методическая разработка
по химии
«Организация групповой работы учащихся
на уроках химии»
Преподаватель химии –
Гаглоева
Таира Таурбековна
г. Владикавказ
Организация групповой работы учащихся на уроках химии
Исходя из опыта работы, практики, одна из главных причин перегрузки школьников заключается не в насыщенности учебных программ, а в ограниченном число форм организации их учебной деятельности. Чтобы избежать этого нежелательного явления и активизировать познавательную деятельность учащимся, необходимо на уроках химии уделять большое внимание организации групповой работы. Систематически использовать такую форму организации познавательной деятельности учащихся позволяет структурировать программный материал. Сжатое изложение важнейших научных фактов и идей на уроках первичного восприятия нового материала (они проводятся в виде школьной лекции) высвобождают дополнительное число уроков, создается реальная возможность использовать групповую форму организации познавательной деятельности школьников, для проработки основополагающего материала, углубления и систематизации знаний. Объединение теоретического материала в логически завершенные блоки можно проводить с учетом опорных знаний и умений, подлежащих обязательному усвоению. Их объем определяется для каждой конкретной темы, руководствуясь программой по химии и примерным тематическим планированием. В перечень основополагающих знаний и умений из предыдущих тем включаем те, которые имеют принципиальное значение для усвоения материала рассматриваемой темы. В начале изучения темы этот перечень сообщаем учащимся (помещаем его на стенд "Учись учиться"). Тем самым мы ориентируем их на целостное восприятие изучаемого материала, самостоятельную ликвидацию пробелов в знаниях, облегчаем им подготовку к итоговому уроку.
Так, приступая к изучению темы "Кислород. Оксиды. Горение", сообщаем учащимся, какими опорными знаниями и умениями они должны овладеть.
Знать:
Физические и химические свойства кислорода, нахождение в природе.
Основные области применения кислорода.
Получение кислорода в промышленности и лаборатории.
Состав и название оксидов.
Состав воздуха.
Окисление, горение.
Экзо- и эндотермические реакции.
Примеры металлов и неметаллов.
Десять элементов с постоянной валентностью.
Типы химических реакций.
Уметь:
Составлять формулы оксидов и давать им названия.
Собирать прибор для получения газа.
Собирать кислород вытеснением воздуха и воды.
Решать задачи на вычисление по химическим уравнениям.
Вычислять количество вещества (n) и определять его и массу.
Проводить вычисления по термохимическим уравнениям.
Ориентируясь на выделенные опорные знания и умения, а также учитывая общий уровень подготовленности класса, определяем количество уроков первичного восприятия нового материала или проработки основополагающего материала с помощью групповой работы учащихся (семинары). На их проведения в среднем уходит 30-40% учебного времени темы.
Организуя групповую работу, предлагаем учащимся объединиться в микрогруппы по 4-5 человек и избрать консультанта в обязанности которого входит: систематически консультировать учащихся своей группы по сложным для них вопросам; проверять правильность выполнения письменных домашних заданий; оформлять и заполнять карточки учета результатов групповой деятельности; руководить групповой деятельностью своей микрогруппы и осуществлять устный контроль знаний товарищей.
В процессе групповой работы осуществляется три взаимосвязанные функции семинаров: корректирующая, обучающая и контролирующая. Со звонком на урок группы занимают удобные для работы место, консультант заполняет карточку консультанта.
Вопросы | Ф. И. О. учащихся |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. 2. и т. д. | | | | |
Общая сумма баллов | | | | |
Учащимся знакомятся с вопросами, на которые им предстоит ответить в ходе урока. Несколько минут отводится на фронтальное повторение изучаемого материала. Затем консультант проводит контроль знаний учащихся группы по вопросам, вынесенным для устного оценивания. Учащимся дают формулировку законов, правил, составляют формулы веществ, характеризуют их физические и химические свойства и т. д. Ответы товарища слушают все члены группы, вносят необходимые дополнения и уточнения. Оценки за ответы консультанты вносят в карточки.
Оказывается, что консультанты, как правила объективно оценивают знания своих товарищей. Шкала оценок: 0 баллов – ученик не смог ответить на вопрос; 5 баллов – дан исчерпывающий ответ. Промежуточными баллами оцениваются ответы, в которых допущены различного рода ошибки и неточности. Таким образом, первая часть урока посвящена констатирующий оценке опорных знаний у учащихся, на основе которых будет организованно более глубокое усвоения нового материала. За короткое время проверяются теоретические знания всех учащихся класса.
Учитель подводит итоги этой части урока, объявляет как индивидуальных победителей, так и микрогруппы, получившие наибольшее число баллов. Такой подход порождает здоровый дух соревнования, вносит в учебный процесс элементы игры. Баллы отражают уровень теоретических знаний учащихся. Они позволяют учителю безошибочно определить, кто из учащихся овладел опорными знаниями, а кто в них нуждается в помощи или самостоятельной доработке теоретического материала. Результаты корректирующей части семинара лишь иногда финансируется в классном журнале, чтобы стимулировать интерес отдельных учащихся к изучению химии.
Во второй обучающей части семинара у учащихся умения принять знания сначала по аналогии, а затем в нестандартных учебных ситуациях. Каждая бригада выполняет тренировочные упражнения, решает задачи. Тексты заданий заранее записывали на доске. Качество выполнения заданий комментируется консультант или кто-то из учащихся. Ответы на сложные вопросы обсуждаются совместно, сильные учащиеся помогают слабоуспевающим. Все это создает в классе микроклимат, благоприятный для усвоения материала учащимся с различными способностями, укрепляет их уверенность в своих силах.
Корректирующая и обучающая части семинара занимают до 30 минут времени урока, затем учащимся возвращаются на свои места.
Оставшееся время используется для оценивания знаний и умений школьников (контролирующая часть урока). На этом этапе исключается консультирования учащимся друг другом или использования учебника. Доминирующий вид контроля – письменный. Контрольные задания включают как тренировочные упражнения обучающей части семинара, так и новые, аналогичные первым, а также задания нарастающей трудности для более подготовленных учащихся. Число вариантов – произвольное. Как показала практика, включение отдельных тренировочных упражнений обучающей части урока в контрольные задания способствуют более ответственному отношению учащихся к групповой работе на уроке. Они убеждаются в том, что конечный результат их деятельности заключается прежде всего от собственной активности в время групповой работы.
Фронтальный письменный контроль иногда можно дополнить другими видами контроля: выполнение дифференцированных заданий, устными опросами, записью ответов некоторых учащихся. Случается, что времени, предусмотренного учителем на коррекцию и выполнение тренировочных заданий обучающей части урока, оказывается недостаточно для должного усвоения материала урока. В этом случае от контроля приходится отказываться, а отведенное на него время урока можно использовать для продолжения групповой работы.
Ведь главные назначение уроков проработки материала не в том, чтобы, применяя групповую форму организации учебно-воспитательного процесса, научить на уроке всех и каждого, развить такие положительные качества, как умение работать в коллективе, отстаивать свое мнение и уважать мнение других.
6