Областной конкурс сочинений «Великий язык великой нации»
номинация
Начинаю исследование»
Работу выполнил: ученик 10 класса
БОУ «Нагорно-Ивановская» СОШ
Тарского муниципального района
Омской области.
Трипутин Никита
Руководитель : Кузнецова Нина
Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Русский язык - самый богатый из всех существующих. И это факт. Константин Паустовский уверял, что нет таких звуков, образов и даже красок, которые нельзя было бы описать словами русского языка. Если подумать, то он прав. Ведь какой бы цвет, аромат или вид нам ни приходилось бы описывать, мы всегда находим нужные слова, описания, образы и сравнения»
Язык играет огромную роль в жизни человека. Мы живем в России, в могучей мировой державе и должны уважать и гордиться ее славным языком. Русский язык – язык межгосударственный, т.к. является одним из пяти основных рабочих языков ООН, его понимают 350 миллионов человек.
К.Г.Паустовский писал: «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает до «косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли». Я горжусь , что живу в России, учусь в русской школе, каждый день изучаю с одноклассниками русский язык и литературу, поэтому можно утверждать, что значение русского языка для меня велико.
Нет ничего лучше библиотек. Там царит своя особая атмосфера и своя невидимая рука, которая завлекает вас все дальше и дальше между книжных полок. В любой библиотеке можно проследить развитие русского языка. Раньше я часами мог проводить среди этих книг, жадно упиваясь поисками тех или иных знакомых слов и наблюдать за тем, как они изменялись. Человеку несведущему и лишенному всякого интереса к языку это покажется на первый взгляд странным и сам же он ничего, кроме как сильного контраста между ними не заметит.
Любовь к родному слову это не пустой звук: для меня это, во-первых, патриотизм, ведь отношение к своей Родине передается через родную речь, во-вторых, стремление познать всю красоту русского языка, одного из самых мелодичных и сложных во всем мире.
Я очень люблю писать сочинения по русскому языку и литературе. Это позволяет мне выразить свои мысли на бумаге. Важно не только суметь рассказать и передать человеку идею устно, часто приходится общаться с людьми посредством интернета или бумаги, поэтому просто необходимо владеть письменной речью. Вот уже несколько лет мы занимаемся научно- практической деятельностью , исследованием в области русского языка
Мы задумались, как очистить речь наших учеников от словесного мусора: слов не соответствующих литературным орфоэпическим нормам русского языка. В результате появился проект "Лингвоком словесного мусора" с увлекательными мероприятиями: литературно-лингвистической викториной, квест-игрой, часом вежливости и подвижными играми.
П
роект «Лингвоком словесного мусора»
Идея проекта: на протяжении действия проекта, используя разные формы библиотечных мероприятий, посвящённых культуре речи, дети учатся говорить правильно, избавляясь от употребления в речи слов, не соответствующих литературным орфоэпическим нормам русского языка, периодически формируя бумажный ком – лингвоком словесного мусора. Ком состоит из основы – смятой бумаги в форме шара и бумажных лент разного цвета. На лентах дети пишут слова-мусор, от которых им самим или кому-либо с их помощью удалось очистить свою речь. Ленты закрепляют на основе. В последний день действия проекта 6 июня, в День русского языка лингвоком словесного мусора юные лингвисты выбросят в урну, таким образом, участники проекта символически продемонстрируют факт изъятия из своего словарного запаса некоторых слов, запечатлённых на лентах лингвокома.
Пояснительная справка: слово «лингвоком» - неологизм, придуманный в рамках данного проекта (от лат. lingua — язык). Лингвоком словесного мусора – информационный бумажный шар, ком, содержащий печатный перечень слов, не отвечающих литературным орфоэпическим нормам русского языка, от которых удалось очистить свою речь участникам проекта.
Цель проекта: формирование интереса детей к родному языку, русской речи, литературному чтению.
Задачи проекта:
Провести ряд мероприятий, направленных на повышение интереса к языкознанию, расширяющих кругозор и общую культуру.
Участники проекта: дети младших и средних классов
Сроки реализации проекта: в течение первого полугодия 2018 года
Социальные партнёры: библиотека
Ожидаемый результат:реализация проекта создаст условия для развития интереса к русскому языку, литературе, позволит повысить общий уровень культуры участников проекта.
Используя разные формы мероприятий, посвящённых культуре речи, мы учились говорить правильно, избавляясь от употребления в речи слов, не соответствующих литературным орфоэпическим нормам русского языка.
Реализация проекта создала условия для развития интереса к русскому языку, литературе, позволила повысить общий уровень культуры участников проекта.
Самое интересное, что данный проект « жив». Участники говорят о том, что проект помогает при подготовке к ЕГЭ.
.
Флэш моб «Говори правильно!»
Флэш моб «Говори правильно!»
Цели и задачи акции: через ролевые игры стимулировать интерес детей к изучению русского языка, создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений, привлечь внимание окружающих к данной теме, заинтересовать тематической литературой.
С кричалками группа детей должна передвигаться от одного магазина к другому.
Кричалки:
Не свекла, а свёкла,
Не Фекла, а Фёкла.
Не ремень, а ремень,
Не щавель, а щавель.
Торты нам принёс Вадим,
Торты дружно мы едим!
На лугу щавель растёт
Сварит суп друзьям Федот.
- Мой дед столяр! –
Гордо сказал Макар.
Душица, ромашка – целебные травы!
Вы, конечно же, правы!
Вопросы для продавцов продуктовых магазинов:
1. Скажите, пожалуйста, есть у вас товары по оптовым ценам?
2. Скажите, пожалуйста, бывают у вас в продаже торты «Наполеон»?
3. Скажите, пожалуйста, какой кофе в магазине у вас самый вкусный?
4. Скажите, пожалуйста, есть у вас в продаже камбала?
5. Скажите, пожалуйста, бывают у вас в продаже кедровые орехи?
6. Скажите, пожалуйста, есть у вас свёкла в продаже?
7. Скажите, пожалуйста, может хлеб заплесневеть, если его держать в холодильнике?
8. Скажите, пожалуйста, бывает у вас в продаже щавель?
9. Скажите, пожалуйста, сколько апельсинов и мандаринов я могу купить на 100 рублей?
10. Скажите, пожалуйста, сколько стоит сливовый сок?
11. Скажите, пожалуйста, какие фрукты у вас слаще – яблоки или бананы?
12. Скажите, пожалуйста, сколько яблок можно купить на 100 рублей?
13. Скажите, пожалуйста, сколько щавеля можно купить на 100 рублей?
Вопросы для продавца хозяйственно-промышленного магазина:
1. Скажите, пожалуйста, есть у вас в продаже пуловер 42 размера?
2. Скажите, пожалуйста, есть в магазине каталог товаров?
3. Скажите, пожалуйста, есть у вас в продаже цепочки?
4. Скажите, пожалуйста, есть у вас в ассортименте банты и шарфы цвета пурпур?
5. Скажите, пожалуйста, есть у вас кухонные ножи в продаже?
6. Скажите, пожалуйста, могу я у вас приобрести кожаный ремень?
7. Скажите, пожалуйста, есть у вас импортный шампунь?
8. Скажите, пожалуйста, есть у вас в продаже жалюзи?
9. Скажите, пожалуйста, есть у вас куртка красивее, чем у Саши, но не втридорога?
10. Скажите, пожалуйста, есть у вас в продаже голубой тюль?
11. Скажите, пожалуйста, есть у вас в продаже вантузы?
12. Скажите, пожалуйста, сколько носков я могу купить на 100 рублей?
13. Покажите мне, пожалуйста, несколько пар чулок и сапог моего размера.
14. Покажите мне, пожалуйста, несколько блюдец разного цвета.
15. Скажите, пожалуйста, есть у вас в продаже современные розетки? (не резетки).
Одной из важных задач сибирской диалектологии является полное описание особенностей местных говоров. Каждое слово для науки представляет определённую ценность, независимо от того, входит ли оно в литературный язык или является только принадлежностью какого-либо местного говора, т.к. оно появилось в речи для того, чтобы обозначить, назвать какую-то действительность. Потерять диалектное слово – это значит потерять для народа, для его истории частичку духовной и материальной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни многих людей в течение тысячи лет.
Мы выяснили, что «нелитературная лексика» - это лексика, не соответствующая норме русского литературного языка и находящаяся за его пределами, территориальные диалекты называют «местным говором».
Жители нашей местности принесли свой говор из разных мест русской земли, сформировали новое наречие, характерное для жителей данной местности.
В результате анализа слов, собранных в нашей картотеке, мы выяснили, что большинство из них – слова диалектного характера, а их принято называть «диалектизмами» (греч. – разговор, говор, наречие).
Местные слова в русском языке не только многочисленны, но и разнообразны по содержанию. Среди них выделяются:
- названия жилых или хозяйственных построек:
Заплот- ы, м.р. Деревянный забор, сделанный из бревен.
- названия некоторых предметов домашнего обихода и утвари.
Чипила – ы. м.р. Держатель для сковороды.
Рогач – и, м.р., Ухват для домашнего обихода;
-названия продуктов питания и кушаний.
Кислица – ж.р., только ед.ч. Щавель.
Саракваша – ж.р., ед.ч. Простокваша.
Кулага – только ед.ч. Хлебная каша.
Галанка – и,ж.р. Брюква.
- названия старинной обуви и одежды:
Обутки – мн.ч. Любая обувь.
Опорки – мн.ч. Обрезанная обувь.
-фразеологизмы:
Возьми тебя родимец. (Чтоб тебе было мало).
Балясы точить – болтать.
Дать чёсу (Наказать ребёнка за шалость). И т.д.
К числу наиболее употребительных слов русского языка относятся слова, обозначающие процесс говорения.
В нашей местности к русскому литературному « говорить» мы выделили такие:
Чуешь – ю.н.в.слушать. (Чуешь или нет? К нам гости приехали).
Хормотать – чу., -ешь, несов. Говорить непонятно, невнятно.(Что ты хормочишь?).
Эти слова характерны для русских говоров северных территорий. Для хранения продуктов, приготовления пищи используется самая разнообразная посуда. В том числе гончарная, которую делали из глины, а затем обжигали.
Особенно широкое распространение гончарные изделия получили в сельской местности.
Кринка в широко известном «Словаре русского языка С.И.Ожегова» (22-е издание, Москва, 1990 г.) это слово объясняется так: « удлиненный глиняный горшок для молока».
Корчага – и, ж.р. Большая кринка. А в Поволжье в этом значении распространено слово «балакирь». В приложении к работе имеются слова к различным темам: «домашняя утварь», «Домашние животные», «Предметы обихода» и т.д.
Мы привели примеры некоторых слов, встречающихся в наших говорах. Но и этот небольшой перечень показывает, что местные слова своеобразны, с успехом могут дополнять и уточнять словарь русского литературного языка.
При исследовании устной речи жителей села нами использовался метод интервьюирования, включенных наблюдений. Были сделаны записи спонтанной речи в процессе живого общения, полевой дневник..
В ходе сбора диалектного материала среди опрошенных 7 информантов, возраст которых составляет 80 лет и более.
Весь собранный материал далее был проверен по словарям русского языка: "Толковому словарю живого великорусского языка" В.И. Даля в 4 томах, "Толковому словарю русского языка" С.И. Ожегова (2008 г.).
Проводя социологический опрос, мы узнали количественный состав жителей, которые пока ещё используют в своей речи диалектизмы.
В нашем селе остаются главным образом пенсионеры, но и среди них немногие используют слова диалектного происхождения.
Из 350 жителей села 200 человек - пенсионеры. Среди них 87% часто употребляют в своей речи диалектные слова. В основном это те, кому за 80 лет (старожилы, их у нас 7 человека). Возраст 193 пенсионеров -55-80 лет. Среди них только 52% имеют в своём лексиконе диалектные слова.
Процент диалектов в речи остальных жителей (135 чел.исключая младенцев и ранний дошкольный возраст очень мал (16%).
С одной стороны, это радует, потому что говорит о культурном уровне, но с другой стороны, жаль, что то, что связывает нас с нашими предками уходит и может исчезнуть безвозвратно.
Местные говоры различаются между собой и отличаются от русского литературного языка не только лексическими единицами. Речь отличается оканьем и фрикативным произношением буквы «Г». Анализ диалектов и просторечий родного края говорит о богатстве культурных традиций нашего народа.
Наша исследовательская работа находится в русле изучения старожильческих говоров Нагорно- Ивановского поселения, темы, которая недостаточно изучена на современном этапе. Диалектологический материал привлек наше внимание своей обширностью, яркостью, это интересный материал, позволяющий выявить в дальнейшем приоритеты языковой картины мира жителей села Нагорного. Составлен «Словарь диалектных слов села Нагорное».
Это исследование так же для меня было интересным и познавательным, как и предыдущее. Я думаю, что буду продолжать исследования в русском языке и в 11 классе.
Научно - исследовательская деятельность позволяет нам глубже изучить предмет «Русский язык», расширяет наш кругозор, знания в истории языка, совершенствует речь, обогащает словарный запас, воспитывает в нас патриотов своей Родины.
Возможности русского языка широки и безграничны! Его можно учить, исследовать всю жизнь, всегда узнавая что-то новое, но так и не познать всех его тайн.