Орг.момент.
-Ребята, возьмите маршрутный лист на сегодняшний урок, скажите, сколько будет заданий? Не забывайте, что в течение урока вы оцениваете свою работу в листах индивидуальных достижений.
Назовите критерии оценки:
1 –цель достигнута
2 – справляюсь, но есть ошибки
3 – ещё нужно над этим работать
На календаре февраль, скоро наступит весна. Весна – это всегда радость, счастье, пробуждение. Мне кажется, именно эти чувства выразил в своей картине русский художник, мастер пейзажа и настроения Исаак Ильич Левитан. Рассмотрите произведение художника, ребята. Что изобразил Исаак Ильич на своей картине? (ответы детей) Верно, приходит весна. Ребята, а теперь посмотрите на доску, слова какой части речи представлены на доске. (Ярко, тихо, радостно, стремительно, медленно, горько, по-весеннему, сверху, поровну, вдаль, ветрено, тепло, солнечно, празднично)
- Наречия
- Давайте выберем наречия, которые отражают содержание произведения Исаака Ильича Левитана, называем эти наречия.
- Ярко, тихо, радостно, медленно, по-весеннему, вдаль, тепло, солнечно, празднично.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
- О наречиях
- Давайте выясним, а что вы знаете о наречии. Давайте зададим друг другу вопросы по изучаемой теме.
Дети задают вопросы и отвечают на них:
Что такое наречие?
На какие вопросы отвечает наречие?
Чем отличается наречие от других частей речи?
От каких слов может зависеть наречие?
Как пишутся наречия?
Каким членом предложения может быть наречие?
- Кто из вас может определить тему урока.
- Повторение и обобщение изученного по теме «Наречие»
1.Роль наречий в тексте.
- Художник Левитан увидел наступление весны вот именно так. Я вам предлагаю сравнить красоту увиденного художником Левитаном с тем, что описывает в своем произведении русский писатель Иван Сергеевич Соколов-Микитов
Празднично чисто убран весенний лес. Недвижно возносятся в небо деревья. Лиловые тени лежат на сугробах. По светло-голубому небу быстро плывут и плывут облака. Под тёмными елями ноздреватый снег. Ароматно пахнет смолою, багульником и сосновой хвоей. Скоро, скоро начнётся настоящая бурная весна. Оживший лес быстро наполнится голосами. Весело зазвенят под снегом студёные ручейки, надуются, распушатся душистые почки.
(И. С. Соколов-Микитов)
- Ребята, давайте определим тему этого текста?
- Приход весны
- Какова основная мысль данного текста? В чем нас убеждает автор?
- Как красив весенний лес. О том, как счастлив человек, который способен чувствовать весеннюю природу.
- К какому типу речи относится данный текст? И почему?
- Описание.
- А к какому стилю относится данный текст?
- Художественный, потому что в нем есть изобразительно-выразительные средства.
- Какие в нем есть изобразительно-выразительные средства? Давайте найдем эпитеты , метафоры, олицетворения в этом тексте.
- Как вы думаете, что обозначает эпитет НОЗДРЕВАТЫЙ?
- А теперь я вас попрошу в этом тексте наречия и определяем их разряд.
- Празднично, чисто, недвижно, весело, быстро(образ действия), скоро( время).
- Я предлагаю вам поэкспериментировать, произвести лингвистический эксперимент. Давайте мы уберем наречия из текста и прочитаем его без наречий.
Ученик читает текст
- Что изменилось?
- Текст стал менее красочным, менее выразительным, менее точным.
- Выполняя данное задание, что мы с вами повторили?
- Роль наречия в тексте.
2. Работа с текстом.
А сейчас я попрошу вас поработать с карточками. Вам необходимо вставить наречия в текст. Работа на 2-3 минуты. Приступаем.
________ночью пошел дождь. Он_______ стучал в окна, ________ шумел в густой листве деревьев, ___________ журчал в водосточных трубах. ____________он затихал, а через минуту___________ , как бы набравшись сил, __________начинал лить густыми потоками. Дождь шел_________, а утром вымытый город выглядел_________ красиво.
Слова для справок: поздно, потом, весело, иногда, снова, звонко, быстро, очень, долго.
- Проверяет правильное заполнение карточки и выставляет балл в оценочный лист за выполнение работы ваш сосед по парте.
3. Работа в заранее подготовленных группах
- Ребята, в качестве домашнего задания вам предлагалось поработать в группах и подготовить определенный материал для урока. Давайте послушаем, что у вас получилось.
Группа «Историки. Откуда есть наречие?» (опережающие задания по материалу «Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского. Словарная работа.
Рассказывают о происхождении наречий
- Как произошли наречия авось, навзничь, дотла, вдребезги?
Авось – наречие – «может быть» (от него произошло существительное авоська). Исконно русское авоська – плетеная или вязаная сумочка (сетка) под продукты питания или иные нетяжелые предметы, которую берут с собой на всякий случай, на авось.
Наречие навзничь обозначает «лицом вверх». Это наречие противоположно по смыслу ничком, т.е. «лицом к земле, лицом вниз». Приставка вз- в слове навзничь близка по значению к наречию вверх. Поэтому если ничком обозначает «лицом вниз», то навзничь – «лицом верх».
Дотла - слияние предлога до со словом тло - почва, пол.
В древнерусском языке употреблялось существительное дребезг со значением «черепок, осколок». От данного существительного с предлогом в образовалось наречие вдребезги.
Ученик. – Зачем необходимо это знать? (1. Это интересно с точки зрения истории языка. 2. Это необходимо знать с точки зрения орфографии, чтобы правильно писать наречия).
Вывод учителя:
Наречия возникли в языке позже других слов. Они нередко восстанавливают историю давно забытого слова, показывают, что в языке происходят процессы отмирания слов и рождения других.
Задание от историков: разгадай ребус
Ответы: около, рядом, внутри, сзади.
Заполняем лист самооценки
2 группа «Исследователи» Рассказывают о том, как образуются наречия.
Ученик. – Мы занимались словообразованием, анализом с целью выяснить
Какие способы словообразования характерны для наречия?
От каких частей речи они образованы?
С помощью каких морфем образуются наречия?
Работая со словарем.
Мы пришли к выводу, что наречие образуется от многих частей речи.
Вверх ← верх (сущ)
Доверчиво ← доверчивый (прил)
Наглухо ← глухой (прил)
По-моему ← мой (местоимение)
Вдвое ← два (числ)
Обиженно ← обиженный (прил)
Лежа ←лежа (дееприч)
Кое-где- где (прист.)
Ученик. – Вы видите, что наречие могут быть образованы от разных частей речи. Также и разнообразны и способы словообразования. (Предоставляют кластер)
Задание
Вниз, издалека, влево, вначале
Лежа, снова, сидя, шутя
Наудачу, благополучно, наизнанку, насилу
– Найдите лишнее наречие, докажите свою точку зрения и произведите морфемный и словообразовательный анализ.
Ученик - Хочу обратить ваше внимание на то, что проведении словообразовательного и морфемного анализа нужно помнить, что наречие - это неизмен. ч. речи и у него никогда нет окончания.
Физминутка.
Я буду называть словосочетания, если в нем есть наречия, которые пишутся через дефис, вы должны повернуться направо, если нет, то налево.
Греет по-весеннему
птиц видимо-невидимо
случилось давным-давно
шли по старому следу
повторить точь-в-точь
ступать по-медвежьи
стоять бок о бок
идти куда-то
появился кое-где
по прежнему маршруту
светло-серое небо
4 группа. «Грамотеи»
- Мы решили, что на других уроках русского языка достаточно много говорили о правописаниях наречий. И сейчас давайте вспомним об этом, выполнив наши задания.
Мы разделились на две подгруппы. Одна – пишу правильно, другая – говорю правильно.
1 задание «пишу правильно» (каждой группе свое задание)
1. «Четвёртое лишнее».
Сплошь, навзничь, мелочь, далеко
(Не)подвижно, (не)чаянно, (не)громко, (не)интересно.
Еш.., певуч.., тягуч.., зловещ.. .
(По)новому, (в)пятых, (в)лево, (по)русски.
Досыт…, издалек…, занов…, слев…
Невтерпеж.., точ..-в-точ.., сплош.., наотмаш..
Вставьте, где необходимо ь. Наречия подчеркните как члены предложения.
Дверь в столовую была распахнута настеж…
Деревья утром сплош… покрыты инеем.
Я лежал навзнич… на берегу.
Лошади несутся вскач… по полю.
Она выглядела точ…-в- точ…, как и её мать.
Дочери её вышли замуж…
Лиш… он один остался в доме.
Вставить пропущенные буквы.
Мои тр…вожные мысли мало(помалу) куда(то) и…чезли.
На юго(западе) медлен..о выдв…галась тёмно(фиолетовая) туча.
Сквозь реч(?)ной туман еле(еле) виднелись зубчатые отроги Карпат. Далеко за полноч(?) ушёл бл…стящий (по) зимнему месяц.
Заполняем лист самооценки
2 задание «произношу правильно»
Расставить ударение в словах
Добела, досыта, до смерти, досуха, мельком, по двое, подолгу, красивее, смолоду, сослепу, удобнее, тотчас.
Заполняем лист самооценки
– Мы работали над выявлением ошибок в употреблении наречий, которые наиболее часто встречаются в нашей устной и письменной речи.
– Предлагаем вашему вниманию результаты нашей работы и просим вас прокомментировать.
– Прочитайте. Найдите ошибки в употреблении наречий. Запишите только те предложения, которые помогут вам избежать ошибок в речи.
Обратно (опять) проливной дождь пошёл.
Реки в Сибири ужасно(очень) глубокие.
Вперед (сначала) надо подумать, а потом отвечать.
Отряд двинулся в путь, спереди (впереди) шел Володя.
Иван, держитесь более свободнее (свободно).
- Спасибо, ребята, за подготовленные задания, а теперь еще одно задание от меня Тестовое задание.
1. Какие слово является наречием?
а) тройка; б) трижды; в) три.
2. Какие наречия обозначают время действия?а) вчера, давно, тогда;б) быстро, ловко, громко;
в) сгоряча, вблизи, нарочно.
3. Отметьте словосочетание с наречием в
сравнительной степени.а) брат сильнее меня;б) сделал лучше всех;в) действовал увереннее .
4. В каком наречии пишется одна буква н?
а) облегче…о вздохнул; б) искус…о выточил;в) естестве…о выглядел.
5. В каком наречии на конце пишется буква о?
а) горяч…; б) угрожающ…;в) ещ….
6. В каком наречии на конце пишется буква а?
а) направ…; б) издавн…; в) измучен….
7. Какое наречие пишется раздельно?
а) бок(о)бок; б) (в) дребезги; в) (мало)помалу.
8.Укажите ряд, в котором все наречия пишутся с НЕ раздельно?
а) (не)правильно решил, (не)хорошо сказал, б) вовсе (не)легко; (не)громко, а тихо.
9. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся через дефис:
а) (по)вашему, (по)пусту, (по)английски, б) (по)лисьи, куда(то), точь(в)точь.
10. Укажите ряд, в котором у всех наречий на конце пишется Ь:
а) настеж.., проч.., сплош..;б) наотмаш.., вскач.., невтерпеж...
ключ: б, а, в, б, а, б, а, б, б, а.
Дополнительные (резервные) задания.
Задание. Выберите правильный вариант написания слов.
От каждого горизонта уходили (вдаль, в даль) дороги. И по ним то (водиночку, в одиночку), то (небольшими, не большими) колоннами ползли груженые самосвалы. Машины (с трудом, струдом) выбирались из котлована. Моторы надсадно гудели и ревели (в разнобой, вразнобой).
Стрела экскаватора поплыла (вправо, в право), (вверх, в верх), и наблюдать стало еще удобнее. Вскоре гул лебедки нашего экскаватора остался (гдето, где-то) позади, а снизу, с земли, все нарастая и множась, уже неслись новые звуки. (В.Степаненко)
Прочитайте текст. Какова его тема? Выделите основную мысль текста. Спишите текст. Выделите наречия, укажите вопросы, на которые они отвечают.
Снова мы находимся в лесу. Хочется внимательно присмотреться к жизни природы. Вон в густых ветвях ели издалека темнеет чье-то гнездо. Постарайтесь осторожно подобраться к нему, чтобы не испугать его обитателей. Гнездо большое, шарообразное, какое -то лохматое. Это гнездо сороки. Обычно чуткие сороки не подпускают близко, но сегодня они молчат. Значит, гнездо пустое.
Попробуйте слегка постучать по стволу. Из гнезда проворно выскочил рыжий зверек. Это белка заняла сорочье гнездо. Она беспокойно прыгает по сучьям вверх и вниз. Сейчас у нее в гнезде сидят бельчата. Не будем их тревожить!
Рано босоногая расплела косу.
И вперёд! Да по лесу! Показать красу!
А пичужки весело ей галдят во след
Неохотно, медленно тает снег.
Робко белый зайчик высунул свой нос-
Как тепло, вчера же ещё был мороз.
На следы весенние зайчик посмотрел
И поспешно шубку серую надел.
Домашняя работа.
Написать сочинение – миниатюру «Вот и март», используя наречия с изученными орфограммами.
Составить словарный диктант, используя наречия.
Приложение
Работа с текстом.
________ночью пошел дождь. Он_______ стучал в окна, ________ шумел в густой листве деревьев, ___________ журчал в водосточных трубах. ____________он затихал, а через минуту___________ , как бы набравшись сил, __________начинал лить густыми потоками. Дождь шел_________, а утром вымытый город выглядел_________ красиво.
Слова для справок: поздно, потом, весело, иногда, снова, звонко, быстро, очень, долго.
Работа с текстом.
________ночью пошел дождь. Он_______ стучал в окна, ________ шумел в густой листве деревьев, ___________ журчал в водосточных трубах. ____________он затихал, а через минуту___________ , как бы набравшись сил, __________начинал лить густыми потоками. Дождь шел_________, а утром вымытый город выглядел_________ красиво.
Слова для справок: поздно, потом, весело, иногда, снова, звонко, быстро, очень, долго.
Работа с текстом.
________ночью пошел дождь. Он_______ стучал в окна, ________ шумел в густой листве деревьев, ___________ журчал в водосточных трубах. ____________он затихал, а через минуту___________ , как бы набравшись сил, __________начинал лить густыми потоками. Дождь шел_________, а утром вымытый город выглядел_________ красиво.
Слова для справок: поздно, потом, весело, иногда, снова, звонко, быстро, очень, долго.
Работа с текстом.
________ночью пошел дождь. Он_______ стучал в окна, ________ шумел в густой листве деревьев, ___________ журчал в водосточных трубах. ____________он затихал, а через минуту___________ , как бы набравшись сил, __________начинал лить густыми потоками. Дождь шел_________, а утром вымытый город выглядел_________ красиво.
Слова для справок: поздно, потом, весело, иногда, снова, звонко, быстро, очень, долго.
Задание.
1. Вниз, издалека, влево, вначале
2. Лежа, снова, сидя, шутя
3. Наудачу, благополучно, наизнанку, насилу
– Найдите лишнее наречие, докажите свою точку зрения и произведите морфемный и словообразовательный анализ.
Добела, досыта, до смерти, досуха, мельком, по двое, подолгу, красивее, смолоду, сослепу, удобнее, тотчас.
1. «Четвёртое лишнее».
Сплошь, навзничь, мелочь, далеко
(Не)подвижно, (не)чаянно, (не)громко, (не)интересно.
Еш.., певуч.., тягуч.., зловещ.. .
(По)новому, (в)пятых, (в)лево, (по)русски.
Досыт…, издалек…, занов…, слев…
Невтерпеж.., точ..-в-точ.., сплош.., наотмаш..
Вставьте, где необходимо ь. Наречия подчеркните как члены предложения.
Дверь в столовую была распахнута настеж…
Деревья утром сплош… покрыты инеем.
Я лежал навзнич… на берегу.
Лошади несутся вскач… по полю.
Она выглядела точ…-в- точ…, как и её мать.
Дочери её вышли замуж…
Лиш… он один остался в доме.
Вставить пропущенные буквы.
Мои тр…вожные мысли мало(помалу) куда(то) и…чезли.
На юго(западе) медлен..о выдв…галась тёмно(фиолетовая) туча.
Сквозь реч(?)ной туман еле(еле) виднелись зубчатые отроги Карпат. Далеко за полноч(?) ушёл бл…стящий (по) зимнему месяц.
1. «Четвёртое лишнее».
Сплошь (НАР.), навзничь (НАР.), мелочь (СУЩ), далеко (НАР.)
Неподвижно, нечаянно (НЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ БЕЗ НЕ), негромко, неинтересно.
ЕшЁ, певучЕ, тягучЕ, зловещЕ .
По-новому, в-пятых, влево, по-русски.
ДосытА, издалекА, зановО, слевА
Невтерпеж, точЬ-в-точЬ, сплошЬ, наотмашЬ.
Вставьте, где необходимо ь. Наречия подчеркните как члены предложения.
Дверь в столовую была распахнута настежЬ.
Деревья утром сплошЬ покрыты инеем.
Я лежал навзничЬ на берегу.
Лошади несутся вскачЬ по полю.
Она выглядела точЬ-в- точЬ, как и её мать.
Дочери её вышли замуж.
ЛишЬ он один остался в доме.
Вставить пропущенные буквы.
Мои трЕвожные мысли мало-помалу куда-то иСчезли.
На юго-западе медленНо выдвИгалась тёмно-фиолетовая туча.
Сквозь речной туман еле-еле виднелись зубчатые отроги Карпат. Далеко за полночЬ ушёл блЕстящий по- зимнему месяц.
Тестовое задание.
1. Какие слово является наречием?
а) тройка; б) трижды; в) три.
2. Какие наречия обозначают время действия?а) вчера, давно, тогда;б) быстро, ловко, громко;
в) сгоряча, вблизи, нарочно.
3. Отметьте словосочетание с наречием в
сравнительной степени.а) брат сильнее меня;б) сделал лучше всех;в) действовал увереннее .
4. В каком наречии пишется одна буква н?
а) облегче…о вздохнул; б) искус…о выточил;в) естестве…о выглядел.
5. В каком наречии на конце пишется буква о?
а) горяч…; б) угрожающ…;в) ещ….
6. В каком наречии на конце пишется буква а?
а) направ…; б) издавн…; в) измучен….
7. Какое наречие пишется раздельно?
а) бок(о)бок; б) (в) дребезги; в) (мало)помалу.
8.Укажите ряд, в котором все наречия пишутся с НЕ раздельно?
а) (не)правильно решил, (не)хорошо сказал, б) вовсе (не)легко; (не)громко, а тихо.
9. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся через дефис:
а) (по)вашему, (по)пусту, (по)английски, б) (по)лисьи, куда(то), точь(в)точь.
10. Укажите ряд, в котором у всех наречий на конце пишется Ь:
а) настеж.., проч.., сплош..;б) наотмаш.., вскач.., невтерпеж...
ключ: б, а, в, б, а, б, а, б, б, а.