НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
Хайруллина С.М., учитель начальных классов
МОБУ лицей с. Булгаково РБ
Правильное воспитание – это наша счастливая
старость, плохое воспитание – это наше горе,
это наши слёзы, это наша вина перед
людьми, перед перед
всей страной.
А.Макаренко
Никакая школа не существует изолировано от социально - педагогических процессов, протекающих в обществе. Школа – это образовательное учреждение, особенно чувствительное к многочисленным воздействиям извне. Она должна быстро реагировать на стремительно меняющуюся социальную ситуацию. Едва ли не самой сложной проблемой в условиях идейного разбора и духовных метаний в обществе является построение воспитательной системы школы.
Напряжённый поиск ориентиров в сфере воспитания требует сегодня от педагогов огромного мужества, терпения, осознания своей особой миссии. Порой кажется, что весь мир сошёл с ума, только кучка чудаков отстаивает разумное, доброе, вечное, демонстрируя окружающим наивность, идеализм и непрактичность. Тогда построение разумно организованной жизни в школе и в океане хаоса, взаимной ненависти и агрессии представляется напрасным трудом. Окружающая жизнь всё равно сведёт на нет все наши усилия. Так стоит ли вкладывать столько сил в заведомо обречённое дело? Стоит!
Сегодня, в трудных обстоятельствах нашей жизни, необходимо осознать особую миссию учительства, работающего, может быть, даже не столько на нынешнее поколение, сколько на следующее. Какие практические шаги предпринять, как осуществить, спланировать воспитательный процесс? Для этого существует много подходов и очень разных.
Главная педагогическая задача – воспитание ответственного отношения к жизни через активное сострадание и милосердие, привитие любви к семье, к месту, где они родились, к людям окружающих их, к Российской Федерации, чувства гордости за свою Родину. Формирование внимательного отношения к старшим; учить отличать хорошие и плохие поступки; быть дружными и правдивыми – должна реализоваться ещё в начальной школе. На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей - их внутренняя позиция. Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка в Родине, событиям, делам, к себе, к окружающим его людям. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных и патриотических норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств. Каждый раз, принимая первый класс, какое-то время я присматриваюсь к ребятам, одновременно начинаю определять для себя те основные направления, по которым буду развивать души детей в последующие четыре года. Воспитывать в ребёнке чувство доброты, отзывчивости, сострадания невозможно без комплексного подхода к каждой личности. Исходя из этого, я составляю основные ориентировочные направления своей работы: 1. Воспитание нравственных чувств, убеждений
2. Гражданско-патриотическое воспитание
3. Эколого-трудовое воспитание
4. Воспитание здорового образа жизни
Активность и вера в жизнь органичны для маленького ребёнка. Разболтанность, своеволие и эгоизм – это обратные стороны детской активности и жизнелюбия. Вместе с тем одной из психологических особенностей ребёнка уже к шести годам является стремление выполнять всё по правилам. Если вглядеться и вслушаться внимательно в детские коллективные игры, то можно заметить, что наиболее часто возникающие конфликты сводятся к тезису: «Ты играешь не по правилам!» Было бы непростительной педагогической беспечностью не использовать вовремя это внутреннее стремление ребёнка к организации и порядку. Но надо помнить ещё об одной особенности ребёнка этого возраста: особой чувствительности ко всему, что происходит вокруг.
Сделать «прививку» милосердия и сострадания именно в этом возрасте – задача во всех отношениях благородная. Очевидно, что ответственное отношение к жизни лучше всего формируется через сострадание, когда чужая боль, беда принимается близко к сердцу, рушится природный детский эгоизм, возникает стремление прийти на помощь, взять на себя ответственность за кого-то или за что-то. Формируя необходимое современному человеку критическое мышление, надо воспитывать в нём отзывчивость, доброжелательность, терпимость, учить понимать и ценить мысли любого другого человека, принимать чужое стремление к истине, сохраняя своё.
Итак, разный этап созревания личности формирует свою воспитательную задачу, где начальной школе отводится немаловажная роль. Формы и методы задачи воспитания ответственного отношения к жизни через активное сострадание и милосердие многообразны и зависят от конкретных условий.
Опираясь на вышеизложенное, я стремлюсь строить свою воспитательную программу так, чтобы она была направлена на воспитание гуманного отношения ко всему живому. Пробудить душу ребёнка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентироваться в различных жизненных ситуациях, воспитывать элементарную культуру поведения, чувства милосердия и сострадания –
вот основные задачи, которые определяю для себя. Младшие школьники точно воспринимают, что всё живое нуждается в защите, а значит, и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия и помощи.
Уроки чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Произведения А.С. Пушкина, Х.К. Андерсена, Ш. Перро, А.Толстого, В. Осеевой и других писателей знакомят детей с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, гнев и сострадание, бездушие и милосердие. С помощью художественных произведений у детей постепенно формируется внутренний импульс к содействию, сопереживанию.
Всем известная сказка Х.К. Андерсена «Гадкий утёнок» - замечательный пример бережного и заботливого поведения большинства обитателей скотного двора и противовес ему - пренебрежительное и враждебное отношение к «гадкому утёнку»: «Все гнали бедного утёнка, даже братья и сёстры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод». А мать прибавляла: «Глаза бы на тебя не глядели!».
В стихотворении С. Есенина « Поёт зима. Аукает» зима показана неласковой, суровой. Рассказывая о птичках, поэт называет их пташками, воробышками, детками. Глаголы «прижались», «озябли», «жмутся», и прилагательные « сиротливые»,«голодные», « усталые», «малые» вызывают у ребят жалость. А заключительный вопрос в конце урока «Что вы сделаете, когда сегодня придёте домой?» - решит всё. Ребята обязательно сделают то, что подсказывает им сердечко: надо накормить птичек.
В четвёртом классе ребята писали изложение «Жестокость». В тексте автор рассказал о том, как люди выгоняют из дома собак, бросают их на произвол судьбы. При разборе содержания увидела, как изменилось выражение лиц у ребят, задрожали их голоса. Для большинства учеников собака была любимым животным, им было трудно понять, почему порой бывают так жестоки люди.
Воспитание миролюбия, милосердия, доброты, желание учиться для того, чтобы творить добро, воспитание любви к Отечеству, к малой родине, уважения к людям, населяющих ее проводилось мною на классных часах: «Что такое доброта», «Дружба начинается с улыбки», «Птицы - наши друзья», «История возникновения родного села Булгаково», «Наш дом- земля Уфимская», «День моей Республики», «Твоя республика и ее столица», «Мой край Башкортостан», «Знание полученные тобой сегодня будут востребованы завтра».
С этой же целью проводятся экскурсии по селу, поездки в районный музей. Каждый год ребята принимают участие во всех школьных и районных конкурсах чтецов и творческих работ, посвященных Дню Республики, на которых занимают призовые места. Также они были активными участниками таких мероприятий, как «Свою любовь к родному краю я через годы пронесу» и «Фестиваля дружбы». Воспитание гордости за Российское государство организовано на следующих классных часах: «Я гражданин России», «Россия- Родина моя», «Я и общество», «Государственная символика Российской Федерации и Республики Башкортостан».
Для воспитания готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества на классных часах проводятся Уроки Мужества .
В 2014-2015 учебном голу была проведена большая работа по подготовке к 70-летию Победы ВОв. В течение всего учебного года проводились встречи, классные часы, воспитательные мероприятия. Постепенно расширялись знания детей о тяжести военных лет, которые перенес наш народ, о том, как досталась нам победа. Большая работа проводилась по подготовке акции «Бессмертный полк». С этой же целью в классе был проведён классный час «Живи и помни», в ходе которого большое участие принимали сами ребята. Они с гордостью рассказывали о своих прабабушках и прадедушках, которые дали возможность жить нам сейчас и мы обязаны помнить об этом.
Выполнение данной работы позволяет видеть, как дети меняют своё отношение к своей жизненной позиции. Хочется верить и надеяться на то, что мои ученики вырастут хорошими людьми, воспитанными, уважающими старших, своих друзей, будут любить землю, на которой родились, ту страну, в которой живут.