СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народные песни Курского края

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с музыкальной культурой Курского края. Жанры народных песен Курскоо края.

Просмотр содержимого документа
«Народные песни Курского края»

2015 год





«Народные песни Курского края»

Творческая работа


Выполнила ученица 7 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 52» БОЛДИНОВА СОФЬЯ


Руководитель проекта ДЮМИНА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА учитель музыки МБОУ «СОШ с УИОП» № 52 г. Курска





(Фрагмент мультфильма «Гора самоцветов»)

На древней Курской земле издавна звенит песня, отражая чувства и мысли, радости и ожидания курян. В основном это народные песни которые жили, бытовали веками, столетиями переходили из уст в уста, распространялись, не старели: «У песни народной старости нет». Песни — это живое свидетельство одаренности нашего народа.

Н. А. Добролюбов указывал, что «...ни один народ не отличается такой любовью к пению, как славяне и между ними русские. У нас народ сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль».

( Видео 2 Протяжная лирическая «На горушке на горе» Песня села Плёхово Курской области)


В старину песня играла очень важную роль в жизни народа. Она сопутствовала людям во время труда и досуга, в праздники и будни, дома и вдали от него. Песня не только веселила, ободряла и развлекала, но и помогала.

Термин «курские» песни означает, что эти песни бытуют в Курском крае. Фактически это курские варианты общерусских песен. Курскими вариантами они могут быть названы потому, что в них отражаются разнообразные особенности местной природы, местного быта, местного говора и т. п. Значение старинных курских песен определяется не только их содержанием, но и их высокой поэтичностью, музыкальностью. Некоторые курские варианты общерусских песен стали хрестоматийными. Они включены в школьные и вузовские хрестоматии, а также в популярные сборники русских народных песен.

Наблюдения показывают, что в песенном репертуаре курян больше лирических песен, чем эпических. Народные лирические песни всегда сюжетны, в них всегда о чем-нибудь рассказывается. Сюжет народных песен всегда очень прост и жизненно правдив.

Для песен характерна стихотворная форма, но рифма для них необязательна. Песня обычно состоит из строф, куплетов.

Курские народные песни чрезвычайно богаты образами, символами, сравнениями, разнообразными яркими эпитетами. Эмоциональность песни достигается частым употреблением уменьшительных и ласкательных форм: братец, сестрица, кукушечка, горюшко, солнышко, дубравушка, садик, реченька .

Согласно исследованиям можно утверждать, что уже в Киевской Руси, в состав которой входила Курская земля с 884 года сложились, основные жанры обрядовой и необрядовой лирики. Обрядовые песни связаны не только с трудовой деятельностью крестьянина-земледельца, но и со всеми важными событиями его семейной жизни, домашним бытом людей.

Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года. Календарно-обрядовые песни невелики по объему и несложны по поэтической структуре. Среди этих жанров лирической поэзии были колядки, веснянки, жнивные, покосные и другие песни. Так, в рождественских песнях рисуется Коляда, которая ходит по дворам, ищет хозяина, одаривает его всякими благами. Песни упрашивают, призывают к добру.

( Видео3 Колядки Курской области «Куры рябые»)


Кроме обрядово-календарной лирики была развита и бытовая лирика – это группа семейно-бытовых песен (большинство из них обрядовые, но есть и необрядовые, например, колыбельные).

Семейно-бытовые песни - это лирические поэтически-музыкальные произведения, в которых отражены чувства, переживания, мысли человека, связанные с ее личной жизнью, событиями в семье, семейными отношениями.

По тематике они делятся на три большие группы: 1) песни о любви (добрачные отношения); 2) песни о семейной жизни (родственные отношения); 3) песни о трагических семейных обстоятельствах

Соловей-соловушка сладко поет,
Сладко поет, мне спать не дает.
Сидит на рябинушке, поет свои песенки,
Песенки заветные, переливчатые.
Милый мой соловушка, жила я у матушки,
Жила я у батюшки, горюшка не ведала.
Соловушка-ладушка, полети через сини моря,
Темные леса, отнеси ты весточку моей матушке,
Родимому моему батюшке.



Семейные песни примыкают к свадебным. Это главным образом женские песни. Мужских песен о семье немного.
Главная тема женских семейных песен — жалоба на горькую, тяжелую жизнь, тоска по родной матушке.

В немногочисленных мужских песнях звучит жалоба на жену. Среди курских песен очень мало песен о счастливой семейной жизни. Счастливый брак в песнях не воспевается или воспевается очень редко.

(Видео 4 Свадебная песня «Давно давно я в батюшки была» села Плёхово Курской области)


Свадебные песни в Курском крае чрезвычайно разнообразны и богаты вариантами. Эти песни исполняются в связи со свадебным обрядом.
В Курской области существовало несколько разновидностей свадеб. Играли свадьбу несколько дней . Сама свадьба состояла из нескольких частей: сватовство, сговор (с некоторых курских местах сговор называют «образованием»), девичник, поезд жениха, венчанье, «обливание» (игра у колодца), пир и гулянье в доме жениха.
Многочисленные свадебные песни приурочивались к определенным моментам свадебной игры.

В курском свадебном репертуаре немало песен веселого, игрового содержания. В них много юмора, шутки, а порой забавной, остроумной выдумки. Некоторые свадебные песни приобрели плясовой характер и исполнялись обычно в последний, завершающий день свадьбы — на пиру в доме жениха.

(Видео 5 Свадебная плясовая «Тимоня»)


К любовным и семейно-бытовым песням примыкают песни хороводные, игровые и плясовые.

ХОРОВО́ДНЫЕ ПЕ́СНИ — песни, сопровождающие хороводы. По тематике распадаются на 2 основные  группы. В первой главенствуют  бытовые мотивы из повседневной трудовой деятельности. Вторая группа  посвящена молодым людям — их надеждам на счастливый брак. Очень часто в Курской области хороводные песни называются «вулишными». (Видео 6 Хороводная песня Курской области « Ковано, бушовано колясо»

Если хороводные песни сопровождаются играми, то обычно их называют игровыми. Игровые песни — один из популярных видов традиционной крестьянской песни. Эти песни исполняются как аккомпанемент игры, поэтому в них самое главное ритмика и мелодия. Некоторые из игровых песен, в какой-то мере сближаясь с хороводными, описывают то, что должны делать играющие.

(Видео 7 Хороводная игра «Поцелуйчики» )


Если же во время исполнения хороводных песен пляшут, то такие песни называются плясовыми.

В плясовых песнях еще больше, чем в хороводных, юмора, озорства, более быстрый ритм. Их в народе называют "частыми" песнями.

(Видео 8 Плясовая курской области «Чеботуха»)


Куряне периода Киевской Руси принимали активное участие в походах киевских князей на хазар, печенегов, половцев и татар. Среди курян, безусловно, были герои, защитники Родины. О них слагались героические песни, отзвуки которых слышатся в знаменитой характеристике курских воинов в «Слове о полку Игореве».


Советская эпоха является веком продолжения народных музыкальных традиций. . Вольно и широко звучат народные песни в колхозных деревнях и селах, в поселках и городах нашей Курской области.
Куряне бережно хранят в своей памяти лучшие образцы старинных песен и, продолжая славные традиции прошлого, создают все новые и новые песни, воспевающие родную страну, труд, любовь, подвиги героев Великой Отечественной войны.

Следует отметить, что в годы Великой Отечественной войны, в которой куряне принимали активное и массовое участие, явились могучим творческим импульсом. В этот период куряне создали значительный песенный репертуар. Курские народные песни периода Великой Отечественной войны — это живая летопись грандиозных событий и подвигов нашего народа. Курские песни военных лет учат ненавидеть войну и призывают к самоотверженной борьбе за мир во всем мире.

В послевоенном песенном репертуаре курян новых фольклорных песен очень мало, в нем преобладают лирические песни литературного и композиторского творчества. Однако фольклорная песня полностью еще не исчезла. Очевидно, они и в дальнейшем будут существовать наряду с песнями литературного происхождения.

За последние годы в области выросло и творчески окрепло множество хоровых коллективов и ансамблей; культивирующих народные песни во всех ее жанрах. (Фото фольклорного коллектива «Ларец» Курская область»)

И сегодня Курская народная песня вызывает интерес у современного слушателя и всё чаще звучит на современной музыкальной сцене.

( Видео 9 Марина Девятова «Ой куры, куры…»)

Г. В. Свиридов :

«Часто я вспоминаю свою родину — Курский песенный край, — писал композитор в дневниковой тетради. — Россия была богата песней, Курские края — особенно. До 50-х годов (как я знаю) хранились в памяти народных певцов и певиц передаваемые изустно из поколения в поколение дивные старинные напевы. Как они прекрасны, как они оригинальны, своеобычны, какая радость — слушать их».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!