Открытый урок по чтению
4 «Е» класс МБОУ СОШ №42
Рабаданова Сакинат Абдурахмановна
Чтение 4 «Е» класс
Тема: А.С. Пушкин . «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Стоки сказки: Противопоставление добрых и злых сил в сказке
Цели урока:
- раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки:
-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать
- формирование прочный нравственные позиции на распознавание истинной красоты.
Эпиграф урока:
Лишь добро одно бесмертно
Зло подолгу не живет
Шота Руставели.
Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение сказки.
Оборудование урока: текст, «Сказки о мертвой царевне и семи богатярях», иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С. Пушкина
Ход урока.
Организационный момент (Приветствие учащихся. Отменить
отсутствующих)
Вступительная беседа
Ребята , сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. И пусть хорошее настроение сохранится у вас до конца урока.
2. Выявление читательского опыта по произведениям А.С. Пушкина
- давайте вспомним какие произведения А.С. Пушкина читали? Какие знаете наизусть. А на сколько вы знаете и помните сейчас узнаем из викторины:
Задание 1. Викторина
( Разминка)
Разминка: каждая команда получает по очереди вопросы. Если команда не ответила, ответ переходит к той команде , члены которой первыми подняли руки
Назовите год рождения поэта (1799 г.)
Как звали няню Пушкина? ( Арина Радионовна)
Назовите имя и отчество отца. А.С. Пушкина (Сергей Львович)
Как звали мать поэта? (Надежда Осиповна)
Сколько братьев и сестер было у Пушкина? ( 1 брат Лев)
( 1 сестра Ольга)
Назовите учебное заведение, которое закончил поэт.
( Царскоильский Лицей)
Угодайте героя по описанию
Девять месяцев проходит, с поля глаза она не сводит
( Царица – мать царевны)
Ты встаешь во тьме глубокой. Круглолиций , светлоокий,
И, обычай твой любя. Звезды смотрят на тебя
(Месяц)
Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит
(Царевна – лебедь из Сказки о царе Солтане)
Высока, стройна, бела. И умом и всем взяла
(Царица – мачеха)
Белолица, черноброва. Нраву краткого такого
( Царевна)
С ним одним она была Добродушна весела
(Царица – мачеха)
Весть царевну в глушь лесную. И связав ее , живую
Под сосной оставить там. На съеденье волкам
(Царевна Черпавна)
Вывод: Молодцы, Ребята! хорошо вы знаете и помните изученные произведения великого русского поэта.
Задание № 2:
Биография А.С. Пушкина
Задание № 3:
IV-Минута поэзии
- Ребята, вам было задания выучить, любые стихи Пушкина
1. «Няня»
2. «Зимний вечер»
3. «Зимнее утро»
4. Ушлая пора»
5. «Туча»
Физминутка «Пальминг»
Слово учителя
- Ребята, мы с вами говорили о необыкновенном интересе а.С. Пушкина к народному творчеству . Поэт с огромным удовольствием слушал песни и сказки в исполнении своей няни, Арины Радионовны, других простых людей. На прошлом уроке Мыс вами познакомились с увлекательнейшей «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях». Мы говорили о сюжете и о главных героях сказки. Сегодня мы продолжим нашу с вами работу по знакомству со сказкой
Цель нашей работы: раскрыть значение терминов «добро и зло» на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
- нам всем хорошо знакомо выражение «В сказках Добро всегда побеждает Зло»
- Что же это такое Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов и записать в тетради
- чтение учащихся
-Хорошо , ребята, молодцы я тоже поработала со словарем и приготовила толкование данных терминов.
На экране слайд.
Добро и Зло ( дети читают)
- Ребята, как вы думаете , можно ли утверждать , что добро и зло являются противоположными понятиями?
- да добро и зло – противоположные понятия.
-мне хотелось бы. Что бы вы усвоили сегодня не только значение слов, данные в словаре, но и попытались увидеть , как А.С. Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»
III объяснение нового материала
Работа с текстом Беседа
- На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным
В народных сказках всех героев можно разделить на положительные героев народных сказок ( они олицетворяют добро)_ и отрицательных ( олицетворяют зло).
Добро – Иван Царевич. Царевна – лягушка, Иван – христианский сын.
Зло – Баба-Яга , Кощей Бессмертный, Чудище поганое
Можем ли мы, ребята так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
Вывод: В сказке больше положительных героев, предполагают , что образ Чернявки невозможно отнести к положительным, ни к отрицательным.
- Подумайте в образе каких героев заметна наиболее яркая характеристика
Добро и Зло?
( в персонаже Царевны и царицы)
- Для того что бы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко второй части вашего домашнего задания – устному словестному рисованию портретов Царевны и Царицы
Учащиеся читают словестные портреты. Царевны и Царицы, зачитывают из текста определения)»
- Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, в два столбика в виде таблицы.
- Чтение определение и сравнивают с таблицей
| Царица | Царевна |
Внешность | Высокая, стройная, белая | Чернобровая |
Поведение характер | Гордая Ломлива Своенравна Ревнива Злая | Красновещая –душа Милая Приветливая |
Цветовая Гамма | Черный (зависть) | Белый Красный румяный |
- Ребята почему царица решила погубить Царевну?
В чем суть конфликта между ними?
(- Царица мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей , потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица «милее и белее» чем она
-А какими словами мы можем выразить отношение царицы и царевне?
(ненависть, зависть)
- Обладает ли добрый человек такими чувствами?
(нет , эти чувства характерны для злых людей)
- А как относится царевна к царице , которая ее решила погубить к Чернявке , которая уводит девушку в темный лес?
( Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла , не пытается им отомстить.)
- Ребята , и царица и царевна – внешне красивы , можем сказать , что она обладает и внутренней , душевной красотой!
1 ( Царица красивая, но злая ни кого не любит. Она весела только с зеркальнем.
2 Значит душа у нее черная. А царица по-настоящему красивая, она всех любит , творит добро, и все ей помогают
3 Аналз художественного произведения
Сценка:
-Ребята , что вы можете сказать о Царице
- с чем сравнивает автор царевну, говоря ….. росла, росла , поднялась и расцвела»?
(автор сравнивает ее с цветком . Она прекрасна как цветок роза.)
Физминутка
- Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок , который начинается со слов «Но невеста молодая»
Дол зари в лесу блуждая (стр. 75) , что бы доказать , что царица олицетворяет зло, а царевна добро.
В праз. чтении уч. отрывок
- Почему царевна решила, что в тереме « люди добрые живут» ?
(есть иконы, в горнице чисто и светло ).
- что сделала горянка в доме?
(зажгла свечу, зажгла печь)
- как это характеризует героиню?
( она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.)
-Можем ли мы про царицу сказать , что она трудолюбивая?
(нет она всегда сидит без дела , только в зеркало смотрится , любуется своей красотой)
- Кто приходит к царевне с целью погубить ее?
( Царица переодетая монахиней)
- На чьей стороне Сколько? Почему?
(Сколько пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко что бы объяснить богатырям, что произошло с Царевной )
- Получается , ребята , что Зло победило. Царица торжествует , устранив соперницу.
Так ли это?
( Нет Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту)
-Обращение Елисея к Солнцу, Месяцу, Ветру)
1- в сказках у добра всегда много помощников, а зло одиноко.
2- а что же происходит со злой царицей – мачехой?
3- найдите строки в которых говорится о последних минутках ее жизни чтение строки. Стр 90
а) Викторина
( Работа по тесту)
v) Закрепление.
Самостоятельный вывод учащихся.
- А сейчас ребята, обратите внимание на эпиграф
- Можем ли мы рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели. « Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет»
( Да ведь Царица умирает , а царевна оживает. Значит , добро победило. В сказках добро всегда побеждает, а Зло наказано
а) Игра « Кто внимательнее?
(вопросы. 1, 2, 3, гр.)
VI- Итог урока
- Чему научила вас сказка А.С. Пушкина , и считаете ли вы себя добрыми»
- в сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом . в жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей не добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки и злые. Любим, желаем добра здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже , бывает ненавидим.
Домашнее задание
Выучить отрывок из сказки