СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок : "А.С. Пушкин . «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок : "А.С. Пушкин . «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"»

Открытый урок по чтению

4 «Е» класс МБОУ СОШ №42

Рабаданова Сакинат Абдурахмановна









Чтение 4 «Е» класс

Тема: А.С. Пушкин . «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Стоки сказки: Противопоставление добрых и злых сил в сказке



Цели урока:

- раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки:

-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать

- формирование прочный нравственные позиции на распознавание истинной красоты.



Эпиграф урока:

Лишь добро одно бесмертно

Зло подолгу не живет

Шота Руставели.


Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение сказки.

Оборудование урока: текст, «Сказки о мертвой царевне и семи богатярях», иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С. Пушкина

Ход урока.

  1. Организационный момент (Приветствие учащихся. Отменить

отсутствующих)

  1. Вступительная беседа

Ребята , сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. И пусть хорошее настроение сохранится у вас до конца урока.



2. Выявление читательского опыта по произведениям А.С. Пушкина

- давайте вспомним какие произведения А.С. Пушкина читали? Какие знаете наизусть. А на сколько вы знаете и помните сейчас узнаем из викторины:


Задание 1. Викторина

( Разминка)


  1. Разминка: каждая команда получает по очереди вопросы. Если команда не ответила, ответ переходит к той команде , члены которой первыми подняли руки


  1. Назовите год рождения поэта (1799 г.)

  2. Как звали няню Пушкина? ( Арина Радионовна)

  3. Назовите имя и отчество отца. А.С. Пушкина (Сергей Львович)

  4. Как звали мать поэта? (Надежда Осиповна)

  5. Сколько братьев и сестер было у Пушкина? ( 1 брат Лев)

( 1 сестра Ольга)

  1. Назовите учебное заведение, которое закончил поэт.

( Царскоильский Лицей)

  1. Угодайте героя по описанию

  1. Девять месяцев проходит, с поля глаза она не сводит

( Царица – мать царевны)


  1. Ты встаешь во тьме глубокой. Круглолиций , светлоокий,

И, обычай твой любя. Звезды смотрят на тебя

(Месяц)


  1. Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит

(Царевна – лебедь из Сказки о царе Солтане)


  1. Высока, стройна, бела. И умом и всем взяла

(Царица – мачеха)


  1. Белолица, черноброва. Нраву краткого такого

( Царевна)


  1. С ним одним она была Добродушна весела

(Царица – мачеха)

  1. Весть царевну в глушь лесную. И связав ее , живую

Под сосной оставить там. На съеденье волкам

(Царевна Черпавна)




Вывод: Молодцы, Ребята! хорошо вы знаете и помните изученные произведения великого русского поэта.


Задание № 2:

Биография А.С. Пушкина




Задание № 3:

IV-Минута поэзии

- Ребята, вам было задания выучить, любые стихи Пушкина

1. «Няня»

2. «Зимний вечер»

3. «Зимнее утро»

4. Ушлая пора»

5. «Туча»

Физминутка «Пальминг»

  1. Слово учителя

- Ребята, мы с вами говорили о необыкновенном интересе а.С. Пушкина к народному творчеству . Поэт с огромным удовольствием слушал песни и сказки в исполнении своей няни, Арины Радионовны, других простых людей. На прошлом уроке Мыс вами познакомились с увлекательнейшей «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях». Мы говорили о сюжете и о главных героях сказки. Сегодня мы продолжим нашу с вами работу по знакомству со сказкой

Цель нашей работы: раскрыть значение терминов «добро и зло» на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

- нам всем хорошо знакомо выражение «В сказках Добро всегда побеждает Зло»

- Что же это такое Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов и записать в тетради

- чтение учащихся

-Хорошо , ребята, молодцы я тоже поработала со словарем и приготовила толкование данных терминов.

На экране слайд.

Добро и Зло ( дети читают)

- Ребята, как вы думаете , можно ли утверждать , что добро и зло являются противоположными понятиями?

- да добро и зло – противоположные понятия.

-мне хотелось бы. Что бы вы усвоили сегодня не только значение слов, данные в словаре, но и попытались увидеть , как А.С. Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»


III объяснение нового материала


  1. Работа с текстом Беседа

- На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным

В народных сказках всех героев можно разделить на положительные героев народных сказок ( они олицетворяют добро)_ и отрицательных ( олицетворяют зло).

Добро – Иван Царевич. Царевна – лягушка, Иван – христианский сын.

Зло – Баба-Яга , Кощей Бессмертный, Чудище поганое

Можем ли мы, ребята так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»

Вывод: В сказке больше положительных героев, предполагают , что образ Чернявки невозможно отнести к положительным, ни к отрицательным.


- Подумайте в образе каких героев заметна наиболее яркая характеристика

Добро и Зло?

( в персонаже Царевны и царицы)

- Для того что бы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко второй части вашего домашнего задания – устному словестному рисованию портретов Царевны и Царицы

Учащиеся читают словестные портреты. Царевны и Царицы, зачитывают из текста определения)»

- Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, в два столбика в виде таблицы.

- Чтение определение и сравнивают с таблицей



Царица

Царевна

Внешность

Высокая,

стройная,

белая

Чернобровая

Поведение

характер

Гордая

Ломлива

Своенравна

Ревнива

Злая

Красновещая –душа

Милая

Приветливая

Цветовая

Гамма

Черный

(зависть)

Белый

Красный

румяный



- Ребята почему царица решила погубить Царевну?

В чем суть конфликта между ними?

(- Царица мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей , потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица «милее и белее» чем она

-А какими словами мы можем выразить отношение царицы и царевне?

(ненависть, зависть)

- Обладает ли добрый человек такими чувствами?

(нет , эти чувства характерны для злых людей)

- А как относится царевна к царице , которая ее решила погубить к Чернявке , которая уводит девушку в темный лес?

( Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла , не пытается им отомстить.)

- Ребята , и царица и царевна – внешне красивы , можем сказать , что она обладает и внутренней , душевной красотой!

1 ( Царица красивая, но злая ни кого не любит. Она весела только с зеркальнем.

2 Значит душа у нее черная. А царица по-настоящему красивая, она всех любит , творит добро, и все ей помогают

3 Аналз художественного произведения


Сценка:

-Ребята , что вы можете сказать о Царице

- с чем сравнивает автор царевну, говоря ….. росла, росла , поднялась и расцвела»?

(автор сравнивает ее с цветком . Она прекрасна как цветок роза.)


Физминутка

- Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок , который начинается со слов «Но невеста молодая»

Дол зари в лесу блуждая (стр. 75) , что бы доказать , что царица олицетворяет зло, а царевна добро.


В праз. чтении уч. отрывок

- Почему царевна решила, что в тереме « люди добрые живут» ?

(есть иконы, в горнице чисто и светло ).

- что сделала горянка в доме?

(зажгла свечу, зажгла печь)

- как это характеризует героиню?

( она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.)

-Можем ли мы про царицу сказать , что она трудолюбивая?

(нет она всегда сидит без дела , только в зеркало смотрится , любуется своей красотой)

- Кто приходит к царевне с целью погубить ее?

( Царица переодетая монахиней)

- На чьей стороне Сколько? Почему?

(Сколько пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко что бы объяснить богатырям, что произошло с Царевной )

- Получается , ребята , что Зло победило. Царица торжествует , устранив соперницу.

Так ли это?

( Нет Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту)

-Обращение Елисея к Солнцу, Месяцу, Ветру)

1- в сказках у добра всегда много помощников, а зло одиноко.

2- а что же происходит со злой царицей – мачехой?

3- найдите строки в которых говорится о последних минутках ее жизни чтение строки. Стр 90

а) Викторина

( Работа по тесту)

v) Закрепление.

Самостоятельный вывод учащихся.


- А сейчас ребята, обратите внимание на эпиграф

- Можем ли мы рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели. « Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет»

( Да ведь Царица умирает , а царевна оживает. Значит , добро победило. В сказках добро всегда побеждает, а Зло наказано

а) Игра « Кто внимательнее?

(вопросы. 1, 2, 3, гр.)

VI- Итог урока

- Чему научила вас сказка А.С. Пушкина , и считаете ли вы себя добрыми»

- в сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом . в жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей не добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки и злые. Любим, желаем добра здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже , бывает ненавидим.


Домашнее задание

Выучить отрывок из сказки