СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности формирования эмоциональной сферы в условиях детского сада

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из главной цели для педагога – это психологическое здоровье каждого ребенка. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения (неуверенность, незащищенность, агрессивность, нестабильность, беспокойство) то это всегда отражается в поведении, в общении со сверстниками, взрослыми. Особенно это заметно у детей с тяжелыми нарушениями речи, так как нарушение речи часто бывает осложнено нарушениями нервно-психической деятельности  и сопровождается характерными особенностями: выраженный негативизм, агрессивность, драчливость, конфликтность повышенную впечатлительность, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами, склонность к болезненному фантазированию. Одно из причин появления психологической патологии может быть влияние среды общения: длительные психотравмирующие ситуации, серьезные психические травмы, двуязычие в семье, социально-бытовая запущенность, неправильное воспитание.\1\ Поэтому необходимо выявлять психологические особенности для определения черт и качеств дошкольника, которые могут быть скорректированы в процессе формирования эмоциональной сферы через различные виды деятельности. Наши дети с общим недоразвитием речи в своих произвольных действиях не соотносят цели и мотивы, они не могут заранее планировать собственные действия, регулировать свое поведение, оценивать полученные результаты, подчинять свои действия требованиям, что характеризуется низким уровнем организованности.\3\  Вследствие этого у дошкольников проявляются неблагоприятные характеристики: •    Неспособность сопереживать другому человеку в реальной ситуации, ни в прослушивании сказок (обычно ребенок, слушающий сказку, переживает вместе с главным героем его приключения, эти переживания буквально «написаны» на его лице, •    Неспособность откликнуться на эмоциональное состояние близких людей, •    Отсутствие способности к эмоциональной саморегуляции, •    Множество отрицательных эмоций и страхов. Такое эмоциональное недоразвитие отрицательно сказывается на усвоении детьми «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.В.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой, на подготовку к обучению в общеобразовательной школе и адаптации в обществе. Настроение всегда имеет причину (окружающая природа, события, люди, выполняемая деятельность) и по-разному выражается в поведении.  Однако не всегда эти причины осознаются. А выразительные движения лица и жестикуляция дают возможность ярче и образнее донести мысли и чувства. Мимика и жесты – это язык выразительных движений, функция которого заключается в непосредственном выражении того, что чувствует человек. Использование мимики и жесты позволяет более верно понимать других, контролировать и изменять свое поведение.\2\ Исследование мимического выражения эмоций началось более 100 лет назад. Одним из первых возник вопрос: почему у человека в эмоциональном состоянии специфически изменяется напряжение различных лицевых мышц? Классической попыткой ответить на этот вопрос была теория Ч. Дарвина, изложенная им в работе "Выражение эмоций у человека и животных" (1872). Дарвин выдвинул гипотезу, согласно которой мимические движения образовались из полезных действий. Другими словами, то, что сейчас является выражением эмоций, прежде было реакцией, имевшей определенное приспособительное значение.\4\ Мимические реакции тесно связаны с определенными эмоциями. Установление таких связей делает возможным распознавание эмоций по мимическому выражению.  Представление о том, что по выражению лица можно судить об испытываемых человеком эмоциях, верно. Таким образом, на формирование мимического выражения эмоций оказывают влияние три фактора: 1. врожденные мимические схемы соответствующие определенным эмоциональным состояниям;  2.приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств, подлежащие произвольному контролю;  3.индивидуальные экспрессивные особенности, придающие видовым и социальным формам мимического выражения специфические черты, свойственные только данному индивиду.  Мы работаем над развитием мимики, проявлением эмоциональных состояний через элементы экспрессии, жестов. Экспрессия проявляется не только в речи, но и в жесте, мимике, поведении человека, эмоциональные элементы служат для выражения чувств человека, а экспрессивные - способствуют усилению выразительности и изобразительности, как при выражении эмоций, воли, так и мысли. Их использование позволяет более верно понимать других, контролировать и изменять свое поведение. В дальнейшем это должно помочь  нашим детям при общении, легче и приятнее беседовать с тем, у кого оживленное динамическое выражение лица, активная жестикуляция. Составленная мимическая гимнастика в комплексе с артикуляционной гимнастикой позволяет формировать произносительные умения и навыки,  укреплять лицевые мышцы групп и соответствующие мышечные группы органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. Каждое упражнение сопровождается стихотворением и цветным сюжетным рисунком. Все упражнения выполняются ежедневно, от простых к более сложным, сидя, обязательно с положительным эмоциональным настроем, в игровой форме. Одной из особенностей наших детей является трудность словесного описания своих переживаний. Поэтому мы работаем  над  формированием эмоционально-экспрессивной лексики через ознакомление с художественной литературой, через  театральную, игровую деятельность. Эмоционально-экспрессивная лексика наиболее адекватно выражает личное, субъективное отношение ребенка к тому или иному предмету высказывания и его личные чувства, эмоциональные переживания: «доброта», «печаль», «радоваться», «смелый» и др. Дети с ОНР пользуются в основном общеизвестными, наиболее распространенными словами и выражениями. Эмоционально-экспрессивная лексика используется ими выборочно. А  этот  лексический материал помогает развивать связную речь детей. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения - значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоционально-экспрессивная лексика помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации, наиболее ярко выражает симпатии или антипатии дошкольников друг к другу, к окружающим людям. Мы проводим работу по развитию способностей воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей, владению своими чувствами, формированию адекватной и дифференцированной эмоциональной экспрессии. При работе с детьми учитываем основные принципы взаимодействия:  -установление тесных, дружеских отношений;  -сохранение атмосферы терпимости, чтобы ребенок чувствовал себя свободно и мог, не стесняясь выражать свои чувства;  -распознавание чувств ребенка и отражение их вербальными приемами, чтобы ребенок учился выражать свои переживания.  С базовыми эмоциями знакомим на фронтальных занятиях через специально подобранные упражнения и  игры с учетом психологических  особенностей детей. Дети учатся распознавать эмоции по пиктограммам, разнообразным  картинкам, жестам и движениям.  Затем, используя элементы экспрессии, ребенок сам изображает  нужное состояние. Такие игры и тренинги способствуют усложнению знаний об эмоциях, снимают остроневротические реакции, нейтрализуют страхи и эмоционально-отрицательные переживания.  На индивидуальных занятиях закрепляем знания об эмоциональных состояниях; обучаем ребенка не только слушать, но и слышать - понимать инструкции воспитателя. Через игровые психотерапевтические техники, помогаем снять общую агрессию,  упрямство, мышечное напряжение. Упражнения  психогимнастики,            психоэтюды на проявление различных эмоций способствуют осознанию способов их адекватного проявления. Ребенок учится выражать свои чувства. Например, вместо того, чтобы кричать и плакать, показывая свое горе или свою просьбу, пусть небольшую, он может выразить эту эмоцию с помощью мимики и жестов, при этом снижаются импульсивные эмоциональные реакции ребенка. Планируем индивидуальные занятия по циклограмме в утреннее время, после сна, на прогулках. Для занятий и самостоятельной деятельности  подготовили дидактические игры, включающие в себя задачи по развитию эмоциональности и способностей  по формированию моделей поведения, овладения мастерством маскировки эмоций, что считается важным шагом в развитии, ведущим к пониманию социальной жизни. У каждого ребенка есть свой «Альбом настроения», в котором он делает зарисовки, выполняет различные задания. Для этого же организован эмоциональный уголок, где дети в свободной деятельности могут поделиться своими чувствами, впечатлениями, рассмотреть фотографии своей семьи, что способствует созданию атмосферы доверительного общения, эмоционального контакта друг с другом. \5\ Эмоциональные нарушения часто связаны с семейным воспитанием, с непониманием родителей значимости развития эмоциональной сферы.  Поэтому работу с родителями начинаем с проведения родительского собрания, на котором раскрываем проблемы наших детей, этапы коррекционно-развивающей работы. Анкетирование и анализ мониторинга родителей показал, что основной акцент в семье делают на расширение у детей энциклопедических знаний, на развитие интеллектуальных способностей и волевых качеств. Взрослые недостаточно озвучивают собственные эмоции, не говорят с ребенком о чувствах, переживаниях. Это не формирует и не пополняет  эмоциональный словарь, не развивает речь. У детей беден игровой и реальный опыт выражения своих чувств, нет потребности к пониманию чувств у сверстников, окружающих людей. Для родителей подготовили статьи, консультации, ширмы, организуются  индивидуальные беседы и консультации, дни открытых дверей, выставки совместных работ по темам «Дружная семья», «Моя родословная», «Моя мама». Для педагогов нашего детского сада было: организован и  проведен семинар-практикум «Развитие эмоционально-волевой сферы посредством психотерапии у детей с общим недоразвитием речи», подготовлены консультации, показана серия открытых  занятий. В эти же дни организована выставка авторских развивающих игр и методических  пособий по развитию эмоциональности у детей.  Проведенная с детьми работа дала положительную динамику, что указывает на эффективность предложенной системы эмоционального развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Система была апробирована с детьми двух наборов, это доказывает возможность ее  применения при работе с детьми-логопатами.

 

 

 

Литература: 1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвитие речи у дошкольников.- Екатеринбург: изд-во «Литур», 2004. 2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997. 3. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. – М., 1968      4. Шингаров Г.К. «Эмоции и чувства как форма отражения действительности». М., 1971.  5. Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы»