СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности тревожности детей подросткового возраста

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представленно иследование по определению уровня школьной тревожности у подростков по методике Филлипса.

Просмотр содержимого документа
«Особенности тревожности детей подросткового возраста»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УСИНСК»

«УСИНСК» КАР КЫТШЫН МУНИЦИПАЛЬНÖЙ ЮКÖНЛÖН АДМИНИСТРАЦИЯСА ЙÖЗÖС ВЕЛÖДÖМÖН ВЕСЬКÖДЛАНIН


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» Г. УСИНСКА


МУНИЦИПАЛЬНÖЙ БЮДЖЕТНÖЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ВЕЛÖДАНIН

«ВЕЛÖДАН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ШÖР ШКОЛА № 1» УСИНСК КАР

________________________________________________________________________________________________________________________











Особенности тревожности детей подросткового возраста









Выполнил:

Учитель физической культуры

I категории

Гусев Николай Валериевич,














Усинск, 2018


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАС-ТА 5

1.1 Понятие тревожности 5

1.2 Особенности подросткового возраста 7

1.3 Проблемы и причины тревожности у подростков 10

1.4 Понятие школьной тревожности 12

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕ-ВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 17

2.1 Исследование уровня школьной тревожности у подростков по методике Филлипса 17

2.2 Обработка и интерпретация результатов 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

ПРИЛОЖЕНИЕ А 29

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса 29





ВВЕДЕНИЕ


В современном обществе проблема тревожности у подростков является актуальной. Это обусловлено тем, что тревожность подростков отрицательно влияет на уровень адаптации детей к жизни, мешает учебному процессу и формированию личности.

Подростковый возраст, в плане проявления тревожности имеет особое значение, поскольку является одним из критических периодов личностного созревания и социализации. С другой стороны, по данным многих авторов, тревожность является характерным проявлением этого возрастного этапа. Некоторые исследователи проблемы считают, что важнейшим источником подростковой тревожности является конфликт, связанный с самооценкой, конфликт между стремлением к личной автономии и боязнью этого.

Уже само понятие «тревога» используется в различных значениях, что порождает неопределенность его трактовки на семантическом уровне. Тревогу рассматривают и в качестве преходящего психического состояния, возникающего под воздействием стрессогенных факторов, и как феномен, сопутствующий фрустрации социальных потребностей, и в качестве специфического личностного свойства.

Разногласия в дефинициях не мешают большинству исследо­вателей считать, что определенные ситуации или события, спо­собные привести к фиксации страхов в детском возрасте, имеют влияние на дальнейшее поведение и личностные реакции человека. Многие авторы убеждены, что эмоциональные расстройства детей не проходят бесследно, а способствуют возникновению в последующем своеобразных личностных характеристик, нервно-психических и психосоматических отклонений [2].

Конечно, не только тревога служит причиной нарушений поведения, психического и социального здоровья человека — существуют и другие психологические механизмы неблагоприят­ных вариаций в развитии личности ребенка или подростка. Однако большая часть проблем, с которыми родители «трудных детей» обращаются к психологу и психотерапевту, большая часть явных нарушений, препятствующих нормальному ходу обучения и воспитания, в своей основе связаны с эмоциональной неустойчивостью ребенка, то есть в конечном итоге – с тревогой. Не зная причин возникновения тревоги, механизмов ее развития, преоб­разования, превращения в другие состояния, зачастую просто не­возможно разобраться в том, что происходит с ребенком, каковы истинные мотивы его поступков и, главное, как ему помочь.

Целью курсовой работы является исследование тревожности у подростков.

Предмет работы – это тревожность у подростков.

Объект работы – психологические особенности подростка.

Задачи курсовой работы:

  • изучить и обработать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

  • исследовать методику Филлипса, позволяющую изучить уровень школьной тревожности у подростков;

  • обработать и проанализировать полученные результаты.

В данном исследовании принимали участие ученики 8 класса МБОУ «СОШ №1» г. Усинска в количестве 17 человек.

Структура работы: отражает логику, содержание и результаты исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (15 источников), 1 приложения. В работе представлены 3 таблицы и 1 рисунок. Общий объем работы составляет 32 страниц.



  1. ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА


  1. Понятие тревожности


Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный, и операционный аспекты, при доминировании эмоционального.

Тревожность – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают понятия «тревога» как эмоциональное состояние и «тревожность» как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

В состав тревожности входят понятия: «тревога», «страх», «беспокойство». Рассмотрим сущность каждого [10].

Страх – это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.

Тревога – это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий.

Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности. Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает.

В целом, тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальность при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному телу при постоянной тревожности.

Следовательно, тревожность – это черта личности, готовность к страху. Это состояние целесообразного подготовленного повышения внимания сенсорного и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх.

Так как, страх – самая главная составляющая тревожности, она имеет свои особенности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избежания. В случае, когда он достигает силы аффекта, он способен навязать стереотипы поведения – бегство, оцепенения, защитную агрессию. Если источник опасности не определен или не опознан, в этом случае, возникающее состояние называется тревогой.

Тревожность имеет ярко выраженную специфику, которую можно обнаружить в ее источниках, содержании, формах проявления, компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

Эти возрастные пики тревожности являются следствием наиболее значимых социальных потребностей.

Чрезмерно высокий уровень тревожности, так же, как и слишком низкий уровень (полное отсутствие тревожности) рассматриваются как явление, мешающее нормальной адаптации. В отечественной психологии считалось, что тревожность вызвана тяжелыми соматическими и нервно-психическими заболеваниями или же это последствие психической травмы. Сейчас отношение к такому феномену, как тревожность, значительно изменилось. Считается, что для каждого человека характерен свой «оптимальный уровень тревожности», так называемая «полезная тревожность», которая является необходимым условием для развития личности [8].

Тревога возникает, когда человек видит во всех ситуациях элементы потенциальной или актуальной угрозы, появляется предчувствие опасности, также – это беспокойство, когда ожидаешь какого-либо события, особенно которое угрожает своими последующими событиями. «Тревога в большей мере присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, ответственности и долга» [4]. Она проявляется как чувство ответственности за себя и близких. Если говорить о темпераменте, то тревога наиболее присуща холерическому типу, т.к. она оказывает возбуждающее воздействие на психику, а, как известно холерики обладают вспыльчивым характером.

Рассмотренные теории тревожности и само определение понятий «тревога» и «тревожность», позволяет сделать вывод о том, что эти состояния обнаруживают связь с историческим периодом жизни общества. Это отражается в содержании страхов, характере возрастных пиков тревоги, частоте распределения и интенсивности переживания тревоги, значительном росте тревожности детей и подростков в нашей стране в последнее десятилетие.


  1. Особенности подросткового возраста


«Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении» [11, с. 125].

Подростковым принято считать период от 11 до 16 лет. Этот период обусловлен не только качественными навыками и полезным изменениями в организме подростка и в его окружении, но связан с возникновением специфических состояний, которые играют важную роль в период наибольшего развития, но и опасным звеном. Пубертатный период знаменуется бурным психофунологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Мощные сдвиги происходят во всех отраслях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст “переходным” от детства к взрослости.

Подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительно наращивания знаний, умений; становление “Я”, обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это потеря детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта.

Подростковый возраст часто называют периодом диспропорции в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям; обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются. Прежде всего, по сравнению с детским возрастом, возрастающее внимание к своему телу обусловлено не только физическими изменениями, но и новой социальной ролью подростка. Окружающие ожидают, что благодаря физической зрелости он уже должен справляться с определенными проблемами развития.

Подросток – это уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Ребенок, в таком возрасте, как бы стоит на грани между детством и взрослой жизнью. Это период, когда ребенок старается быть независимым от взрослых, но его поведение и реакции еще напоминают детство. Подростку уже будет довольно сложно навязать чужое мнение, т.к. у него есть на все свое собственное объяснение, которое может и не соответствовать действительности. Ребенок в подростковом возрасте, в большинстве случаев, сам видит свои плюсы и минусы, но он часто может преувеличивать свои возможности и, соответственно, преуменьшать недостатки. В этом возрасте ребенок ищет себе новых друзей, знакомых, часто меняет компании, у него происходят конфликты в этой сфере, т.е. подросток пытается найти свое место в обществе [15].

Часто подростки не могут приспособиться к школе, что может вызывать плохую дисциплину, низкую успеваемость, конфликты со сверстниками и учителями и т.д.

У подростка существуют персонифицированные и социализированные нормы. Персонифицированная норма – это норма, которую устанавливает одно лицо и требует ее соблюдение. Социализированная норма – это общее правило, которое принято людьми, и которое не зависит от отдельных лиц (нормы права, морали и т.д.). Персонифицированные нормы для подростков обычно задают или лидер группы, в которой он находится, или более старшие дети, которые имеют свой авторитет.

В подростковом возрасте дети часто ищут себе образец для подражания. Им обычно является человек старший по возрасту, и очень важно кто этим человеком будет. Сложности в подростковом возрасте также связывают с половым созреванием. В это время дети быстро растут, их организм перестраивается. Следствием всего этого может быть депрессия, чувство тревоги, высокая возбудимость.

Существует так называемый кризис подросткового возраста. Есть два возможных пути протекания этого кризиса – это «Кризис независимости» и «Кризис зависимости». Первый путь – это когда ребенок негативно ко всему относиться, проявляет грубость, стремится всегда поступать по-своему, взрослые не являются для него авторитетом. Второй путь – это наоборот, когда ребенок зависим от взрослых во всем, он не может принимать самостоятельные решения, подчиняется мнению большинства, пытается не выделяться, а быть «как все». «Кризис зависимости» может устраивать большинство родителей, но в дальнейшем это возможно приведет к тому, что человек так и не научится жить самостоятельно и принимать серьезные решения, ведь это всегда за него делали его родители.

В подростковом возрасте появление психических расстройств сейчас не редкость. Наиболее распространенные из них это – шизофрения, психопатия, невроз. «В последние два десятилетия психические расстройства в этом возрасте стали настолько актуальной проблемой, что в психиатрии возникла новая субспециальность - подростковая психиатрия» [11, с. 126]. Вследствие этого именно в подростковом возрасте наиболее часто встречаются «трудные дети». Но, даже если говорить о здоровых детях, у них преобладает резкая смена настроения и поведения, самочувствия, проблемы с самооценкой, ранимость, иногда неадекватность. В категорию «трудных детей» могут попасть совершенно разные люди, например, дети из неблагополучных семей, неуспевающие и имеющие плохую дисциплину дети, дети с нервными и психическими расстройствами и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее распространенные проблемы в подростковом возрасте – это общение со своими сверстниками и с взрослыми людьми, проблема самореализации как личности, половое созревание.


  1. Проблемы и причины тревожности у подростков


Что же такое тревожность в подростковом возрасте и каковы ее причины? У каждого возраста есть свои причины тревожности. Наиболее распространенные у детей – это внутриличностные и внутрисемейные (внутришкольные) конфликты. Поэтому обязательно следует обратить внимание на значимость семьи и школы в период взросления. Так как подростковый возраст – это противоречие между стремлением казаться и неумением “быть взрослым”. Это противоречие между стремлением к независимости и необходимостью подчиняться указаниям взрослых.

Так как подростковый возраст – это переходный период, от детства к взрослости, возникают многочисленные конфликты, которые вызваны негативными, неадекватными или противоречивыми требованиями и отрицательно влияют на формирование эмоциональной и когнитивной сферы.

Напряженные отношения между родителями и детьми обусловлены не столько конфликтом между поколениями, сколько изменившимися экономическими условиями и технологическим прогрессом, перед лицом которых родители, как и дети, чувствуют себя неуверенными и беспокойными, что порождает тревожность и нерешительность, а они в свою очередь формируют собственный характер.

Состояние тревожности – это следствие подросткового кризиса, который протекает, по-разному и дезорганирует личность подростка, влияет на все стороны его жизни.

В подростковом возрасте тревожность становится устойчивым личностным образованием. Она выражается в Я-концепции ребенка, а Я-концепция бывает противоречива и вследствие этого появляются трудности в восприятии и адекватности своих успехов и неудач. Также в появлении подростковой тревожности большую роль может сыграть формирование психастенической акцентуации характера. «Этот тип относится к области тесного соприкосновения психопатий и неврозов» [6]. К основным чертам такого типа именно в подростковом возрасте относятся нерешительность, склонность к рассуждению, склонность во всем видеть опасность, навязчивые нежелательные непроизвольные мысли. Подросток боится, что с ним или с его близкими что-то обязательно случится. Психастеники нерешительны в своих действиях, склонны к сомнениям и колебаниям, однако, если они все-таки что-то решили, то это немедленно должно быть исполнено. У них не редко наблюдается сильная привязанность к какому-либо члену семьи, возможно это является такой психологической защитой. Также они не проявляют особую тягу к сверстникам. Обычно такие подростки интеллектуально развиты и могут существовать только в компании таких же «детей-интеллектуалов».

Что касается наблюдаемой в подростковом возрасте потребности побыть одному, то они ни в коей мере не равноценна так называемому стремлению к одиночеству, а представляет собой при правильно организованной деятельности лишь потребности в условиях, благоприятных для сосредоточения и размышления. Усложняются в этот период отношения со сверстниками.

Подросток испытывает особую потребность в дружеских отношениях, где только и возможна система реального равенства. Но возможны конфликты на почве соперничества. Часто подростки занимают агрессивную роль по отношению к тем людям, от которых исходит угроза: их престижу, самооценки. На самом деле, срабатывает механизм психической защиты и часто он выражается в агрессии. В действительности у таких подростков часто низкая самооценка, повышенная тревожность, неуверенность, мнительность.

Тревожность может влиять на самооценку ребенка. Тревожные дети обычно имеют неадекватно завышенную или неадекватно заниженную самооценку. Они испытывают затруднение в общении, не проявляют инициативу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что тревожность может негативно влиять на жизнь подростка в целом. У него могут возникнуть проблемы в отношениях с друзьями, учителями, родителями. Также при повышенной тревожности у ребенка может нарушиться результативность его деятельности.


  1. Понятие школьной тревожности


Наряду с родительским домом, школа – важнейшая инстанция социализации. Формирование юношества как фаза возрастного развития тесно связанно с возникновением системы всеобщего школьного образования. Школьные конфликты связанны в основном с успеваемостью, адаптацией, авторитетом и автономией. В связи с требованиями, предъявляемыми к успеваемости, возникают конфликты, как с учителями, так и со сверстниками. По отношению к учителям могут возникнуть протест, отказ заниматься и добиваться успехов. Такое поведение встречается и у способных и у критически настроенных молодых людей. Чье выраженное стремление к успеху сталкивается с неблагоприятными перспективами на будущее. В отношениях с ровесниками могут возникать конфликты на почве соперничества. Это влияет на психосоциальную адаптацию школьников и сохранение класса как единого общества. Конфликты в области автономии и авторитета обусловлены стеснениями свободы школьными правилами. Молодые люди требуют, обосновать их чувствуют над собой нежелательную опеку.

Конфликты в школе могут приводить к требующим коррекции поведенческим нарушениям, на пример, к “школофобии”, в основе часто лежит страх перед школой; боязнь издевательств и оскорблений к прогулам. Вместе с тем родительский дом служит положительным фактором, является причиной дезадаптации подростка.

Школьная тревожность – это особый вид тревожности, которая связана с переживанием школьного неблагополучия. «Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников» [8]. Ребенок в школе постоянно чувствует свою неполноценность, неадекватность, не уверен, в том, что правильно принимает свои решения, и что ведет себя правильно. Школьная тревожность – это результат взаимодействия ребенка с ситуациями, в которые он попадает, поэтому важно научить ребенка как вести себя в различных ситуациях. Чувство тревоги школьнику никак не избежать, т.к. познание чего-то нового всегда волнует человека. И отказаться от этого познания в принципе нельзя, ведь трудности познания являются необходимым условием успешного усвоения знаний. Интенсивность школьной тревожности не должна превышать «критическую точку», которая является индивидуальной для каждого ребенка, потому что дальше оказывается уже дезорганизующее, а не мобилизующее влияние на школьника. Именно такое переживание тревожности рассматривают системообразующим признаком школьной дезадаптации.

Школьная дезадаптация – это нежелание ребенка подвергаться педагогическому влиянию, которое обуславливается такими причинами, как неправильное воспитание, особенности темперамента и характера ребенка, различные характеристики личности. Различают три вида дезадаптации – это патогенная, психосоциальная, социальная.

Первая вызвана отклонениями в психическом развитии, нервно- психическими заболеваниями, в основе которых лежат поражения нервной системы.

Психосоциальная дезадаптация связана с половым созреванием ребенка и его индивидуальными психологическими особенностями, поэтому он требует индивидуального подхода в своем учебном учреждении. Различают устойчивые (например, акцентуации характера) и неустойчивые (например, кризисные периоды развития) формы психосоциальной дезадаптации.

Социальная дезадаптация – это нарушение моральных норм, асоциальное поведение, изменение жизненных ценностей. Признаки социальной дезадаптации – это неумение общаться, неадекватная самооценка в системе общения, высокие требования к окружающим людям, замкнутость и др.

У дезадаптации два фактора – это семья и школа. Школа обучает, воспитывает. Ребенок, проводя время в школе, обретает кличку, двигательные умения, перестраивается мотивационная сфера личности. Учитель – это важнейшая фигура для ребенка в начале учебы, и если он не примет ученика, то вполне возможна дезадаптация, поэтому важно, чтобы ребенок был воспитанный, умел себе контролировать. Дети перенимают многие навыки от преподавателей, поэтому если учителя грубо относятся к ученикам или применяют телесные наказания, то, в конце концов, дети становятся грубыми и агрессивными.

К внутренним факторам школьной дезадаптации относятся особенности темперамента (например, высокая активность, гипервозбудимость, заторможенность), особенности личности, нарушение познавательных процессов, таких как память, внимание, речь и др.

Также на ребенка дезадаптирующее влияние могут оказывать и собственные родители, причем это влияние значительно серьезней, чем, например, учителей. К факторам влияния родителей на детскую дезадаптацию в школе относятся наследственность, болезнь родителей, жилищные и материальные условия, неполная семья, сводные братья и сестры, конфликты в семье, алкоголизм или наркомания родителей и т.д. Еще одним важным фактором дезадаптации является порядок рождения детей и их статус в семье, который может порождать ревность и ее неадекватное проявление.

Школьная дезадаптация напрямую связаны с подростковой тревожностью, потому что часто, если ребенок тревожный, он плохо приспосабливается к школе. В число факторов, которые способствуют формированию и закреплению школьной тревожности, входят [14]:

  1. Неблагоприятные отношения с учителями. Отношение педагога к ученику может вызывать тревожность. Например, если учитель оскорбляет и унижает детей, применяет физическую силу, разделяет детей на «слабых» и «сильных» учеников (в последствие они боятся выходить к доске, боятся неправильно ответить), предъявляет слишком высокие требования, которые даже не соответствуют возрастным возможностям, выделяет одного ребенка в связи с его неприемлемым поведением.

  2. Смена школы или класса. «Смена школьного коллектива сама по себе является мощным стрессогенным фактором» [8]. Это обуславливается тем, что ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, находить общий язык с новыми людьми, что способствует формированию тревожности.

  3. Учебные перегрузки. Обычно, после 5-6 недель активных занятий, дети устают, не хотят работать, повышается уровень тревожности. Что бы этого не произошло, нужно распределять нагрузку правильно. Сейчас только у первоклассников есть дополнительные каникулы в середине учебных четвертей, которые помогают детям не перегружаться. Вторник и среда – это дни, когда у детей наиболее высокая работоспособность, а дальше она понижается. Чтобы ребенок мог отдохнуть и восстановить свои силы, ему нужен минимум один выходной в неделю, в который он может не загружать себя школьными делами и домашним заданием.

  4. Неспособность ученика справится со школьной программой. Это может быть вызвано такими причинами, как сложные учебные программы, низкий уровень развития ученика, непрофессиональные педагоги, ребенок не соответствует ожиданиям взрослых и т.д.

Школьная тревожность может начать формироваться еще у дошкольников и к подростковому возрасту она уже может быть сложившейся личностной особенностью.

Школьная тревожность может проявляться самыми разнообразными способами. Например, ученик не работает на уроках, волнуется при ответе, смущается, когда учитель делает ему замечание, даже незначительное, на переменах ребенок стремится находиться среди сверстников, однако старается не вступать с ними в тесные отношения, а предпочитает просто стоять рядом, также, если ребенок тревожный, то у него ослабляется иммунитет, он начинает чаще болеть. Также подросток может выражать нежелание ходить в школу, не делать задания, не входить в контакт с учителями и т.д.

Из всего вышесказанного можно сделать выводы о том, что школьная тревожность связана с переживаниями школьного неблагополучия, что тревога – это неотъемлемая часть учебного процесса и также, что повышенная тревожность ребенка мешает его учебному процессу, т.е. успеваемости.



  1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА


  1. Исследование уровня школьной тревожности у подростков по методике Филлипса


Методика, с помощью которой проводилось исследование, называется «Методика диагностики школьной тревожности Филлипса». Она достаточно распространена среди школьных психологов, т.к. хорошо работает. Валидность этой методики была доказана с помощью сопоставления ее с методикой Ч. Спилбергера - Ю. Ханина «Шкала реактивной и личностной тревожности», т.к. у последней валидность уже была доказана.

Методика Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам. Она предназначена для изучения уровня и характера школьной тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста. В данном случае исследовались подростки среднего школьного возраста ученики 8 класса «СОШ №1» г. Усинска в количестве 17 человек.

Тест состоит из 58 вопросов, на которые ребенок должен ответить однозначно «да» или «нет». Также в нем есть 8 факторов тревожности [7]:

  • переживание социального стресса;

  • фрустрация потребности в достижении успеха;

  • страх самовыражения;

  • страх ситуации проверки знаний;

  • страх не соответствовать ожиданиям окружающих;

  • низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;

  • проблемы и страхи в отношениях с учителями;

  • общая тревожность в школе.

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):

Переживание социального стресса – это эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого формируются его социальные отношения.

Фрустрация потребности в достижении успеха – это неблагоприятный психический фон, который мешает ребенку развивать свои потребности в успехе, а также в достижении высокого результата.

Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, в которых нужно демонстрировать свои возможности, предъявлять себя другим.

Страх ситуации проверки знаний – это переживание негативных эмоций при проверке знаний или возможностей, особенно если проверка публичная.

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – это переживание тревоги по поводу своих оценок, поступков, результатов, боязнь не оправдать ожидания окружающих по поводу всего этого.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – это особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями – это негативный эмоциональный фон отношений в школе ребенка с учителями, который мешает успешному учебному процессу.

Общая тревожность в школе – это общее эмоциональное состояние ребенка, которое связано с всевозможными формами его включения в жизнь школы.

Инструкция испытуемым: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-» если не согласны».

Исследование проводилось в несколько этапов:

  1. Первый этап заключался в том, что было проведено тестирование в школе (ребенку давался чистый лист бумаги для ответов и сам текст опросника, далее читалась инструкция, и дети приступали к его выполнению).

  2. Вторым этапом была обработка полученной информации с помощью ключа к методике Филлипса (подсчитывались общее число несовпадений по всему тексту и число совпадений по каждому из 8 факторов, все переводилось в проценты).

  3. Третьим этапом на основе обработанных данных строились таблицы и диаграммы.

  4. На последнем, четвертом этапе, результаты, полученные с помощью данного исследования, сравнивались с результатами Филлипса и делались выводы об уровне тревожности у подростков.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что методика Филлипса является достаточно распространенной, одной из причин этого является ее доказанная валидность.


  1. Обработка и интерпретация результатов


Было проведено эмпирическое исследование. Результаты общего числа несовпадений по всему тексту представлены в таблице 1.


Таблица 1 – Сводная таблица общего числа несовпадений по всему тексту

№ ученика п/п

Возраст

Показатели тревожности, %

50 %

75 %

1

2

3

4

5

Ученик 1

14 лет

+



Ученик 2

14 лет

+



Ученик 3

14 лет

+



Ученик 4

14 лет

+



Ученик 5

14 лет


+


Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

Ученик 6

14 лет

+



Ученик 7

14 лет

+



Ученик 8

14 лет

+



Ученик 9

14 лет

+



Ученик 10

14 лет

+



Ученик 11

14 лет



+

Ученик 12

14 лет

+



Ученик 13

14 лет

+



Ученик 14

14 лет

+



Ученик 15

14 лет

+



Ученик 16

14 лет

+



Ученик 17

14 лет

+



Процент учащихся, %

88

6

6

Уровень тревожности определяется так: если число совпадений/несовпадений меньше 50% – уровень тревожности в низкий или оптимальный, если больше 50% – повышенная тревожность, если больше 75 можно говорить о высокой тревожности.

Из таблицы 1 видно, что у большинства учащихся класса уровень тревожности оптимальный (88 %), повышенная тревожность всего у одного человека (6 %) и у одного человек высокая тревожность (6 %). В разговоре с классным руководителем выяснилось, что Ученик 11 самая неуспевающая девочка в классе, очень трудно усваивает материал, ни с кем из одноклассников не общается и никогда не просит помощи у сверстников, поэтому дети не принимают ее в свою компанию, т.е. возможно именно это повлияло на высокий уровень ее тревожности. Также в классе есть еще одна девочка с повышенным уровнем тревожности, из беседы с классным было выявлено, что Ученик 5 из неполноценной семьи, отношения в которой немного напряженные, возможно, именно этот фактор повлиял на уровень ее тревожности.

В таблице 2 представлены обработанные результаты теста по таблице числа совпадений по 8 факторам (приложение 1).



Таблица 2 – Сводная таблица совпадений чисел по 8 факторам

№ ученика

Показатели по видам (факторам) тревожности, %

1

2

3

4

5

6

7

8

50 %

50 %

75 %

50 %

50 %

75 %

50 %

50 %

75 %

50 %

50 %

75 %

50 %

50 %

75 %

50 %

50 %

75 %

50 %

50 %

75 %

50 %

50 %

75 %

Ученик 1

+



+




+



+



+


+



+



+



Ученик 2

+



+



+




+


+



+




+


+



Ученик 3

+



+



+



+



+



+



+



+



Ученик 4

+



+



+




+


+



+




+


+



Ученик 5


+


+





+



+



+


+


+





+

Ученик 6

+



+



+



+



+



+



+



+



Ученик 7

+



+



+



+



+



+



+



+



Ученик 8

+



+



+




+


+



+



+



+



Ученик 9

+



+




+


+



+



+



+



+



Ученик 10

+



+




+


+



+



+



+



+



Ученик 11


+



+



+




+

+





+


+



+


Ученик 12

+



+



+



+



+



+



+



+



Ученик 13

+



+



+





+

+



+




+


+



Ученик 14

+



+




+



+



+


+



+




+


Ученик 15

+



+



+





+

+



+



+



+



Ученик 16

+



+



+



+



+



+




+


+



Ученик 17

+



+



+



+




+


+



+



+



Процент учащихся, %

88

12

0

94

6

0

65

29

6

47

29

24

76

18

6

88

6

6

71

29

0

82

12

6


По данной таблице можно сделать следующее заключение: 12 % (2 человека) учащихся имеют повышенный уровень тревожности по фактору «Переживание социального стресса», т.е. такие дети имеют проблемы в отношениях с социумом, особенно со сверстниками, что может порождать конфликты. У остальных 88 % (15 человек) уровень тревожности по этому фактору в норме, т.е. дети не переживают социальный стресс, имеют хорошие отношения с окружающими людьми.

По фактору «Фрустрация потребности в достижении успеха» 6 % (1 человек) учащихся имеют повышенную тревожность, а 94 % (16 человек) - низкую тревожность, т.е. практически все ученики класса спокойно могут ставить перед собой цели и добиваться их.

У большинства учащихся (65 % – 11 человек) по фактору «Страх самовыражения» уровень тревожности в норме, т.е. эти дети не боятся самовыражать и самореализовать себя. 29 % (5 человек) испытывают повышенную тревожность по этому фактору, а остальные 6 % (1 человек) имеют высокий уровень тревожности, т.е. они испытывают негативные эмоции при демонстрации своих возможностей, при предъявлении себя окружающим.

По фактору «Страх ситуации проверки знаний» 29 % (5 человек) учащихся имеют повышенный уровень тревожности, 24 % (4 человека) – высокий уровень, т.е. эти дети испытывают негативные эмоции при проверке знаний (особенно при публичной), это может объясняться тем, что они неуверенные в себе, также они могут считать, что учителя предъявляют им слишком высокие требования, вследствие всего этого ребенок может получить плохую оценку, что может негативно повлиять на его самооценку. У 47 % (8 человек) учащихся уровень тревожности в норме, это говорит о том, что они не видят сложности в ситуации проверки знаний.

6 % (1 человек) испытуемых имеют высокий уровень тревожности по фактору «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих», 18 % (3 человека) имеют повышенную тревожность, т.е. эти дети испытывают тревогу по поводу своих оценок, поступков, результатов, т.к. боятся не соответствовать ожиданиям окружающих. У остальных же 76 % (13 человек) уровень тревожности в норме, т.е. они не нуждаются в оценке окружающих людей своих действий.

Большинство учащихся (88 % – 15 человек) по фактору «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» имеют низкий уровень тревожности, таким образом, эти дети спокойно справляются с ситуациями стрессогенного характера. Повышенная тревожность у 6 % (1 человек) и высокий уровень тревожности у 6 % (1 человек) испытуемых, т.е. они могут неадекватно реагировать на различные стрессогенные факторы.

По фактору «Проблемы и страхи в отношениях с учителями» у большинства испытуемых (71% – 12 человек) уровень тревожности в норме, т.е. они не видят в отношениях с учителями никаких проблем. Повышенную тревожность имеют 29% (5 человек), это говорит о том, что эти дети испытывают эмоциональное напряжение в отношениях с учителями, что может негативно повлиять на учебный процесс.

По последнему фактору «Общая тревожность в школе» высокий уровень тревожности имеют 6 % (1 человек) учащихся в классе, но в основном у них оптимальный уровень тревожности (82 % – 14 человек), это говорит о том, что у этих детей пребывание в школе не вызывает каких-либо травмирующих последствий. У остальных 12 % (2 человека) уровень тревожности по этому фактору повышенный, т.е. они склонны испытывать тревожность в учебном процессе, в процессе общения и т.д.


Рисунок 1 – Уровни школьной тревожности у подростков по 8 факторам


По рисунку 1 можно сказать, что большая часть исследуемых подростков имеют оптимальный уровень тревожности по всем факторам, кроме фактора «Страх ситуации проверки знаний». Повышенный уровень тревожности у подростков проявляется в таких факторах, как «Страх самовыражения», «Страх ситуации проверки знаний», «Страх не соответствовать ожиданиям» и «Проблемы и страхи в отношениях с учителями». Стоит заметить тот факт, что факторы «Страх самовыражения», «Страх ситуации проверки знаний» и «Проблемы и страхи в отношениях с учителями» стоят в одном ряду и имеют одинаковый процент. Возможно, именно из-за того, что дети стесняются демонстрировать свои возможности, присутствует тревожность в ситуации проверки знаний и возникают проблемы с учителями. Также большинство испытуемых смело развивают свои потребности в успехе, а, следовательно, достигают высокого результата. В целом общий уровень тревожности у большинства детей в классе в норме. Но все же выявляются такие факторы, которые тревожат подростков, например, они испытывают страх не соответствовать ожиданиям окружающих, переживают социальный стресс, присутствует страх ситуации проверки знаний.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В данной работе изучалась и обрабатывалась научная литература по проблеме тревожности у подростков. Вначале был описан подростковый возраст, а именно его возрастные особенности. Было установлено, что подростковый возраст является самым трудным в плане воспитания. Тревожность у подростков совсем не редкость. Чаще всего она связана с внутриличностными, внутрисемейными и внутришкольными конфликтами. У подростков достаточно много проблем, наиболее распространенные – это общение со сверстниками и с взрослыми людьми, процесс самореализации и процесс полового созревания. Проблему тревожности у подростков разрабатывали многие ученые, например, такие как А.М.Прихожан, З.Фрейд, К.Хорни, Г.Г.Аракелов и многие другие. Тревожность в целом негативно влияет на жизнь подростка и на его учебную деятельность. Выделяется особый вид тревожности – школьная тревожность, которая связана с проблемами в школе и напрямую влияет на учебный процесс ребенка. Также существует такое понятие, как «школьная дезадаптация». Причиной дезадаптации подростка может служить как следствие уход из школы. У таких подростков обнаруживаются личностные нарушения и отклонения социального поведения. Их исходным пунктом часто служат нарушения формирования личности, склонность к сниженному настроению, заниженная самооценка, и, следовательно, неуверенность в себе, высокая тревожность.

В данной работе проведена диагностика школьной тревожности по методике Филлипса. По результатам исследования у 88 % подростков уровень тревожности в норме, но есть отдельные факторы, по которым этот уровень достаточно высокий. Например, исследования показали, что большинство испытуемых имеют страх ситуации проверки знаний – по этому фактору самый высокий уровень тревожности в классе. Это говорит о том, что дети переживают негативные эмоции при проверке знаний, даже при возможной, особенно если проверка публичная. Высокий уровень тревожности по факторам «Страх самовыражения», «Страх не соответствовать ожиданиям», «Низкая физиологическая сопротивляемость» только у 6 % всего класса. В этом случае дети просто боятся получить оценку ниже, а не как ожидали бы от них, к примеру, родители, или совершить не такой поступок, который ожидали от него сверстники и т.д. В целом, сейчас множество факторов, которые влияют на уровень тревожности подростков. Если, допустим, ребенок живет в неблагополучной семье или общается с психически неуравновешенными детьми, то это все тоже влияет на уровень его тревожности и таких примеров еще можно привести большое количество.

Изучение литературы по проблеме тревожности в подростковом возрасте и исследование по методике Филлипса позволило решить ряд тех задач, которые были поставлены для достижения цели работы.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е., Шотт Е.К. Психофизиологический метод оценки тревожности / / Психологический журнал, 1997. № 2.

  2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: «Институт практической психологии». - Воронеж, 1995. – 345 с.

  3. Большой психологический словарь / под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. М., 2008. 639 с.

  4. Захаров, И.А. Неврозы у детей и подростков / А.И. Захаров. - М., 1988.

  5. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги // Воспитание школьника, 1990. № 6.

  6. Личко, А. Е. Диагностика характера подростков. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков – ПДО. Краткое руководство / А.Е. Личко, Я.Я. Иванов. – СПб., 2001.

  7. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://azps.ru/ (дата обращения 28.11.16).

  8. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, Румянцева П.В. - СПб.: Речь, 2007.

  9. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед./ Р.С. Немов: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики — 640 с.

  10. Понятие тревожности. Виды тревоги [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://studbooks.net/ (дата обращения 04.12.16).

  11. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт;- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.

  12. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В.Дубровиной. М., 1991. 302 с.

  13. Хорни, К. Том 2: Тревожность [Текст]: в трех томах / К. Хорни. - М. : Смысл, 1997.

  14. Школьная тревожность [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://5psy.ru/ (дата обращения 02.12.16).

  15. Эльконин, Б.Д. Психология развития [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед./ Б.Д. Эльконин.— М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 144 с.



ПРИЛОЖЕНИЕ А


Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса


Текст опросника [7]:

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?

  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?

  20. Похож ли ты на своих одноклассников?

  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

  45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

  48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

  49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

  50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

  51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

  52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

  53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

  54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?

  55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

  56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

  57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

  58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Число совпадений по 8 факторам рассчитывается по таблице 3:


Таблица 3 – Число совпадений по 8 факторам

Факторы

№ вопросов

1. Переживание социального стресса

5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44;

сумма = 11

2. Фрустрация потребности в достижение успеха

1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43;

сумма = 13

3. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6

4. Страх ситуации проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6

5. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

3, 8, 13, 17, 22; сумма = 5

6. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

9, 14, 18, 23, 28; сумма = 5

7. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47; сумма = 8

8. Общая тревожность в школе

2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; сумма = 22