаю

Заместитель директора

по учебно-методической работе ____________ ______________________

(роспись) (инициалы, фамилия)

Введение

Практические занятия, как вид учебных занятий, направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений и составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.

В процессе практического занятия обучающиеся выполняют одно или несколько практических заданий в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.

Содержание практических занятий по МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности, должно охватывать весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина, а в совокупности охватывать всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист.

При разработке содержания практических занятий следует учитывать, что наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

Выполнение обучающимися практических занятий проводится с целью:

  • формирования практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, установленными ФГОС и рабочей программой МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности, по конкретным разделам и темам дисциплины;

  • обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний;

  • совершенствования умений применять полученные знания на практике, реализации единства интеллектуальной и практической деятельности;

  • развития интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;

  • выработки таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива при решении поставленных задач при освоении общих и профессиональных компетенций.

Соответственно в процессе освоения МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности, обучающиеся должны овладеть:

умения:

- находить и использовать информацию, необходимую для подготовки к занятиям;

- определять цели, задачи занятия в области музыкальной деятельности;

- разрабатывать планы, конспекты, сценарии занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики области музыкальной деятельности;

- педагогически обоснованно выбирать и реализовывать разные формы, методы, приёмы обучения и воспитания при работе с одновозрастным или разновозрастным объединением детей по интересам в области музыкальной деятельности с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей;

- демонстрировать способы, приёмы деятельности в области музыкальной деятельности дополнительного образования детей;

- стимулировать познавательную активность на занятии, создавать условия для развития мотивации детей к области музыкальной деятельности дополнительного образования детей;

- создавать на занятии условия для самопознания и самосовершенствования;

- выявлять и поддерживать одаренных в музыкальной деятельности детей;

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями;

- использовать информационно-коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе;

- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся, освоения программы дополнительного образования;

- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, корректировать цели, содержание, методы и средства обучения по ходу и результатам проведения;

- вести учебную документацию.

знания:

- технологические основы музыкальной деятельности в области дополнительного образования детей;

- психолого-педагогические основы проведения занятий с детьми по программам дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;

- особенности дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;

- теоретические основы и методику планирования занятий в музыкальной деятельности дополнительного образования детей;

- принципы отбора и структурирования содержания дополнительного образования детей в музыкальной деятельности;

- методы, методики и технологии организации деятельности детей в музыкальной деятельности дополнительного образования;

- основы комплектования, виды и функции одновозрастного и (или) разновозрастного объединения детей по интересам дополнительного образования детей;

- способы активизации учебно-познавательной деятельности детей разного возраста, педагогические условия развития мотивации к избранной области деятельности;

- педагогические и методические основы развития творческой индивидуальности личности в области музыкальной деятельности;

- основные виды технических средств обучения (ТСО), информационно-коммуникационные технологии и их применение в образовательном процессе;

- педагогические и гигиенические требования к организации обучения музыкальной деятельности;

- виды документации, требования к ее оформлению.

Вышеперечисленные умения и знания направлены на формирование следующих профессиональных и общих компетенций студентов:

Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.

ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.

ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.

ПК. 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.

ПК. 1.5. Анализировать занятия.

ПК. 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.

ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.

ПК. 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.

ПК. 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

ПК. 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК. 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Данные методические указания по организации и проведению практических работ составлены в соответствии с содержанием рабочей программы МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности, специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования по программе углубленной подготовки.

МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности изучается в течение пяти семестров. Общий объем времени, отведенный на выполнение практической работы по МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности, составляет в соответствии с учебным планом и рабочей программой – 101 час.

Методические указания призваны помочь студентам правильно организовать работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности, а также в закреплении теоретических знаний и умений.























Распределение часов на выполнение практической работы студентов по разделам и темам МДК.01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности

Наименование раздела, темы

Количество часов на ПР

Раздел 1. Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности.

101

Тема 1.2. Методы музыкального воспитания.

7

Тема 1.3. Субъекты процесса музыкального воспитания школьников в системе ДОД: педагог, учащиеся, родители.

6

Тема 1.4. Методика конструирования и проведения внеурочных занятий в творческих коллективах и объединениях.

16

Тема 1.7. Использование информационно-коммуникационных технологий и технических средств обучения в процессе музыкальных занятий в системе ДОД.

8


Тема 1.8. Вокальный ансамбль, основы формирования коллектива. Методика работы в детском вокальном коллективе.

3


Тема 1.9. Формы работы вокального коллектива. Драматургия репетиции. Репертуар.

3


Тема 1.10. Способы активизации учебно-познавательной деятельности детей разного возраста.

2

Тема 1.11. Планирование учебно-образовательного процесса в системе ДОД.

2

Тема 1.12. Контроль и оценка на музыкальных занятиях в ДОД.

9

Тема 1.13. Педагогические и теоретические основы развития детского творчества.

14

Тема 1.14. Специфика работы с детьми с ЗПР, девиантным поведением.

9

Тема 1.15. Специфика работы с музыкально-одаренными детьми.

6

Тема 1.16. Принципы отбора и структурирования содержания образования в системе ДОД.

3

Тема 1.17. Методика организации и проведения занятий различных видов музыкальной деятельности детей в ДО.

13



Перечень рекомендуемой литературы

Основные источники:

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования. – М., Музыка, 2014.

2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. - М., Академия, 2014.

3. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - М., Академия, 2012.

4. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. - М., Просвещение, 2014.

5. Майковская Л.С. Артистизм учителя музыки. - М., 2015.

6. Матвеева Л.В. Теория и практика музыкального воспитания в семье. - Екатеренбург, 2013.

7. Осеннева М.С. Теория и методика музыкального воспитания. - М.: Издательский центр «Академия», 2012г.

8. Попов В.М. Бизнес- планирование. Учебник. М: Финансы и статистика, 2011г.

9. Струве, Г.А. Школьный хор. - М.: Музыка, 2011г.

10. Стулова, Г.П. Теория и практика вокальной работы в дет. хоре. - М.: Владос, 2012. - 176 с.

11. Стулова Г.П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором. Учебной пособие. / Г. П. Стулова. — М: Планета музыки, 2014. — 176 с.

12. ФГОС СПО по специальности 050148 Педагогика дополнительного образования

13. Шевчук Д.А. Бизнес -планирование: уч. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс 2010г.

Дополнительные источники:

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 336 с.

2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. - 336 с.

3. Давыдова М.А. Уроки музыки:1-4 классы. - М.: ВАКО, 2010. - 250 с.

4. Ермакова О.К. Краткий музыкальный словарь Изд.2-е - Ростов-н/Д: Феникс 2015.

Электронные ресурсы:

1. Corel Draw - векторный графический редактор, позволяющий создавать и редактировать векторные изображения непосредственно на экране компьютера, а также сохранять их в различных векторных форматах

2. Photoshop - растровый графический редактор, позволяющий рисовать и редактировать изображения на экране компьютера, а также сохранять их в различных растровых форматах. В отличии от векторного редактора, растровый используют для представления изображений матрицу точек.

3. Power Point - программа для создания и проведения презентации

4. Paper Folding 3D - программа-учебник предназначенная для виртуального создания классических моделей оригами.

5. http://www.rsl.ru/ru/s97/s339/- Электронный каталог Российской государственной библиотеки

6. http://www.edu.ru/ - портал «Российское образование».

7. http://standart.edu.ru/ – сайт, на котором размещены стандарты Российского образования.

8. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531 – сайт, на котором размещены примерные программы начального образования в соответствии с современными стандартами Российского образования.

9. http://www.n-shkola.ru/ – сайт журнала «Начальная школа

10. http://nsc.1september.ru/– электронная версия газеты «1 сентября. Начальная школа».







































































Раздел 1. Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности.

Тема 1.2 Методы музыкального воспитания. (7 часов)

Практическая работа №1

Задачи обучающегося:

1. Использовать общедидактические и музыкальные методы обучения в процессе восприятия музыки.

2. Применить наглядно-слуховой метод и метод размышления о музыке как средство активизации певческой работы на занятии.

Опорные понятия: метод, общедидактических методы.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. общую характеристику музыкальных методов.

Уметь:

  1. применять различные музыкальные методы на занятиях.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Литература: Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования.

Алгоритм деятельности обучающегося:

  1. В чем заключается взаимосвязь методов музыкального образования с его задачами?

  2. В чем заключается специфика применения общедидактических методов в музыкальном образовании?

  3. Охарактеризуйте специальные и инновационные методы музыкального образования.

  4. Раскройте содержание метода эмоциональной драматургии на музыкальных занятиях.

  5. Используя методы музыкального образования, смоделируйте фрагмент музыкального занятия по видам деятельности: слушание музыки, вокально-хоровая работа, игра на детских музыкальных инструментах, пластическое интонирование.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

Тема 1.3. Субъекты процесса музыкального воспитания школьников в системе ДОД: педагог, учащиеся, родители. (6 часов)

Практическая работа №2

Задачи обучающегося:

1. Определить уровень музыкальных способностей школьников.

2. Научиться проводить ролевую игру «Родительское собрание» по теме «Мы едем в театр».

Опорные понятия: педагог, учащиеся, родители.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Профессиональные компетенции педагога ДО в музыкальной деятельности.

  2. Музыкальные способности детей.

Уметь:

  1. Определять уровень музыкальных способностей школьников;

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Литература: Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Разработайте и проведите с сокурсниками ролевую игру «Родительское собрание» по теме «Музыкальное воспитание ребенка в семье».

Методические рекомендации

Предварительно для участия в игре в роли педагога подберите убедительные примеры из художественно или музыкальной литературы о роли семьи в развитии музыкальных способностей известных композиторов и исполнителей. Для участия в игре в роли родителей продумайте вопросы к педагогу по проблеме организации музыкального воспитания в семье.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

Тема 1.4. Методика конструирования и проведения внеурочных занятий в творческих коллективах и объединениях. (16 часов)

Практическая работа №3

Задачи обучающегося:

  1. Организация и проведение первого занятия творческого объединения «Клуб любителей музыки».

  2. Организация и проведение первого занятия вокального кружка «Звонкие голоса».

  3. Организация и проведение второго занятия творческого объединения «Клуб любителей музыки» и вокального кружка «Звонкие голоса».

Опорные понятия: творческий коллектив, объединение.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Формы внеурочных занятий;

  2. Требования к учебному занятию творческого объединения.

Уметь:

  1. Организовывать и проводить занятия в творческих объединениях.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Литература: Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования.

Алгоритм деятельности обучающегося:

1. Моделирование занятия с младшими школьниками слушания музыки.

2. Моделирование занятия со старшими школьниками слушания музыки.

3. Моделирование занятия с вокальным коллективом для младших школьников.

4. Моделирование занятия с вокальным коллективом для старших школьников.

5. Разработать занятие ансамбля детских музыкальных инструментов.

6. Составьте технологическую карту занятия вокального ансамбля (тема по выбору студента). Проведите фрагмент занятия, демонстрируя профессиональные и общие компетенции. («Из чего наш мир состоит» Музыка Б. Савельева, слова М. Танича).

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

Тема 1.7. Использование информационно-коммуникационных технологий и технических средств обучения в процессе музыкальных занятий в системе ДОД. (8 часов)

Практическая работа №4

Задачи обучающегося:

1. Подготовить серию слайдов с текстами, рисунками и звуковым сопровождением.

2. Разработать компьютерную презентацию для сопровождения фрагмента занятия выбрав самостоятельно тему.

Опорные понятия: ИКТ средства.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Особенности ИКТ в музыкальном дополнительном образовании учащихся.

Уметь:

  1. Преобразовать средствами Microsoft Word текстов песен для вокальной работы, проецируя их на мультимедийный экран и разучить с сокурсниками.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Литература: Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Разработать компьютерную презентацию с помощью программ Microsoft Point и Sibelius для сопровождения фрагмента занятия выбрав самостоятельно тему. Подготовить серию слайдов с текстами, рисунками и звуковым сопровождением, анимацией, видео и аудио материалом.

Результаты работы должны быть представлены в форме презентаций творчества композиторов: П. Чайковский, С. Прокофьев, В. Моцарт, В. Шаинский, Г. Гладков, Б. Савельев, В. Ударцов.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Тема 1.8. Вокальный ансамбль, основы формирования коллектива. Методика работы в детском вокальном коллективе. (3 часа)

Практическая работа №5

Задачи обучающегося:

1. Разработать и представить презентацию: цели и задачи руководителя творческого коллектива (младший школьный возраст).

Опорные понятия: вокальный ансамбль.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Цель, задачи вокально-хоровой работы в ансамбле;

  2. Принципы организации творческого коллектива.

Уметь:

  1. Применять знания для формирования вокального коллектива.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Литература: Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования.

Алгоритм деятельности обучающегося:

1. Определить цель и задачи вокально-хоровой работы в коллективе.

2. Проанализируйте содержание работы с вокально-хоровым коллективом.

3. Назовите основные принципы вокально-хоровой работы

4. Прокомментируйте основные методы вокально-хоровой работы.

5. В чем вы видите задачи руководителя творческого коллектива

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

Тема 1.9. Формы работы вокального коллектива. Драматургия репетиции. Репертуар. (3 часа)

Практическая работа №6

Задачи обучающегося:

1. Играть вокальные упражнения для снятия напряжённости голоса;

2. Подбирать репертуар согласно критериям.

Опорные понятия: репетиция, репертуар.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Основные формы работы вокального коллектива;

Уметь:

  1. Определять основные стадии развития голоса;

  2. Проводить репетицию согласно драматургии.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Литература: Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования.

Алгоритм деятельности обучающегося:

1. В чем особенность дисциплины в детском творческом коллективе.

2. Какими вы видите взаимоотношения педагога с детьми в детском творческом коллективе.

3. Назовите принципы подбора музыкального репертуара для детей.

4. Назовите основные формы работы ДОД в области музыкальной деятельности

5. В чем особенность планирование работы в вокальном коллективе.

6. Составьте календарно-тематического планирование на месяц и прокомментируйте задачи на данном этапе работы.

7. Разработайте конспект проведения прослушивания детей для занятий в вокальном ансамбле.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

Тема 1.10. Способы активизации учебно-познавательной деятельности детей разного возраста. (2 часа)

Практическая работа № 7

Задачи обучающегося:

1. Смоделировать фрагмент занятия вокального ансамбля использую проблемно-поисковые ситуации в процессе разучивания песни;

2. Создать партитуры детских песен с помощью программы Sibelius.

Опорные понятия: учебно-познавательная деятельность.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Нестандартные формы организации музыкальных занятий;

  2. Активные формы и методы в музыкальном воспитании.

Уметь:

  1. Применять активные формы и методы в музыкальном воспитании.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Литература: Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования.

Алгоритм деятельности обучающегося:

  1. Разработать и представить презентацию по теме

«Детские музыкальные инструменты.

  1. Подобрать для импровизации детей несложные стихотворные тексты с ярким образно-эмоциональным содержанием.

  2. Познакомиться в периодической печати или в Интернете методическими материалами по теме: «Педагогические условия развития творческой личности учеников».

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

Тема 1.11. Планирование учебно-образовательного процесса в системе ДОД. (2 часа)

Практическая работа №8

Задачи обучающегося:

1. Проанализировать рабочие образовательные программы в области музыкальной деятельности;

2. Проанализировать календарно-тематические планы в системе ДОД.

Опорные понятия: учебно-образовательный процесс.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Виды планирования процесса музыкального воспитания. Функции и содержание планирования. Общие требования к планированию учебно-образовательного процесса в системе ДОД.

Уметь:

  1. анализировать документацию учебного процесса в ДОД.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Литература: Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования.

Алгоритм деятельности обучающегося:

1. Составить календарно-тематическое планирование вокально-хоровой работы с творческим коллективом на полугодие

2. Составить календарно-тематическое планирование слушания музыки с творческим коллективом на полугодие

3. Составить календарно-тематическое планирование с оркестром детских музыкальных инструментов на полугодие.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.



Тема 1.12. Контроль и оценка на музыкальных занятиях в ДОД. (9 часов)

Практическая работа №9

Задачи обучающегося:

1. Смоделировать занятии с дошкольниками, младшими школьниками, старшими школьниками и провести занятия с сокурсниками.

Опорные понятия: контроль и оценка.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Методику определения музыкального развития обучающихся.

  2. Структурные модели музыкальных занятий.

Уметь:

  1. Моделировать занятия с учащимися.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Литература: Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования.

Алгоритм деятельности обучающегося:

1. Назовите основные виды контроля.

2. Перечислите основные принципы проведения и организации всех видов контроля успеваемости.

3. Назовите формы оценивания достижений воспитанников в системе ДОД.

4. Современной формой оценивания учащихся является «Портфолио». Оценка, как отдельных составляющих, так и в целом ведется на критериальной основе.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

Тема 1.13. Педагогические и теоретические основы развития детского творчества. (14 часов)

Практическая работа №10

Задачи обучающегося:

  1. Проанализировать цель и составляющие компоненты предлагаемых дидактических игр (игровой замысел, игровые действия, роли, правила).

  2. Смоделируйте дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха, ладового чувства, чувства ритма.

  3. Смоделируйте и проведите фрагмент вокального занятия, используя метод импровизации.

Опорные понятия: детское творчество.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Характеристику детского творчества;

  2. Значение художественно - творческой деятельности для музыкального развития обучающихся.

Уметь:

  1. Проводить дидактические игры на выявления музыкальных способностей.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Литература: Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования.

Алгоритм деятельности обучающегося:

  1. Подобрать для импровизации детей несложные стихотворные тексты с

образно-эмоциональным содержанием и разработать творческие задания.

  1. Познакомиться с научно – методическими работами по теме:

«Педагогические условия развития творческой личности школьников».

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

Тема 1.14. Специфика работы с детьми с ЗПР, девиантным поведением. (9 часов)

Практическая работа №11

Задачи обучающегося:

  1. Разработать и провести фрагменты музыкально-фольклорных праздников с использованием различных видов деятельности: вокально-хоровой, музыкально-ритмической, инструментальной.

Опорные понятия: ЗПР, девиантное поведение.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Методику организации слушания классической музыки с детьми, требующих коррекции;

  2. Влияние музыкального фольклора на психоэмоциональное состояние детей на музыкальных занятиях.

Уметь:

  1. Организовывать музыкально-исполнительскую деятельность детей с ЗПР в шумовом оркестре.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Литература: Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования.

Алгоритм деятельности обучающегося:

1. Сформулируйте особенности работы с детьми ЗПР в музыкальном воспитании.

2. Корни возникновения музыкотерапии как метода.

3. Составить список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями:

4. Назовите достоинства музыкотерапии

5. Разработать рекомендации по организации слушания классической музыки для детей, требующих коррекции и провести с сокурсниками занятие.

6. Познакомиться с системой музыкальных занятий К. Орфа, написать реферат.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.



Тема 1.15. Специфика работы с музыкально-одаренными детьми. (6 часов)

Практическая работа №12

Задачи обучающегося:

1. Нарисовать портрет одаренного ребенка.

2. Разработать рекомендации по организации слушания классической музыки для детей, требующих коррекции и провести с сокурсниками занятие.

Опорные понятия: музыкально-одарённый ребёнок.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Способы выявления одаренности детей.

Уметь:

  1. Моделировать индивидуальное занятие с музыкально-одаренными детьми.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Литература: Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Критерии для написания рекомендаций:

  1. Абсолютная безвредность;

  2. Легкость и простота применения;

  3. Возможность контроля;

  4. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик,

С помощью специально организованных звукосочетаний музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать: самые различные НАСТРОЕНИЯ — радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

  3. Четкая, логически выстроенная формулировка анализа и выводов по работе.

  4. Правильность оформления работы. Соблюдение требований оформления практической работы.

Тема 1.16. Принципы отбора и структурирования содержания образования в системе ДОД. (3 часа)

Практическая работа №13

Задачи обучающегося:

1. Рассмотреть Закон «Об образовании».

Опорные понятия: Закон «Об образовании».

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Основные положения Закона «Об образовании».

Уметь:

  1. Ориентироваться и находить нужное в Законе «Об образовании»

Необходимое оборудование: Закон «Об образовании».

Алгоритм деятельности обучающегося:

  1. решение задач;

  2. игра гармонических оборотов и гармонических последовательностей;

  3. игра секвенций;

  4. гармонический анализ музыкального произведения;

  5. гармонизация песенной мелодии в различных видах фактуры.

Критерии оценивания работы

  1. Понятие «содержание образования» ст.14 в законе «Об образовании»

  2. Главный фактор при конструировании содержания образования

  3. Проблемы в проектировании содержания образования Закон «Об образовании»

  4. Характеристика содержания дополнительного образования в законе «Об образовании».

Тема 1.17. Методика организации и проведения занятий различных видов музыкальной деятельности детей в ДО. (13 часов)

Практическая работа № 14

Задачи обучающегося:

1. Подобрать необходимые интонации, тон, темп и динамику речи, соответствующие художественному образу стихотворения о Шопене Хаустова А., подобрать поэтические тексты для проведения этого вида работы.

2. Разучить песни с сокурсниками с использованием музыкально - ритмических движений.

3. Проведение творческих заданий-этюдов (рассказать содержание музыки «без слов», в движении).

Опорные понятия: методы современного музыкального обучения.

Планируемый результат:

Студент должен знать:

  1. Характеристика основных методов современного музыкального обучения;

  2. Современные методы и методики музыкального воспитания в практической деятельности педагога ДОД.

Уметь:

  1. Разучивать песни.

  2. Составлять, находить, применять творческие задания.

Необходимое оборудование: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи, мультимедиа. Литература: Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования.

Алгоритм деятельности обучающегося:

Моделирование и проведение занятия по программам дополнительного образования с использованием различных видов музыкальной деятельности: вокально-хоровая работа, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах, пластическое интонирование.

Критерии оценивания работы

  1. Самостоятельность выполнения работы.

  2. Правильность и точность выполнения работы.

26