СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ДИАЛОГА НА УРОКАХ ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

А. Сент-Экзюпери Во втором полугодии 4 класса – первой четверти 5 класса в учебный процесс вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики». В этот период ребёнок покидает начальную школу и испытывает немалые трудности, связанные с адаптацией к новой системе обучения в основной школе. Происходит переоценка ценностей. Меняется отношение ребёнка к себе, родителям, школе, образованию. Очень важно поддержать ребёнка в этот сложный для него период. Младший подросток при любых условиях создаёт собственную систему новых ценностей. Если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным. Этому процессу призван содействовать курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Просмотр содержимого документа
«ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ДИАЛОГА НА УРОКАХ ОРКСЭ»

Богородская Анна Константиновна,

учитель начальных классов

МБОУ «Катунинская СОШ»,

п. Катунино Приморского района

Архангельской области

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ДИАЛОГА НА УРОКАХ ОРКСЭ

Самая большая роскошь на свете –

это роскошь человеческого общения. 

А. Сент-Экзюпери

Во втором полугодии 4 класса – первой четверти 5 класса в учебный процесс вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики». В этот период ребёнок покидает начальную школу и испытывает немалые трудности, связанные с адаптацией к новой системе обучения в основной школе. Происходит переоценка ценностей. Меняется отношение ребёнка к себе, родителям, школе, образованию.

Очень важно поддержать ребёнка в этот сложный для него период. Младший подросток при любых условиях создаёт собственную систему новых ценностей. Если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным.

Этому процессу призван содействовать курс «Основы религиозных культур и светской этики». (8)

При преподавании курса ОРКСЭ учитель испытывает немало трудностей: отсутствие методического материала в учебных пособиях (недостаточно печатных пособий, иллюстративного материала, мало параллелей с фольклором и художественной литературой) и сложная для учащихся 4-5 классов терминология.

На современном уроке от ученика требуется не столько умение пользоваться полученными знаниями для решения проблем, сколько умение самостоятельно приобретать эти знания. Для этого необходим диалог между учителем и учеником. Включение в обычные уроки фрагментов художественных и музыкальных произведений помогает организовать дискуссию по теме урока.

Приведу примеры некоторых произведений, которые можно использовать для организации диалога на уроках ОРКСЭ (блок «Светская этика», 4 класс). (1)

1 урок. Тема: «Россия – наша Родина»: песня Матусовского М., Баснера В. «С чего начинается Родина?» (5)

2 урок. Тема: «Что такое светская этика?»:

Притча «Щедрый подарок»

Приехал отец из города. Привёз сыну медовик и говорит ему: «Вася, поделись вкусным медовиком с Петей. Поделись щедро». — А как это - щедро? — спрашивает сын. Отец отвечает: «Переломи медовик и большую часть отдай Пете. А меньшую оставь себе». — Лучше я отдам медовик Пете, — сказал Вася. — Пусть он делит его щедро. 

Какой вопрос можно задать после прочтения этого текста? Почему Вася захотел отдать медовик Пете? Что не понял из совета отца Василий? (9)

3 урок. Тема: «Мораль и культура»:

Чему учат книги? (притча от Александры Лопатиной).

Когда в школу пришёл слепой мальчик, дети с удивлением спросили учителя:

— Как же он будет учиться, если он слепой?

— Слеп человек без книги. А наш новый ученик умеет читать руками. У него есть специальные книги, в которых буквы выдавлены точками, — объяснил учитель.

Сначала дети дразнили слепого, но мальчик на шутки не обижался. У слепого была отличная память, и он всё запоминал с первого раза. Дети вскоре привыкли к слепому мальчику и просили у него помощи на уроках. Когда дети убегали на перерыв, слепой оставался в классе и читал. Сначала книг у него было мало, но учитель выписывал их, откуда только можно. Иногда после уроков учитель сам читал вслух слепому мальчику, и они вместе обсуждали прочитанное.

Однажды во время урока учитель почувствовал острую боль в сердце. Он сжал зубы и медленно опустился на стул. Боль не отпускала, но учитель решил довести урок до конца.

В этот момент слепой мальчик закричал:

— Нашему учителю плохо, срочно нужен врач.

Дети вскочили с мест. Пришёл врач, и учителя унесли на носилках в больницу.

— Как ты узнал, что учителю плохо? — удивились дети.

— У него дрожал голос, он побледнел и замолк в середине фразы. Тогда я всё понял.

— Разве ты видишь? — спросил один мальчик.

— Не вижу, но чувствую. Например, я чувствовал, Антуан, что ты сегодня утром был грустный, наверное, тебя отругали дома.

— Да, верно. Но как можно чувствовать, если не видишь? — изумился Антуан.

— Меня книги научили чувствовать, — объяснил слепой мальчик. — Когда человек чувствует, он словно видит. Помнишь, учитель нам говорил: «Слеп человек без книги». (5)

4 урок. Тема: «Особенности морали»: Девочка и морская звезда (притча), рассказы «Плохо», «Что легче» В.А. Осеевой; произведения, в которых героям которым приходилось делать моральный выбор и проявить неравнодушие: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко», «Гуси – лебеди», «Снежная королева», «Дикие лебеди»

Девочка и морская звезда (притча).

Старик прогуливался по пляжу. На пути ему стали попадаться тысячи морских звезд, выброшенных на берег. Вскоре он увидел маленькую девочку, которая подбирала морских звезд по одной и бросала их обратно в океан.

"Ох, глупышка", - воскликнул старик, - "Ты не сможешь спасти все эти звезды. Их слишком много". Девочка улыбнулась и сказала: "Я знаю. Но я могу спасти вот эту", - она подобрала одну звезду и бросила ее в океан, - "и вот эту," - бросила следующую, - "и вот эту..." (4)

5, 6 уроки. Тема: «Добро и зло»: песни Ю. Энтина, М. Минкова «Дорога добра»; «Если добрый ты» из м/ф «День рождения кота Леопольда»; «Улыбка» из м/ф «Крошка Енот»; притча «О доброте и вежливости», В.А. Осеева «Три товарища», «Отомстила», притча «Почему нужно делать добро», притча В. А. Сухомлинского «Обыкновенный человек». (6)

Притча «Почему нужно делать добро»

Однажды учитель сказал своим ученикам: «Мы с вами говорили о том, что нужно поступать по-доброму. Теперь идите и докажите, что вы умеете делать людям добро».

Ученики разошлись в разные стороны, вернулись через неделю.

- Я помогал старикам. Они немощны, и им нужно помогать,- сказал один.

-Я ухаживал за больным. Потому что он нуждался в сострадании, - объяснил другой.

- Я накормил бедного, чтобы поддержать его, - рассказал третий.

- Я защитил ребенка. Детям нужна защита взрослых, - сказал четвертый.

-Я старался делать добро всем. Наверное, я был неправ, - признался последний ученик.

7, 8 уроки. Тема: «Добродетели и пороки»: м/ф «Подарок для самого слабого», М. Скребцова «Сказка о щедром сердце». (4)

9 урок. Тема: «Свобода и моральный выбор человека»: Отрывок из книги Ноусиайенен Тапио «Одна единственная жизнь»; восточная притча «Все в твоих руках»; С. Михалков «Находка».

Восточная притча «Все в твоих руках».

Давным-давно в старинном городе жил мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответа?» он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к мастеру и спросил: «Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, мастер ответил: «Всё в твоих руках». (5)

10 урок. Тема: «Свобода и ответственность»: С. Баруздин «Старая история», А. Барто «Уехали»; картина Федора Решетникова «Опять двойка». (7)

11 урок. Тема: «Моральный долг»: Н. Елисеев, Ю. Коринец «Неизвестный солдат», Эдита Пьеха «Огромное небо одно на двоих»; М. Скребцова «Сердце матери», В. Сухомлинский «Семь дочерей», Л. Толстой. «Пожарные собаки», Владимир Лифшиц «Баллада о черством куске». (3)

12 урок. Тема: «Справедливость»: Индийская сказка «Хитрый шакал»; русская народная сказка «Заюшкина избушка», Ш. Перро «Золушка». (5)

13 урок. Тема: «Альтруизм и эгоизм»: В. Мигуля «Спешите делать добрые дела»; русская народная сказка «Морозко»; притча «Пахарь и крот» (В. А. Сухомлинский); А. Барто «О человечестве». (2)

14 урок. Тема: «Дружба»: В. Шаинский, М. Танич, «Если с другом вышел в путь»; м/ф «Крошка Енот»; Л. Измайлов «Монолог дружбы». (10)

15 урок. Тема: «Что значит быть моральным?»: Отрывок из м/ф «Цветик-семицветик»; Ю. Энтин «Дорога добра»; Л. Толстой «Старый дед и внучек», «Два товарища», «Ворон и лисица», Н.М. Артюхова «Трусиха". (11)

16, 17 уроки. Тема: «Творческие проекты учащихся».

Различные произведения духовно-нравственного содержания (стихи, сказки, притчи, отрывки из художественных произведений, мультфильмы, песни) имеют большое воспитательное значение. Художественный образ, как правило, отличается меткостью и убедительностью. Доказательная сила художественного образа вызывает у школьников сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение. Яркий, выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях.

Включаясь в учебные диалоги, школьники с сегодняшних позиций обсуждают и оценивают историко-культурные и литературные явления прошлого. Они в зависимости от собственных убеждений выступают либо единомышленниками, либо спорят, доказывая правоту своей точки зрения.

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать,

внимательно слушать, спокойно отвечать

и переставать говорить, когда нечего больше сказать.

Лафатер И.


Список литературы.

  1. Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 класс, М: Просвещение, 2010

  2. http://davaiknam.ru/text/urok-13-aletruizm-i-egoizm

  3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/10/06/uroka-po-kursu-osnovy-religioznykh-kultur-i-svetskoy-etiki-4м

  4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/01/12/proektnaya-rabota-po-teme-tekhnologicheskie-karty-urokov-kultura

  5. http://kolesnikova-zvr.narod2.ru/orkse/

  6. http://uchkopilka.ru/orkse/konspekty-i-stsenarii/375-orkse-modul-osnovy-svetskoj-etiki-urok-na-temu-dobro-i-zlo745

  7. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/metodicheskaya-razrabotka-urokasvoboda-i-otvetstvennost-kursa-orkse-modul

  8. http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20348

  9. http://referatsekret.ru/dlya-studenta/2-kurs/ispolzovanie-pritch-v-protsesse-prepodavaniya-kursa-orkse/

  10. http://kladraz.ru/scenari/dlja-shkoly/klasnye-chasy/klasnyi-chas-na-temu-druzhba-4-klas.html

  11. http://oknakrizis.ru/dlya-shkolnika/urok-15-orkse-modul-osnovy-svetskoi-etiki-tema-uroka-chto-znachit-byt-moralnym