СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности формирования познавательной деятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности формирования познавательной деятельности младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Особенности формирования познавательной деятельности младших школьников»

Особенности формирования познавательной деятельности младших школьников

Познавательная активность младших школьников формируется на основе ведущей учебной деятельности, в которой решаются задачи общеразвивающего и корректирующего характера, и которая направлена на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных по форме теоретического знания, что постепенно превращает ее в познавательную деятельность, носящую продуктивный, проблемный, творческий характер.

Структура учебной деятельности формируется в результате решения учебных задач и действий, а также самоконтроля и самооценки, всех учебных действий. Именно эти действия и создают такую особым образом организованную деятельность, в которой не только формируется активность, но и сама она становится способом, средством для формирования деятельности более высокого порядка. Особенно важно управление такой деятельностью со стороны учителя, который должен дать каждому ученику возможность усвоить материал с учетом его наличного уровня, темпа обучаемости, ориентации на его персональные обучаемые возможности, способности самостоятельно учиться.

Психологические и возрастные особенности младшего школьника, включающие в себя такие новообразования как потребность в знаниях и в новых впечатлениях, произвольность, эмоциональность, сформированные восприятие и память, способность к продуктивному воображению, влияют на развитие познавательной активности младшего школьника.

Активность формируется в деятельности, ее развитие влияет на интенсивный творческий характер протекания деятельности, а также на развитие интеллектуального общения в различных видах деятельности, взаимодействие которых совершенствует познавательную активность личности. В своем развитии познавательная активность проходит ряд этапов, отражающих возрастную специфику деятельности и общения субъекта как носителя самосознания. Индивидуализация процесса обучения реализовывалась на основе введения дифференцированных заданий с учетом темпа обучения, начального уровня познавательной активности личности.

Познавательная активность младших школьников формируется на разных уровнях:

1.Активность на уровне любопытства.

2. Активность на уровне любознательности.

3. Активность на уровне устойчивого познавательного интереса.

Первый уровень познавательной активности проявляется во внимании, вызывается новизной стимула и используется в системе ориентировочной деятельности (вопросы ко взрослым, высокий уровень эмоциональности).

Второй уровень познавательной активности - любознательность (качество и типы вопросов ко взрослым, возникающие по собственной инициативе; создание познавательных задач и действий).

Третий уровень активности - появление устойчивого интереса (проявление в реальном поведении и поступках, инициативность в деятельности, избирательность выбора предмета интереса, стремление к участию в коллективной творческой деятельности, желание довести дело до конца, распространение интереса на другие занятия, наличие продукта детского творчества).

Важнейшим критерием сформированности активности у младших школьников является устойчивый интерес к учебной и внеучебной деятельности, характеризующийся осознанием цели деятельности, своего потребностного отношения к предмету деятельности как готовности к действиям с предметом, способности к длительной напряженной работе.

Успешность процесса формирования познавательной активности младших школьников в учебной и внеучебной деятельности достигается при построении процесса обучения и воспитания на основе оптимальной модели, которая направлена на личностное развитие каждого ученика при индивидуально-дифференцированном подходе к нему; приоритете влияния на эмоционально-мотивационную сферу личности; развитии устойчивых познавательных интересов; активизации всей образовательно-воспитательной деятельности через стимулирование активности особым содержанием, формами и методами; формировании готовности учителя оптимально сочетать личностную активность учащихся с руководством формированием их активности; учете возможностей семьи и учреждений дополнительного образования в решении проблемы познавательной активности.

Управление познавательной деятельностью младших школьников опирается на решение задач - дать каждому учащемуся возможности усвоить материал с учетом его наличного уровня, темпа обучаемости, ориентации на его персональные склонности и способности.

Обеспечение индивидуализации обучения за счет системы дифференцированных заданий общеразвивающего и коррекционного характера включало в себя задания на отработку умений применять знания в новых ситуациях, самостоятельный выбор средств для решения учебных задач, для оценивания результатов, для поиска ошибок и исправления их. Это - задания на понимание, воспроизведение, на память, гибкость мышления; на выявление противоречий между видимым и сущностью, между простейшими жизненными фактами и их обобщением.

Процесс формирования познавательной активности младших школьников состоит из трех этапов: создания положительно-эмоционального отношения к учебной деятельности, учителю, сверстниками (I этап); организация систематической поисковой деятельности (II этап); организация ее таким образом, чтобы в возникала в ней "неисчерпаемость вопросов" (III этап).

Виды познавательной деятельности делятся на два класса: общие виды познавательной деятельности (общие приемы) и специфические виды познавательной деятельности.

Общие виды познавательной деятельности (общие приемы) используются в различных областях, при работе с разными знаниями. К общим видам познавательной деятельности относятся все приемы логического мышления (сравнение, подведение под понятие, выведение следствий, приемы доказательства, классификации и др.). Они независимы от конкретного материала, хотя всегда выполняются с использованием каких-то предметных (специфических) знаний.

К специфическим видам познавательной деятельности относятся такие, которые используются только в данной области знания. Содержание, как тех, так и других видов познавательной деятельности должно выделяться и фиксироваться в процессе обучения. Без этого нельзя целенаправленно формировать познавательную деятельность.

Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Можно выделить 10 эффектов, влияющих на активизацию познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста. Одними из них является занимательность, эффект увлекательности форм и методов изложения, эффект нестандартных заданий, использования ярких, художественных форм, средств, эффект парадоксальности и другие.

Активизации познавательной деятельности детей на уроках происходит с помощью:

1. Наглядности и демонстрационных средств (документальное, художественное кино; вещественные источники).

2. Индивидуальной и групповой работы.

3. Ролевых и деловых игр на уроках (турнир, диспут, КВН, «Умники и умницы», игры-путешествия, уроков фантазирования, уроков сказок, уроков в школе будущего).

4. Внедрения современных информационных технологий.

Особое внимание в современных условиях отводится использованию информационных технологий в образовательной среде. Это направлено на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Известно, что для современных детей Интернет – это один из способов доступа к нужной информации. Используя Интернет, ребенок самостоятельно выбирает, какой материал он хотел бы изучить глубоко, формирует собственные познавательные интересы. Компьютер является необходимой составляющей всех сфер современной жизни. Компьютерные образовательные программы и мультимедийные презентации-сопровождения при разумном применении имеют множество плюсов: наглядность, большой объем материала, скорость, дифференцированные уровни информации, контроль и стимул к обучению.

Огромное значение в формировании познавательных интересов и познавательной активности имеют экскурсии. Рассматривание объектов живой природы, сравнение их между собой, наблюдение за сезонными изменениями и так далее способствуют развитию творчества, активизируют умственные процессы, обогащают словарь, воспитывают умение работать вместе. Материалы экскурсий можно использовать не только на уроках окружающего мира, но и на занятиях математикой, русским языком. Зримое общение с неизвестным оставляет глубокий след в душе ребенка, обогащает запас знаний.

Критериями оценки познавательной активности школьников является:

-   интерес к изучаемому материалу;

-   любознательность;

-   стремление участвовать в учебной деятельности по собственному желанию;

-   положительный результат самостоятельной работы учащихся;

-   положительные эмоциональные проявления к определенному учебному предмету;

-   конечный результат школьников.

Активизация познавательной деятельности происходит за счёт использования следующих форм и методов обучения:
1. Словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые методы организации познавательной деятельности.
2.Практические.
3.Самостоятельная работа.
4.Методы контроля, самоконтроля.
5. Фронтальная, парная, индивидуальная , групповая формы работы.
6. Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха в обучении, поощрение).
Технологии:
1. Объяснительно-иллюстративного обучения.
2. Технология проблемного обучения.
3. Информационно-коммуникативная технология.
4. Технология игровых методов.
5. Здоровьесберегающие технологии.
6. Образовательная технология «Портфолио»

На уроках необходимо ставить познавательную цель. Познавая что-то новое, ученики развивают свою память, мышление, воображение. Современный урок позволяет ученикам открывать мир знаний с разных сторон. В современных школах есть все, чтобы дети поглощали материал урока, применяя не только обычные методы, но и используя цифровые технологии.
Целесообразно развивать познавательную деятельность школьников и повышать интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу, дифференцированный подход, игру, создание ситуации успеха, самостоятельную работу.
Пробудить у учеников интерес к уроку необходимо с первых минут общения. Урок можно начинать с небольшого стихотворения, считалки, пословицы, поговорки, высказывания известных людей, прослушивания грамзаписи и т.д. Эти приёмы настраивают детей на необходимую учебную атмосферу и создают определённый психологический настрой.

Необходимость формирования «активной познавательной позиции школьника» при общем снижении уровня интереса и мотивации к учебному процессу определяют необходимость поиска новых, усовершенствованных методов работы, которые отвечали бы современным стандартам в области образования. В качестве подобного метода может выступать включение в учебную деятельность лингвистических игр, которые не только отвечают возрастным потребностям детей, но и способствуют повышению уровня познавательной активности, развитию общих познавательных процессов, способствуют созданию новых стимулов для обучающихся. Используя лингвистические игры в урочной деятельности, учитель может повысить внимание к учебной информации, научить логически выстраивать и обосновывать собственные действия, проникать в суть явлений, а также сделать обучающихся активными субъектами учебно-воспитательного процесса. Все это формирует у школьника познавательный интерес к предмету, а также воспитывает потребность в получении новых знаний и умений.

Таким образом, можно сделать вывод, что активизация познавательной активности школьников ведет к расширению кругозора, эмоциональному и интеллектуальному обогащению личности детей. Однако, следует отметить, что большинство педагогических разработок касаются мероприятий, проводимых в классе. Некоторая их часть затрагивает внеурочную деятельность. Имеет место огромный дефицит мероприятий, разработанных для совместного участи школьников и педагогов, школьников и родителей, а так же трехсторонних мероприятий с участием и педагогов, и родителей. Такие мероприятия могут нести огромное образовательное, воспитательное и развивающее значение. Необходимо изучать и научно обосновывать высокий потенциал совместной познавательной деятельности детей и взрослых, разрабатывать и претворять в жизнь совместные мероприятия, позволяющие эффективно развивать потенциал личности не только детей, но и взрослых.



© 2024, 95 0