Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Островского района Костромской области
«Островская средняя общеобразовательная школа»
Методический конкурс педагогов образовательных организаций
Костромской области в 2018 году
Номинация "Программы воспитательной деятельности: программа лагеря для детей и молодежи"
Тема
«Программа деятельности ЛОЛ "Мы - наследники героев!»
Автор: Груздева Светлана Александровна
учитель математики
Островское, 2018
Содержание
Введение _____________________________________________________________________________3
Социальная значимость программы_______________________________________________________3
Информационная карта программы_______________________________________________________4
Анализ работы по программе "Мы - наследники героев"_____________________________________7
Результативность программы __________________________________________________________ 10
Введение
Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. Организация школьных оздоровительных лагерей одна из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. Лагерь с дневным пребыванием воспитанников призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной значимости в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, социального творчества, личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Социальная значимость программы
Социализация ребенка в детских летних лагерях организованные на базе СОШ - процесс двусторонний. С одной стороны, ребенок усваивает опыт, входя в социальную среду, с другой - в процессе социализации он воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. Таким образом, ребенок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих.
Педагогическая работа, направленная на решение задач социализации ребенка в условиях таких детских летних лагерей, сохраняет взаимосвязь с другими факторами формирования личности, по своим целям, содержанию, структуре во многом отличается от них и составляет особое образование.
При организованной деятельности детский летний лагерь располагает богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания каждого, что обусловлено рядом особенностей.
Во-первых, в детском летнем лагере на базе общеобразовательного учреждения, могут быть организованы все ведущие виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, образовательная и т.д.).
Во-вторых, взаимодействие детей в лагере имеет нетрадиционный характер по содержанию и по форме включения ребят в те или иные сферы деятельности, что способствует инициативе и социальной активности.
В-третьих, в детском лагере каждый может стать участником сводных объединений, что позволяет ребенку максимально проявлять себя разносторонне и творчески.
В-четвертых, в детском лагере является нормой постоянный анализ всего, что делается, в том числе и участия каждого в жизни лагеря, а также самоанализ.
Детский летний лагерь представляет собой временную среду для личности и важный фактор воздействия на ребенка.
Социальное значение организации жизнедеятельности ребенка в детском летнем лагере организованного на базе СОШ велико по многие причинам:
а) жизнедеятельность в таком детском лагере - это добровольная практическая деятельность с целью самовыражения, самоутверждения и удовлетворения интересов;
б) деятельность выполняет роль регулятора интересов и способностей личности, дает возможность проявления социальной, творческой активности детей, является сферой их самоутверждения в различных видах деятельности;
в) особенность деятельности заключается в добровольном выборе ее видов, быстрой их смене, так как идет поиск своего "Я";
г) деятельность в свободное время ребенок воспринимает как удовольствие, что развивает инициативу, фантазию, воображение.
С целью организации летнего отдыха детей на базе МКОУ "Островская СОШ" был организован детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей по программе "Мы - наследники героев". Данная программа была реализована в 2015 г, юбилейный год 70-летия Великой Победы.
Анализ работы оздоровительной площадки прошедших годов показал, что очень эффективной является работа, построенная в форме игры. Ребята с удовольствием создавали свои команды, принимали активное участие в играх, эстафетах, конкурсах, сопереживали друг другу, вели летопись достижений своей команды.
В данной работе представлена программа "Мы - наследники героев", с которой вы можете ознакомиться https://6667f7e5-0e14-4ad0-9d6b-7f544ac05256.filesusr.com/ugd/9de2e6_3ec7c3dea9904659bedd77ff6f06109b.pdf
Информационная карта программы
Полное название программы | Программа деятельности детского оздоровительного лагеря дневного пребывания "Мы - наследники героев". |
ФИО автора, разработчика | Груздева Светлана Александровна, старшая вожатая смены |
Полное наименование организации | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Островская средняя общеобразовательная школа (по состоянию на июнь 2015г) |
Наименование субъекта Российской Федерации | Костромская область |
Направленность программы | Социально - педагогическая |
Характеристика целевой группы | Дети п. Островское от 7 до 11 лет, учащиеся 1-4 классов |
Краткая аннотация содержания программы | Содержание программы ориентировано: на создание благоприятных условий для развития личности ребёнка через общественно-значимую коллективную творческую деятельность; на развитие мышления, воображения, творчества, внутренней состоятельности и внешней культуры. В пояснительной записке раскрываются актуальность программы, ее цель и задачи, участники и организаторы программы, а также этапы реализации. В течение смены ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности. |
Обоснование актуальности программы | Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества. В настоящее время государство уделяет большое внимание гражданско-патриотическому воспитанию молодого поколения, сохранению уважения и памяти к истории России, к героям Великой Отечественной войны. Формирование у молодого человека уважительного отношения к памяти погибших при защите Отечества, патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству и развитие физического здоровья молодого человека является приоритетными задачами государства и общества в целом. Юбилейный год 70-летия Великой Победы подтолкнул нас к идее проведения тематической смены в нашем оздоровительном лагере, которая получила название “Мы – наследники героев”. Разработана соответствующая атрибутика: эмблема, гимн, флаг, девиз, для поощрения отрядов будут использоваться георгиевские ленточки, галстуки, звёзды за активность и участие в делах лагеря и т.д. Результативность программы выявляется при помощи проведения соревнований, игр, конкурсов, викторин. |
Предполагаемый социальный эффект программы | Данная программа направлена на решение современных проблем, связанных с созданием условий для всестороннего развития молодого поколения, его приобщения к общечеловеческим ценностям, интеллектуального, духовного и физического развития личности. Данная программа относится к программам гражданско-патриотической направленности; по содержанию является спортивно-оздоровительной, общекультурной; по форме организации - групповой, общедоступной. Программа включает не только мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию (игры, викторины, информационные мероприятия, связанные с историей Великой Отечественной войны, историей России), но и спортивные соревнования, интеллектуальные игры, музыкальные мероприятия, культурно - досуговые, экологические мероприятия. Также уделено внимание профилактике асоциальных явлений. Смена пройдет под девизом: “Мы помним!”. Побеждать можно не только в спорте, но и в творчестве, конкурсах, испытаниях и проявлять организаторские способности, руководствуясь принципами уважения, честности, справедливости. Для более эффективной реализации программы применяются следующие формы занятий: практические, экскурсии, игровые программы, спортивно-оздоровительные мероприятия, конкурсы, коллективные творческие дела, беседы. |
Цель и задачи программы, в соответствии с их актуальностью для целевых групп участников, родителей | Цель программы: - создать условия для всестороннего развития, оздоровления, самореализации личности подростка в период летних каникул через активное приобщение к занятиям спортом; - воспитывать у юного поколения чувство патриотизма. Задачи: 1.Приобщить к государственным культурным, историческим ценностям, символам, традициям Российской Федерации. 2. Выявить и развить индивидуальные способности, социализировать личность подростка в условиях временного коллектива. 3. Сформировать активную жизненную, гражданскую позиции, развить чувства патриотизма, ответственности, самоорганизации. 4. Развить способности к организации своей деятельности и поведения. 5. Сформировать ценностное отношение к себе, окружающей действительности. 6. Повысить уровень физической культуры и физической подготовки. Сочетать развитие и воспитание детей с оздоровительным отдыхом. Формировать у детей навыки культуры общения и толерантности. Прививать навыки здорового образа жизни. Развивать творческие способности. |
Предполагаемые результаты реализации программы | Организуя отдых и оздоровление детей в лагере через гражданско-патриотические, творческие, игровые и оздоровительные мероприятия мы планируем: Дать детям и подросткам общее представление об истории Великой Отечественной войны. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья. Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие . Развитие коммуникативных способностей и толерантности. Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность. Приобретение новых знаний и умений (разучивание песен, игр, составление проектов) Расширение кругозора детей. Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально- нравственных норм. Личностный рост участников смены Охват организованными формами летнего отдыха детей из неполных, неблагополучных семей, детей «группы риска». Повышение интереса к развитию и укреплению своего здоровья у детей, пребывающих в лагере. Раскрыть творческий потенциал детей. Создать банк педагогической практики. |
Этапы реализации программы: | I этап. Подготовительный – апрель - май Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является: - проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону; - издание приказа по школе о проведении летней кампании; - разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Мы наследники героев»; - подготовка методического материала для работников лагеря; - отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере; - составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.) II этап. Организационный – июнь Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа является: - встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей; - запуск программы «Мы - наследники героев»; - знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря. III этап. Практический – июнь Основной деятельностью этого этапа является: - реализация основной идеи смены; - вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел; - работа творческих мастерских (в отряде и совместно с ДЮЦ "Импульс"). IV этап. Аналитический Основной идеей этого этапа является: - подведение итогов смены; - выработка перспектив деятельности организации; - анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем. - организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Мы наследники героев» с социумом. |
Ресурсная обеспеченность программы | Реализация программы обеспечена инфраструктурой, материально-технической базой МКОУ Островская СОШ, включающей в себя территорию школы, объекты социально-бытового, досугового и спортивного назначения, имеющие столовую, спортивный зал и спортивную площадку, отрядные комнаты и пр., оборудованные необходимой комплектацией мебели и техники |
Наличие социальных партнёров. | - Детская библиотека; - ДЮЦ "Импульс"; - РЦКД; - Музей им. Б.К. Кустодиева; - ГИБДД; - Пожарная часть п.Островское; - МРСК Центра Кострома - Энерго; - Отряд ЮИДД. |
Наличие системы обратной связи с участниками программы | Анкеты для родителей; Анкеты для детей. |
Механизм оценки эффективности реализации программы: методы оценки эффективности мероприятий программы и воспитательно – педагогических действий | Вводная диагностика | Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: - анкетирование; - беседы в отрядах; - планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей; - вводное исследование "Символы России". | Пошаговая диагностика | Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря. Беседы на отрядных сборах. Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение) | Итоговая диагностика | Анкетирование Творческий отзыв (рисунок « Наш лагерь») Беседы в отрядах Цветопись Контрольное исследование "Символы России" Олимпиада "Знаем, помним, гордимся!" Народный форум (фабрика достижений лагеря) | |
Наличие методик, направленных на изменение уровня самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности, их учёт, стимулирование применения | Реализация работы системы Level-значков( в нашем случае - это звездочки), иллюстрирующих показатели качества участия в сюжетно-ролевых играх, динамики развития и личностного роста детей и подростков. Реализация работы системы награждения детей и подростков сувенирной продукцией во взаимосвязи с системой Level-значков (в конце смены ребенок имеет право обменять свои звезды на определенный сувенир) |
Наличие системы стимулирования участников | Каждая программа летней смены, реализуемая в рамках представленной комплексной программы имеет систему стимулирования деятельности участников смены, которая осуществляется на двух основных уровнях: индивидуальном и групповом. Когда отмечаются достижения отдельных детей, они получают звездочки. Каждая звездочка – символ победы в каком - либо соревновании, т.е. надо проявить себя в деле и выиграть звезду по итогам дня. Также за участие в патриотических мероприятиях отряду дается кусочек одной большой звезды. Задача смены: собрать как можно больше звезд индивидуально каждому ребенку и одну большую звезду в отряде. На гала-концерте в конце смены у каждого ребенка будет возможность обменять свои звездочки на памятные призы. |
Анализ работы по программе "Мы - наследники героев"
Наименование программы "Мы - наследники героев"
Количество дней 18 рабочих дней.
Пришкольный летний лагерь с дневным пребыванием детей «Солнышко» функционировал при МКОУ Островская СОШ Костромской области с 1 июня по 25 июня 2015 г.
С наступлением длительных летних каникул перед родителями встает вопрос о том, чем занять детей. Одна из возможностей на сегодняшний день и наиболее дешевый, и для многих единственный выход – это пребывание ребенка в пришкольном лагере дневного пребывания под присмотром педагогов.
В связи с этим, при комплектовании смены лагеря первоочередным правом пользовались обучающиеся из категории малообеспеченных, многодетных семей, семей «группы риска», детей под опекой. На основе заявлений родителей в летний пришкольный лагерь были зачислены 102 воспитанника. Возрастная категория детей с 6,5 до 11 лет. Хочется отметить, что пришкольный лагерь посещали и дошкольники – будущие первоклассники.
За время работы травмы и несчастные случаи не зарегистрированы.
В целях создания условий для эффективной работы летнего лагеря, организации отдыха детей была принята программа деятельности летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Мы - наследники героев».
Все мероприятия были направлены на выполнение целей и задач, обозначенных в информационной карте.
В лагере заведена вся необходимая документация согласно номенклатуре.
Оздоровительная и воспитательная работа в лагере велась по плану, который был составлен на всю смену.
В первый день была проведена торжественная линейка в честь открытия лагерной смены – ребята познакомились с режимом дня, с правилами и законами лагерной жизни, со своими воспитателями, были поделены на 5 отрядов. Каждый отряд выбрал себе командира.
Отряд рождается тогда, когда у него появляется «лицо»; когда появляются органы самоуправления; когда ребята увлечены обшей деятельностью.
Была разработана соответствующая атрибутика: эмблема, гимн, флаг, девиз, дети ходили с георгиевскими ленточками, командиры в галстуках красного цвета, для поощрения отрядов были использованы звёзды за активность и участие в делах лагеря и т.д.
В рамках этой программы ежедневно проводились следующие мероприятия:
Утренняя зарядка (включала игры на внимание, танцевальные разминки, зарядку в парах, подвижные игры);
Минутка здоровья (проводилась медицинской сестрой: правила безопасности на природе. способы оказания ПМП при укусах насекомых, солнечном (тепловом) ударе, солнечных ожогах...)
Минута Памяти (информация о детях пионерах - героях, которую читали командиры в своем отряде, дети обсуждали полученные знания, выражали свою точку зрения об услышанных подвигах )
На линейке подводились итоги предыдущего дня, отмечались победители лагерных мероприятий, ежедневно отряд получал задание и план подготовки к общему мероприятию. Отмечались наиболее активные ребята, которые получали "Звезды", сувениры и грамоты.
Воспитательная работа в лагере велась по следующим направлениям:
Создание условий для развития лидерских качеств.
Создание условий для формирования чувства патриотизма и личной ответственности за будущее России.
Создание условий для оздоровительной работы и формирование здорового образа жизни.
Физкультурно-спортивная работа.
Создание условий для развития творческих способностей детей.
Смена прошла под девизом: “Мы помним!”. Побеждать можно не только в спорте, но и в творчестве, конкурсах, испытаниях и проявлять организаторские способности, руководствуясь принципами уважения, честности, справедливости. Одним из направлений в нашей работе было воспитание любви к Родине. В этом помогали нам экскурсии в музей по темам:
«Островчане - герои Великой Отечественной войны»;
"Как прежде в строю"(посвящено творчеству поэта - земляка Виктору Волкову);
«Улицы нашего поселка»;
беседы в детской библиотеке "Набат войны нам вновь стучит в сердца", «Это ты, моя Россия!», конкурс чтецов «Шел в атаку яростный 41 - й год», тематические беседы в отрядах «Государственные символы России», творческие конкурсы (рисунков и поделок) "День России", спортивные соревнования «В одном строю» (летняя зарница), олимпиада "Знаем, помним, гордимся!";
работа в творческой мастерской "Цветок Победы";
в день памяти и скорби ребята участвовали в торжественном митинге у памятника погибшим воинам в годы ВОВ, читали стихи, возлагали цветы, присутствовали на литургии.
исследование в начале и в конце смены "Символы России".
По статистике видно, что ребята повысили свои знания о Символах России за время пребывания в пришкольном летнем лагере.
Большое внимание в работе лагеря было уделено экологическому воспитанию детей, поэтому были проведены такие мероприятия:
"Спасем природу" (экологическое занятие)
"В гостях у сказки" (инсценировка сказок на экологическую тему)
Познавательная программа "Экологическое ассорти"
Мультпоказ "ОзиБу спасает планету", "Фиксики о бумаге", "Свинка Пеппа. Переработка"
Минутки здоровья "Аптека под ногами"и "Лесные опасности"
В летнее время у детей развивается осознание необходимости бережного отношения к памятникам старины, природе, постоянной заботы о них со стороны общества.
Массовые мероприятия являются значительными событиями в жизни летнего оздоровительного лагеря. Они необходимы для создания приподнятого эмоционального настроения, творчества, для организации взаимодействия детей. Так в течение всей смены были организованы культмассовые мероприятия: "Путешествие в страну Чимби - Римби", "Путешествие с пиратами", "День индейца", "Мистер и Мисс Лето - 2015" и т.д.
Для более эффективной реализации программы применялись следующие формы занятий: практические, экскурсии, игровые программы, спортивно-оздоровительные мероприятия, конкурсы, коллективные творческие дела, беседы
На протяжении работы лагеря взаимодействовали с социумом.
Ребята приняли участие в муниципальных конкурсах:
конкурс рисунков "Безопасное электричество" совместно с МРСК Центра "Кострома - энерго", где ребята заняли 1 места в номинациях "Книжная графика" и "Рисунок".
конкурс сочинений "Родное слово", также отмечены ребята, занявшие 1,2,3 места.
Кроме этого ежедневно велся расширенный план – распорядок дня. В плане ежедневно имеются оздоровительные минутки. Организуя работу в лагере, сотрудники лагеря исходили из того, что здоровье человека определяется его образом жизни, поведением и отношением к собственному здоровью и здоровью окружающих. Так как все это ведет к снижению заболеваемости, к сохранению и улучшению физического и психического здоровья, повышению защитных свойств организма.
В воспитательный процесс летнего пришкольного лагеря были включены здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение физического, психического и социального здоровья.
В целях укрепления здоровья и физического развития детей были проведены: викторина «Здоровым быть здорово!», спортивно-игровые программы «Весело играем, весело смеемся », "Мой веселый, звонкий мяч", "Как Незнайка в пожарные готовился", военно - спортивная игра "В одном строю"("Зарница"), спортивная игра "Три С", игра "Путешествие с пиратами",спортивно - игровая программа "Мы - индейцы".Каждое утро в оздоровительном лагере начиналось с утренней гигиенической гимнастики, состоящей из комплекса физических упражнений для развития детей. Школьной медсестрой были проведены беседы - пятиминутки по укреплению здоровья и о здоровом образе жизни, о правильном питании и культуре питания, о вреде наркотиков и табакокурения, беседы по профилактике травматизма и солнечных ожогов. Ежедневное пребывание на свежем воздухе, витаминизация третьих блюд способствовали физическому развитию и укреплению здоровья ребят.
С целью выработки навыков здорового образа жизни воспитателями проводились здоровьесберегающие беседы: изучение правил дорожного движения, о безопасном пути в лагерь и домой, о правилах поведения на улице, в общественных местах, на прогулках, о дружбе и взаимопомощи пожарной безопасности и экологических знаний, конкурсы агитационных газет по ПДД, рисунков по пожарной безопасности и электробезопасности. Проводились игровые мероприятия совместно с сотрудниками ГИБДД, МЧС, "МРСК Центра Кострома - энерго" Ребята познакомились с планом эвакуации при пожаре и ЧС, была проведена учебная эвакуация.
Имеются инструкции о предупреждении травматизма и несчастных случаев, электробезопасности. С детьми проводились инструктажи по технике безопасности о чем свидетельствуют росписи в журнале по технике безопасности
Летний лагерь способствует снижению правонарушений среди несовершеннолетних в каникулярный период.
В начале и в конце смены и родителям и детям предлагалась анкета: каких результатов вы ждете от данной смены, почему вы пошли в лагерь, чего вы больше всего не хотите (хотите), чтобы было в этой смене...
Анкетирование помогло скорректировать программу в начале смены с учетом пожеланий ее участников и отследить результативность на итоговом обследовании.
В течение смены использовался метод "Награда" (Level-значки): за активное участие в своем отряде и жизни всего лагеря дети получали ежедневно "звездочки". Данные "звезды" копились у них в течение смены. В конце смены на ярмарке Талантов ребята смогли их обменять на ценные призы и подарки. У кого больше звезд - у того ценней подарок. Стимул участия во всех мероприятиях был велик. Дети готовились не только в лагере, но и дома (приходили в костюмах, выполняли рисунки на конкурсы и т.д.
Результативность программы
Данная программа оставила незабываемое впечатление у детей и взрослых, "связала" красной нитью старшее и младшее поколения. Пожилые люди, проходя мимо ребят в красных галстуках, с гордостью смотрели на будущее нашей страны, а ребята старались не подвести тех, кто в них верит, во всех своих поступках и делах.
Степень удовлетворенности участников программы была выявлена при анкетировании детей в последний день лагерной смены.
О желании прийти на следующий год в лагерь сказали 97 % детей, выразили сожаление дети 11 лет о том, что на следующий год уже они не смогут посещать лагерь, в связи с возрастным ограничением.
Результативность программы выявлялась при помощи проведения соревнований, игр, конкурсов, викторин.
Поставленные цели и задачи были выполнены в результате слаженной работы воспитателей и детей. Вся воспитательная деятельность в лагере была организована в соответствии с планом воспитательной работы на каждый день. Отличная работа воспитателей способствовала созданию доброжелательной атмосферы в лагере. За месяц пребывания в лагере ребята очень сдружились с воспитателями и между собой, и уже не было разделения, кто из какого класса и кому сколько лет – была единая, дружная команда летнего лагеря, о чем свидетельствуют результаты анкетирования в последний день смены, и рисунки детей "Один день из жизни лагеря". Все воспитатели старались , чтобы детский лагерь и летний отдых стал таким, чтобы было что вспомнить, чем похвастаться, о чем написать сочинение «Как я провел школьные каникулы». Уверены, июнь в лагере для учеников нашей школы стал ярким, полезным и веселым.