Урок истории 9 класс Учитель Негодова Т.Н. Тема: Завершение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Курская битва. Задачи:
1) дать оценку историческому развитию проблемы 2) показать войну как символ мужества и победы на примере фактов исследовательской работы о судьбе своей семьи в военные годы 3) помочь школьникам осознать значение события в жизни современного человека .
сформировать у учащихся представление об основных сражениях Великой Отечественной войны и историческом значении коренного перелома
Оборудование:
· 1) карта «Курская битва»;
· 2) презентации: «Курская битва»;
· 3) сравнительная таблица «Соотношение сил перед битвой под Курском»;
· 4) сообщения учащихся о героях Курской битвы.
План урока:
1.Вступление. Презентации: «Курская битва».
2.Изучение нового материала:
а) подготовка к летней военной кампании 1943г;
б) сражение под Курском;
в) наши земляки-участники Курской битвы.
г) значение Курской Битвы;
3. Заключение.
Ход урока:
1 Орг момент Добрый день .юные историки Сегодня мы с вами рассмотрим еще одну героическую страницу
нашей истории Проанализируем
2.Повторение Индивидуальные тесты
У доски «Историческое значение Сталинградской Битвы»
3 Изучение нового материала
Задание на выбор По ходу рассказа и по презентации :1Составить тезисный план 2. Выписать факты героизма советских солдат Проблемный вопрос: Что нового внесла Курская битва в развитие советского военного искусства. Рассказ учителя Летом 1943 г Гитлер и его окружение решили взять реванш за поражение под Сталинградом. Германии требовалась крупная победа над советскими войсками. Враг делал все возможное, чтобы подготовить войска к победе. С этой целью фашистское командование разработало операцию «Цитадель». Для решающего наступления был выбран участок Курской дуги, и это не случайно. Здесь в результате наступления советских войск образовался выступ
Задание. Изучите карту и предположите, каким мог быть характер действий немецко-фашистских армий
Ответы учащихся: Фашистское командование решило ударить с севера на юг под основание Курского выступа, а затем окружить и уничтожить расположенную там крупную группировку советских войск. Под удар врагов попадали части Центрального и Воронежского фронтов. После их разгрома фашисты предполагали бросить войска из района Орла и Курска на северо-восток и идти на Москву.
Операция готовилась гитлеровцами в строжайшей тайне. Но наши разведчики обнаружили подготовку к крупному наступлению врага в районе Курского выступа с использованием новейшей техники: танков «Тигр» и «Пантера», а также орудий «Фердинанд», истребителей « Фоке-Вульф 190 А», штурмовиков «Хенкель 129»..Затем до минут удалось выяснить время перехода немецких войск в наступление.
Ученик. Ставка Верховного главнокомандования в этой обстановке приняла решение: перейти к обороне, обескровить противника, а потом развернуть наступление. Советские войска усиленно готовились встретить врага. На всем Курском выступе шла титаническая работа:
-на расстоянии более300 км от линии фронта создавалась мощная полоса обороны, состоящая из восьми рубежей;
-протяженность одних только ходов сообщения и траншей составила 9 тыс. км, а это больше, чем от Москвы до Владивостока.
Бойцам показывали уязвимые места танков врага, проводили специальные тренировки, вовремя которых солдат, находящихся в траншее, учили пропускать над собой танки противника и поражать их с тыла, где броня более тонкая. Бойцов познакомили с новинками фашистской техники, поэтому появление этих машин на поле боя не было неожиданностью, на которую рассчитывали гитлеровцы.
Задание. Каково было соотношение сил перед Курской битвой? Проанализируйте таблицу и ответьте на вопросы: на чьей стороне был перевес в живой силе и технике? Чем это объясняется?
Соотношение сил перед битвой под Курском
Войска и техника | Страны |
Германия | СССР |
Численность войск, чел. | 900000 | 1336000 |
Орудия, минометы, шт. | 10000 | 19000 |
Танки, шт. | около 2700 | 3400 |
Самолеты, шт. | около2000 | 2000 |
Продолжение рассказа ;В ходе Курской битвы можно выделить два этапа
А) оборонительный 5-23 071943 ;
Б) наступательный 1207-2308 1943г
Слайд № 1 Фронтовые разведки сообщили: фашистские войска перейдут в наступление 5 июля в 3 часа утра. Было принято решение - упредить врага и провести артиллерийскую контр подготовку. Тридцать минут продолжался огневой накат. Он застал врасплох гитлеровские войска. Враг понес большие потери. Моральное состояние немецких солдат и офицеров было подавленным: стало ясно, что план решающего наступления раскрыт, а момент внезапности использовать не удастся.
В 2часа 20минут 5 июля был отдан приказ о начале контрподготовки. Все кругом закружилось, завертелось, раздался страшный грохот - началась величайшее сражение в районе Курской дуги.
Сообщение о Прохоровском сражении
Слайд №о3 «Прохоровском сражение» (Работа с документом №2»Воспоминание Ротмистрова
Одновременно с напряженными танковыми сражениями на Курской дуге развернулись ожесточенные воздушные бои. Многие наши летчики проявили в этих боях настоящее мужество. Среди них был летчик- истребитель гвардии старший лейтенант А.К.Горовец.
Сообщения учащихся.(слайд с фото героев)
1.В составе эскадрильи Горовец прикрывал войска, отбивавшие ожесточенные атаки фашистских танков и пехоты. Выполнив боевую задачу, истребители возвращались на свой аэродром. Замыкающим шел самолет Горовца. Вдруг летчик заметил 20 бомбардировщиков противника, летевших бомбить наши войска. Разгорелся напряженный бой. Горовец бросился в гущу вражеских бомбардировщиков. Первой же пулеметной очередью он сбил ведущий самолет врага. Затем на землю упали второй и третий. Отважный летчик сбил еще 6 вражеских машин. Возвращаясь на свой аэродром, он попал под неожиданный удар четырех фашистских истребителей. Его самолет был подбит и врезался в землю. Так погиб А.К.Горовец - единственный в мире летчик, в одном бою сбивший 9 вражеских самолетов. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
2. В воздушных боях принимал участие старший лейтенант А.П. Маресьев, который был прототипом героя «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого. Летчик, лишившийся обеих ног и вернувшийся на протезах в строй, сбил в боях под Орлом 3 самолета противника; ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Успешно сражались французские авиаторы из эскадрильи «Нормандия» авиационного полка «Сражающаяся Франция». 14 французских летчиков- истребителей во главе с Жаном Луи Тюляком сбили в сражениях под Орлом 33 фашистских самол ета
Рассказ учителя;
5 августа. Советские войска освободили Орел и Белгород. В честь освобождения этих городов в Москве впервые был произведен артиллерийский салют.
Слайд «Роль полководцев в ходе Курской битвы « В оборонительных и контрнаступательных операциях Курской битвы участвовали войска ряда фронтов: Центрального - под командованием генерала армии К.К.Рокоссовского, Воронежского, возглавляемого генералом армии Н.Ф.Ватутиным, Степного - во главе с генерал-полковником И.С.Коневым, Западного - под руководством генерал-полковника В.Д.Соколовского, Брянского - под командованием генерал-полковника М.М.Попова.
Подвиг советских воинов был высоко оценен Родиной. Свыше 100 000 участников Курской битвы, Харьковского и Белгородского сражений были награждены орденами и медалями, многие из них были удостоены звания Героя Советского Союза.
Слайд:) наши земляки-участники Курской битвы. В сражениях на Курской дуге принимали участие и наши земляки, жители Тогучинского района.
Итоги битвы Обсуждение1 . Курская битва завершила коренной перелом в ходе Второй мировой войны в пользу СССР. Советское командование закрепило за собой стратегическую инициативу в войне.
2. Победный исход Курской битвы ускорил развал гитлеровского блока. Назревал выход из войны Италии, пошатнулся авторитет фашистского руководства в Румынии и Венгрии, усилилась изоляция Германии, диктатор Испании Франко отозвал с советско-германского фронта свою «Голубую дивизию», Португалия передала Англии, входящей в антигитлеровскую коалицию, некоторые свои военные базы.
3. В результате разгрома фашистских войск под Курском активизировалось движение сопротивления в с« Закрепление.Обсуждение прблемного вопроса
Что нового внесла битва в развитие военного искусства , Ответы учащихся;!1) план преднамеренной обороны, а потом наступление 2)оперативное взаимодействие всех фронтов 3)в тылу у противника действовали партизаны Прохоровское поле называет третьим полем русской славы: здесь был нанесен смертельный удар немецко-фашистским захватчикам. Прохоровское поле занимает в нашей истории такое же место, что и Куликово поле, где в 1380г. русские полки под предводительством Дмитрия Донского разгромили орды Мамая и Бородинское поле, на котором в ходе Отечественной войны 1812г. русские войска под командованием М.И. Кутузова дали решающий бой французам.
На основании указа Президента Российской Федерации от 26 апреля1995г. в районном центре Прохоровка был создан государственный Военно- исторический музей-заповедник «Прохоровское поле».
Рефлексия;1) в ходе урока мне открылись важные события………..
2) я узнал имена героев………….
3)какая стояла цель.добились ли ее………
4) какое задание выполнял в течение урока…………..
Домашнее задание :записи.п 33