СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народные промыслы Рязанского края.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация представляет собой иллюстративный материал к рассказу о народных промыслах Рязанщины.

Просмотр содержимого документа
«Народные промыслы Рязанского края.»

Народные промыслы Рязанского края МБОУ “Исадская СОШ” Устименко Татьяна Николаевна

Народные промыслы Рязанского края

МБОУ “Исадская СОШ”

Устименко Татьяна Николаевна

Скопинская керамика

На юго-западе Рязанской области, в 100 км от Рязани, находится старинный русский город Скопин. Упоминания о нем относятся еще к периоду Древней Руси, но широкую известность, которая давно уже перешагнула границы рязанской  земли, принесла городу слава скопинских гончаров.  Первые письменные источники, сообщающие о наличии в Скопине гончарного промысла, относятся к XVII веку. Возникновению его способствовало наличие местных залежей глины. Сначала промысел развивался как чисто утилитарный, обеспечивая местных крестьян и горожан нехитрым набором добротной глиняной посуды самых простых форм: крынки, емкости для теста и воды, миски, кувшины, горшки и т.д. Таких местных гончарных центров в России, да и на рязанской земле, раньше было немало.  Всероссийская известность пришла к скопинскому промыслу во II половине XIX века. В этот период начался удивительный расцвет скопинской керамики. Связано это с производством глазурованных фигурных сосудов, подсвечников, скульптур, украшенных сложной лепкой и выполненных в виде драконов, кентавров, сказочных львов, а также с фигурами рыб, птиц и домашних животных. Причем скульптура не является дополнением к сосуду, элементом его декора, а, напротив, сливается с ним, представляя собой единое целое. Этому способствовала высокая пластичность местных глин, которая позволяла мастерам находить разнообразные декоративные решения. Скопинские мастера выработали свои оригинальные приемы обжига и глазури. Особенно любимым был образ легендарной птицы Скопы, от имени которой и произошло название города.  Изделия скопинских мастеров охотно приобретали известные художники В.М. Васнецов, В.Д Поленов и коллекционеры П.И. Щукин, А.А. Бахрушин. Старейшие музеи России также стали целенаправленно пополнять свои собрания подобными произведениями. В них и сегодня можно ознакомиться с прекрасными коллекциями скопинских работ конца XIX — начала XX веков.  Традиции промысла, пережив расцвет на рубеже веков, столкнулись с его объяснимым естественным упадком в 1920-1930-е годы. И лишь в 1960-1970 гг. началось возрождение промысла. В 1969 году на базе артели «Керамик» была создана Скопинская фабрика художественной керамики, сейчас это ЗАО «Скопинская художественная керамика» и ЗАО «Скопинский сувенир».  В настоящее время творческий коллектив промысла бережно хранит и творчески развивает традиции древнего скопинского ремесла. За годы деятельности предприятия его мастера были удостоены высоких наград. Ассортимент изделий, выпускающихся на скопинском промысле, как и в прежние времена, разнообразен. По-прежнему самые интересные, по-настоящему уникальные изделия — квасники, кумганы, подсвечники, скульптуры, оправы для каминных часов,— делаются авторами вручную на гончарной основе.  Оригинальные изделия скопинского художественного промысла являются своеобразной визитной карточкой Рязанской области.  Произведения скопинцев украшают собрания более 50 музеев России, стран ближнего и дальнего зарубежья. На базе промысла каждые два года проходят международные фестивали гончаров. В 2007г. в городе Скопине открылся Всероссийский музей гончарного искусства. 

Михайловское кружево

Единственное в России цветное кружево издавна плетут в старинном городе Михайлове. Техника Михайловского кружевоплетения уникальна и не имеет аналогов. Михайловские мастерицы используют порой до 60 пар коклюшек. Это кружево очень своеобразно. В нем нет цветочных и растительных мотивов, широко распространенных в других регионах России. Узор кружева строг и геометричен — древнейший тип орнамента, элементы которого были символами солнца, воды, женского начала.  Изумительная жизнерадостность Михайловского кружева — в многоцветье красок: от скромных, сдержанных и строгих до ярких, веселых сочетаний красного и белого с синим, красного и белого с желтым, красного и черного.  В древности кружева оценивали по весу, причем один грамм кружева приравнивался к одному грамму золота. Сейчас мастера и художники продолжают создавать великолепные предметы прикладного искусства, восстанавливая древние традиции уникального михайловского кружевоплетения и пополняя, таким образом, золотой запас России. Работы мастериц выставляются на самых различных выставках и пользуются неизменным успехом.  На предприятии «Труженица» разработаны программы приёма туристов, создан небольшой музей, посвященный кружевоплетению. 

Кадомский вениз

Тонкое игольчатое кружево вызывает восхищение филигранной техникой исполнения. Кадомская вышивка возникла в эпоху Петра I, который приказал боярам и другим знатным людям носить одежду, богато украшенную кружевом. За брюссельское и венецианское кружево русской знати необходимо было платила золотом. И дабы не оскудела государственная казна, царь запретил покупать кружево за границей, а повелел обучить кружевоплетению русских монахинь. В Кадомский монастырь привезли из Венеции нескольких мастериц, которые обучили местных рукодельниц искусству создания дивных узоров. Быстро освоив ювелирную технику вышивки, рукодельницы стали плести сначала чудесное венецианское кружево, а вскоре на его основе создали уникальную игольную вышивку — «вениз», оставив в названии основу от слова «венецианский». 

С 1910 г. в Кадоме начала активно работать кружевная школа-мастерская. С 1927 г. была организована артель (с 1960 г. фабрика) «Пробуждение», продукция которой получила множество наград как на отечественных, так и на зарубежных выставках. В 1992 г. фабрика переименована в производственный кооператив «Кадомский вениз». Здесь выпускают скатерти, салфетки, рушники, воротнички, сувенирную продукцию. 

Шиловское лозоплетение Изготовление бытовых предметов из природного материала методом плетения — неотъемлемый элемент традиционной культуры крестьян Шиловского района. Наряду с плетением из дуба и бересты в крестьянском быту широко применялось плетение из ивового прута и лозы ежевики.   Плетение из лозы — это искусство. Произведения Шиловского лозоплетения органично соединяют как утилитарность, так и декоративность, высокие эстетические достоинства, помогают совершенно по-новому взглянуть на привычные вещи и явления и понять красоту окружающего мира.  Традиции Шиловского лозоплетения сегодня продолжает предприятие ООО «Шиловская лоза», в работе которого основным направлением является изготовление из ивового прута изящной плетеной мебели — кресел-качалок, диванов, стульев, предметов для декора интерьера

Шиловское лозоплетение

Изготовление бытовых предметов из природного материала методом плетения — неотъемлемый элемент традиционной культуры крестьян Шиловского района. Наряду с плетением из дуба и бересты в крестьянском быту широко применялось плетение из ивового прута и лозы ежевики.  Плетение из лозы — это искусство. Произведения Шиловского лозоплетения органично соединяют как утилитарность, так и декоративность, высокие эстетические достоинства, помогают совершенно по-новому взглянуть на привычные вещи и явления и понять красоту окружающего мира. 

Традиции Шиловского лозоплетения сегодня продолжает предприятие ООО «Шиловская лоза», в работе которого основным направлением является изготовление из ивового прута изящной плетеной мебели — кресел-качалок, диванов, стульев, предметов для декора интерьера

Касимовская роспись

Касимовская роспись