Государственное бюджетное образовательное учреждение
профессионального образования г. Севастополя
«Севастопольский педагогический колледж имени П.К. Менькова»
Этическая беседа
По теме: «О бескорыстии в дружбе»
Разработала: студентка группы НК-15-1
Рыбальченко Е. С.___________
Утвердила: Руководитель практики
Каргополова О. А.__________
Севастополь, 2017
Пояснительная записка
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания детей связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют детей о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). Дошкольное детство
- это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека. Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. ФГОС ДО закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Задачи:
1. интеллектуальное и духовное обогащение детей;
2. элементарное знакомство с православной верой;
3. формирование представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме;
4. возрождение русских национальных традиций и обычаев;
5. сохранение нравственных семейных ценностей.
Ожидаемые результаты работы.
Данная работа позволит обеспечить постепенное воспитание у ребёнка ясного понимания вещей окружающего мира, возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды.
Разработка этической беседы
Тема: «О бескорыстии в дружбе»
Цель: Формирование нравственных качеств обучающихся
Задачи:
образовательная: Расширить знания детей о дружбе
развивающая: Развивать речевые умения
воспитательная: Воспитывать дружеские взаимоотношения, уважение друг к другу
Форма организации: беседа
Методы: работа в группах, индивидуальная работа
Оборудование: мультимедийная доска, проектор, компьютер, колонки
Ход беседы:
1.Орг. Момент.
Проверка готовности класса. Приветствие.
2.Актуализация знаний.
Посмотрите видео и определите тему нашей беседы.
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну, а всё же, что обозначает?
Это слово? Значит что оно?)
Сформулируйте цель нашей беседы. (Ответы учащихся). Сегодня в центре нашего внимания понятие «дружба».
Цель нашей беседы: понять, узнать, что такое дружба.
3.Работа с понятием «дружба».
Учитель: У каждого на парте лежит листочек с фразой «Дружба-это…».
Продолжите её. (Время работы 2 минуты)
Заслушиваются ответы и кратко записываются на доску.
Учитель: Кто же прав. Обратимся к источникам информации.
Учитель: Как это понятие рассматривается в толковом словаре Ожегова?
« Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
Как это понятие рассматривается в толковом словаре Даля?
Учитель: Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – это бескорыстная приязнь».
Учитель: На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-то хорошее сделал, не потому что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
Учитель: Корысть – страсть к приобретению, к поживе; жадность к деньгам, к богатству.
4.Работа в группах.
Обсуждение ситуаций.
- Итак, у вас у всех есть хороший верный друг. Но вот однажды вы попадаете в одну непростую ситуацию. Как надо поступить? Предлагаю обсудить возможные пути решения.
Ситуация для группы 1.
Паша принёс в школу электронную игру. К нему подбежал Юра и закричал: Мы с тобой друзья, давай вместе играть!» Паша согласился. На другой день Денис принёс в класс трансформеров. Первым к нему подбежал Юра и опять сказал: «Я твой друг! Давай вместе играть!» Когда к ним подошёл Паша, Юра заявил, что с ним не будет играть.
Считаете ли вы Юру настоящим другом? Почему?
Ситуация для группы 2.
Витя и Ваня – друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, а Ваня не очень. Витя по-доброму относится к Ване, постоянно даёт ему списывать домашние задания. А как бы вы поступили на месте Вити?
Ситуация для группы 3.
Несколько мальчиков играли в мяч. Один из ребят ударил по мячу и он случайно попал идущих неподалеку молодых ребят.
Они обступили мальчика, стали его ругать, обижать. Мальчик испугался, заплакал, стал извиняться.
Его друзья в это время тоже испугались взрослых ребят, и убежали.
Правильно ли они поступили и почему?
Ситуация для группы 4.
Две подружки Маша и Таня шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! - сказала Таня.
- Я не могу! Я промокну! – нагнув голову ответила ей Маша.
А как бы вы поступили?
Каждая группа зачитывает ситуацию и предлагает свой вариант решения. Другие дети могут предложить свой вариант.
Вывод: Оказывается, дружить не всегда легко. Иногда приходится принимать не простое решение.
Учитель: Так какими качествами должен обладать настоящий друг?
А сейчас немного поиграем. Для этого нам необходимо встать в круг. И передавая «волшебную конфету» друг другу, называть черту, которая присуща настоящему другу. Начиная такими словами: «Друг должен быть…»
Учитель: А нужно ли самому обладать такими же нравственными качествами как ваш друг? Почему? Обоснуйте.
5.Рефлексия.
Учитель: Послушайте и закончите: «Друг – это человек, с которым я могу…», продолжите мысль и закончите на листочках. (2 минуты)
Учитель: Ребята, Дружба - главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!
Я желаю вам, чтобы вас окружали только настоящие друзья! И не забывайте и вы, быть настоящими друзьями! На этом закончим нашу беседу.
Севастополь, 2017