«Организация работы классного руководителя с социально неадаптированными детьми»
Выполнила студентка группы КП-3
Гайсина Руслана
Характеристика педагогически запущенных детей
- Замедление темпа психической деятельности;
- Психомоторная расторможенность;
- Плохой самоконтроль;
- Нарушение планирования;
- Регулирования деятельности;
- Бедный запас знаний;
- Недостаточно развитая речь;
- Недостаточная развитость моторики.
Педагогическая запущенность
- это устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания. Педагогическая запущенность заключается в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставаниях его развития от собственных возможностей, вызванных педагогическими причинами и подвергающихся коррекции педагогическими средствами.
Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.
Дезадаптация характеризуется нарушением процесса приспособления к окружающей среде. Этот термин прочно вошел в жизнь современного человека.
Признаки дезадаптации младшего школьника:
- - низкий уровень учебной мотивации;
- - нарушение познавательных процессов;
- - высокая устойчивая тревожность;
- - нарушение эмоционально-волевой сферы;
- - неадекватная (заниженная или завышенная) самооценка;
- - трудности в общение со взрослыми и сверстниками (низкий социальный статус).
В работе с социально - дезадаптированной семьёй, педагогом используется алгоритм:
- - занятость детей в кружках, секциях, факультативах;
- - контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий;
- - контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам;
- -консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка;
- - просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям (учреждение образования).
Методические рекомендации для педагогов по работе с дезадаптированным ребенком
Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя: если ты научился делать это хорошо, то постепенно научишься всему остальному.
Методические рекомендации для педагогов по работе с дезадаптированным ребенком
Не сравнивать посредственные результаты ребенка с достижениями других, более успешных, учеников. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов.
Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т.д.). В этой деятельности обеспечить сразу успех, внимание, эмоциональную поддержку
Уделять ребенку больше внимания: наблюдать, играть, советовать, но меньше воспитывать.
Если ребенок расстроен, предложите ему вспомнить что –нибудь приятное, ситуацию, в которой он был успешен, хорошо себя проявил.
Отмечайте изменения, происходящие с ребенком. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
Не оставляйте ссору детей без внимания, после конфликта обговорите с детьми причины его возникновения. Совместно постарайтесь найти возможные способы выхода из данной ситуации.
Помнить, что любые эмоциональные проявления со стороны взрослого, как положительные (похвала, доброе слово), так и отрицательные (крик, замечание, укоры) служат подкреплением, провоцирующим демонстративное поведение ребенка.