Научно-исследовательская работа
«Свойства воздуха.»
Автор:
Джакеев Алмас
ученик 3 класса
Магистральной СОШ
Научный руководитель:
Исмакова А.Н.
учитель начальных классов
Магистральной СОШ
Цель и задачи исследовательской работы
Познакомиться с богатством природы – воздухом, расширить и углубить знания о воздухе.
1.Познакомиться с некоторыми свойствами воздуха; установить простейшие связи, сделать выводы.
2.Показать значимость воздуха для жизни растений, животных, человека.
3.Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, указать важнейшие меры по его охране.
Гипотезы.
1.Воздух находится везде.
2. Воздух прозрачный.
3. Воздух не имеет запаха.
4. Воздух не имеет веса.
5. Сжимаемость и упругость воздуха.
6. Воздух не имеет сопротивления.
7. Горячий воздух легче, чем холодный.
8. Воздух расширяется и сжимается.
9. Воздух давит одинаково во всех направлениях.
10. Воздух нужен растениям и животным.И
Исследования (методы и средства).
1 . Изучение печатного материала о воздухе.
2. Поиск материалов в Интернете.
3. Наблюдения, сравнения.
4. Постановка опытов.
5. Выводы.
Опыты
Опыт № 1. Обнаружение воздуха.
Цель: увидеть, что воздух занимает место.
Технологический процесс : какими способами можно доказать, что воздух не пустое место? Надо продемонстрировать его наличие.
1. Взять полиэтиленовый пакет, скрутить его, он стал выпуклым. Почему? Потому что внутри пакета находится воздух.
Опыт № 2. Прозрачность.
Цель: показать, что воздух прозрачен.
Технологический процесс: сравним воздух с непрозрачными предметами.
Возьмем лист бумаги. Он непрозрачен – через него мы не видим окружающие предметы. А через воздух всё видно.
Вывод: воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы.
Опыт № 3. Отсутствие запаха.
Цель : показать, что чистый воздух ничем не пахнет.
Технологический процесс: возьмём апельсин. Почистим его и сразу почувствуем соответствующий запах, распространяющийся в помещении. До этого ничем не пахло.
Вывод: чистый воздух ничем не пахнет.
Опыт № 4. Воздух не имеет веса.
Цель: проверить, имеет ли воздух вес.
Технологический процесс: Возьмем два шарика одинакового размера и веса. Надуем их и завяжем концы с помощью ниток. Закрепим шарики на двух концах стержня. Привяжем нитку к центру стержня и повесим так, чтобы стержень был параллельно земле. Проколем один шарик иголкой. Ровно висящий стержень перевешивается в сторону надутого шарика.
Вывод: надутый шарик тяжелее, чем сдутый, из-за воздуха внутри него. Вот почему конец стержня с надутым шариком наклоняется. Это показывает, что воздух имеет массу.
Опыт № 5. Сжимаемость и упругость.
Цель: проверить воздух на сжимаемость и выяснить имеет ли он упругость.
Технологический процесс: 1. Возьмем шприц и потянем поршень, так чтобы шприц заполнился воздухом. Заткнем пальцем отверстие вверху шприца. С силой надавим на поршень. Затем отпустим его. Из-за сильного давления воздуха внутри шприца поршень выстреливает с большой силой, возвращаясь в исходное положение.
2. Ударим мячом об пол. Воздух в мячике сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.
Вывод: из-за надавливания на поршень воздух внутри шприца сжимается, что приводит к увеличению силы, с которым он воздействует на стенки шприца и на палец. Когда поршень возвращается в исходную позицию, сжатый воздух расширяется и снова заполняет весь шприц. Таким образом, воздух сжимаем и упруг.
Опыт № 6. Воздух не имеет сопротивления.
Цель : проверить такое свойство воздуха, как сопротивляемость.
Технологический процесс: сделаем маленький парашют и опустим его с высоты. Понаблюдаем за тем, как он медленно опускается. Почему? Потому что воздух замедляет падение.
Вывод: воздух поддерживает и расширяет купол, замедляет падение, то есть сопротивляется.
Опыт № 7. Горячий воздух легче, чем холодный.
Цель: проверить, что горячий воздух легче холодного.
Технологический процесс: Нарисуем на бумаге спираль и вырежем ее. Заточенным карандашом проделаем небольшое отверстие в центре спирали. Проденем через него нитку. Подержим спираль над электрическим нагревателем. Спираль начинает вращаться вокруг своей оси.
Вывод: Температура воздуха над нагревателем начинает повышаться. Горячий воздух поднимается и вступает в контакт с бумажной спиралью, проходя между ее витками. Воздух давит на витки, заставляя спираль вращаться .
Опыт № 8. Воздух расширяется и сжимается.
Цель: доказать опытным путем, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
Технологический процесс: Возьмем пустую бутылку и две емкости с горячей и холодной водой. Используя резинку, закрепим шарик на горлышке бутылки. Поставим бутылку в емкость с горячей водой. Мы увидим, что шарик начинает надуваться. Поставим эту же бутылку в емкость с холодной водой. Шарик сдувается.
Вывод: Воздух состоит из очень маленьких частиц, которые называются молекулами. Когда бутылка находится в горячей воде, тепло заставляет молекулы внутри нее удаляться друг от друга. Из-за этого воздух внутри бутылки расширяется и поэтому ему нужно больше места. Он поступает в шарик и надувает его. Когда бутылка погружается в холодную воду, молекулы начинают сближаться, в результате чего воздух помещается в бутылке. Расширение и сжатие воздуха приводит к тому, что воздушный шарик соответственно увеличивается и уменьшается в размере.
Опыт № 9. Воздух давит одинаково во всех направлениях.
Цель: проверить, что давление воздуха равномерно.
Технологический процесс: Полностью заполним стакан водой. Положим открытку на стакан. Перевернем стакан, придерживая открытку. Аккуратно отпустим открытку. Открытка держится на стакане и не падает.
Вывод: Воздух оказывает давление на стенки стакана. Он также давит с внешней стороны и на открытку. Поэтому она не падает.
Опыт № 10. Воздух необходим людям, животным и растениям.
Цель: показать, что воздух нужен для жизнедеятельности человеческого организма и растений.
Технологический процесс:
1.Проведем опыт с задержкой дыхания. Закроем ладошками рот и нос. Вдохнем воздух и сосчитаем, сколько можно продержаться без воздуха. Какое было желание? Открыть нос.
2. Взять соломинку и стакан с водой, выдыхать через соломинку воздух. Выходят пузырьки. Что находится в пузырьках? В пузырьках - воздух, значит, внутри нас находится воздух.
3. Взять два растения. Одно со свободным доступом воздуха, а другое накроем банкой. После длительного времени растение под банкой завяло. Вывод: Мы дышим воздухом, кислородом. Он необходим для жизни. Без воздуха мы просто погибнем. Растениям также как и нам для жизни нужен воздух.
Заключение:
Нет ничего на свете нужнее воздуха. Без воды можно прожить несколько дней. Без пищи – несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений.
Человеку и другим живым существам необходим для дыхания чистый и только чистый воздух.
Для того чтобы жизнь могла существовать, необходима не любая атмосфера, а вполне определённая, пригодная для дыхания. Необходимо принимать меры по защите воздуха от загрязнения.