СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему "витамины"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "витамины"»

Тема: «Витамины»


Форма проведения урока:

дистанционная 

Цели урока:  

Образовательные: сформировать знания о биологической роли витаминов в                                обмене веществ и их практическом значении для

здоровья  человека.

 Развивающие: способствовать развитию навыков исследовательской

                          деятельности, умения делать выводы, выделять главное,

                          применять свои знания на практике.

Воспитательные: формировать социальные компетенции учащихся как

                                творческой личности с положительными нравственными

                                качествами; прививать культуру здорового образа жизни.

Оборудование и наглядность:

компьютер и Интернет; презентация «Витамины».

   ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. Проверка пройденного материала.

 Учитель: Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!

    - Что помогает нам сохранить здоровье?

    - Остановимся на питании. Каково значение пищи для нашего организма?

    - Какие питательные вещества содержатся в пище?

    - Как используются питательные вещества, попавшие в клетку?

    - Сформулируйте основные принципы составления рациона питания.

      При составлении рациона питания нужно учитывать многое, в том числе и наличие витаминов. Сегодня на уроке мы поговорим о них.

(Слайд 1)

Мы часто слышим разную информацию о витаминах:

  • Витамины есть только в овощах и фруктах.

  • Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.

  • В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.

  • Витамины нужно принимать  только зимой и весной.

  • Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

(Слайд 2)

  1. Изучение нового материала.

  1. Из истории открытия витаминов.

Сообщение учащегося: В 1881 году русский врач Николай Иванович Лунин произвел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опыта подтвердились.

        Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей?

        Н.И. Лунин решил, что в пище есть еще какое – то незаменимое вещество, необходимое для поддержания жизни. Эти вещества назвали витаминами от латинского вита – жизнь и амин – содержащий азот. Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.

(Слайд 3)

  1. Определение витаминов, их роль в организме.

    Учитель: Витамины – это органические вещества, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ Они способствуют протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ.

Что мешает усвоению витаминов:

  1. алкоголь – разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния;

  2. никотин - разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена;

  3. кофеин – разрушает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка;

  4. аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия;

  5. антибиотики – разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния;

  6. снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.

(Слайд 4)

(Учащиеся записывают определение в тетрадь).

     Витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.

       Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В1, В6, В12). Сейчас их известно около 80 видов.

     При длительном недополучении  организмом какого либо витамина возникает заболевание –авитаминоз. Если организм все - таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется – гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина.  

  1. Влияние некоторых витаминов на здоровье человека.

Прослушайте сообщения учащихся о значении некоторых витаминов.

(Слайд 5)

Витамин С

         Витамин С – Аскорбиновая кислота. Содержится цитрусовых, шиповнике, черной смородине.      В капусте содержание витамина С не меньше, чем в лимонах, а в цветной капусте даже в 2 раза больше. При квашении содержание витамина С в капусте повышается. Витамин С содержится во всех кислых овощах и фруктах.

         Потребность в витамине С высока особенно зимой. В это время молодая хвоя сосны – лучшее средство. Стакан хвойного напитка содержит в 60 раз больше витамина, чем   стакан лимонного сока.

         Цинга – болезнь, вызванная недостатком витамина С. Выпадают зубы, лопаются кровеносные сосуды, часто наступает смерть. Известна с давних пор, была распространена среди моряков, находящихся в дальнем плавании. Так, например, в Экспедиции Васко Да Гама из 160 человек погибло 100. В экспедиции Жана Картье, открывшего реку Святого Лаврентия и зазимовавшего там, погибло 25 человек, пока индейцы не посоветовали ему заваривать иглы туи восточной.

         В 1747 г. врач британского флота Д.Линд предложил давать матросам цитрусовые. Д. Кук всегда запасал свежие овощи, а в одно плавание взял с собой запас квашеной капусты. Его матросы никогда не болели цингой.

      Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы. Потребность в витамине С возрастает зимой и весной.

        Избыток витамина С ведет к повреждению поджелудочной железы и почек, вызывает аллергию.

(Слайд 6)

     

Витамин D.

       Витамин D участвует в процессах обмена кальция и фосфора, способствует их отложению в костях. Большое количество витамина находится в животной пище: печени рыб, рыбьем жире, желтке яиц, молоке. Он может синтезироваться в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей.

        Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка.

Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D.

       У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются переломы конечностей, кариес зубов.

       При избытке витамина D вымывается кальций из костей, повышается содержание кальция в крови, нарушается деятельность центральной нервной системы и почек.

(Слайд 7)

Витамин А

     Витамин А содержится в животной пище, особенно много его в рыбьем жире, говяжьей печени, сливочном масле, сметане, молоке.    В растениях (абрикос, морковь, томат, хурма) есть вещество – каротин, который в нашем организме превращается в витамин А. Каротин лучше растворяется в жирах, поэтому морковку лучше тереть и есть со сметаной или маслом.

     Витамин А входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз. Благодаря ему мы имеем цветное зрение. Недостаток витамина А в пище вызывает нарушение сумеречного и ночного зрения. Длительный недостаток может вызывать отставание детей в росте.

 Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения кожи,

на состояние волос и ногтей. При его недостатке кожа становится сухой, трескается темнеет, изменяется состав сальных желез.

       При избытке витамина А происходят изменения кожного покрова, слизистых оболочек и костей, возникают головные боли, малокровие.

(Слайд 8)

Витамин В

       Различают несколько видов данной группы: В1, В2, В6, В12.      Содержатся витамины группы В в печени, мясе, молоке, хлебобулочных изделиях, овощах, яйцах, проросшей пшенице.

      В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы).

Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Что находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.

       В настоящее время установлено, что причиной данного заболевания является недостаток витамина  В1. Витамин В1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен.

     Отсутствие витамина В2 ведет к заболеваниям глаз, языка, полости рта.

       Витамин В12 необходим для продуцирования красных кровяных телец. Отсутствие витамина В6 вызывает дерматиты – заболевания кожи.

        Избыток витаминов группы В приводит к аллергии.

 

Вывод: все витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток.

(Слайд 9)

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Решение проблемной ситуации.

Давайте вернемся к началу урока. Исходя из полученных знаний, определите, какие высказывания относятся к достоверным фактам, а какие нет.

(Объяснения учащихся).

Высказывание

Факт

Витамины есть только в овощах и фруктах.

Витамины содержатся как в растительной, так и в животной пище.

Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.

Передозировка витаминов также опасна, как и недостаток.

В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.

Да. Он повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

Витамины нужно принимать  только зимой и весной.

Витамины необходимы постоянно. Прием витаминных препаратов нужно вести только по рекомендации врача.

Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

Да.

(Слайд 10)


  1. Домашнее задание:

изучить параграф   «Витамины» и пройти тест:

Тест по теме «Витамины».          

1.       Витамины это…

а) минеральные вещества; б) органические вещества; в) белки.

2.       Авитаминоз – это…

а) переизбыток витамина;

б) недостаток витамина;

в) нормальное содержание витамина

3.       В цитрусовых  большом количестве содержится:

а) витамин А;

б) витамин Е;

в) витамин С.

4.       Отсутствие какого витамина приводит к заболеванию бери-бери?

а) витамина К;

б) витамина В;

в) витамина С.

5.       Переизбыток витаминов вызывает:

а) гипервитамноз;        

б) авитаминоз;

в) головокружение

6.       Витамины были открыты:

а) Эйкманом;

б) Луниным;

в) Функом.

7.       Источниками витамина D являются:

а) Жирная рыба, масло, солнечный загар;

б) свежие овощи, фрукты, молоко;

в) водоросли, мясо, яйца.

8.       У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении, что может быть причиной?

а) недостаток витамина В; б) недостаток витамина А;    в) недостаток витамина Е

9.   Недостаток витамина С приводит к заболеванию:

а) Цинга;  б) Пеллагра;   в) Рахит.


Ответы:1-б,2-б,3-в,4-б,5-а,6-б,7-а,8-б,9-а.